Пособие от 15.06.2012
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Государственные закупки путем проведения электронных аукционов: новый этап правовой регламентации


 

Материал помещен в архив

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ АУКЦИОНОВ: НОВЫЙ ЭТАП ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

Нормативное регулирование

В Республике Беларусь одновременно действуют два Указа Президента РБ, устанавливающие процедуры государственных закупок:

1) Указ Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618), которым определены следующие процедуры государственных закупок:

• конкурс (открытый, закрытый, могут быть двухэтапными);

• процедура запроса ценовых предложений;

• процедура оформления конкурентного листа;

• процедура закупки из одного источника.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2013 г. пп.1-9 и 11-14 Указа № 618 на основании Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 утратили силу;

 

2) Указ Президента РБ от 27.02.2012 № 112 «О проведении электронных аукционов» (далее - Указ № 112), которым установлено, что государственные закупки товаров (работ, услуг) могут осуществляться на аукционах путем электронных торгов (электронных аукционов) товарами (работами, услугами), проводимых юридическими лицами без применения процедур государственных закупок, предусмотренных законодательными актами. Специфика данных электронных аукционов, как и ранее, в том, что они проводятся с понижением цены.

В отношении порядка и условий проведения электронных аукционов соответствующие нормы с недавнего времени скорректированы, а именно, с принятием постановления Совета Министров РБ от 26.03.2012 № 261 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. № 112» (далее - постановление № 261).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 июля 2013 г. вместо постановления № 261 следует руководствоваться постановлением Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

 

В первую очередь отметим особенности принятия нормативных правовых актов, регулирующих электронные аукционы при проведении государственных закупок.

 

Нормативный правовой акт Дата вступления в силу Срок действия Примечание
Указ Президента РБ от 30.12.2010 № 708 «О проведении электронных аукционов» (далее - Указ № 708) С 1 января 2011 г. 2011 г. Установлено, что в 2011 г. государственные закупки товаров (работ, услуг) могут осуществляться на аукционах путем электронных торгов (электронных аукционов)
Постановление Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1923 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 708»
(далее - постановление № 1923)
С 1 января 2011 г. до 5 апреля 2012 г., с 5 апреля 2012 г. утратило силу Принято во исполнение Указа № 708
Указ № 112 С 5 марта 2012 г. 2012 г. До 31 декабря 2012 г. государственные закупки товаров (работ, услуг) могут осуществляться на аукционах путем электронных торгов (электронных аукционов)
Постановление № 261 С 5 апреля 2012 г. Не определен Принято во исполнение Указа № 112

Положение о порядке проведения электронных аукционов

Постановлением № 261 утверждено Положение о порядке осуществления электронных аукционов (далее - Положение).

Сфера применения Положения: определяет порядок выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг), перечень которых приведен в приложении к Положению.

 

Обратите внимание!

Данный перечень по содержанию идентичен утвержденному ранее постановлением № 1923.

 

В Положении в отличие от норм Положения о порядке осуществления электронных аукционов, утвержденного постановлением № 1923 (далее - Положение № 1923), уточнены некоторые используемые термины и соответственно подход к процедуре проведения электронного аукциона.

Так, вместо начальной цены, определяемой ранее как ориентировочная стоимость закупки, Положением начальная цена электронного аукциона определяется как величина, начиная с которой участники, допущенные к торгам, могут делать ставки. И вводится категория «ставка», т.е. цена предложения участника, допущенного к торгам, в конкретный момент торгов, полученная в результате его действий по снижению начальной цены электронного аукциона (п.2 Положения).

Вместе с тем в Положении сделана оговорка о том, что заказчик (организатор, уполномоченная организация) вправе определить в качестве начальной цены электронного аукциона ориентировочную стоимость закупки или наименьшую цену из аукционных предложений участников, допущенных к торгам.

Следует отметить, что в Положении в отличие от Положения № 1923 закреплены предельные значения ориентировочной стоимости, если заказчик (организатор, уполномоченная организация) определит ее, которые имеют решающее значение для порядка исчисления некоторых сроков.

