


Материал помещен в архив
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Нормативное регулирование
В целях совершенствования управления процессами информатизации в Республике Беларусь и реализации государственной политики в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких технологий издан Указ Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 № 531 «О некоторых вопросах информатизации» (далее - Указ № 531), в который с 1 января 2017 г. внесены существенные изменения Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2016 № 493).
Во исполнение подп.8.3 п.8 Указа № 531 принят Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (далее - Указ № 612), который направлен на совершенствование процедур государственных закупок в сфере информатизации.
![]() |
Справочно Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений. Информационные технологии - совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации (абзацы 11, 15 ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»). |
Особенности государственных закупок в сфере информатизации
Государственные закупки в сфере информатизации основываются на принципах:
• единства и комплексности реализации мероприятий, включенных в программы информатизации;
• многократности применения информационных систем и информационно-коммуникационных технологий;
• совместимости информационных систем, используемых в различных государственных органах и организациях (подп.1.3 п.1 Указа № 612).
Государственные закупки в сфере информатизации проводятся в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З), иными актами законодательства, регулирующими отношения в области государственных закупок. Вместе с тем Указом № 612 установлены и существенные особенности их проведения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом № 419-З, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарий см. здесь. |
Такими особенностями, в частности, являются следующие.
1. Государственные закупки по мероприятиям, включенным в программы информатизации, осуществляются через Департамент информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (далее - Департамент информатизации), который выступает единым организатором процедур государственных закупок в этой сфере. Понятие «единый организатор» появляется в законодательстве Республики Беларусь впервые.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 октября 2017 г. согласно п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 03.10.2017 № 359 «Об отмене указов Президента Республики Беларусь» функции единого организатора процедур государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций возлагаются на Министерство связи и информатизации. |
Единый организатор:
• осуществляет общую координацию проведения государственных закупок;
• обеспечивает выработку единой политики и определение единообразного подхода к проведению государственных закупок;
• непосредственно проводит процедуры государственных закупок в рамках мероприятий программ информатизации, ведет реестр процедур государственных закупок и заключенных по их результатам договоров (подп.1.3 п.1 Указа № 612).
Порядок проведения таких закупок единым организатором определен Положением о едином организаторе процедур государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций, утвержденным постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16.01.2015 № 3.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Положением № 3 в редакции постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18.09.2019 № 13. |
На Департамент информатизации также возложена функция осуществления мониторинга итогов проведения государственных закупок в сфере информатизации.
По результатам мониторинга Департамент информатизации направляет в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, которое является уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, предложения по включению юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.
2. Основанием для проведения государственных закупок в сфере информатизации являются государственные программы информатизации и их подпрограммы (подп.1.2 п.1 Указа № 612).
Важнейшим документом, регламентирующим процесс формирования программ информатизации, является Указ Президента Республики Беларусь от 25.07.2016 № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ».
Названным Указом № 289 утверждено Положение о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ.
Данным Положением в отношении государственных программ:
• определены функции ответственного заказчика и заказчиков программы;
• установлен порядок формирования программ;
• определены источники финансирования и порядок реализации программы.
![]() |
Справочно До марта 2016 г. программы информатизации разрабатывались в соответствии с Положением о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2009 № 404, которое признано утратившим силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2016 № 167 «Об утверждении Положения о порядке формирования и уточнения перечня государственных программ». |
Специфика формирования, финансирования, согласования, утверждения программ информатизации определена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.08.2014 № 835 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 531».
![]() |
Обратите внимание! Финансирование государственными органами и организациями мероприятий в сфере информатизации, не согласованных с помощником Президента Республики Беларусь - начальником главного идеологического управления и Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, не допускается (абзац 5 п.7 Указа № 531). При этом данным пунктом Указа № 531 предусматривается финансирование мероприятий в сфере информатизации как за счет бюджетных, так и за счет собственных средств. |
Перечень мероприятий в сфере информатизации установлен постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13.05.2016 № 5 на основании абзаца 4 п.4 Указа № 531 (далее - Перечень).
Для того чтобы «не перегружать» программы информатизации текущими закупками, связанными с повседневной производственной деятельностью, Перечнем предусмотрен ряд мероприятий, которые не включаются в такие программы.
