


Материал помещен в архив
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Стихийные бедствия и техногенные катастрофы стали неотъемлемой частью жизни индустриального общества.
К чрезвычайным ситуациям, имеющим техногенный характер, относят пожары, взрывы, аварии и другие происшествия, вызванные хозяйственной деятельностью человека.
Пожары являются наиболее распространенными чрезвычайными ситуациями, влекущими гибель людей, причиняющими увечья, а также значительный ущерб экономике страны, имуществу предприятий, организаций и граждан.
Согласно статистическим данным из числа лиц, погибших в результате чрезвычайных ситуаций техногенного характера, 98,5 % погибли при пожарах.
Пожары в быту возникают в силу разных причин, основными из которых являются:
• неосторожное обращение с огнем, особенно при курении, лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения;
• неисправность и нарушение правил эксплуатации печного отопления;
• шалость детей с огнем;
• нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов.
Возникновение пожаров на производстве обусловлено нарушениями правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ, неисправностью производственного оборудования, нарушением технологического процесса, самовозгоранием веществ, материалов и т.д.
Многие лесные и торфяные пожары, очаги горения сухой травы также возникли из-за небрежности людей либо их легкомысленного поведения с огнем.
По статистике в числе причин возникновения пожаров доля поджогов составляет порядка 10 %. От общего числа зарегистрированных пожаров 40 % - случаи неосторожного обращения с огнем. Количество пожаров по причине природных явлений в разные годы составило от общего числа зарегистрированных пожаров от 1,7 до 1,9 %.
Система пожарной безопасности Республики Беларусь
Обеспечить защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров призвана система пожарной безопасности, которая состоит из комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, а также сил и средств, направленных на предупреждение и ликвидацию пожаров.
Правовую основу и принципы организации системы пожарной безопасности в РБ определяет Закон РБ от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности).
Пожарная безопасность обеспечивается приведением объектов и населенных пунктов в такое состояние, при котором исключается возможность возникновения пожара либо обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара.
Обеспечение пожарной безопасности является обязанностью руководителей, соответствующих должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, а также граждан (часть первая ст.14 Закона о пожарной безопасности).
В соответствии с Законом о пожарной безопасности обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности лежит на:
• собственниках имущества (если имущество находится в аренде, то указанная обязанность также лежит на собственнике (арендодателе), если иное не установлено договором аренды);
• лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч. руководителях предприятий;
• лицах, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
• должностных лицах в пределах их компетенции;
• гражданах, которые обязаны знать и выполнять требования пожарной безопасности в быту и производственной деятельности, оказывать посильную помощь в ликвидации пожаров.
Правовую основу, принципы организации системы пожарной безопасности и деятельность органов государственного пожарного надзора в Республике Беларусь также определяет Закон РБ от 05.05.1998 № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
К нормативным правовым актам в сфере пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется путем принятия соответствующих технических регламентов по обеспечению пожарной безопасности в технологических процессах и при проведении пожароопасных работ.
Надзорные и контрольные функции в сфере обеспечения пожарной безопасности в Республике Беларусь осуществляют:
• органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, осуществляющие надзор в сфере законодательства о пожарной безопасности, в т.ч. технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;
• соответствующие республиканские органы государственного управления, иные организации, являющиеся владельцами объектов, находящихся на территории воинских частей, в лесах, подземных выработках и шахтных сооружениях, при осуществлении надзора за обеспечением пожарной безопасности при хранении и использовании взрывчатых веществ, на транспортных средствах в пути следования, а также на указанных объектах;
• республиканские органы государственного управления при осуществлении ведомственного контроля за состоянием пожарной безопасности на объектах;
• трудовые коллективы и граждане, осуществляющие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности посредством участия в общественных и внештатных пожарных объединениях и формированиях (ст.4 и 6 Закона о пожарной безопасности).
Государственный пожарный надзор в Республике Беларусь
Пожарный надзор представляет собой деятельность уполномоченных должностных лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Республики Беларусь о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Республики Беларусь мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный пожарный надзор в Республике Беларусь проводится в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния и обеспечения устойчивого функционирования экономики.
