Расчет от 30.11.2011
Автор: Прусов С.

Государственный технический осмотр в Республике Беларусь: нормативное регулирование, особенности формирования тарифов


 

Материал помещен в архив

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ

Введение

В Республике Беларусь только около 10 % от общего количества станций, осуществляющих государственный технический осмотр транспортных средств, принадлежат организациям государственной формы собственности. В настоящее время их количество - 216. То есть при общем количестве зарегистрированных в стране автомобилей около 2,5 млн. единиц общая загрузка в расчете на 1 станцию составляет немногим более 10 000 в год. Данное количество примерно согласуется с существующими производственными мощностями рассматриваемых организаций. Однако, учитывая неравномерность их распределения по областям и районам Республики Беларусь, необходимо стимулировать их дальнейшее развитие.

Одним из немаловажных факторов, стимулирующих развитие станций государственного технического осмотра, стала отмена в 2011 г. единого прейскуранта цен на услуги государственного технического осмотра (далее - гостехосмотр) и сопутствующие диагностические услуги (постановлением Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 (далее - постановление № 46) признано утратившим силу постановление Минэкономики РБ от 21.01.2010 № 11 «Об утверждении прейскуранта на услуги по проведению государственного технического осмотра транспортных средств»).

Эта мера позволила усилить конкуренцию по ценовому фактору в рассматриваемой сфере деятельности, поскольку организации РБ с момента вступления в силу постановления № 46 должны самостоятельно формировать и устанавливать цены на услуги гостехосмотра и сопутствующие ему услуги.

На практике многие организации стали устанавливать цены на уровне единых тарифов для станций гостехосмотра унитарного предприятия «Белтехосмотр» Министерства транспорта и коммуникаций РБ (далее - УП «Белтехосмотр»). Такой подход, с одной стороны, оправдан, поскольку упрощает процедуру установления цен (тарифов) и исключает конкуренцию по ценовому фактору, с другой стороны, он не позволяет при решении ценовых вопросов адекватно оценить уровень затрат и их компенсацию тарифами.

В данном аналитическом материале рассмотрим основные нормативные документы, регулирующие вопросы деятельности станций государственного технического осмотра, а также возможный механизм формирования тарифов на их услуги с использованием затратного метода ценообразования.

Перечень законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность в сфере технического осмотра транспортных средств

- Закон РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее - Закон);

- Указ Президента РБ от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее - Указ № 551);

- Указ Президента РБ от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»;

- постановление Совета Министров РБ от 24.04.2008 № 601 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и самоходных машин, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям, и их допуска к участию в дорожном движении»;

- постановление Совета Министров РБ от 18.08.2009 № 1079 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на проведение диагностическими станциями государственного технического осмотра транспортных средств и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2007 г. № 1646»;

- постановление Совета Министров РБ от 06.08.2009 № 1030 «Об утверждении положений о порядке регистрации транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, порядке допуска транспортных средств к перевозке опасных грузов, порядке выдачи свидетельства о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов».

 

 

От редакции: С 19 февраля 2014 г. вместо постановления № 1030 действует постановление Совета Министров РБ от 12.02.2014 № 117 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам перевозки опасных грузов»;

 

- постановление Совета Министров РБ от 30.04.2008 № 630 «О реализации Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О дорожном движении». Данным постановлением утверждено Положение о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении (далее - Положение № 630);

- постановление Совета Министров РБ от 29.11.2007 № 1646 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством транспорта и коммуникаций и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

 

 

От редакции: С 27 марта 2012 г. постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утвержден новый единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

 

- постановление Совета Министров РБ от 05.07.2007 № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения смотра-конкурса «Лучшая диагностическая станция по проведению государственного технического осмотра транспортных средств»;

- постановление Совета Министров РБ от 29.12.2007 № 85 «Об утверждении Инструкции о порядке подтверждения соответствия транспортных средств техническим нормам Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) и использования сертификатов технического контроля»;

- постановление Минтранса РБ от 24.08.2009 № 73 «Об утверждении Положения о требованиях к диагностическим станциям»;

- постановление Минтранса РБ от 27.05.2004 № 19 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи международного сертификата технического осмотра транспортных средств»;

- постановление Минтранса РБ от 01.09.2011 № 52 «Об установлении форм бланков диагностической карты транспортного средства, разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении»;

- постановление МЧС РБ от 08.12.2010 № 61 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь»;

- приложение 2 «Перечень вложений, входящих в аптечку первой медицинской помощи для оснащения транспортных средств» к постановлению Минздрава РБ от 15.01.2007 № 4.