В частности, это мероприятия по:
• приобретению программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 30 000 базовых величин;
• приобретению, разработке (доработке, модернизации), вводу в эксплуатацию информационных систем, автоматизирующих осуществление сопутствующих функций организации, включая бухгалтерский учет, документооборот, информирование (интернет-сайты, порталы), системы видеонаблюдения, видеофиксации и видеоконференцсвязи;
• техническому обслуживанию, ремонту, замене вышедшего из строя в процессе эксплуатации телекоммуникационного и компьютерного оборудования;
• актуализации информационных ресурсов, технической поддержке и сопровождению информационных систем, техническому обслуживанию информационных сетей;
• аттестации систем защиты информации информационных систем;
• использованию вычислительных ресурсов и программного обеспечения по технологии облачных вычислений, включая доработку информационных ресурсов и систем для обеспечения их переноса на облачную платформу и работы по их переносу;
• аренде телекоммуникационного и компьютерного оборудования, информационных сетей;
• а также мероприятия, имеющие объем финансирования за весь срок их реализации менее 30 000 базовых величин, направленные на разработку и внедрение в деятельность государственных органов и организаций информационных ресурсов, сетей, систем, их модернизацию (внесение конструктивных изменений в программные и (или) программно-технические средства) и (или) интеграцию с иными информационными ресурсами, системами и сетями.
При закупке товаров (работ, услуг) в рамках вышеуказанных мероприятий, не включаемых в программы информатизации согласно Перечню, закупка производится в общем порядке самостоятельно (на основании Закона № 419-З с использованием бюджетных средств, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» с использованием собственных средств).
Необходимо обратить внимание, что в период с 1 января по 31 декабря 2016 г. закупки за счет бюджетных средств в сфере строительства признавались государственными закупками и проводились на основании Закона № 419-З и Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (утратил силу 1 января 2017 г.). С 1 января 2017 г. закупки в строительстве регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
Важно иметь в виду, что если при строительстве будет реализовываться мероприятие в сфере информатизации, определенное Перечнем, то государственная закупка должна осуществляться заказчиком с учетом изъятий и ограничений, установленных Указом № 612.
3. Отличительной особенностью закупок в сфере информатизации является введение в сферу государственных закупок нового этапа - подготовки и утверждения заказчиком программы информатизации технического задания по мероприятиям программы информатизации.
Техническое задание разрабатывается до начала проведения государственной закупки и решает вопрос «быть или не быть» государственной закупке в сфере информатизации.
Только при наличии технического задания, получившего положительное заключение государственной научно-технической экспертизы, можно приступать к проведению соответствующей процедуры закупки в сфере информатизации.
Экспертизу проводит Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь в течение 30 календарных дней.
![]() |
Справочно Типовая форма технического задания по мероприятию государственной программы информатизации и ее подпрограмм установлена постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 16.01.2015 № 2/4. |
Техническое задание должно, в частности, содержать:
• цели, ожидаемые результаты и показатели эффективности их реализации, экономический и (или) социальный эффект от реализации мероприятий программ информатизации;
• основные этапы реализации с указанием перечня товаров (работ, услуг), закупаемых в рамках мероприятий программ информатизации, в том числе связанных с проведением исследований и разработок, а также с указанием объема финансирования их закупок.
Для качественной подготовки технических заданий по мероприятиям программ информатизации необходимо наличие высококвалифицированных специалистов в области информатизации, которыми заказчики мероприятий могут не располагать, в связи с чем Указом № 612 предусмотрена возможность привлечения для этой цели на договорной основе научных, проектных и конструкторских организаций вне зависимости от подчиненности и формы собственности, а также ученых и специалистов, в том числе зарубежных.
Необходимо разграничивать понятие «техническое задание» в контексте Указа № 612, которое фактически означает задание на закупку, и понятие «техническое задание», которое означает документ, форма которого содержится в приложении 1 к примерной форме договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, финансируемых полностью или частично за счет государственных средств, утвержденной постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 26.07.2013 № 12.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 сентября 2018 г. постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 03.09.2018 № 26 утверждена новая форма договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, финансируемых полностью или частично за счет государственных средств. |
В последнем случае техническое задание разрабатывается заказчиком и исполнителем для выполнения научно-исследовательских работ после выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам проведения государственной закупки на стадии заключения договора.