Государственный пожарный надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, в т.ч. технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, осуществляется органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, являющимися органами государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН) (ст.4 Закона о пожарной безопасности).
Органы ГПН образуют систему, в которую входят:
• центральный аппарат Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ (далее - МЧС) (за исключением департаментов);
• территориальные органы по чрезвычайным ситуациям;
• подразделения по чрезвычайным ситуациям (п.1 постановления МЧС РБ от 11.05.2011 № 25 «О некоторых вопросах органов государственного пожарного надзора» (далее - постановление МЧС № 25)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 августа 2016 г. взамен постановления МЧС № 25 действует постановление МЧС РБ от 22.07.2016 № 44 «О некоторых вопросах органов государственного пожарного надзора». |
Деятельность от имени органов ГПН осуществляется Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору - первым заместителем Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также иными должностными лицами, определенными п.2 постановления МЧС № 25.
Компетенция органов ГПН закреплена в ст.35 и 36 Закона о пожарной безопасности. Так, органы ГПН:
• осуществляют надзор за соблюдением юридическими лицами и гражданами требований системы противопожарного нормирования и стандартизации;
• дают заключения по проектам технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;
• осуществляют выборочный контроль за выполнением проектными и строительными организациями и гражданами противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
• информируют население о состоянии пожарной безопасности объектов и результатах надзорной деятельности;
• оказывают помощь внештатным пожарным формированиям в организации профилактической работы и боевой подготовки, а также помощь органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям в обучении учащихся, студентов и работников требованиям пожарной безопасности;
• участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов;
• оказывают помощь республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям в обучении учащихся, студентов и работников требованиям пожарной безопасности;
• осуществляют в соответствии с законодательством РБ производство дознания по уголовным делам о пожарах и (или) нарушении противопожарных правил, а также производство по делам об административных правонарушениях (ст.35 Закона о пожарной безопасности).
Данным нормативным правовым актом регламентируется подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности продукции, выпускаемой в Республике Беларусь и ввозимой в Республику Беларусь для использования на внутреннем рынке организациями, а также работ и услуг, которые могут представлять пожарную опасность для жизни и здоровья граждан, имущества и причинить вред окружающей среде.
Органы ГПН обеспечивают выполнение и соблюдение требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и ремонте подведомственных им объектов, а также при изготовлении, транспортировке и использовании выпускаемых веществ, материалов, продукции, машин, приборов и оборудования.
Требования по обеспечению пожарной безопасности предусматриваются в технических нормативных правовых актах и образуют систему противопожарного нормирования и стандартизации, порядок функционирования которой определяется Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору.
Лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности осуществляется МЧС. Указанная деятельность может осуществляться только юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями по следующим составляющим работам и (или) услугам:
• эксплуатация пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей по перечню, утвержденному в установленном порядке;
• проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией;
• создание и функционирование подразделений, осуществляющих предупреждение и (или) ликвидацию чрезвычайных ситуаций (п.176 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. в п.176 Положения № 450 Указом Президента РБ от 26.11.2015 № 475 внесены изменения и дополнения. |
Более обстоятельно компетенция органов пожарного надзора регламентирована Законом РБ от 16.07.2009 № 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (далее - Закон об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям). Так, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям в целях выполнения возложенных на них задач обязаны:
• участвовать в разработке и реализации государственной политики в сфере обеспечения пожарной безопасности;
• информировать (оповещать) в соответствии с законодательством Республики Беларусь государственные органы, иные организации, население по вопросам пожарной безопасности;
• координировать в пределах своей компетенции деятельность государственных органов, иных организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности;
• организовывать обучение населения способам защиты и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
• принимать меры общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;
• осуществлять в пределах своей компетенции производство по материалам и уголовным делам, вести административный процесс;
• поддерживать постоянную готовность сил и средств органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, организовывать несение гарнизонной и караульной службы (ст.14 Закона об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям).