 

 

От редакции: С 1 января 2015 г. следует руководствоваться перечнем вложений, входящих в аптечку первой помощи для оснащения транспортных средств (автомобильную), утвержденным постановлением Минздрава РБ от 04.12.2014 № 80;

 

- перечень и требования к средствам технического диагностирования, применяемым при государственном техническом осмотре транспортных средств, утвержденные заместителем Министра транспорта и коммуникаций РБ 29 декабря 2007 г.

Согласно п.2 Положения № 630 гостехосмотр - это совокупность организационно-технических мер, направленных на недопущение к участию в дорожном движении транспортных средств, не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов.

Проведение гостехосмотра обязательно для всех транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету. Данное требование содержится в ст.33 Закона. Проведение гостехосмотра транспортных средств, самоходных машин предполагает проверку их технического состояния на соответствие требованиям технических нормативно-правовых актов.

Государственный техосмотр транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) проводится независимо от места их государственной регистрации на диагностических станциях, имеющих разрешение на проведение гостехосмотра транспортных средств, если иное не установлено Советом Министров РБ.

В соответствии с п.4 Положения № 630 разрешение на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении выдается работником УП «Белтехосмотр» по месту проведения гостехосмотра транспортных средств. Кроме того, главой 2 Положения № 630 определены следующие сроки проведения гостехосмотра:

- легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки пассажиров, с числом мест для сидения более 9, включая место водителя, а также транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, - не позднее чем через 6 месяцев после проведения последнего гостехосмотра;

- легковых автомобилей и прицепов к ним, с года выпуска которых прошло 10 и более лет, включая год выпуска, грузовых и специальных автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним, мотоциклов, а также транспортных средств, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных в п.1 Положения № 630), - не позднее чем через 12 месяцев после проведения последнего гостехосмотра;

- транспортных средств, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в подп.6.1 и 6.2 п.6 Положения № 630), - не позднее чем через 24 месяца после проведения последнего гостехосмотра.

 

 

От редакции: С 14 марта 2015 г. следует руководствоваться п.6 Положения № 630 в редакции постановления Совета Министров РБ от 06.03.2015 № 172.

 

Транспортное средство должно быть представлено для проведения гостехосмотра не позднее 10 дней после его государственной регистрации.

В отношении транспортного средства, год выпуска которого совпадает с годом его государственной регистрации, за исключением транспортных средств, указанных в подп.6.1 п.6 Положения № 630, контрольно-диагностические работы не проводятся. Владелец данного транспортного средства не позднее 10 дней после его государственной регистрации должен обратиться за выдачей разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

В соответствии с подп.9.4 п.9 Правил дорожного движения, утвержденных Указом № 551 (далее - Правила) за водителем закреплена обязанность водителя своевременно представлять на гостехосмотр участвующее в дорожном движении и находящееся в его владении механическое транспортное средство, а также прицеп (прицепы) к нему.

Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки работникам Государственной автомобильной инспекции документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра (за исключением транспортного средства, ранее не зарегистрированного в Республике Беларусь и доставляемого потребителю или к месту государственной регистрации своим ходом). Данная норма закреплена в подп.12.1.3 п.12 Правил.

Законодательно также установлен запрет на участие в дорожном движении транспортного средства, не прошедшего гостехосмотр (нормативная регламентация - подп.194.6 п.194 Правил).

Порядок формирования тарифов на услуги государственного технического осмотра и сопутствующие диагностические услуги

Рассмотрим порядок формирования тарифов на услуги станций гостехоосмотра. Учитывая специфику проведения диагностических процедур, все расходы станции диагностики (за исключением затрат на диагностические карты) - условно-постоянные, за исключением случаев, когда организация применяет одну из сдельных форм оплаты труда своих работников. Тогда к переменным затратам добавятся затраты на заработную плату инженерного состава и отчисления от нее.

При планировании затрат целесообразно их разделение в рамках общепроизводственных (цеховых) расходов затрат на электроэнергию:

- на освещение - целесообразно планировать исходя из годового фонда рабочего времени в темное время суток и мощности осветительных приборов;

- на работу технологического диагностического оборудования - целесообразно рассчитывать исходя из средней нормы расхода электроэнергии на проведение одной диагностической процедуры и плановой годовой программы производства станции диагностики.

