Пособие от 02.05.2013
Автор: Кулик А.

Индексация вовремя не отработанных авансов в соответствии с Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда


 

Материал помещен в архив

 

ИНДЕКСАЦИЯ ВОВРЕМЯ НЕ ОТРАБОТАННЫХ АВАНСОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПРАВИЛАМИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

Порядок предоставления и индексации авансов существенно изменился в связи со вступлением в силу с 21 октября 2011 г. постановления Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875, которым были изложены в новой редакции Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 875, Правила № 1450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. следует руководствоваться Правилами № 1450 в редакции постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301.

 

Вопрос о выделении авансов при исполнении условий договора строительного подряда приобрел особую актуальность в связи с недостатком у подрядчика собственных оборотных средств и необходимостью обеспечения ритмичности строительства и выполнения договорных обязательств в определенные сроки.

Порядок предоставления и индексации авансов регламентирован пп.56-59 Правил № 875.

 

Обратите внимание!

Договорные отношения, возникшие до 21 октября 2011 г., должны быть основаны на Правилах № 1450 (т.е. в редакции, действовавшей до 21 октября 2011 г.).

На приобретение каких материальных ресурсов подрядчику выдается целевой аванс

Целевой аванс предоставляется на приобретение нестандартных строительных конструкций и изделий, материальных ресурсов, поставка которых зависит от сезонности выполнения строительных работ, а также на закупки по внешнеторговым контрактам (п.56 Правил № 1450). Однако, что относится к нестандартным строительным конструкциям и к материалам, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ, прямо не было определено.

В целях обеспечения правового регулирования предоставления подрядчику целевых авансов законодатель в Правилах № 875 определил перечень материальных ресурсов, на приобретение которых в договоре может предусматриваться выплата целевых авансов (далее - Перечень). Данный Перечень расширил возможности получения подрядчиком целевых авансов и ответил на вопрос, что относится к нестандартным строительным конструкциям.

В то же время подрядные организации могут считать, что Перечень недостаточно расширен. Однако Министерство финансов РБ (с позицией которого можно согласиться) выступает против такого расширения и считает, что материалы должны приобретаться подрядчиком не только за счет целевого аванса, но и за счет текущего аванса, а также за счет собственных средств подрядчика.

При бюджетном финансировании, целевой аванс выделяется подрядчику на приобретение конкретных материальных ресурсов (т.е. на определенные в Перечне), по которым подрядчику известны и стоимость, и производитель.

Отработка целевого аванса

Полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение 3 месяцев с даты их получения, если иное не установлено законодательством.

Не использованные или использованные подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами (п.58 Правил № 875).

Правилами № 875 прямо не установлено, что понимать под фразой «отработка целевого аванса». Но учитывая тот факт, что целевой аванс выдается не на выполнение работ, а на приобретение материальных ресурсов, автор считает возможным признать целевой аванс, использованный на приобретение тех материальных ценностей, на закупку которых он запрашивался, использованным по целевому назначению независимо от того, использованы материальные ресурсы в течение 3 месяцев со дня получения аванса или нет.

Подтверждением использования целевого аванса по целевому назначению служит фактическое приобретение тех материальных ресурсов, на закупку которых выдавался целевой аванс. В качестве отчета подрядчику достаточно представить заказчику копии накладных, подтверждающих факт приобретения материалов.

 

Обратите внимание!

Такая позиция имеет место быть только при строительстве объектов с использования бюджетных средств.

 

Справочно

В качестве бюджетных средств рассматриваются средства республиканского и местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредиты банков РБ под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов (в соответствии с Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»).

 

При строительстве объектов с привлечением бюджетных средств целевой аванс будет считаться использованным по целевому назначению только в том случае, если он использован на приобретение тех материальных ценностей, на закупку которых он запрашивался в течение 3 месяцев со дня получения аванса.

Такая трактовка термина «отработка целевого аванса» явно не обрадует подрядчиков, но позиция Министерства финансов РБ пока непоколебима, несмотря на доводы Министерства архитектуры и строительства РБ. Дело в том, что если под отработкой целевого аванса понимать использование материала на выполнение строительных работ, то характер приобретаемых материальных ресурсов зачастую не позволяет обеспечить их приобретение и использование в 3-месячный срок. Это относится, в первую очередь, к закупкам по внешнеторговым контрактам, к нестандартным изделиям и конструкциям, к материалам, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ.

