


Материал помещен в архив
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ: ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ В 2015-2016 ГОДАХ, АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В 2015-2016 годах государственные закупки в сфере информатизации осуществлялись по новым правилам, которые, в свою очередь, неоднократно претерпевали изменения.
Начало новациям законодательства положило принятие указов Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 № 531 «О некоторых вопросах информатизации» (далее - Указ № 531) и от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (далее - Указ № 612).
![]() |
Справочно Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений. Информационная технология - совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации (абзацы 11, 15 ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»). |
Руководствоваться новыми правилами, в том числе при осуществлении государственных закупок в сфере информатизации, обязаны в числе прочих субъектов все республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительными органы, организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, государственные юридические лица (в том числе учреждения образования, здравоохранения, культуры), а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (п.1 Указа № 531).
![]() |
Справочно Участие государства в управлении хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, осуществляется посредством участия представителя государства в работе органов управления общества (п.1 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 № 694).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 июня 2019 г. следует руководствоваться п.1 Положения № 694 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2019 № 337. Изменения не повлияли на суть материала.
На практике представитель государства может блокировать любое принимаемое хозяйственным обществом решение, обладая минимальным пакетом - 25 % акций + 1 акция (блокирующий пакет), даже если уставом общества предусмотрено, что решение может быть принято квалифицированным большинством в 3/4 голосов, то есть представитель может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. В таком случае хозяйственное общество должно руководствоваться при осуществлении государственных закупок в сфере информатизации требованиями Указа № 531 и Указа № 612. |
Проведение единой государственной политики в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких технологий в 2014 году было возложено на помощника Президента Республики Беларусь - начальника главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь (далее - помощник Президента Республики Беларусь - начальника главного идеологического управления).
Помощник Президента Республики Беларусь - начальник главного идеологического управления, в частности, в соответствии с Указом № 531 координирует деятельность государственных органов и организаций в сфере информатизации, в пределах компетенции деятельность средств массовой информации, распространяемых посредством телевизионного вещания и глобальной компьютерной сети Интернет, согласовывает государственные программы информатизации, а с 1 января 2017 г. также другие государственные программы в части мероприятий в сфере информатизации с объемом финансирования более 30 тыс. БВ за весь срок их реализации.
Особенности государственных закупок в сфере информатизации
Рассмотрим подробнее, в чем заключалась новизна правил проведения государственных закупок в сфере информатизации в 2015-2016 годах.
Единый организатор процедур государственных закупок
Государственные закупки проводились заказчиками, реализующими мероприятия в сфере информатизации, не самостоятельно, а через Департамент информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, который в соответствии с Указом № 531 и Указом № 612 выступает единым организатором процедур государственных закупок в данной сфере (далее - Единый организатор, Департамент информатизации).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 октября 2017 г. согласно п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 03.10.2017 № 359 «Об отмене указов Президента Республики Беларусь» функции единого организатора процедур государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций возлагаются на Министерство связи и информатизации. |
![]() |
Справочно Государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. Закон № 419-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарий см. здесь. Согласно абзацу 2 ст.1 новой редакции Закона № 419-З государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки.
Если инновационный внебюджетный фонд государственный, то в соответствии с разъяснением Министерства торговли Республики Беларусь (письмо от 23.10.2013 № 14-06/1387к «О закупках за счет средств внебюджетных централизованных инвестиционных фондов») средства внебюджетных инвестиционных фондов не являются средствами государственных внебюджетных фондов. Следовательно, закупки за счет средств инвестиционных фондов не признаются государственными.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2019 г. письмо № 14-06/1387к утратило силу на основании письма Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15.07.2019 № 14-01-04/1922К. |
Единый организатор обладает особым правовым статусом, поскольку в Законе № 419-З, постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее - постановление № 778) такое понятие отсутствует.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. вместо постановления № 778 действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"». Комментарий см. здесь. |
Статьей 12 Закона № 419-З определен статус организатора закупок, который действует в рамках гражданско-правовых отношений, так как заказчик вправе привлечь организатора для осуществления части функций заказчика по организации и проведению процедуры государственной закупки. При этом определение существенных условий договора и подписание договора осуществляются исключительно заказчиком.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться ст.13 новой редакции Закона № 419-З. |
![]() |
Справочно Один из классических организаторов закупок в Республике Беларусь - государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы», которое проводит процедуры закупок, в том числе государственных, на возмездной основе на основании гражданско-правовых договоров. |
В отличие от организатора закупок Единый организатор проводит процедуры государственных закупок в полном объеме не на основании гражданско-правовых договоров на добровольной основе, а на основании прямых предписаний законодательства, и ни о каких договорных отношениях в части передачи части функций, а тем более о плате, речи быть не может.
