Вопрос-ответ от 30.10.2009
Автор: Манцевич Т.

Индивидуальный предприниматель сдает в аренду находящееся в его собственности недвижимое имущество. Находясь в сельской местности и там же осуществляя свою деятельность, может ли индивидуальный предприниматель претендовать на использование льгот, установленных Декретом Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности»?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Индивидуальный предприниматель сдает в аренду находящееся в его собственности недвижимое имущество.

Находясь в сельской местности и там же осуществляя свою деятельность, может ли индивидуальный предприниматель (ИП) претендовать на использование льгот, установленных Декретом Президента РБ от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (далее - Декрет № 9)?

 

ОТВЕТ: Из вопроса следует, что ИП сдает имущество в аренду, т.е. заключает с арендатором договор аренды в соответствии с правилами и требованиями гражданского законодательства.

Согласно нормам Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) договор аренды относится к договорам, связанным с передачей имущества в пользование.

На основании подп.1.1 п.1 Декрета № 9 организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет (далее - организации), и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельских населенных пунктах, вправе применять особый порядок, определенный Декретом № 9, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

При оказании услуг заключается договор, соответствующий установленным для него гражданским законодательством требованиям, не только по форме, но и по существу правоотношений. Например, применительно к договору возмездного оказания услуг (ст.733 ГК) он определяется как договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность.

Кроме того, п.1 ст.1 ГК разделяет различные виды предпринимательской деятельности. В качестве характеристики предпринимательской деятельности указывается, что она должна быть связана с систематическим получением прибыли:

- либо от пользования имуществом;

- либо от продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных соответствующими лицами для продажи;

- либо от выполнения работ, если эти работы не используются для собственного потребления;

- либо от оказания услуг, если эти услуги не используются для собственного потребления.

Исходя из изложенного законодательством пользование имуществом, в т.ч. и передача его в пользование иным лицам не отождествляется с оказанием услуг.

Кроме того, заключением от 07.02.2002 № З-137/2002 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Инструкции о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений)» Конституционный Суд РБ определил, что анализ Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании», а также Указа Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», которым утвержден Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству РБ, Национальным банком РБ, облисполкомами и Минским горисполкомом, а также других актов законодательства свидетельствует о том, что установление ставок арендной платы и порядка их определения субъектами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений) не относится к отношениям, регулируемым законодательством о ценообразовании. Договоры аренды направлены на возмездную передачу имущества в пользование, а не на возмездное оказание услуг.

Таким образом, передача имущества в аренду не относится к услугам, вследствие этого льготы, установленные Декретом № 9, не могут распространяться на такой вид деятельности даже при условии соблюдения иных требований Декрета № 9.

 

30.10.2009 г.

 

Татьяна Манцевич, юрист

 

От редакции: С 1 января 2010 г. в ст.5 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» на основании Закона РБ от 31.12.2009 № 114-З внесены изменения и дополнения.

В Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании законов РБ оот 28.12.2009 № 96-З (с 15 февраля 2010 г.), от 28.12.2009 № 97-З (с 15 июля 2010 г.) и от 09.07.2012 № 388-З (с 18 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 10 января 2013 г. Декрет Президента РБ от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» на основании Указа Президента РБ от 08.01.2013 № 11 утратил силу.