Таким образом, выделение подрядчику целевого аванса должно быть увязано со сроками выполнения строительных работ с использованием этих материальных ресурсов. Иными словами, целевой аванс должен выделяться подрядчику с учетом времени, необходимого на производство, закупку, получение и использование материального ресурса при строительстве.

Финансовая ответственность за неиспользование текущего и (или) целевого авансов или использование их не по целевому назначению

Подрядчик несет финансовую ответственность за нецелевое использование средств, полученных в качестве целевого аванса. Эта ответственность наступает в случае неиспользования целевого аванса или использования его не по целевому назначению, т.е. на текущие нужды организации или на закупку материальных ценностей, на которые аванс не выдавался. В таких случаях выданный аванс подлежит возврату заказчику с уплатой пени.

Порядок предоставления подрядчику текущих авансов, использования подрядчиком этих авансов и ответственность подрядчика за несвоевременное использование текущих авансов регламентированы п.57 Правил № 875.

Текущий аванс - это аванс на выполнение работ, т.е. на стоимость всего комплекса затрат (материалов, затрат на эксплуатацию машин и механизмов, транспортных расходов и т.д.), связанных с выполнением работ.

По объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, размер текущего аванса не должен превышать 50 % стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, за вычетом суммы целевого аванса, предполагаемого к освоению в этом месяце (п.57 Правил № 875).

Если же строительство объекта осуществляется без привлечения бюджетных средств, по соглашению сторон могут определяться иные размеры авансов (т.е. сумма аванса может превышать 50 % стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце), но только в том случае, если это будет указано в договоре строительного подряда (часть первая п.59 Правил № 875).

При невыполнении подрядчиком графика производства работ по его вине необходимо рассчитать сумму неотработанного аванса для применения к подрядчику санкций за пользование чужими денежными средствами. Сумма неотработанного аванса определяется как разница между суммой аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в периоде, принятом за расчетный, и суммой отработанного аванса и признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком.

Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения аванса до даты подписания заказчиком актов сдачи-приемки работ, на которые выдавался аванс.

Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного аванса, в размере ставки рефинансирования Национального банка РБ, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в периоде, принятом за расчетный, на который выдавался аванс. Такое же положение содержится и в п.1 ст.366 Гражданского кодекса РБ.

Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается (п.57 Правил № 875).

 

Справочно

Форма акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ установлена постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13 (приложение 1).

Форма справки о стоимости выполненных работ и затратах установлена постановлением Минстройархитектуры РБ от 17.10.2011 № 48 (приложение 2).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2013 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 28.06.2013 №  21 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 13». Взамен одной формы акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (формы С-2) утверждены 3 формы акта с аналогичным названием: С-2, С-2а и С-2б. В акте формы С-2 сохранены разделы «Расчет стоимости работ в базисных ценах» и «Расчет стоимости работ в текущих ценах», а в актах формы С-2а и С-2б таких разделов нет, и все расчеты выполняются в текущих ценах.

Порядок зачета подлежащей уплате суммы процентов

Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных работ не производится, так как рассчитанные суммы процентов за пользование чужими денежными средствами подрядчик должен уплачивать безналичным порядком в бюджет, из которого финансируются строительные работы (в отличие от ранее принятой методики индексации текущих авансов, регламентированной письмом Минстройархитектуры РБ от 05.11.2008 № 04-2-02/3141 «Об индексации авансов»). Контроль над уплатой этих средств в бюджет осуществляет заказчик.

При финансировании строительства объектов, осуществляемом без привлечения бюджетных средств, суммы начисленных штрафных санкций зачисляются в доход заказчика.

Сумма средств, подлежащих оплате за выполненные работы, определяется за вычетом ранее полученных подрядчиком текущих авансов, а также целевых авансов в размере стоимости материальных ресурсов, приобретенных за их счет и включенных в стоимость выполненных строительных работ в расчетном периоде (часть вторая п.59 Правил № 875).

При расчетах за выполненные работы засчитывается вся сумма полученного подрядчиком текущего аванса, независимо от того, отработан этот аванс или нет. Одновременно на сумму аванса, признанного неотработанным, одноразово начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами.

 

Обратите внимание!

В дальнейшем в отношении этой суммы неотработанного аванса никаких действий не производится, так как сумма неотработанного аванса, зачтенная при расчете суммы, подлежащей оплате, не может в дальнейшем признаваться чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком.

 

В случае когда сумма выданного аванса больше, чем стоимость выполненных работ, то разница, не зачтенная в оплату выполненных работ, также является чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком, на которую начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами.

Сроки поступления текущих авансов в распоряжение подрядчика и подписания актов сдачи-приемки выполненных работ

Один из наиболее актуальных вопросов, волнующих подрядчиков, касается сроков поступления текущих авансов в распоряжение подрядчика и подписания актов сдачи-приемки выполненных работ.

Зачастую заказчик специально затягивает подпись актов сдачи-приемки выполненных работ с целью увеличить сумму санкций за пользование чужими денежными средствами. В таких случаях следует руководствоваться п.55 Правил № 875, в соответствии с которым заказчик обязан не позднее 5 рабочих дней рассмотреть представленные подрядчиком документы, заверить их подписью и печатью. Данный момент также рекомендуется отразить в договоре строительного подряда.

Что касается сроков поступления текущих авансов в распоряжение подрядчика, то тут ситуация неоднозначна. Дело в том, что ни в Правилах № 1450, ни в Правилах № 875 ничего не сказано о том, что текущий аванс должен быть перечислен до наступления расчетного периода, на который выдается аванс. Лишь в п.82 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.12.2001 № 120, указано, что платежные поручения на перечисление авансов принимаются органами казначейства, как правило, до 20-го числа месяца, предшествующего расчетному.

Однако прием платежных поручений до 20-го числа месяца, предшествующего расчетному, вовсе не означает их исполнение в указанный срок. Поэтому организациям следует закреплять в договоре конкретные сроки, порядок перечисления и порядок признания авансов текущими в отношении определенного периода.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Пример расчета индексации вовремя не отработанных авансов согласно Правилам № 875

По объекту имеются следующие данные графика производства работ:

• объем, планируемый к выполнению в марте 2012 г., - 300,0 млн.руб.;

• предполагаемое освоение ранее выданного целевого аванса - 80,0 млн.руб.;

• установленный договором процент авансирования - 50 %.

Таким образом, текущий аванс должен быть предоставлен подрядчику в размере 110,0 млн.руб. ((300,0 - 80,0) х 50 %).

По истечении месяца подрядчик представил заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ на сумму 260,0 млн.руб.

Сумма отработанного аванса в таком случае составит 90,0 млн.руб. ((260,0 - 80,0) х 50 %).

Соответственно, при выделенном авансе в размере 110,0 млн.руб. текущий аванс считается неотработанным в сумме 20,0 млн.руб. (110,0 - 90,0).

Предположим, что текущий аванс на март был получен подрядчиком 20 февраля 2013 г., а дата подписания заказчиком актов сдачи-приемки выполненных работ за март - 3 апреля 2013 г. Ставка рефинансирования на 3 апреля 2013 г. установлена в размере 28,5 %.

Пунктом 57 Правил № 875 установлено, что период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения аванса до даты подписания заказчиком актов сдачи-приемки работ, на которые выдавался аванс.

Таким образом, течение срока начинается с 20 февраля 2013 г. и заканчивается 3 апреля 2013 г. То есть период, за который необходимо начислить проценты, равен 43 дням (9 дней февраля + 31 день марта + 3 дня апреля).

Сумма уплачиваемых процентов будет равна 0,67 млн.руб. (20 млн.руб. х 28,5 % / 365 дней х 43 дня).

 

02.05.2013

 

Алексей Кулик, ведущий инженер управления экономического анализа и методологии ценообразования в строительстве республиканского унитарного предприятия «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве»