


Материал помещен в архив
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЯХ СО СТОРОНЫ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ
1. Общие положения
2. Надзор и контроль со стороны специально уполномоченных государственных органов системы Министерства труда и социальной защиты РБ:
Департамент государственной инспекции труда;
государственная служба занятости;
государственная экспертиза условий труда.
3. Надзор со стороны других специально уполномоченных государственных органов:
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности;
государственный пожарный надзор;
государственный энергетический надзор;
государственный санитарный надзор.
Надзорно-контрольные функции позволяют, прежде всего, обеспечивать проведение заданной законодательством политики в той или иной сфере общественной жизни, включая трудовые и связанные с ними отношения.
Обеспечить надлежащее исполнение (соблюдение) трудового законодательства внутри конкретной организации (т.е. своими работниками) обязан, прежде всего, наниматель через своих уполномоченных должностных лиц.
Это вытекает из многих положений Трудового кодекса РБ (далее - ТК) и иных нормативных правовых актов (например, глава 2 Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159).
Что касается государственного надзора, ведомственного и общественного контроля, а также ответственности за несоблюдение законодательства, то их можно отнести к дополнительным правовым средствам воздействия на нанимателя.
Иными словами, надзор и контроль, о которых говорится в главе 39 ТК, направлены не только на обеспечение нанимателями соблюдения законодательства о труде работниками: трудовое законодательство обязаны соблюдать и сами наниматели.
Надзор за соблюдением законодательства о труде определен в настоящее время только в одной форме - государственного надзора.
Контроль за соблюдением трудового законодательства существует в следующих формах:
- непосредственно нанимателем в отношении своих работников;
- специально уполномоченными государственными органами;
- ведомственный;
- общественный;
- смешанный.
Правовое регулирование надзора и контроля за соблюдением законодательства о трудовых и связанных с ними отношений осуществляется на сегодняшний день главой 39 ТК и следующими Указами Президента РБ:
- от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510);
- от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (далее - Указ № 325);
- от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».
Статья 462 ТК состоит из двух частей: первая говорит и о надзоре, и о контроле, а вторая - только о контроле за соблюдением законодательства о труде.
От редакции: С 25 июля 2014 г. ст.462 ТК изложена в новой редакции Законом РБ от 08.01.2014 № 131-З. |
Из сопоставления частей первой и второй ст.462-464 ТК, а также Указов № 510 и № 325 следует, что правом надзора за соблюдением законодательства о труде обладают только специально уполномоченные государственные органы.
Контроль за соблюдением законодательства о труде могут осуществлять некоторые из специально уполномоченных государственных органов, а также:
1) в рамках ведомственного контроля:
- республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ;
- местные исполнительные и распорядительные органы;
2) в рамках общественного контроля:
- профсоюзы;
- уполномоченные лица по охране труда работников организации.
В данном материале вопросы ведомственного и общественного контроля не анализируются.
Кроме того, согласно главам 7 и 8 раздела VI Конституции Республики Беларусь осуществляется, в т.ч. в сфере трудовых и связанных с ними отношений:
Прокуратурой РБ - надзор за точным исполнением законов, декретов и указов и иных нормативных правовых актов;
Комитетом государственного контроля РБ - государственный контроль за исполнением актов Президента РБ, Парламента РБ, Правительства РБ и других государственных органов.
Эти органы являются «высшими», поскольку они непосредственно обозначены в Конституции Республики Беларусь.
К тому же они могут надзирать (контролировать) за деятельностью всех других надзорных и контрольных органов (специально уполномоченных государственных и т.д.).
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде вправе осуществлять только специально уполномоченные государственные органы (часть первая ст.462 ТК).
Общую «специальную уполномоченность» в настоящее время определить достаточно просто - соответствующий орган должен быть включен в перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510 (далее - перечень от 16.10.2009).
От редакции: С 1 октября 2012 г. следует применять вышеназванный перечень в редакции Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332. |
Конкретизировать уполномоченность позволяют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность соответствующих государственных органов.
Исходя из Указа № 510 и в соответствии с утвержденным им перечнем от 16.10.2009 специально уполномоченными органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о трудовых и связанных с ними отношениях являются нижеследующие.
1) В системе Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Минтруда и соцзащиты РБ):
- Департамент государственной инспекции труда (далее - Департамент);
- органы государственной службы занятости населения;
- органы государственной экспертизы условий труда.
2) В системе Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ (далее - МЧС РБ):
- Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (далее - Госпромнадзор);
- Департамент по ядерной и радиационной безопасности;
- органы государственного пожарного надзора.
3) В системе Министерства энергетики РБ:
- органы государственного энергетического надзора.
4) В системе Министерства здравоохранения РБ:
- органы государственного санитарного надзора.
Соблюдение законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций контролируют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, местные исполнительные и распорядительные органы (часть вторая ст.462 ТК).
Под законодательством о труде, о котором говорится в ст.462 ТК, понимают совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений (абзац 2 ст.1 ТК).
Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст.1 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
В соответствии со ст.3 вышеназванного Закона правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.