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2017 г. в соответствии с изменениями, внесенными в Указ № 531, Департамент информатизации направляет в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь для проведения государственной научно-технической экспертизы только технические задания по мероприятиям в сфере информатизации с объемом финансирования более 30 000 базовых величин за весь срок их реализации (ранее направлялись все). |
4. При проведении конкурса конкурсные документы подлежат согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь в части соблюдения принципов осуществления государственных закупок, а также соответствия предмета закупок требованиям технических заданий.
![]() |
Обратите внимание! Согласовываются только конкурсные документы (открытый, закрытый конкурс), которые должны соответствовать примерным формам, приведенным в приложениях 28, 29 к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14. |
На практике возникают проблемы, связанные с тем, что заказчики мероприятий направляют «на всякий случай» в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь для согласования иные документы, необходимые для проведения процедур государственных закупок (запрос ценовых предложений (по форме согласно приложению 24 к указанному постановлению № 14), закупка из одного источника). В таком случае документы возвращаются обратно заказчику. Это приводит к неоправданному увеличению сроков проведения государственной закупки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 августа 2020 г. действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 26.08.2020 № 56 «Об установлении примерных форм документов по процедурам государственных закупок». |
Кроме того, конкурсные документы согласовываются исключительно при проведении государственных закупок по мероприятиям, включенным в программы информатизации, то есть при проведении закупок с учетом требований Закона № 419-З, Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. постановление № 778 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 утратило силу. Следует руководствоваться Положением о порядке аккредитации на электронной торговой площадке, утвержденным постановлением № 395 (комментарий см. здесь), а также Положением о комиссии по государственным закупкам, утвержденным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7 (комментарий см. здесь). |
Также не согласовываются и конкурсные документы при закупках за счет собственных средств, так как согласно абзацу 3 ст.1 Закона № 419-З государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.
5. С учетом отечественного и зарубежного опыта государственных закупок в сфере информатизации установлены критерии оценки предложения участников по процедурам государственных закупок. В качестве одного из критериев определена возможность выполнения не менее 85 % предусмотренного техническим заданием объема работ или услуг собственными силами участника. Введение данного критерия направлено на снижение необоснованного посредничества при выполнении мероприятий программ информатизации.
6. Законом № 419-З предусмотрено значение удельного веса критерия «цена предложения» не менее 40 % (п.2 ст.39).
Для государственных закупок в сфере информатизации установлено значение удельного веса данного критерия не ниже 30 % (часть третья подп.1.12 п.1 Указа № 612).
Цель - повышение значимости удельного веса критериев, связанных с наличием опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей и квалификацией участников конкурсов. При этом учитывается, что значительный объем работ по мероприятиям программ информатизации будет проводиться в виде разработок программного обеспечения и технических средств.
В связи с этим значение удельного веса критерия «наличие опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей» установлено не ниже 30 % (часть третья подп.1.12 п.1 Указа № 612).
Также в связи с тем, что в мероприятиях программ информатизации значительный удельный вес составляют разработки программного обеспечения и технических средств, Указом № 612 предусмотрено в качестве существенного условия выполнения договора, заключаемого для реализации этих мероприятий, определение обладателей имущественных прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности (подп.1.15 п.1 Указа № 612).
Заключение
Субъектами деятельности в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких технологий являются республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, государственные юридические лица, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.
Также действие Указа № 612 не распространяется на закупку работ (услуг) в рамках государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, государственных программ научных исследований, так как для таких программ законодательством определен особый порядок формирования и реализации, проведения государственной научной и научно-технической экспертизы их заданий.
Принимая во внимание важность и необходимость обеспечения стабильного, надежного и непрерывного функционирования, защищенности, надежности и управляемости автоматизированной системы финансовых расчетов Министерства финансов Республики Беларусь, из сферы действия Указа № 612 исключены государственные закупки по приобретению услуг, связанных с развитием и обеспечением эксплуатации данного ресурса.
31.01.2017
Аркадий Гончаров, начальник отдела контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения Министерства связи и информатизации Республики Беларусь