Единый организатор непосредственно проводит процедуры государственных закупок в рамках мероприятий программ информатизации, осуществляет общую координацию проведения государственных закупок, обеспечивает выработку единой политики и определение единообразного подхода к их проведению (подп.1.3 п.1 Указа № 612).
Порядок проведения закупок Единым организатором
Порядок проведения закупок Единым организатором определен Положением о едином организаторе процедур государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций, утвержденным постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16.01.2015 № 3 (далее - Положение № 3).
С целью организации и проведения процедуры государственной закупки в сфере информатизации Единый организатор для каждой организации-заказчика, прежде всего, создает отдельную комиссию на основании приказа директора Департамента информатизации, которая проводит в полном объеме конкретную процедуру закупки, в том числе открытый конкурс, включая повторные процедуры.
В состав комиссии наряду с представителями Департамента информатизации (включая юридическую службу) в соответствии с подп.7.2 п.7 Положения № 3 обязательно включаются представители заказчиков мероприятий программы информатизации, как правило, из числа руководителей структурных подразделений, ответственных за исполнение таких мероприятий. На практике в состав комиссии по ходатайству заказчика включаются не менее двух-трех его представителей, так как решающее слово при выборе победителя процедуры закупки остается за заказчиком с учетом того, что закупка осуществляется в его интересах и для удовлетворения его производственных потребностей.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 ноября 2019 г. на основании технического задания, по которому получено положительное заключение государственной научно-технической экспертизы, единый организатор в порядке, установленном законодательством о государственных закупках, формирует комиссию для организации и проведения процедуры государственной закупки. При этом в состав комиссии, создаваемой для организации и проведения процедуры государственной закупки, включаются представители заказчиков (подп.8.2 п.8 Положения № 3 в редакции постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18.09.2019 № 13 (далее - постановление № 13)). |
Перечень документов, необходимых Единому организатору для проведения закупки, приведен в подп.7.3 п.7 Положения № 3.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 ноября 2019 г. на основании технического задания, по которому получено положительное заключение государственной научно-технической экспертизы, единый организатор регистрирует не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от заказчика документы, указанные в п.7 Положения № 3 (подп.8.3 п.8 Положения № 3 в редакции постановления № 13). |
По сложившейся практике заказчик в первую очередь должен направить в Департамент информатизации письмо и представить копию технического задания по мероприятию программы информатизации, получившего положительное заключение государственной научно-технической экспертизы, проводимой Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь (далее - ГКНТ), а также письмо о согласовании конкурсных документов Министерством связи и информатизации Республики Беларусь (далее - Министерство связи и информатизации) (подробнее об оформлении данных документов ниже).
Кроме того, необходимо обоснование вида процедуры государственной закупки, разработанное заказчиком на основании проведенных исследований конъюнктуры рынка, содержащее описание предмета государственной закупки.
У заказчиков часто возникали вопросы о форме представления этого документа и его необходимости. Между тем обоснование, которое оформляется в произвольной форме, очень важно для Единого организатора, так как только заказчик может определить годовую потребность и ассортимент закупаемых товаров (работ, услуг) и в зависимости от пороговых значений вид процедуры закупки в соответствии постановлением № 778.
Решение о проведении процедуры закупки закрепляется в протоколе заседания комиссии, после чего именно Единый организатор размещает приглашение об участии в закупке на официальном сайте http://www.icetrade.by РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет.