В систему органов, обеспечивающих пожарную безопасность, также включены органы и подразделения служб противопожарной защиты Вооруженных Сил РБ, штатные (нештатные) пожарные команды органов пограничной службы РБ, производственные лесохозяйственные объединения и лесхозы, отдел охраны, защиты леса и охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства РБ, ряд других государственных органов, организаций и юридических лиц.
Так, Положение о системе обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденное приказом Минобороны РБ от 14.05.2007 № 22 (п.22), к штатным органам и подразделениям службы противопожарной защиты относит:
• управление противопожарной защиты и аварийно-спасательных работ Вооруженных Сил РБ;
• службы противопожарной защиты и аварийно-спасательных работ видов Вооруженных Сил РБ, объединений, гарнизонов, соединений и воинских частей;
• военные команды противопожарной защиты и аварийно-спасательных работ гарнизонов;
• военные команды противопожарной защиты и аварийно-спасательных работ воинских частей;
• пожарные расчеты воинских частей;
• пожарные надзоры воинских частей;
• инструкторов по противопожарной профилактике воинских частей;
• пожарные команды (созданные из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РБ).
Порядок организации и действий штатных (нештатных) пожарных команд органов пограничной службы РБ при возникновении пожаров осуществляется в соответствии с Инструкцией о взаимодействии пожарных подразделений органов пограничной службы Республики Беларусь и пожарных аварийно-спасательных подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь при тушении пожаров и ликвидации иных чрезвычайных ситуаций, утвержденной постановлением Государственного комитета органов пограничной службы РБ, МЧС РБ от 30.05.2003 № 10/25.
Министерство лесного хозяйства РБ и другие юридические лица, ведущие лесное хозяйство, осуществляют противопожарные мероприятия в соответствии с постановлением МЧС РБ, Минлесхоза РБ от 14.02.2005 № 16/8 «Об утверждении Инструкции о взаимодействии Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и других юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, по обнаружению и тушению лесных пожаров на территории Республики Беларусь».
Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности
Лица, нарушающие или не выполняющие нормативных правовых актов о противопожарном нормировании и стандартизации, предписания, заключения, постановления и протоколы органов государственного пожарного надзора, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (часть четвертая ст.46 Закона о пожарной безопасности).
В соответствии с п.36 части первой ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) должностным лицам органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями первой и второй ст.10.8 (за правонарушения, совершенные путем поджога), ст.15.29, 15.57, 15.58, 18.11, 20.12, частью первой ст.23.11, частями первой и третьей ст.23.12, ст.23.35, 23.48 (за правонарушения, совершенные при обращении с легковоспламеняющимися веществами и пиротехническими изделиями), 23.56, 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Согласно п.37 части первой ст.3.30 ПИКоАП должностным лицам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.29, 15.57, 15.58, 17.6, 23.35, 23.56, 23.58, 23.59, 24.3 КоАП.
Постановлением МЧС РБ от 01.02.2012 № 11 «О наделении должностных лиц органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению» полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.29, 15.57, 15.58, 17.6, 23.35, 23.56, 23.58, 23.59 КоАП, и на подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению наделены должностные лица органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, уполномоченных осуществлять деятельность от имени органов и подразделений государственного надзора и контроля за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предусмотренные Законом о пожарной безопасности требования не всегда своевременно и последовательно выполняются республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами.
В результате за нарушение законодательства о пожарной безопасности ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки тысяч физических и юридических лиц. Например, если в 2010 г. выявлено 37,3 тыс. административных правонарушений, предусмотренных ст.23.56 КоАП, в 2011 г. - 59 тыс., то в 2012 г. - уже 82,9 тыс. правонарушений.
За 2010-2012 гг. зарегистрировано 26 преступлений по ст.304 Уголовного кодекса РБ (далее - УК), выразившихся в нарушениях правил пожарной безопасности лицами, ответственными за их выполнение, повлекших возникновение пожара, которые были совершены в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности.