К нормативным актам не относятся, например, постановления Правительства РБ, которыми выделяются средства на охрану труда, или приказы министерств о приеме на работу конкретных работников.
Все нормативные правовые акты, составляющие законодательство о труде, являются действительными (имеют юридическую силу) только при условии их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом (ст.7 Конституции Республики Беларусь).
Законодательством о труде не охватываются другие источники регулирования:
различного рода соглашения: генеральное либо тарифные, коллективные договоры и иные подобные локальные нормативные правовые акты;
локальные нормативные акты, принимаемые единолично нанимателем;
индивидуальные трудовые договоры, включая контракты.
Это однако не означает, что они остаются «безнадзорными» и «бесконтрольными».
Необходимость надзора и контроля за названными источниками вытекает из целого ряда норм ТК, где об этом или прямо сказано (например, ст.375 ТК), или презюмируется (например, ст.7 ТК).
От редакции: С 25 июля 2014 г. ст.375 ТК изложена в новой редакции Законом РБ от 08.01.2014 № 131-З. |
В главе 39 ТК применительно к надзору и контролю употребляется только выражение «о труде», что противоречит ст.4 ТК, а также нормам, где используется уже устоявшаяся формулировка «трудовые и связанные с ними отношения».
Надзор и контроль со стороны специально уполномоченных государственных органов системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Таких органов всего 3: Департамент, государственная служба занятости и государственная экспертиза условий труда.
Все эти органы включены в перечень от 16.10.2009, причем первый (Департамент) осуществляет только надзор, а второй и третий - только контроль.
Департамент: общие вопросы. Названная инспекция является главной (специально уполномоченной, кроме высших государственных органов, о которых говорилось выше) в системе государственных органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о трудовых и связанных с ними отношениях.
Ее компетенцию и деятельность регламентирует в первую очередь ст.34 и 36 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон № 356-З).
От редакции: С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом № 356-З в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. Нормы ст.34 и 36 старой редакции перенесены в ст.38 и 40 новой редакции Закона. |
Кроме Закона № 356-З в анализируемой сфере действуют следующие важные документы:
Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 959 (далее - Положение от 29.07.2006);
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 11.12.2009 № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (далее - постановление № 144).
Задачами Департамента согласно п.5 Положения от 29.07.2006 являются:
- осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
- выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции, перечисленные в п.7 Положения от 29.07.2006.
Методам и способам осуществления надзорной деятельности вышеназванным Департаментам посвящено специальное постановление № 144.
Основным методом является проведение проверки работы по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда, выполнению уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам.
Департаментом в соответствии с законодательством проводятся плановые и внеплановые (в т.ч. контрольные и дополнительные) проверки соблюдения проверяемым субъектом требований законодательства о труде и об охране труда.
Способы осуществления Департаментом надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда перечислены в подп.1.2 п.1 постановления № 144.
Департамент: применяемые санкции. Органам Департамента на основании ст.9.17-9.20, 9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и ст.3.23 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) предоставлено право составлять протоколы и применять административные санкции, в частности, по нижеперечисляемым составам правонарушений:
- нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение (ст.9.17 КоАП);
- непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров (часть первая ст.9.18 КоАП);
- неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража (часть вторая ст.9.18 КоАП);
- действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке (часть третья ст.9.18 КоАП);
- нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы (часть первая ст.9.19 КоАП);
- иные нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, кроме вышеназванных нарушений (часть четвертая ст.9.19 КоАП);
- сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст.9.20 КоАП);
- несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством (ст.9.25 КоАП).
Иные вопросы деятельности органов Департамента отражены, прежде всего, в Положении от 29.07.2006.
Государственная служба занятости: общие вопросы. Данная служба действует главным образом на основании:
- Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»;
- постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 31.12.2009 № 162 «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости населения» (далее - постановление № 162).
В постановлении № 162 (подп.1.1 п.1) предусмотрено, что основным методом осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения является проведение проверки работы по соблюдению требований законодательства о занятости населения, выполнению уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам.
Способы осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения изложены в подп.1.2 п.1 постановления № 162.
Государственная служба занятости: применяемые санкции. Органам государственной службы занятости на основании ст.9.15 и 9.16 КоАП и п.55 ст.3.30 ПИКоАП предоставлено право составлять протоколы по нижеперечисляемым составам правонарушений:
- невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в т.ч. специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством (часть первая ст.9.15 КоАП);
- невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя (часть вторая ст.9.15 КоАП);
- неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) (часть третья ст.9.15 КоАП);
- необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони (часть первая ст.9.16 КоАП);
- отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускника государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, в соответствии с договором (заявкой) на обучение, заключенным между указанными учреждением образования и нанимателем, а равно иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным (часть вторая ст.9.16 КоАП).
Государственная экспертиза условий труда: общие вопросы. Регламентация ее компетенции и деятельности осуществляется в первую очередь ст.37 Закона № 356-З, согласно которой органы государственной экспертизы условий труда создаются в структуре Минтруда и соцзащиты РБ и в комитетах по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством.
От редакции: Государственной экспертизе условий труда посвящена ст.41 новой редакции Закона № 356-З. |
Эти органы:
- осуществляют государственный контроль за качеством проведения всеми нанимателями аттестации рабочих мест по условиям труда, обоснованностью предоставления работникам компенсаций на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, а также соблюдением установленных требований по условиям труда в проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения;
- анализируют состояние условий труда по отраслям экономики.
Должностные лица органов государственной экспертизы условий труда при исполнении своих обязанностей имеют право осуществлять действия, изложенные в части четвертой ст.37 Закона № 356-З.
Решения органов государственной экспертизы условий труда, принятые в пределах предоставленных им полномочий, обязательны для исполнения всеми нанимателями.
Кроме того, данный государственный орган руководствуется Положением об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 29.05.2002 № 694.
Государственная экспертиза условий труда: применяемые санкции. Органам государственной экспертизы условий труда на основании ст.9.14, части третьей ст.9.19 КоАП и п.56 ст.3.30 ПИКоАП предоставлено право составлять протоколы по нижеперечисляемым составам правонарушений:
- нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения (ст.9.14 КоАП);
- непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения (часть третья ст.9.19 КоАП).
Надзор со стороны других специально уполномоченных государственных органов
Другие (т.е. не входящие в систему Минтруда и соцзащиты РБ) государственные органы осуществляют функции:
- надзора за безопасным ведением работ в промышленности;
- государственного пожарного надзора;
- государственного энергетического надзора;
- государственного санитарного надзора.
Все они включены в перечень от 16.10.2009.
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности. Данный орган осуществляет специальные функции в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр в соответствии с Положением о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которое утверждено Указом Президента РБ от 29.12.2006 № 756 (далее - Положение № 756).
Положением № 756 предусмотрено, в частности, нижеследующее.
Основные задачи Госпромнадзора:
- осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов;
- обеспечение контроля за исполнением законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за исполнением законодательства в области охраны и рационального использования недр;
- предупреждение техногенных аварий и травматизма в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, аттракционы, объекты перевозки опасных грузов, объекты, на которых ведутся работы, связанные с использованием и охраной недр, иные потенциально опасные объекты.
Функции Госпромнадзора детально изложены в п.7 Положения № 756.
Также в Положении № 756 отражены и другие вопросы деятельности органов Госпромнадзора.
Государственный пожарный надзор. Данный надзор осуществляется, главным образом, на основании постановления МЧС РБ от 11.05.2011 № 25 «О некоторых вопросах органов государственного пожарного надзора».
Государственный пожарный надзор осуществляется следующими органами государственного пожарного надзора:
- МЧС РБ (центральный аппарат, за исключением департаментов);
- территориальные органы по чрезвычайным ситуациям;
- подразделения по чрезвычайным ситуациям.
Государственный энергетический надзор. Данный государственный надзор ведется на основании Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.01.1998 № 26.
Государственный энергетический надзор осуществляется в отношении юридических и физических лиц - потребителей электрической и тепловой энергии и энергоснабжающих организаций в следующих целях:
- обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
- устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения;
- соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией.
Основная задача государственного энергетического надзора изложена в п.3 вышеназванного Положения.
К органам, осуществляющим государственный энергетический надзор, относятся следующие:
- управление государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики РБ;
- управление государственного энергетического надзора государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
- филиалы «Энергонадзор» республиканских унитарных предприятий электроэнергетики, входящих в состав этого объединения.
Другие вопросы деятельности органов государственного энергетического надзора отражены в вышеназванном Положении.
Государственный санитарный надзор. Данный государственный надзор регламентирован Положением об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1546 (далее - Положение от 17.11.2006).
Основные задачи государственного санитарного надзора изложены в п.3 Положения от 17.11.2006.
Лица, на которых возложены организация и проведение государственного санитарного надзора на территории Республики Беларусь, перечислены в п.4 Положения от 17.11.2006.
Также Главный государственный санитарный врач РБ, главные государственные санитарные врачи Министерства обороны РБ, Министерства внутренних дел РБ, Комитета государственной безопасности РБ, Государственного пограничного комитета РБ, Белорусской железной дороги, Управления делами Президента РБ, главные государственные санитарные врачи областей, г.Минска, городов, районов, районов в городах имеют право в установленном порядке на соответствующих территориях, в соответствующих системах осуществлять полномочия согласно п.8 Положения от 17.11.2006.
Органам государственного санитарного надзора на основании ст.9.17 КоАП и ст.3.10 ПИКоАП предоставлено право составлять протоколы и применять административные санкции по нижеперечисленным составам правонарушений таким, как нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение (ст.9.17 КоАП).
Другие вопросы деятельности органов государственного санитарного надзора отражены в вышеназванном Положении от 17.11.2006.
31.05.2011 г.
Виктор Кривой, доктор юридических наук, председатель общественного объединения «Сообщество трудового права»
От редакции: С 28 августа 2013 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения.