


Материал помещен в архив
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА
1. Понятие и значимость информационной логистики
2. Информационные потоки в логистике
3. Логистические информационные системы
4. Информационные технологии в логистике
5. Технологии бесконтактной идентификации
6. Источники эффекта от внедрения логистических информационных систем и технологий
Используемые сокращения:
ЛО - логистические операции;
ЛЦ - логистическая цепь;
МП - материальный поток;
ЛС - логистическая система;
ИС - информационные системы;
ИТ - информационные технологии;
ИП - информационный поток;
ЛИС - логистическая информационная система.
Понятие и значимость информационной логистики
Информационные ресурсы составляют одну из важнейших подсистем ресурсного потенциала фирмы, а информация является ключевым элементом логистической операции (ЛО). Логистическая информация - это целенаправленно собираемая совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической цепью предприятия.
Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ее эффективной обработке могут быть существенно сокращены расходы на складирование, улучшены управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя, ускорены транспортировки за счет взаимодействия всех звеньев транспортной цепочки. Недостаток своевременной информации вызывает накопление запасов материалов, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться.
На схеме 1 представлена упрощенная схема, показывающая прохождение основных информационных потоков (ИП), необходимых для функционирования предпринимательской фирмы:
Схема 1 | |||||||||||||||||||
Схема потоков информационной логистики предпринимательской фирмы | |||||||||||||||||||
Внешняя рыночная среда | |||||||||||||||||||
▼ |
▼ |
||||||||||||||||||
Поставщики |
Предпринимательская фирма |
Покупатели |
|||||||||||||||||
▼ |
▼ |
||||||||||||||||||
Информация в системе снабжения | ► |
Система управления |
► | Информация в системе сбыта | |||||||||||||||
Хозяйственные связи | Запас готовой продукции | ||||||||||||||||||
Цели. Задачи. Базы данных. Методики |
|||||||||||||||||||
Условия поставок | Степень готовности поставщика | ||||||||||||||||||
▲ |
|||||||||||||||||||
Цена и качество продукции |
Решения Приказы |
Запас готовой продукции |
|||||||||||||||||
▼ |
Срок реализации | ||||||||||||||||||
Соблюдение сроков поставки |
Информация в системе производства: - ресурсообеспеченность производства; - производственные мощности; - сроки выполнения заказов; - характер производственного цикла; - качество продукции; - внутрипроизводственные заделы |
||||||||||||||||||
Номенклатура продукции | |||||||||||||||||||
Готовность поставщика | |||||||||||||||||||
Отпускная цена | |||||||||||||||||||
Каналы реализации | |||||||||||||||||||
Коммуникации - важнейшая составляющая системы менеджмента любой организации. С их помощью предоставляется информация для принятия решений при выполнении функций кольца управления, для координации и интеграции деятельности различных подразделений организации, а также партнеров по цепи поставок.
Ранее информационные затраты рассматривали как некий «налог» на производственные операции. Эффективное принятие решений в каждой из подсистем современной фирмы возможно только при условии учета альтернатив (экономических, юридических, маркетинговых, логистических и др.), возникающих из всего массива корпоративной информации в целом.
Возникла проблема организации объема информационной работы, созданного ростом внутрифирменных взаимодействий, да и число внешних хозяйственных связей возросло достаточно быстро. Современная организационно-информационная структура предприятия может быть представлена следующим образом (см. схему 2):
Схема 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современная организационно-информационная структура предприятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► |
Лицо, принимающее решение (генеральный директор) |
◄ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► | ◄ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
▼ |
▼ |
▼ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► | Логист | ◄ | ► | Маркетолог | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
▲ |
▲ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
▼ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► | Экономист | ◄ | ► | Юрист | ◄ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
▲ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
▼ |
▼ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► | Конструктор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
▲ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
▼ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► | Технолог | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
▲ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
▼ |
▼ |
▼ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► | Поставщик | ► | Производство | ◄ | Потребитель | ◄ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
► | ► | ► | ◄ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
▲ |
▲ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► | Информационный поток. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
► | Материальный поток. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Она может оказаться эффективной лишь в том случае, если в структуре фирмы ей будет предоставлен высокий статус в лице главного функционального менеджера по логистике (на правах заместителя директора фирмы). Только в этом случае такие задачи логистики, как рационализация материальных потоков (МП) предприятия, экономия материальных затрат на всем протяжении логистического потока, смогут быть выполнены.
В сфере логистики оказалась востребованной информационная логистика.
Информационная логистика - область логистики организации, изучающая и решающая проблемы организации и интеграции информационных потоков для принятия управленческих решений в логистических системах. Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий МП, занимается созданием и управлением информационных систем (ИС), внедрение информационных технологий (ИТ), которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. С помощью информационной логистики и совершенствования на ее базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промышленных стран происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией.
Предмет изучения информационной логистики - особенности построения и функционирования ИС, обеспечивающих функционирование логистической системы (ЛС).
Цель информационной логистики - построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие нужной информации (для управления МП) в нужном месте в нужное время необходимого содержания (для лица, принимающего решение) с минимальными затратами.
Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их. Поэтому основные задачи информационной логистики:
- планирование логистических потребностей в области передачи и обработки информации;
- анализ решений, связанных с продвижением МП, и соответствующих ИП и требований к параметрам ИП;
- управленческий контроль логистических процессов;
- интеграция участников логистической цепи.
Напомним, что принципиальными отличиями логистического подхода к управлению МП от традиционного являются:
- объединение разрозненных материальных потоков в единый сквозной поток;
- выделение единой функции управления сквозным МП;
- информационная, техническая, экономическая интеграция отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне - различных предприятий, на микроуровне - различных служб предприятия).
Информационная интеграция может заключаться в активном обмене информацией о параметрах МП, создании общих систем сбора, хранения информации, согласовании параметров существующих информационных систем (форматы представления, протоколы передачи данных и т.д.) на предприятиях-партнерах по цепи поставок, внедрении общих информационных систем и технологий и др.
Таким образом, одно из важнейших условий успешного функционирования предприятия в целом - наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т.д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого. На современном уровне развития общественного производства стало очевидно, что информация - это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм.
Информационные потоки в логистике
Объект управления информационной логистики - информационные потоки. Информационный поток (ИП) - это системная совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между ЛС и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. Потоки информации - те связующие нити, на которые нанизываются все элементы ЛС.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом ИП может быть направлен как в одну сторону с МП, так и в противоположную:
- опережающий ИП во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
- опережающий ИП в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
- одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных его параметрах;
- вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Информационный поток характеризуется следующими показателями: источник возникновения; направление движения потока; скорость передачи и приема; интенсивность потока и др.
Управлять ИП можно следующим образом:
- изменяя направление потока;
- ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
- ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Измеряется ИП количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. Единицей измерения информации может быть:
- бит, байт, килобайт и др.;
- количество обрабатываемых или передаваемых документов;
- суммарное количество документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.
На схеме 3 представлена система входящих и исходящих информационных потоков службы логистики:
Схема 3 | |||||||||
Система входящих и исходящих информационных потоков службы логистики | |||||||||
|
|||||||||
Экономический отдел |
|
Входя-щие инфор-мацион-ные потоки |
Служба логис-тики |
Исходя-щие инфор-мацион-ные потоки |
|
Экономический отдел | |||
Перспективные и текущие планы производства и сбыта. Финансовые планы и нормативы. Цены на продукцию и услуги фирмы. Сметы затрат на производство и реализацию продукции |
|
|
План материально-технического снабжения и сбыта. Сметы затрат на снабжение производства и сбыта. Нормативы производственных запасов и запасов готовой продукции. План-график запуска-выпуска продукции. Отчетность по снабжению и сбыту | ||||||
|
|
|
| ||||||
Служба маркетинга |
|
|
Служба маркетинга | ||||||
Предложения по разработке новых товаров и услуг. Результаты испытаний новых видов продукции. Информация о продукции и рынках. Результаты маркетинговых исследований потребителей, конкурентов, деловых посредников |
|
|
Результаты конъюнктурных исследований рынка. Предложения по использованию новых материалов и комплектующих изделий. Заказы на проведение маркетинговых исследований | ||||||
|
|
|
| ||||||
Договорный отдел |
|
|
Договорный отдел | ||||||
Типовые договоры на снабжение и сбыт. Результаты рассмотрения претензий по договорам. Расчет санкций за нарушение договорных обязательств |
|
|
Сведения о заключенных договорах. Претензии и исковые заявления по договорам. Оценка ущерба из-за неисполнения договора | ||||||
|
|
|
| ||||||
Конструкторский отдел |
|
|
Конструкторский отдел | ||||||
Техническая документация на новые виды продукции. Отчеты о конъюнктурных исследованиях рынка. Изменения в выпускаемой продукции. Потребительские качества выпускаемой продукции |
|
|
Требования потребителей к продукции фирмы. Отчеты о конъюнктурных исследованиях рынка. Заказы на разработку новых видов продукции | ||||||
|
|
|
| ||||||
Технологический отдел |
|
|
Технологический отдел | ||||||
Технологическая документация по продукции и услугам. Нормы расхода сырья, материалов и комплектующих изделий. Технологические процессы на погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы. Технические процессы на ремонт и обслуживание продукции |
|
|
Нормативы производственных запасов и запасов готовой продукции. Показатели работы складов фирмы. Требования потребителей к обслуживанию продукции. Предложения по развитию техники и технологии |
Логистические информационные системы
Необходимым условием согласованной работы всех звеньев логистической цепи является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент.
Информационная логистическая система - гибкая структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы. Часто используется тождественный термин «логистическая информационная система», которая, как правило, представляет собой автоматизированную систему управления логистическими процессами.
Архитектура информационной системы характеризует ее общую логическую структуру, аппаратное и программное обеспечение, описывает методы кодирования информации, т.е. процесса представления данных последовательностью символов, определяет интерфейс пользователя с системой.
Аппаратное обеспечение (hardware) - это комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав информационной системы или сети.
Программное обеспечение (software) - это комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передачу данных, а также разработку новых программ.
Интерфейс пользователя - это система взаимодействия человека с информационной системой. Адаптация функционирования комплексов прикладных процессов к образу мышления человека требует создания дружественных интерфейсов.