Мониторинг состояния законности в области пожарной безопасности
Важнейшими элементами организации работы по надзору за исполнением законодательства в области пожарной безопасности являются сбор информации о состоянии законности в области пожарной безопасности на поднадзорных объектах, ее анализ и планирование.
При осуществлении государственного пожарного надзора большое значение органами ГПН уделяется выявлению причин возникновения пожаров на различных объектах, а также состояния организации аварийно-спасательных мероприятий.
Основную массу (свыше 80 %) поражаемых пожарами объектов составляют жилые здания, преимущественно индивидуальной жилой застройки, около 20 % - объекты промышленности, сельского хозяйства и социально-бытовой инфраструктуры.
В силу разнопланового функционального предназначения объектов производственного и социально-бытового назначения, высокой общественной значимости по причине сосредоточения на них большого количества людей и значительных материальных ресурсов правовой режим обеспечения пожарной безопасности на этих объектах имеет свою специфику, которая в обязательном порядке должна учитываться при анализе причин возникновения на них пожаров.
В отношении рассматриваемой группы объектов подлежат выяснению следующие вопросы:
• соответствовал ли объект, на котором произошел пожар, нормам пожарной безопасности по уровню огнестойкости конструктивных элементов, наличию противопожарных преград, допустимым параметрам в размерах и геометрии расположения помещений;
• какие отступления от перечисленных требований допущены, как они повлияли на динамику развития пожара (процесса горения) и не находятся ли эти отступления в прямой причинной связи с наступившими последствиями;
• предусматривалось ли нормативно-техническими документами установление на объекте автоматической сигнализации, противодымной защиты и автоматических установок пожаротушения;
• были ли такие средства фактически установлены и находились ли они в исправном состоянии;
• произошло ли их автоматическое включение при возникновении очага пожара;
• функционировала ли в заданном режиме система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
• имелись ли заранее определенные эвакуационные пути и выходы, в каком состоянии они находились и в какой мере повлияло их отсутствие или захламленность на тяжесть последствий пожара;
• при наличии сбоев в работе одного или нескольких элементов противопожарной автоматики установить, имелась ли причинно-следственная связь указанного обстоятельства с тяжестью наступивших последствий;
• в полной ли мере отвечали требованиям правил пожарной безопасности действия должностных лиц, ответственных за противопожарное состояние на объектах пожара и за соблюдение противопожарных правил эксплуатации технологического оборудования;
• был ли проведен в установленные сроки с указанными лицами инструктаж по соблюдению правил пожарной безопасности;
• не были ли нарушены правила проведения пожароопасных работ в помещениях объекта пожара, кто ответственен за их нарушения и находятся ли они в причинной связи с возгоранием и последствиями пожара;
• имелись ли признаки пожароопасной аварийности в функционировании технологического, электротехнического и газопотребляющего оборудования;
• наличие и исправность предохранительных, запирающих и отключающих устройств, лица, ответственные за допущенные нарушения технологического режима и эксплуатации газоэнергоустановок, причинная связь этих нарушений с последствиями пожара;
• не были ли нарушены правила складирования и условия хранения на объектах пожара горючих и пожароопасных веществ и находятся ли эти нарушения в причинной связи с возгоранием и последствиями пожара;
• имелись ли в помещении по месту возникновения очага пожара первичные средства пожаротушения, находились ли они в исправном и полнокомплектном состоянии, были ли они применены для локализации очага пожара?
Вопросы обеспечения пожарной безопасности на объектах жилого сектора имеют менее разработанную нормативно-техническую регламентацию и не сопровождаются равнозначно жесткими требованиями к их исполнению. Такой подход обусловлен тем, что основная доля ответственности за соблюдение противопожарных правил лежит на пользователях или собственниках жилых помещений, а также на организациях, поставляющих газ и электрическую энергию.