В рассматриваемом примере организация имеет (согласно учетной политике) следующую базу для распределения накладных расходов, которая учитывается для целей ценообразования:

- счет 25 «Общепроизводственные расходы» распределяется между видами деятельности пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. При этом для вида деятельности по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» (74300 «Технические испытания и исследования»), утвержденному постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, к которому относится проведение гостехосмотра автомобилей, предусмотрено выделение в организации отдельного субсчета. То есть все затраты напрямую в конце отчетного периода списываются в дебет счета 20 «Основное производство» либо 23 «Вспомогательное производство» в зависимости от существующей структуры в организации;

- счет 26 «Общехозяйственные расходы» распределяется между видами деятельности пропорционально прямым производственным затратам.

Для условного примера возьмем структуру видов диагностических и прочих контрольно-диагностических услуг, применяемую диагностическими станциями УП «Белтехосмотр».

Проведение государственного технического осмотра по типам транспортных средств:

- легковой автомобиль с двигателем, работающим на бензине;

- легковой автомобиль с двигателем, работающим на дизельном или газовом топливе;

- автобус с технически допустимой общей массой не более 5 т;

- автобус с технически допустимой общей массой более 5 т;

- грузовой автомобиль с технически допустимой общей массой не более 3,5 т;

- специальный грузовой автомобиль с технически допустимой общей массой не более 3,5 т, предназначенный для перевозки опасных грузов;

- грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 3,5 и не более 12 т;

- специальный грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 3,5 и не более 12 т, предназначенный для перевозки опасных грузов;

- грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 12 т;

- специальный грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 12 т, предназначенный для перевозки опасных грузов;

- прицеп с технически допустимой общей массой не более 0,75 т;

- прицеп с технически допустимой общей массой более 0,75 и не более 3,5 т;

- специальный прицеп с технически допустимой общей массой более 0,75 и не более 3,5 т, предназначенный для перевозки опасных грузов;

- прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более 3,5 и не более 10 т;

- специальный прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более 3,5 и не более 10 т, предназначенный для перевозки опасных грузов;

- прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более 10 т;

- специальный прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более 10 т, предназначенный для перевозки опасных грузов;

- мотоцикл;

- мопед;

- квадроцикл.

Проведение отдельных видов контрольно-диагностических работ при повторном прохождении государственного технического осмотра:

- проверка тормозной системы;

- замер дымности отработавших газов;

- замер токсичности отработавших газов;

- проверка суммарного люфта в рулевом управлении;

- проверка состояния элементов подвески или рулевого привода;

- проверка внешних световых приборов;

- проверка степени светопропускания стекол;

- проверка герметичности агрегатов и систем;

- проверка внешнего вида и комплектации.

При этом далеко не все диагностические станции могут оказывать полный перечень услуг из-за технологических особенностей установленного оборудования. Рассмотрим исчерпывающий перечень калькуляций.

 

  УТВЕРЖДАЮ
  Директор ОДО «ЛТК-СЕРВИС»
  Подпись Н.И.Малов
  01.01.2011

 

ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ
стоимости технического осмотра по типам транспортных средств
 