На первоначальном этапе возникали проблемы с вопросом оплаты размещения информации о государственных закупках на официальном сайте, так как Департаменту информатизации не предусмотрено финансирование таких затрат из средств республиканского бюджета.
На практике заказчик оплачивает размещение в рамках договора, заключаемого ежегодно заказчиками с РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» для обеспечения проведения государственных закупок.
![]() |
Справочно В 2015 году Единый организатор провел более 200 процедур государственных закупок, из них 44 % - открытые конкурсы, в том числе повторные (в основном предмет закупки - услуги по выполнению НИОКР по созданию информационных ресурсов и систем в рамках выполнения программ информатизации), 34 % - закупка из одного источника, 20 % - запрос ценовых предложений. Электронные аукционы в 2015 году Единым организатором не проводились, так как подп.1.4 п.1 Указа № 612 до 1 января 2016 г. такая процедура в сфере информатизации не была предусмотрена. В 2016 году количество проводимых процедур (конкурс, запрос ценовых предложений, закупка из одного источника) значительно уменьшилось, вместе с тем проведено семь электронных аукционов на электронных торговых площадках по выбору поставщиков компьютерного и телекоммуникационного оборудования для обеспечения реализации мероприятий в сфере информатизации. |
Тенденция к сокращению проводимых Единым организатором процедур закупок обусловлена коренным изменением к подходу определения порогового значения, при котором мероприятие в обязательном порядке включается в программу информатизации и государственная закупка должна проводиться через Департамент информатизации с учетом изъятий и ограничений, установленных Указом № 612.
В 2016 году пороговое значение, определяемое перечнем мероприятий в сфере информатизации, утверждаемым Министерством связи и информатизации, значительно увеличено с целью существенного сокращения круга мероприятий в сфере информатизации, подлежащих включению в программы информатизации, упорядочения формирования программ информатизации на основе наиболее глобальных мероприятий в сфере информатизации.
Это изменение основано на предложениях республиканских органов государственного управления и организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, реализовавших в 2014-2015 годах отраслевые либо региональные программы информатизации, на более чем двухлетней правоприменительной практике в целях дальнейшего совершенствования управления процессами информатизации в Республике Беларусь, сокращения временных затрат на подготовительные работы по мероприятиям, дебюрократизации процессов информатизации, повышения оперативности и эффективности управленческих решений в данной сфере.
Так, если с 16 мая 2014 г. в программы информатизации включались мероприятия по приобретению телекоммуникационного и компьютерного оборудования с ориентировочной стоимостью годовой потребности закупки более 300 БВ за счет бюджетных средств, то с 30 марта 2016 г. эта величина составила уже более 6 000 БВ, а с 29 мая 2016 г. - свыше 30 000 БВ.
В рассматриваемом периоде также возникали проблемы по организации проведения Единым организатором процедуры закупки из одного источника.
В соответствии с п.1 ст.50 Закона № 419-З процедуру закупки из одного источника проводит заказчик (организатор).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться ст.49 новой редакции Закона № 419-З. |
На этом основании некоторые заказчики (республиканские органы государственного управления) предлагали Департаменту информатизации, выступающему Единым организатором, провести данную процедуру самостоятельно.
Вместе с тем согласно п.3 ст.50 Закона № 419-З процедура закупки из одного источника осуществляется заказчиком с учетом результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Поэтому заказчикам разъяснялось, что при проведении процедуры закупки из одного источника вопросы изучения конъюнктуры рынка и переговоров с известными им поставщиками - это исключительная прерогатива заказчика, так как закупка конкретных товаров (работ, услуг) осуществляется в его интересах и для реализации задач и функций заказчика. Кроме того, Единый организатор не действует в рамках гражданско-правового договора.