Так, заказчик (организатор, уполномоченная организация) размещает аукционное приглашение на сайте информационного республиканского унитарного предприятия (ИРУП) «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом»; электронной торговой площадке (п.10 Положения). В отличие от норм Положения № 1923 из Положения исключена норма о направлении индивидуальных приглашений производителям.

 

Обратите внимание!

Аукционное приглашение считается размещенным со дня размещения его на сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» http://www.icetrade.by/ (п.11 Положения).

 

Положением установлены следующие условия и сроки представления аукционных предложений.

 

Условие Сроки
После размещения аукционного приглашения тем не менее заказчик (организатор, уполномоченная организация) могут изменить и дополнить его, но до истечения срока представления аукционных предложений.

Примечание. При этом не допускается изменение предмета государственной закупки, требований к составу участников, а также квалификационных требований к участникам, если они предусмотрены в соответствии с Положением
До истечения срока представления аукционных предложений Определенная заказчиком (организатором, уполномоченной организацией) ориентировочная стоимость закупки влияет на срок представления аукционных предложений участниками следующим образом: Ориентировочная стоимость закупки также определяет сроки проведения повторного аукциона, если ранее проведенный электронный аукцион признан несостоявшимся
Если ориентировочная стоимость закупки более 3 000 базовых величин Срок представления аукционных предложений продлевается и должен составлять не менее 15 календарных дней Срок представления аукционных предложений не может быть менее 20 календарных дней со дня размещения аукционного приглашения Срок представления аукционных предложений должен составлять не менее 10 календарных дней
Если ориентировочная стоимость закупки не превышает 3 000 базовых величин Срок представления аукционных предложений продлевается и должен составлять не менее 5 календарных дней Срок представления аукционных предложений не может быть менее 10 календарных дней Срок представления аукционных предложений должен составлять не менее 5 календарных дней со дня размещения аукционного приглашения

Плата за обеспечение проведения электронных аукционов

Как и в ранее действовавшем Положении № 1923, в Положении содержится правило о том, что оператором электронной торговой площадки взимается плата с участников за обеспечение проведения электронных аукционов на основании договора, заключенного оператором с участником (п.5 Положения). Сам заказчик (организатор, уполномоченная организация) плату за участие в электронном аукционе с участников взимать не вправе.

Порядок проведения аккредитации на электронной торговой площадке. Аукционное приглашение

Порядок проведения аккредитации на электронной торговой площадке остался таким, каким он был установлен Положением № 1923, и определяется регламентом организации и проведения аукционов, который утверждается оператором электронной торговой площадки. Перечень последних содержится в постановлении № 261: ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», открытое акционерное общество (ОАО) «Белорусская универсальная товарная биржа».

Исходя из содержания регламента определяется и время начала торгов, а дата начала торгов должна содержаться в аукционном приглашении (п.12 Положения), в отличие от норм Положения № 1923: в приглашении должны были содержаться и дата, и время начала аукциона. В остальном требования к содержанию аукционного приглашения в Положении практически не изменились, за некоторым исключением. Так, обязательными требованиями к содержанию аукционного приглашения в Положении названы:

1) наименование процедуры государственной закупки;

2) адрес сайта в сети Интернет, обеспечивающего доступ на электронную торговую площадку, на которой будет проводиться электронный аукцион;

3) срок представления аукционных предложений;

4) дата начала торгов;

5) наименование (фамилию, собственное имя и отчество (при его наличии) для индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика-заказчика (организатора, уполномоченной организации);

6) фамилии, собственные имена и отчества (при их наличии), номера телефонов работников заказчика (организатора, уполномоченной организации);

7) описание предмета государственной закупки, количество (объем), место и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

 

Обратите внимание!

По сравнению с Положением № 1923 законодатель в Положении исключил указание на способ расчетов;

 

8) начальная цена электронного аукциона в случае, если в качестве таковой заказчик (организатор, уполномоченная организация) определяет ориентировочную стоимость закупки. Сведения о начальной цене в данном случае включены в число обязательных на основании ПоложенияПоложении № 1923 подобная норма отсутствовала);

9) источник финансирования государственной закупки;

10) размер платы оператору электронной торговой площадки;

11) требования к составу участников (п.12 Положения).

Аукционное обеспечение

Вместо предусмотренной Положением № 1923 банковской гарантии (аккредитива) Положением уточнены виды аукционного обеспечения. Заказчик (организатор, уполномоченная организация) может потребовать в качестве обеспечения исполнения обязательства заключить договор о государственной закупке предоставления участниками аукционного обеспечения в виде:

• банковской гарантии;

• перечисления денежной суммы оператору электронной торговой площадки.

Размер аукционного обеспечения - не более 3 % цены аукционного предложения или начальной цены электронного аукциона, если в качестве такой цены заказчик (организатор, уполномоченная организация) определяет ориентировочную стоимость закупки (п.17 Положения).

Срок предоставления банковской гарантии, перечисления денежной суммы оператору электронной торговой площадки - не позднее истечения срока представления аукционного предложения.

Несколько уточнен порядок возврата аукционного обеспечения (п.18 Положения). Аукционное обеспечение подлежит возврату участникам не позднее 3 рабочих дней:

• следующих за днем размещения заказчиком (организатором, уполномоченной организацией) на электронной торговой площадке сообщения, подтверждающего заключение договора о государственной закупке;

• после размещения на электронной торговой площадке соответствующего протокола заседания комиссии в случае отмены электронного аукциона либо признания его несостоявшимся.

 

Справочно

Основания для признания аукциона несостоявшимся:

• не выполнены требования п.27 Положения: отобрано менее 2 участников или не выбран ни один участник;

• в течение торгов ни один из участников не сделал ставки;

• участники, сделавшие последнюю и предпоследнюю ставки, были признаны не соответствующими требованиям к составу участников, а также квалификационным требованиям к участникам;

• участник, выбранный победителем, отказался от подписания договора (данное основание отсутствовало в Положении № 1923);

• аукционные предложения после завершения торгов по инициативе заказчика отклонены в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

• жалоба участника электронного аукциона признана обоснованной (п.34 Положения).

 

Положением установлена норма о последствиях неисполнения участником, сделавшим последнюю (предпоследнюю) ставку, обязательства по заключению договора о государственной закупке:

1) денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения исполнения этого обязательства, не позднее 3 рабочих дней со дня получения оператором электронной торговой площадки соответствующего уведомления заказчика (организатора, уполномоченной организации) перечисляются оператором электронной торговой площадки в бюджет, за счет средств которого предусмотрено финансирование государственной закупки;

2) банковская гарантия в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления заказчика (организатора, уполномоченной организации) передается оператором электронной торговой площадки лицу, в пользу которого она выдана и которое обеспечивает в установленном законодательством порядке перечисление соответствующих денежных средств в бюджет, за счет средств которого предусмотрено финансирование государственной закупки (п.18 Положения).

Проведение электронного аукциона и оформление его результатов

Порядок проведения электронного аукциона уточнен применительно к случаям предоставления аукционного обеспечения.

Первый этап. Оператор электронной торговой площадки не позднее 1 рабочего дня после истечения срока представления аукционных предложений обеспечивает в соответствии с регламентом доступ комиссии, созданной заказчиком (организатором, уполномоченной организацией), к первым разделам аукционных предложений участников, за исключением случая, если в аукционных документах установлено требование о предоставлении участниками аукционного обеспечения.

Если в аукционных документах установлено требование о предоставлении участниками аукционного обеспечения, оператор электронной торговой площадки в течение 1 рабочего дня после истечения срока представления аукционных предложений:

• проверяет соответствие сведений, указанных в аукционном предложении участника, размеру предоставленного им аукционного обеспечения;

• обеспечивает доступ комиссии к первым разделам аукционных предложений участников, предоставивших аукционное обеспечение надлежащего размера.

Положением установлены правовые последствия на случай, когда первый раздел аукционного предложения содержит наименование участника и иные документы и сведения, идентифицирующие участника: оно подлежит отклонению.

Второй этап. Комиссией рассматриваются первые разделы аукционных предложений, как правило, не более 10 календарных дней со дня истечения срока представления аукционных предложений, но не позднее чем за 2 рабочих дня до начала торгов.

Третий этап. Заказчик (организатор, уполномоченная организация) не позднее 1 рабочего дня после рассмотрения первых разделов аукционных предложений размещает на электронной торговой площадке соответствующий протокол заседания комиссии в форме электронного документа, который должен содержать:

• начальную цену аукциона;

• в случае признания электронного аукциона несостоявшимся - соответствующее решение с указанием причин.

Оператор электронной торговой площадки в течение 1 рабочего дня со дня размещения на электронной торговой площадке протокола направляет участникам соответствующие уведомления (п.26 Положения).

Четвертый этап. Проведение торгов на электронной торговой площадке, если к участию в торгах допущено не менее 2 участников.

В ходе торгов участники вправе делать ставки в порядке, установленном регламентом, с учетом величины, равной шагу электронного аукциона. Участники, сделавшие последнюю и предпоследнюю ставки, удостоверяют их электронной цифровой подписью в порядке, установленном регламентом.

Пятый этап. Окончание торгов, после чего на электронной торговой площадке отображаются начальная цена электронного аукциона, последняя и предпоследняя ставки, а также наименования организаций или фамилии, собственные имена и отчества (при их наличии) физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, участников, сделавших эти ставки.

Торги считаются оконченными, если в течение 10 мин после:

1) начала торгов ни один из участников не сделал ставки. В этом случае на электронной торговой площадке отображается информация об этом и начальная цена электронного аукциона;

2) очередной ставки ни один из участников не сделал новой ставки.

Шестой этап. Подписание протокола торгов оператором электронной торговой площадки осуществляется в день проведения торгов в соответствии с регламентом; протокол размещается на электронной торговой площадке и направляется заказчику (организатору, уполномоченной организации) в форме электронного документа.

Седьмой этап. Оператор электронной торговой площадки обеспечивает доступ комиссии ко вторым разделам аукционных предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки.

В срок не более 10 календарных дней, следующих за днем окончания торгов, комиссия выбирает победителя электронного аукциона - участника, сделавшего последнюю ставку, при условии его соответствия требованиям к составу участников, а также квалификационным требованиям к участникам, либо сделавшего предпоследнюю ставку, при условии его соответствия требованиям к составу участников, а также квалификационным требованиям к участникам, в случае, если участник, сделавший последнюю ставку, не соответствует таким требованиям.

Восьмой этап. Рассмотрение вторых разделов аукционных предложений с оформлением соответствующего протокола заседания комиссии в форме электронного документа, требования к содержанию которого предусмотрены п.33 Положения и который подписывается членами комиссии, утверждается ее председателем и размещается на электронной торговой площадке не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем заседания комиссии. Оператор электронной торговой площадки в течение 1 рабочего дня с момента размещения на электронной торговой площадке указанного протокола направляет участникам соответствующие уведомления.

Девятый этап. Заключение договора о государственной закупке. Порядок заключения договора о государственной закупке остался прежним, как в Положении № 1923.

 

Стороны договора
Заказчик или уполномоченная организация и участник, выбранный победителем
Форма договора
Простая письменная либо форма электронного документа. Дополнительно на основании п.8 Указа № 618 требуется регистрация такого договора в главных управлениях Министерства финансов РБ по областям (г.Минску), их отделениях либо в обслуживающих заказчиков банках при представлении заказчиками документов на оплату государственной закупки и заявления о проведенной процедуре закупки
Примечание. Форма заявления о проведенной процедуре закупки утверждена постановлением Минфина РБ от 19.01.2009 № 4
Срок заключения
Не позднее чем в 20-дневный срок после истечения 10-дневного срока, предусмотренного на обжалование действий (бездействия) и решений заказчика (организатора, уполномоченной организации), комиссии и (или) ее членов (п.38 Положения)

 

15.06.2012 г.

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь