


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ИП «ТЕ»): Предприятие занимается розничной торговлей, имеет десять торговых точек. В каждом магазине есть кассовый аппарат, ведется книга кассира. Выручка из каждого магазина сдается непосредственно продавцами этих торговых точек в отделение «Белпочты» с зачислением на расчетный счет предприятия в сроки, установленные приказом руководителя. Отделение «Белпочты» выдает квитанцию о приеме выручки. Из выручки одной из торговых точек, определенной приказом, выплачивается заработная плата, отпускные, командировочные по платежным ведомостям. Других приходно-расходных операций на предприятии нет.
Имеет ли предприятие право по решению руководителя не вести кассовую книгу и, соответственно, не оформлять приходные и расходные кассовые ордера на выручку, полученную от каждой торговой точки (включая торговую точку, из выручки которой производятся вышеуказанные выплаты)?
ОТВЕТ: Подразделения юридического лица (в данном случае торговые точки) вправе не вести кассовую книгу. Решение о том, вести им кассовую книгу или нет, принимает руководитель предприятия самостоятельно в письменной форме (п.50 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107). При этом торговой точке, сдающей выручку непосредственно в отделение «Белпочты» с зачислением на расчетный счет предприятия и не производящей расходных операций с наличными деньгами, вести кассовую книгу нецелесообразно. Соответствующая запись о сдаче наличных денег в отделение «Белпочты» будет учиняться в книге кассира. Подтверждением сдачи наличных денег в отделение «Белпочты» будут квитанции о приеме выручки.
При наличии в торговой точке кроме выплаты заработной платы других расходных операций (выдача денег на командировочные расходы, на хозяйственные расходы и др.) целесообразней было бы вести кассовую книгу.
Кассовая книга в соответствии с п.50 названной Инструкции № 107 применяется для учета поступлений и выдачи только наличных денег, поэтому выручка, полученная продавцами торговых точек и сданная в отделение «Белпочты» с зачислением на расчетный счет предприятия в кассовой книге предприятия, не отражается. При этом в случае отсутствия поступлений наличных денег в кассу и выдачи наличных денег из кассы предприятия кассовая книга самим предприятием не ведется.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2019 г. Инструкция № 107 утратила силу на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 119. Следует руководствоваться главой 5 «Порядок ведения кассовых книг и хранения наличных белорусских рублей и (или) наличной иностранной валюты» Инструкции о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117. |
29.06.2017
Инесса Прокопович, начальник управления регулирования денежного обращения Национального банка Республики Беларусь
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Порядок ведения кассовых операций в национальной и иностранной валюте»