руб.
№ п/п
Наименование статей
Нор-ма-тив, %
Легко-вой автомо-биль с двига-телем, работа-ющим на бен-зине
Легковой автомо-биль с двига- телем, работа-ющим на дизель-ном или газовом топливе
Автобус с техни-чески допусти-мой общей массой не более 5 т
Автобус с тех-нически допустимой общей массой более 5 т
Грузовой автомо-биль с техни-чески допусти-мой общей массой не более 3,5 т
Специальный грузовой автомобиль с технически допустимой общей массой не более 3,5 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
Грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 3,5 и не более 12 т
1
Материальные ресурсы
354
354
354
354
354
354
354
2
Заработная плата
12 515
12 756
13 237
13 478
14 440
14 922
14 681
3
Дополнительная заработная плата
7,25
907
924
959
977
1 046
1 081
1 064
4
Отчисления на социальное страхование
34,00
4 563
4 651
4 827
4 915
5 265
5 441
5 353
5
Отчисления по обязательному страхованию
0,60
81
82
85
87
93
96
94
6
Итого прямых затрат
18 420
18 767
19 462
19 811
21 198
21 894
21 546
7
Общепроиз-водственные расходы
131,15
16 413
16 729
17 360
17 676
18 938
19 570
19 254
8
Общехозяйственные расходы
7,64
1 407
1 433
1 486
1 513
1 619
1 672
1 646
9
Производственная себестоимость
36 240
36 929
38 308
39 000
41 755
43 136
42 446
10
Отчисления в инновационный фонд
0,25
91
92
96
98
104
108
106
11
Полная себестоимость
36 331
37 021
38 404
39 098
41 859
43 244
42 552
12
Рентабельность
2,0 %
2,0 %
15,0 %
27,0 %
0,0 %
19,0 %
15,0 %
13
Прибыль
727
740
5 761
10 556
0
8 216
6 383
14
Цена без НДС
37 058
37 761
44 165
49 654
41 859
51 460
48 935
15
Налог на добавленную стоимость
20,00
7 412
7 552
8 833
9 931
8 372
10 292
9 787
16
Отпускная цена с НДС
44 470
45 313
52 998
59 585
50 231
61 752
58 722
17
Отпускная цена с НДС с учетом округления
44 470
45 310
53 000
59 590
50 230
61 750
58 720

 

Продолжение
 
Специальный грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более
3,5 и не более 12 т, предназначенный для перевозки опасных грузов

Грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 12 т
Специальный грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 12 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
Прицеп с технически допустимой общей массой не более 0,75 т
Прицеп с технически допустимой общей массой более 0,75
и не более 3,5 т
Специальный прицеп с технически допустимой общей массой более
0,75 и не более 3,5 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
354

354
354
354
354
354
15 162
15 403
15 403
5 054
5 776
5 535
1 099

1 116
1 116
366
419
401
5 529


5 616
5 616
1 843
2 106
2 018
98


99
99
33
37
36
22 242

22 588
22 588
7 650
8 692
8 344
19 885


20 201
20 201
6 628
7 575
7 259
1 699

1 725
1 725
584
664
637
43 826

44 514
44 514
14 862
16 931
16 240
110


111
111
37
42
41
43 936

44 625
44 625
14 899
16 973
16 281
30,0 %
28,0 %
45,0 %
0,0 %
0,0 %
40,0 %
13 181
12 495
20 081
0
0
6 512
57 117
57 120
64 706
14 899
16 973
22 793
11 423


11 424
12 941
2 980
3 395
4 559
68 540

68 544
77 647
17 879
20 368
27 352
68 540


68 540
77 650
17 880
20 370
27 350

 

Продолжение
 
Прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более
3,5 и не более 10 т





Специальный прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более 3,5 и не более 10 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
Прицеп или полу-прицеп с техни-чески допусти-мой общей массой более 10 т
Специальный прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более 10 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
Мото-цикл
Мопед
Квадро-цикл
354

354
354
354
354
354
354
12 515
12 756
13 237
13 478
14 440
14 922
14 681
907

924
959
977
1 046
1 081
1 064
4 563


4 651
4 827
4 915
5 265
5 441
5 353
81


82
85
87
93
96
94
18 420

18 767
19 462
19 811
21 198
21 894
21 546
16 413


16 729
17 360
17 676
18 938
19 570
19 254
1 407

1 433
1 486
1 513
1 619
1 672
1 646
36 240

36 929
38 308
39 000
41 755
43 136
42 446
91


92
96
98
104
108
106
36 331

37 021
38 404
39 098
41 859
43 244
42 552
2,0 %
2,0 %
15,0 %
27,0 %
0,0 %
19,0 %
15,0 %
727
740
5 761
10 556
0
8 216
6 383
37 058
37 761
44 165
49 654
41 859
51 460
48 935
7 412


7 552
8 833
9 931
8 372
10 292
9 787
44 470

45 313
52 998
59 585
50 231
61 752
58 722
44 470


45 310
53 000
59 590
50 230
61 750
58 720

 

Начальник
планово-экономического отдела

____________________

С.Г.Перов   
 
(подпись)
 
     
Главный бухгалтер
____________________
Г.А.Стакун
 
(подпись)
 

 

  УТВЕРЖДАЮ
  Директор ОДО «ЛТК-СЕРВИС»
  Подпись Н.И.Малов
  01.01.2011

 

ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ
проведения отдельных видов контрольно-диагностических работ
 
руб.
№ п/п
Наименование статей
Нор-матив, %
Про-верка тор-моз-ной сис-темы
Замер ды-мности отрабо-тавших газов
Замер ток-сич-ности отра-бота-вших газов
Про-верка сум-марного люфта в рулевом управ-лении
Проверка состояния элементов подвески или рулевого привода
Про-верка внеш- них свето-вых при-боров
Про-верка сте-пени свето-пропу-скания стекол
Про-верка герме-тич-ности агре-гатов и систем
Про-верка внеш-него вида и ком-плек-тации
1
Материальные ресурсы
354
354
354
354
354
354
354
354
354
2
Заработная плата
4 091
2 888
2 407
1 925
2 166
3 851
2 407
2 647
3 610
3
Дополнительная заработная плата
7,25
296
209
174
139
157
279
174
192
262
4
Отчисления на социальное страхование
34,00
1 492
1 053
878
702
790
1 404
878
965
1 316
5
Отчисления по обязательному страхованию
0,60
26
19
15
12
14
25
15
17
23
6
Итого прямых затрат
6 259
4 523
3 828
3 132
3 481
5 913
3 828
4 175
5 565
7
Общепроизводственные расходы
131,15
5 365
3 788
3 157
2 525
2 841
5 051
3 157
3 472
4 735
8
Общехозяйственные расходы
7,64
478
345
292
239
266
452
292
319
425
9
Производственная себестоимость
12 102
8 656
7 277
5 896
6 588
11 416
7 277
7 966
10 725
10
Отчисления в инновационный фонд
0,25
30
22
18
15
16
29
18
20
27
11
Полная себестоимость
12 132
8 678
7 295
5 911
6 604
11 445
7 295
7 986
10 752
12
Рентабельность
3,0 %
20,0 %
14,2 %
0,0 %
1,0 %
0,0 %
0,0 %
0,0 %
0,0 %
13
Прибыль
364
1 736
1 036
0
66
0
0
0
0
14
Цена без НДС
12 496
10 414
8 331
5 911
6 670
11 445
7 295
7 986
10 752
15
Налог на добавленную стоимость
20,00
2 499
2 083
1 666
1 182
1 334
2 289
1 459
1 597
2 150
16
Отпускная цена с НДС
14 995
12 497
9 997
7 093
8 004
13 734
8 754
9 583
12 902
17
Отпускная цена с НДС с учетом округления
15 000
12 500
10 000
7 090
8 000
13 730
8 750
9 580
12 900
 
Начальник
планово-экономического отдела

____________________

С.Г.Перов   
 
(подпись)
 
     
Главный бухгалтер
____________________
Г.А.Стакун
 
(подпись)
 

 

Расшифровка статей затрат представлена в таблицах 1-9:

 

Таблица 1
 
Материальные ресурсы
 
Показатели
Ед. изм.
Диагностическая карта
Расход (количество)
шт.
1
Цена (тариф)
руб.
354
Итого стоимость материалов
руб.
354

 

Таблица 2
 
Расшифровка статьи «Заработная плата»
 