В связи с этим характер вопросов по выяснению причин пожаров в жилом секторе сводится к следующему:
• соблюдались ли требования по состоянию и порядку эксплуатации печей и другого отопительного оборудования жилых помещений;
• находились ли в исправности нагревательные приборы индивидуального пользования и другие электропотребляющие устройства, выполнялись ли рекомендации изготовителя по их использованию;
• не явилось ли причиной пожара внесение пользователем в конструкцию электроприбора изменений;
• не способствовало ли возникновению пожара использование электроприборов не по их прямому назначению;
• не стало ли причиной пожара проявление беспечности и небрежности самих потерпевших при пользовании источниками открытого огня (спички, зажигалки) в жилом помещении (курение в постели);
• не явилось ли причиной пожара неконтролируемое пользование огнем оставленными без надзора малолетними детьми или другими нуждающимися в опеке лицами?
Информация по данным вопросам, полученная при осуществлении государственного пожарного надзора, является основой для описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре заполнения форм государственной статистической отчетности о пожарной безопасности, а также принятия мер воздействия к нарушителям правил пожарной безопасности (приказ МЧС РБ от 22.11.2004 № 233 «Об утверждении Инструкции по составлению описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 января 2018 г. приказ № 233 на основании приказа МЧС РБ от 05.01.2018 № 11 утратил силу. |
В целях выполнения нормативно-правовых предписаний в области противопожарных правил лицами, ответственными за осуществление пожарного надзора:
• проводятся регулярные пожарно-технические обследования (проверки) состояния правил пожарной безопасности, наличия и состояния средств пожаротушения на предприятиях, в учреждениях и организациях;
• ведется учет нарушений правил пожарной безопасности, отдельно учет пожаров и последствий от них;
• привлекаются к административной и иной ответственности в соответствии с законодательством виновные должностные лица, граждане, а также юридические лица;
• в случае нарушения правил пожарной безопасности (стандартов, норм, правил) руководителям предприятий, учреждений и организаций, должностным лицам и гражданам вносятся обязательные для исполнения предписания об устранении этих нарушений и осуществляется контроль за их исполнением;
• выносятся постановления о приостановке полностью или частично работы (эксплуатации) предприятий, цехов, участков, агрегатов, зданий и иных сооружений, создающих непосредственную угрозу пожара, а также в случаях невыполнения противопожарных требований;
• в случаях пожаров проводятся расследования, составляются акты о пожарах;
• оказывается предприятиям, организациям и гражданам помощь (услуги) в области пожарной безопасности, в т.ч. в обучении правилам пожарной безопасности должностных лиц и специалистов, отвечающих за пожарную безопасность или ее обеспечивающих;
• осуществляется взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами, с противопожарными службами других ведомств по вопросам обеспечения пожарной безопасности, тушения пожаров и ликвидации их последствий.
Проведение проверок состояния пожарной безопасности
Законодательство о пожарной безопасности помимо указанных выше нормативных правовых актов включает в себя также значительное количество технических нормативных правовых актов: технических кодексов установившейся практики, систем стандартов пожарной безопасности, правил пожарной безопасности на различных объектах.
Безусловно, проверки жилых зданий, общежитий, промышленных предприятий, индивидуальных гаражей, общественных зданий и сооружений и тому подобного отличаются по своей специфике.
Вместе с тем можно выделить общие подходы к проведению таких проверок, в результате которых исследуются:
• наличие приказа о соблюдении правил пожарной безопасности (и о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям);
• наличие планов эвакуации на случай пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации);
• наличие средств оповещения на случай пожара (акт приемки);
• наличие автоматической противопожарной сигнализации (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения);
• ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом перед закрытием предприятия;
• наличие инструкции по пожарной безопасности;
• наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности;
• наличие первичных средств пожаротушения, их исправность (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки);
• наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода);
• обозначение эвакуационных выходов светящимися табло «выход» белого цвета на зеленом фоне;
• наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стеллажей и т.п.;
• состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов);
• наличие (отсутствие) перепланировок помещений без согласования с пожарной охраной;
• техническое состояние электросетей;
• наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами;
• наличие табличек с фамилией ответственного за пожарную безопасность и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану;
• при наличии противопожарных дверей - сертификат на них.