На практике Единым организатором на заседании комиссии с участием представителей заказчика рассматриваются материалы, указанные в утвержденной заказчиком справке о проведении процедуры государственной закупки из одного источника (приложение 26 к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок»), и согласовывается решение заказчика о выборе исполнителя.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 августа 2020 г. действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 26.08.2020 № 56 «Об установлении примерных форм документов по процедурам государственных закупок». |
Проблемы разработки и согласования технического задания по мероприятию программы информатизации
При осуществлении государственных закупок в сфере информатизации с 2015 года появляется новый этап - подготовка и утверждение заказчиком мероприятия программы информатизации технического задания по мероприятию программы информатизации (далее - технического задание).
В соответствии с подп.1.5 п.1 Указа № 612 государственные закупки осуществляются на основании технических заданий по мероприятиям программ информатизации, получивших положительные заключения государственной научно-технической экспертизы.
Следовательно, техническое задание должно быть разработано заказчиком до начала проведения государственной закупки, и только после получения положительного заключения государственной научно-технической экспертизы можно приступать к проведению соответствующей процедуры закупки в сфере информатизации.
Форма технического задания утверждена постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16.01.2015 № 2/4.
Экспертиза технических заданий проводится ГКНТ в срок не позднее 30 календарных дней с даты их поступления.
Заключение о результатах экспертизы представляется Единому организатору и заказчикам мероприятий программ информатизации и должно содержать однозначный вывод о целесообразности расходов на государственные закупки, предусмотренные техническими заданиями.
![]() |
Справочно В 2015 году получили отрицательное заключение государственной научно-технической экспертизы около 5 % технических заданий, направленных Единым организатором в ГКНТ, по причине некачественной их подготовки. Такие технические задания были возвращены заказчикам. В 2016 году таких случаев не было. |
Для качественной подготовки технических заданий по мероприятиям программ информатизации при создании высокотехнологичных информационных ресурсов, систем и сетей необходимо наличие высококвалифицированных специалистов в области информатизации, которыми заказчики мероприятий могут не располагать. Поэтому Указом № 612 предусмотрена возможность привлечения для разработки на договорной основе научных, проектных и конструкторских организаций вне зависимости от подчиненности и формы собственности, а также ученых и специалистов, в том числе зарубежных.
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси вправе направлять на эти цели средства, предусмотренные в республиканском бюджете для финансирования научной и научно-технической деятельности.
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2017 г. в соответствии с п.5 Указа № 531 Единый организатор направляет в ГКНТ для проведения государственной научно-технической экспертизы только технические задания с объемом финансирования более 30 000 БВ за весь срок их реализации. |
Заказчики направляют в ГКНТ технические задания только через Департамент информатизации (п.4 Положения № 3), поскольку Единый организатор для рациональной организации государственных закупок должен обладать предварительной информацией о количестве и видах предстоящих процедур закупок.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 ноября 2019 г. с целью осуществления государственной закупки заказчики предоставляют единому организатору утвержденные ими предусмотренные законодательством технические задания (п.4 Положения № 3 в редакции постановления № 13). |
Технические задания регистрируются и переправляются в ГКНТ в течение 2 рабочих дней, то есть Департамент информатизации не обязан проверять правильность их оформления.
Вместе с тем с 2015 года по поручению руководства Министерства связи и информатизации и с целью дебюрократизации этого процесса сотрудники Департамента информатизации изучали полученные технические задания и в рабочем порядке сообщали заказчикам о выявленных ошибках для их оперативного устранения (типичные ошибки: несоответствие наименования мероприятия программы информатизации наименованию, указанному в утвержденном задании, а также несоответствие показателей программ и показателей, указанных в технических заданиях, по периодам выполнения мероприятий, источникам и суммам финансирования).
Заказчику для прохождения нового этапа (разработка технического задания, перенаправление в ГКНТ, экспертиза, получение положительного заключения экспертизы, направление заключения Единому организатору для непосредственного проведения процедуры) потребуется срок не менее 1 месяца и соответственно на это время увеличится общий срок проведения процедуры закупки от принятия решения о ее проведении до заключения договора.
В отношении подготовки технического задания в Департамент информатизации неоднократно поступали вопросы государственных органов и иных организаций о необходимости его разработки и направления в ГКНТ при закупках за счет собственных средств. Необходимо подчеркнуть, что технические задания утверждаются только при проведении государственных закупок, поскольку Указ № 531 и Указ № 612 регламентируют проведение именно этих процедур.