Шифр нормы времени (н.в.)
Наименование работы
Ед. изм. работ
Испол-нители
Средний разряд работ
Норма времени, чел.-ч
Стоимость чел.-ч, руб.
Основная заработная плата
(гр.6 х гр.7), руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
Местная н.в.
Легковой автомобиль с двигателем, работающим на бензине
1 транс-портное средство
Инженер
12
0,52
24 067
12 515
-»-
Легковой автомобиль с двигателем, работающим на дизельном или газовом топливе
-»-
-»-
-»-
0,53
-»-
12 756
-»-
Автобус с технически допустимой общей массой не более 5 т
-»-
-»-
-»-
0,55
-»-
13 237
-»-
Автобус с технически допустимой общей массой более 5 т
-»-
-»-
-»-
0,56
-»-
13 478
-»-
Грузовой автомобиль с технически допустимой общей массой не более 3,5 т
-»-
-»-
-»-
0,60
-»-
14 440
-»-
Специальный грузовой автомобиль с технически допустимой общей массой не более 3,5 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
-»-
-»-
-»-
0,62
-»-
14 922
-»-
Грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 3,5 и не более 12 т
-»-
-»-
-»-
0,61
-»-
14 681
-»-
Специальный грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 3,5 и не более 12 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
-»-
-»-
-»-
0,63
-»-
15 162
-»-
Грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 12 т
-»-
-»-
-»-
0,64
-»-
15 403
-»-
Специальный грузовой автомобиль или автомобиль-тягач с технически допустимой общей массой более 12 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
-»-
-»-
-»-
0,64
-»-
15 403
-»-
Прицеп с технически допустимой общей массой не более 0,75 т
-»-
-»-
-»-
0,21
-»-
5 054
-»-
Прицеп с технически допустимой общей массой более 0,75 и не более 3,5 т
-»-
-»-
-»-
0,24
-»-
5 776
-»-
Специальный прицеп с технически допустимой общей массой более 0,75 и не более 3,5 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
-»-
-»-
-»-
0,23
-»-
5 535
-»-
Прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более 3,5 и не более 10 т
-»-
-»-
-»-
0,25
-»-
6 017
-»-
Специальный прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более 3,5 и не более 10 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
-»-
-»-
-»-
0,20
-»-
4 813
-»-
Прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более 10 т
-»-
-»-
-»-
0,26
-»-
6 257
-»-
Специальный прицеп или полуприцеп с технически допустимой общей массой более 10 т, предназначенный для перевозки опасных грузов
-»-
-»-
-»-
0,17
-»-
4 091
-»-
Мотоцикл
-»-
-»-
-»-
0,17
-»-
4 091
-»-
Мопед
-»-
-»-
-»-
0,20
-»-
4 813
-»-
Квадроцикл
-»-
-»-
-»-
0,21
-»-
5 054
-»-
Проверка тормозной системы
-»-
-»-
-»-
0,17
-»-
4 091
-»-
Замер дымности отработавших газов
-»-
-»-
-»-
0,12
-»-
2 888
-»-
Замер токсичности отработавших газов
-»-
-»-
-»-
0,10
-»-
2 407
-»-
Проверка суммарного люфта в рулевом управлении
-»-
-»-
-»-
0,08
-»-
1 925
-»-
Проверка состояния элементов подвески или рулевого привода
-»-
-»-
-»-
0,09
-»-
2 166
-»-
Проверка внешних световых приборов
-»-
-»-
-»-
0,16
-»-
3 851
-»-
Проверка степени светопропускания стекол
-»-
-»-
-»-
0,10
-»-
2 407
-»-
Проверка герметичности агрегатов и систем
-»-
-»-
-»-
0,11
-»-
2 647
-»-
Проверка внешнего вида и комплектации
-»-
-»-
-»-
0,15
-»-
3 610

 

Нормы времени устанавливаются на основании описания технологического процесса для конкретной станции технического контроля, разрабатываемого республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» и согласуемого с УП «Белтехосмотр».  

 

Таблица 3
 
Расшифровка стоимости человеко-часа (графа 7 таблицы 2)
 
№ п/п
Показатели
Ед. изм.
Инженер
1
Количество штатных единиц
чел.
2
2
Тарифная ставка 1-го разряда
руб.
300 000
3
Тарифный коэффициент
коэф.
2,84
4
Технологический коэффициент
коэф.
1,00
5
Тарифный оклад (стр.2 х стр.3 х стр.4)
руб.
852 000
6
Повышение при заключении контракта
%
27,00
руб.
230 040
7
Повышение согласно постановлению Совета Министров РБ от 09.11.1999 № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда»
коэф.
10,00 %
руб.


85 200
8
Тарифная ставка (стр.5 + стр.6 + стр.7)
руб.
1 167 240
9
Годовой фонд заработной платы по ставкам (стр.8 х 12 х
x стр.1)
руб.
28 013 760
10
Премия (стр.10 х % премии)
%
30,00
руб.
8 404 128
11
Вознаграждение за выслугу лет (стр.9 х % выслуги)
%
15,00
руб.
4 202 064
12
Надбавка за сложность (напряженность) (стр.9 х % за классность)
%
30,00
руб.
8 404 128
13
Надбавка за вредность
%
0,00
ч
2 037
руб.
0
14
Итого фонд заработной платы (стр.9 + стр.10 + стр.11 +
+ стр.12 + стр.13)
руб.
49 024 080
15
Годовой фонд рабочего времени
ч
2 037
16
Стоимость 1 чел.-ч (стр.14 / стр.15)
руб.
24 067

 

Таблица 4
 
Расчет размера дополнительной заработной платы за предыдущий календарный год
 
№ п/п
Наименование выплат
Сумма выплат, руб.
1
Основная заработная плата за предыдущий год
30 658 102
2
Дополнительная заработная плата за предыдущий год, всего,
2 221 509
в т.ч.:
2.1
оплата трудовых отпусков по законодательству
2 221 509
2.2
компенсация за неиспользованный отпуск
0
2.3
выполнение воинских обязанностей
0
2.4
сохранение заработка за время курсов повышения квалификации и переподготовки
0
2.5
оплата учебного отпуска
0
3
Размер дополнительной заработной платы (стр.2 / стр.1 х
x 100)
7,25 %
 
Таблица 5
 
Плановая смета общепроизводственных расходов
 
№ п/п
Показатели
План 2012 г., руб.
1
Топливно-энергетические ресурсы, в т.ч.:
13 846 411
1.1
электроэнергия
8 421 408
1.2
теплоэнергия
5 425 003
2
Услуги сторонних организаций
1 850 450
3
Заработная плата цехового персонала
17 632 620
4
Отчисления от заработной платы цехового персонала:
6 100 887
4.1
отчисления на социальное страхование
5 995 091
4.2
обязательное страхование
105 796
5
Амортизация зданий и оборудования
22 963 334
6
Прочие расходы
1 900 000
7
Итого цеховых расходов
64 293 702
8
Основная заработная плата производственных рабочих
44 822 016
9
Цеховые расходы
143,4 %

 

Таблица 6
 
Расшифровка статьи «Топливно-энергетические ресурсы» в плановой смете общепроизводственных расходов
 
№ п/п
Наименование статьи
Ед. изм.
Расход
Тариф (примечание), руб.
Сумма
(гр.4 х гр.5),
руб.
1
2
3
4
5
6
1
Теплоэнергия
Гкал
13,9
390 288
5 425 003
2
Электроэнергия, в т.ч.:
кВт·ч
7 220
1 166,4
8 421 408
2.1
освещение
кВт·ч
2 020
1 166,4
2 356 128
2.2
норма расхода электроэнергии на работу оборудования
кВт·ч /
/ транспортное средство
0,65
   
2.3
плановое количество транспортных средств в год
шт.
8 000
   
2.4
Работа основного технологического оборудования
кВт·ч
5 200
1 166,4
6 065 280

 

Примечание. Декларация уровня тарифов на электрическую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики ГПО «Белэнерго» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учетом индексации согласно постановлению Минэкономики РБ от 28.02.2011 № 24 «Об определении порядка индексации цен на природный газ и тарифов на электрическую и тепловую энергию» (с учетом изменений от 19.09.2011 № 151) (далее - Декларация).

Вторая группа потребителей по Декларации (тариф 737 руб. за кВт·ч (Тб)).

Тариф за электроэнергию: Тн = Тб х (0,11 + 0,89 х Кн / Кб) = 737 х (0,11 + 0,89 х 8 450 / 5 107) = 1 166,4 руб.

Пункт 1 таблицы 6 - согласно Декларации (тариф 235 882 руб. за Гкал (Тб)).

Тариф за теплоэнергию: Тн = Тб х Кн / Кб = 235 882 х 8 450 / 5 107 = 390 288 руб. за Гкал, где курс доллара на 1 ноября 2011 г. (Кн) - 8 450 руб.; декларативный курс (Кб) - 5 107 руб.  

 

Таблица 7
 
Расшифровка статьи «Заработная плата цехового персонала» в плановой смете общепроизводственных расходов
 
№ п/п
Наименование профессии
Кол-во штатных ед.
Тариф ный коэффи-циент
Техно-логиче-ский коэф.
Тарифный оклад, руб.
Повышение при заключении контракта
Повышения, предусмотренные положением по организации оплаты труда персонала
Тариф-ная ставка, руб.
Годовой фонд оплаты труда (далее - ФОТ) по ставкам, руб.
коэф.
руб.
коэф.
руб.




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Уборщик служебных помещений
0,5
1,00
1
300 000
1,39
117 000
1,25
75 000
492 000
2 952 000
2
Начальник станции диагностики
0,5
3,98
1
1 194 000
1,27
322 380
1,0
0
1 516 380
9 098 280
3
 

 

Продолжение
 
Премия
Вознаграждение за выслугу лет
Надбавка за профмастерство (классность)
Надбавка за вредность
(тарифная ставка 1-го разряда х гр.19 /
/ 100 х гр.20 х гр.3)


Итого ФОТ, руб.
%
руб.
%
руб.
%
руб.
%
годовой фонд рабочего времени, ч
ФОТ, руб.
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
30
885 600


5,0
147 600
0
0
0,0
2 037
0
3 985 200
30
2 729 484


0,0
0
20
1 819 656
0,0
2 037
0
13 647 420
Итого:
17 632 620

 

В организации установлена ставка 1-го разряд в размере 300 000 руб.

Среднемесячное количество часов работы в 2011 г. для 40-часовой недели - 169,8 ч (2 037 ч / 12 мес.).

 

Таблица 8
 
Расшифровка статьи «Амортизация зданий и оборудования» в плановой смете общепроизводственных расходов
 
№ п/п
Показатели
Инвентарный номер
Аморти-зируемая стоимость, руб.
Годовая норма аморти-зации, %
Годовая сумма амортизационных отчислений
(гр.4 х гр.5), руб.
1
2
3
4
5
6
1
Здание станции диагностики
6180/1
244 203 306
1,800 00
4 395 660
2
Вентиляционная система
20133
83 569 831
10,000 00
8 356 983
3
Компрессор
12119
1 296 358
16,949 15
219 722
4
Универсальная линия контроля
12121
74 567 890
10,526 32
7 849 252
5
Дымомер
12122
1 879 630
18,690 00
351 303
6
Устройство для удаления выхлопных газов
12123
2 100 150
18,690 00
392 518
7
Тестер люфтов
12111
3 010 258
18,690 00
562 617
8
Система видеорегистрации автотранспортных средств
12110
2 879 206
14,810 00
426 410
9
Газоанализатор
12112
650 230
10,990 00
71 460
10
Асфальтное покрытие
12116
10 560 890
3,194 89
337 409
11
Итого
424 717 749
5,406 73
22 963 334

 

Таблица 9
 
Общехозяйственные расходы
 
№ п/п
Статьи затрат
Факт за предыдущий год, руб.
План на год, руб.
Темп роста, %
1
Заработная плата аппарата управления
3 351 804,2
3 227 100,1
96,28
2
Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ
1 156 372,4
1 097 214,0
94,88
3
Обязательные страховые взносы в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»
5 154,7
7 785,2
151,03
4
Текущий ремонт зданий
1 000,0
1 100,0
110,00
5
Амортизация зданий, сооружений, прочих основных средств
300 000,0
418 848,9
139,62
6
Содержание зданий (дератизация, вывоз мусора, моющие средства т.п.)
14 560,0
18 796,0
129,09
7
Вода и канализация
7 890,0
12 000,0
152,09
8
Электроэнергия и теплоэнергия на отопление и освещение
18 690,7
27 849,2
149,00
9
Услуги связи
12 504,9
12 879,5
103,00
10
Канцелярские и почтово-телеграфные расходы
12 018,6
12 411,8
103,27
11
Расходы на подготовку и переподготовку кадров
10 000,0
12 000,0
120,00
12
Командировочные расходы
14 300,0
14 800,0
103,50
13
Спецпитание
150,0
158,6
105,73
14
Расходы на охрану труда и технику безопасности
3 020,0
2 500,0
82,78
15
Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации
15 320,0
16 500,0
107,70
16
Услуги сторожевой и пожарной охраны
48 900,0
73 557,0
150,42
17
Налог на землю
28 054,5
31 373,2
111,83
18
Информационные услуги
30 000,0
30 000,0
100,00
19
Консультационные услуги
1 500,0
1 500,0
100,00
20
Содержание служебного легкового автотранспорта
35 891,7
39 573,8
110,26
21
Страхование пенсий
30 548,0
32 458,0
106,25
22
Услуги банка
25 000,0
26 000,0
104,00
23
Прочие расходы
130 000,0
150 000,0
115,38
24
Итого
5 252 679,7
5 266 405,4
100,26
25
Прямые расходы в целом по организации
64 733 338,4
68 951 472,3
106,52
26
Расчет процента общехозяйственных расходов
8,1 %
7,6 %

 

Номенклатура и база для распределения статей накладных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных) в каждой организации может быть своя (закрепляется в учетной политике).

 

30.11.2011 г.

 

Станислав Прусов, магистр экономических наук, начальник сектора неосновных производств отдела ценообразования планово-экономического управления республиканского унитарного предприятия «Витебскэнерго»