Порядок проведения проверок органами ГПН регулируется Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Дознание по делам о пожарах и нарушении правил пожарной безопасности
Пунктом 8 ст.35 Закона о пожарной безопасности на органы ГПН возложено осуществление производства дознания по уголовным делам о пожарах и (или) нарушении противопожарных правил (ст.304 УК). От имени органов ГПН дознание производят государственные инспекторы пожарного надзора МЧС.
В функции указанных должностных лиц входит: проверка заявлений и сообщений о преступлениях, связанных с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности, принятие по ним решений, производство неотложных следственных и других процессуальных действий.
Согласно постановлению Минобразования РБ от 28.03.2013 № 13 «Об утверждении образовательных стандартов переподготовки руководящих работников и специалистов» при выполнении своих функций руководящие работники и специалисты должны знать также методику расследования преступлений, связанных с пожарами и нарушением правил пожарной безопасности, тактику следственных действий по делам о пожарах и нарушении правил пожарной безопасности, порядок проведения пожарно-технической экспертизы, учет пожаров и их последствий и т.п.
При производстве дознания органы ГПН тесно взаимодействуют с другими правоохранительными органами, в первую очередь, с должностными лицами Следственного комитета РБ, при выполнении их поручений о производстве отдельных следственных и розыскных действий.
Формы государственной статистической отчетности
Сведения о пожарах являются предметом государственной статистической отчетности, порядок заполнения и представления которой регламентирован рядом постановлений Национального статистического комитета РБ.
Так, постановлением Белстата от 04.07.2012 № 83 утверждены форма государственной статистической отчетности 4-ос (пожары) «Отчет о пожарах (кроме лесных) и последствиях от них» и Указания по ее заполнению (далее - Указания).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2018 г. постановлением Белстата от 27.06.2017 № 49 утверждены новые форма государственной статистической отчетности 1-ос (пожары) «Отчет о пожарах (кроме лесных) и последствиях от них» и Указания по заполнению данной формы. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год. |
Данная форма имеет квартальную периодичность, составляется респондентами только в случае возникновения пожаров и представляется отделу статистики в районе, городе. Согласно Указаниям пожаром считается неконтролируемое горение вне специального очага, которое приводит или может привести к ущербу.
Отчет заполняется отдельно за I, II, III, IV кварталы. Срок представления отчета - 10-го числа после отчетного периода.
Указанную форму представляют:
1) юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, у которых в отчетном периоде произошли пожары;
2) органы государственного пожарного надзора районных (городских) отделов по чрезвычайным ситуациям.
Органы государственного пожарного надзора районных (городских) отделов по чрезвычайным ситуациям представляют данные по пожарам, произошедшим в жилищном фонде, на объектах, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, на личном автотранспорте граждан.
Постановлением Белстата от 04.07.2012 № 79 утверждена форма государственной статистической отчетности 1-лх (воспроизводство и защита леса) «Отчет о воспроизводстве, защите леса и лесных пожарах», которую ежегодно представляют юридические лица, ведущие лесное хозяйство, в главное статистическое управление области по месту своего нахождения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 июня 2017 г. постановлением Белстата от 29.05.2017 № 37 утверждены новая форма государственной статистической отчетности 1-лх (воспроизводство и защита лесов) «Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах» и Указания по заполнению данной формы. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2017 год. |
Органы ГПН используют сведения государственной статистической отчетности для планирования и осуществления надзорных мероприятий в сфере обеспечения пожарной безопасности на поднадзорных объектах.
Органы ГПН, являясь главным элементом системы обеспечения пожарной безопасности, координируют и направляют деятельность соответствующих органов государственного управления, ответственных должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений граждан, осуществляющих контрольные функции в сфере пожарной безопасности.
В то же время неукоснительное выполнение и соблюдение правил и требований пожарной безопасности должностными лицами и гражданами на производстве и в быту является необходимым условием для предотвращения возникновения пожаров и защиты от огня людей и имущества.
17.01.2014
Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»