Значит, при осуществлении закупки в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229) разработка и утверждение технического задания не требуются.
Обусловленность проведения государственной закупки в сфере информатизации содержанием программы информатизации
В 2016 году подходы к формированию программ информатизации как основанию для государственной закупки в сфере информатизации коренным образом изменились. Приняты сразу девять нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в данной сфере.
Если с 2014 года основанием для государственных закупок были государственные, отраслевые и региональные программы информатизации, то в связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» (далее - Указ № 106) таковыми остались только государственные программы информатизации.
![]() |
Справочно Для целей Указа № 106 под государственной программой понимается документ планирования на республиканском или региональном уровне, обеспечивающий достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития, содержащий цели, задачи, комплекс мероприятий со сроками их осуществления, исполнителями и источниками финансирования. |
Указом № 106 также внесены изменения в Указ № 531 и Указ № 612, в соответствии с которыми (подп.3.6, 3.7 п.3 Указа № 106) государственные закупки в сфере информатизации осуществляются на основании государственных программ информатизации и их подпрограмм. Отраслевые и региональные программы были исключены.
Пунктом 6 Указа № 106 предписано областным, Минскому городскому, районным, городским (городов областного подчинения) Советам депутатов приостановить формирование региональных программ, которые были разработаны ранее в соответствии с Положением о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2009 № 404 (признано утратившим силу 17 марта 2016 г.), и в четырехмесячный срок провести инвентаризацию утвержденных региональных программ для включения их положений с учетом результатов инвентаризации и обоснованной необходимости в государственные программы в соответствии с перечнем государственных программ, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
По вопросу формирования программ также были приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2016 № 167 «Об утверждении Положения о порядке формирования и уточнения перечня государственных программ», от 19.09.2016 № 737 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106» (данным постановлением внесены изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь, в частности, в части исключения отраслевых и региональных программ из процесса их согласования государственными органами).
Важным документом, регламентирующим процесс формирования программ информатизации, стал Указ Президента Республики Беларусь от 25.07.2016 № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ» (далее - Указ № 289).
Указом № 289 утверждено Положение о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ (далее - Положение № 289) и установлено, что отраслевые и (или) межотраслевые программы могут формироваться государственными органами и организациями за счет средств, не предусматривающих финансирование из республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и оказание государственной финансовой поддержки.
В отношении программ информатизации п.8 Положения № 289 установлено, что они формируются государственными органами в соответствии с перечнем мероприятий в сфере информатизации, утверждаемым Министерством связи и информатизации по согласованию с помощником Президента Республики Беларусь - начальником главного идеологического управления.
Для обеспечения реализации программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов, местные исполнительные и распорядительные органы областного и базового территориального уровня формируют региональные программы, утверждаемые соответствующими местными Советами депутатов (п.21 Положения № 289).
Отметим, что в соответствии с п.11 Положения № 289 требования к структуре программы определяются Министерством экономики Республики Беларусь.
В целях реализации данного предписания постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 19.08.2016 № 51 утверждена Инструкция о требованиях к структуре государственной программы и содержанию отчетов о результатах реализации государственной программы.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 мая 2020 г. Инструкция № 51 на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 15.04.2020 № 5 изложена в новой редакции. |
Нововведением 2016 года стало также условие о формировании государственных программ на основании перечня государственных программ на 2016-2020 годы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2016 № 148.
В данном перечне предусмотрено 20 государственных программ и их подпрограмм, в том числе Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235 в целях обеспечения развития в Республике Беларусь информационно-коммуникационных технологий и их эффективного применения во всех сферах и отраслях), ответственный заказчик которой - Министерство связи и информатизации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 мая 2019 г. в перечне № 148 содержится 22 наименования государственных программ и их подпрограмм в связи с внесенными изменениями на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.05.2019 № 286. |
Данная Государственная программа предусматривает выполнение работ на базе современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, направленных на оказание государственных услуг и осуществление административных процедур в электронном виде, повышение их доступности, а также стимулирование экспорта услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, внутреннего спроса реального сектора экономики, сферы услуг, социальной сферы, сферы государственного управления на качественные IT-услуги.
![]() |
Справочно С 1 января 2017 г. в соответствии с абзацем 2 п.7 Указа № 531 основанием для проведения государственных закупок в сфере информатизации являются не только программы информатизации, но и мероприятия в сфере информатизации, включенные в иные программы (например, в программы лесоводства, животноводства). |
Как отмечалось выше, еще одно новшество законодательства в 2016 году - конкретизация мероприятий в сфере информатизации и значительное изменение подходов к их определению.
Перечень мероприятий в сфере информатизации в новом формате установлен постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13.05.2016 № 5 (далее - Перечень).
![]() |
Справочно Ранее Перечень был установлен постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 10.04.2014 № 4 и излагался в новой редакции в 2015 и 2016 годах. |
Мероприятия в сфере информатизации на данный момент:
• разработка информационных систем и информационных ресурсов, носящих общенациональный либо отраслевой системообразующий характер, реализация которых позволяет создать новый технологический бизнес-процесс и (или) обеспечить появление новых знаний;
• мероприятия, имеющие объем финансирования за весь срок их реализации более 30 000 БВ, направленные на разработку и внедрение в деятельность государственных органов и организаций информационных ресурсов, сетей, систем, их модернизацию (внесение конструктивных изменений в программные и (или) программно-технические средства) и (или) интеграцию с иными информационными ресурсами, системами и сетями;
•приобретение программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, ориентировочная стоимость годовой потребности закупки которых составляет более 30 000 БВ.
В структуре Перечня, как и в прежних его редакциях, содержатся ссылки на исключения. Это мероприятия, в которых есть признаки информатизации, но вне зависимости от суммы и источника финансирования они не подлежат включению в программы информатизации.
В 2016 году перечень мероприятий, не включаемых в программы информатизации, с учетом правоприменительной практики дополнен мероприятиями по приобретению, разработке (доработке, модернизации), вводу в эксплуатацию информационных систем, автоматизирующих осуществление сопутствующих функций организации, включая бухгалтерский учет, документооборот, информирование (интернет-сайты, порталы), системы видеонаблюдения, видеофиксации и видео-конференц-связи.
Введение этой нормы вызвано запросами государственных органов и иных организаций о порядке проведения государственных закупок по приобретению информационно-поисковых систем, в частности информационно-поисковой системы «Эталон», аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо», «1С: Бухгалтерия» и др., систем ведомственного электронного документооборота (СЭД). Кроме того, проблемные вопросы поступали от органов ГАИ, администрации специальных режимных заведений (больницы, исправительно-трудовые колонии) о приобретении систем видеонаблюдения и видеофиксации.
Перечень также дополнен мероприятиями по осуществлению операторами и поставщиками услуг электросвязи деятельности по развитию сетей электросвязи, развитию и использованию Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
Как и ранее, не подлежат включению в программы информатизации, в частности, мероприятия:
• по аттестации систем защиты информации информационных систем и ресурсов, аренде телекоммуникационного и компьютерного оборудования, информационных сетей;
• использованию вычислительных ресурсов и программного обеспечения по технологии облачных вычислений;
• актуализации информационных ресурсов, технической поддержке и сопровождению информационных систем, техническому обслуживанию информационных сетей;
• техническому обслуживанию, ремонту, замене вышедшего из строя в процессе эксплуатации телекоммуникационного и компьютерного оборудования;
• обеспечению национальной безопасности, а также в рамках государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты.
Если заказчиком принято решение о невключении мероприятия в сфере информатизации в соответствующую программу в полном соответствии с требованиями законодательства, то действие Указа № 612 на такие государственные закупки не распространяется и они проводятся заказчиком самостоятельно.
![]() |
Обратите внимание! При пороговых значениях, указанных в Перечне, включение в программу мероприятия обязательно, в том числе при закупке за счет собственных средств, так как финансирование государственными органами и организациями мероприятий в сфере информатизации, не согласованных с помощником Президента Республики Беларусь - начальником главного идеологического управления и Министерством связи и информатизации, не допускается. |
Вопросы согласования документов при проведении государственных закупок в сфере информатизации
Министерство связи и информатизации согласовывает конкурсные документы при проведении государственных закупок товаров (работ, услуг) для реализации мероприятий в сфере информатизации (абзац 7 п.4 Указа № 531).
При проведении конкурса конкурсные документы подлежат согласованию с Министерством связи и информатизации (часть вторая подп.1.9 п.1 Указа № 612).
Таким образом, согласовываются только конкурсные документы (открытый, закрытый конкурс), которые должны соответствовать примерным формам, утвержденным постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 (приложения 28, 29), а не иные документы, связанные с проведением процедур государственных закупок.
На практике возникали проблемы, поскольку заказчики мероприятий направляли в порядке подстраховки в Министерство связи и информатизации для согласования иные документы, необходимые для проведения процедур государственных закупок (запрос ценовых предложений - приложение 24, закупка из одного источника - приложение 26, аукционные документы - приложение 30 к вышеуказанному постановлению). В таком случае документы возвращались заказчику. Это приводило к неоправданному увеличению сроков проведения государственной закупки.
Кроме того, конкурсные документы согласовываются исключительно при проведении государственных закупок по мероприятиям в сфере информатизации, то есть при проведении закупок с учетом требований постановления № 229 за счет собственных средств документы на согласование не направляются.
Особенности установления критериев и сравнения предложений при государственной закупке в сфере информатизации
Учитывая отечественный и зарубежный опыт государственных закупок в сфере информатизации, Указом № 612 установлены особые критерии оценки предложения участников по процедурам государственных закупок в сфере информатизации.
В качестве одного из критериев определена возможность выполнения не менее 85 % предусмотренного техническим заданием объема работ или услуг собственными силами участника. Введение данного критерия направлено на снижение необоснованного посредничества при выполнении мероприятий программ информатизации.
В сфере информатизации имеются существенные отличия установления критерия по цене. Так, Законом № 419-З предусмотрено значение удельного веса критерия «цена предложения» не менее 40 %. Для государственных закупок в сфере информатизации установлено значение удельного веса данного критерия не ниже 30 %.
Цель - повышение значимости удельного веса критериев, связанных с наличием опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей и квалификацией участников конкурсов. При этом учитывается, что значительный объем работ по мероприятиям программ информатизации будет проводиться в виде разработок программного обеспечения и технических средств.
В связи с этим значение удельного веса критерия «наличие опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей» установлено не ниже 30 %.
На практике возникало много вопросов установления удельного веса каждого из критериев, указанных в подп.1.12 п.1 Указа № 612, при закупке исключительно компьютерного оборудования.
При этом заказчиками не принималось во внимание то обстоятельство, что такие критерии, как уровень функциональных и технических характеристик, объем прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности, обеспечение обучения работе, касаются только создаваемых информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей.
Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего порядок проведения государственных закупок в сфере информатизации
Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего порядок проведения государственных закупок в сфере информатизации, наступает на общих основаниях в соответствии с законодательством.
Специфика заключается в том, что количество факторов, которые могут повлечь принятие мер воздействия к виновным лицам со стороны контролирующих органов, увеличивается, так как в сфере информатизации государственные закупки осуществляются в особом порядке.
Поэтому несоблюдение указанных выше правил (проведение государственной закупки в сфере информатизации самостоятельно без включения в соответствующую программу, отсутствие утвержденного технического задания, положительного заключения государственной научно-технической экспертизы, а также отсутствие необходимого согласования документов) может повлечь административную ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, в частности частью 4 ст.11.16 данного Кодекса (нарушение порядка организации государственных закупок товаров (работ, услуг)).
24.03.2017
Аркадий Гончаров, начальник отдела контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
По этой теме также см.:
Государственные закупки в сфере информатизации.