С технической точки зрения ИС, как каждая открытая система, предназначена для выполнения 2 главных функций: обработки данных и передачи данных. С логистической точки зрения набор функций и задач логистической информационной системы (ЛИС) очень разнообразен.
Функции информационных систем:
- планирование логистических процессов в различных аспектах и на разных временных горизонтах, в т.ч. прогнозирование спроса и планирование потребностей в материалах;
- координация логистических событий, операций и процессов по всей цепи продвижения материальных ценностей и услуг;
- мониторинг и контроль протекания логистических операций. Эта функция закладывает основы системы учета запасов, поставок, продаж, затрат и т.п. Текущий мониторинг призван создавать основы для регулирования процессов с целью повышения их бесперебойности;
- оперативное управление логистическими процессами, особенно поставками, транспортировкой, хранением, физической дистрибуцией и т.д.
Основные задачи логистической информационной системы:
- непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа;
- непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;
- реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности);
- обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства;
- предоставление информации для стратегического планирования;
- предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;
- обеспечение своевременного выявления «узких мест»;
- обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия;
- обеспечение оценки сроков исполнения заказов потребителей;
- обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов и др.
Три группы логистической информационной системы. Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях:
- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
- планирование производства;
- общее управление запасами;
- управление резервами и др.
В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистические системы с внешней средой, с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи сбыт-производство-снабжение.
Диспозитивные (диспетчерские) ИС создаются на уровне управления складом или цехом для обеспечения отлаженной работы ЛС, для принятия решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу:
- распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом;
- отбор грузов по заказам и их комплектование;
- учет отправляемых грузов;
- детальное управление запасами (на местах складирования).
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
Оперативные (исполнительные) ИС создаются на уровне административного или оперативного управления для исполнения повседневных дел в режиме реального времени:
- управление складами и учет запасов;
- подготовка отправки;
- оперативное управление производством и его обслуживанием;
- контроль МП и управление перемещениями и т.п.
В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков (см. схему 4):
Схема 4 | ||||||||||
Принципиальная схема вертикальных информационных потоков в микрологистических системах | ||||||||||
Вид отчетности |
Вид информационной системы |
Уровень руководства |
Решаемые задачи | |||||||
Годовой отчет | Плановые | Высшее руководство | Выработка стратегии и тактики | |||||||
► |
Дове- дение целей | |||||||||
▲ |
||||||||||
▼ | ||||||||||
Еженедельный, месячный, квартальный отчет | Диспозитивные | Средний менеджмент | Опреде-ление способа действий | |||||||
Дове-дение правил, инструк-ций, заданий | ||||||||||
▲ |
||||||||||
▼ | ||||||||||
Ежегодный отчет | Исполнительные | Непосредст-венные исполнители | Испол-нение инструк-ций | |||||||
Обра-ботка и груп-пировка первич-ной инфор-мации | ||||||||||
◄ |
▼ |
|||||||||
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в плановых, диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
В целом преимущества интегрированных ИС заключаются в следующем:
- возрастает скорость обмена информацией;
- уменьшается количество ошибок в учете;
- уменьшается объем непроизводительной «бумажной» работы;
- совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.
Считается, что главную роль во всей архитектуре ЛС играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам. В отдельных звеньях логистической цепи для контроля и управления сложными быстропротекающими техническими процессами используются полностью автоматические ЛС. В области экономического анализа и контроля, наоборот, прерогативу принятия решений оставляет за собой человек, а компьютер предоставляет ему нужную информацию.
Для контроля и управления оперативными логистическими процессами важен обмен информацией в режиме онлайн, который позволяет минимизировать время реакции на возникшую ситуацию. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных. Ряд данных о логистических процессах можно вообще обрабатывать автономно, например, на складе, что позволяет существенно сократить объем передачи данных и время реакции на результаты их обработки.
По оценкам специалистов, на логистические информационные системы приходится 10-20 % всех логистических издержек. Важной особенностью является тот факт, что цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются, при этом быстро растет отношение производительности компьютеров к их цене. Отношение стоимости программного обеспечения к аппаратному оборудованию постоянно растет как из-за увеличения масштаба и сложности информационных систем, так и из-за удешевления аппаратного оборудования.
Информационные технологии в логистике
Информационные технологии - совокупность методов, производственных и прогpаммно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности работы с ними.
Исследования логистических процессов, проводившиеся в научных центрах развитых стран, свидетельствуют о том, что главные направления развития логистических систем в ближайшие годы будут тесно связаны с компьютерными технологиями. Рассмотрим основные направления развития информационных технологий.
Интернет-технологии. К интернет-технологиям относятся: поисковые системы (Rambler, Yahoo, Google и т.д.), информационные серверы, интерактивные магазины, браузеры - программы, позволяющие находить и просматривать гипертекстовые документы, помещенные в сети, на компьютере пользователя (Internet Explorer, Opera), почтовые программы (MS Outlook, The Bat), программы для общения (ICQ, IPhone) и др.
Технология электронного обмена данными. Технология электронного обмена данными (EDI - Electronic data interchange) позволяет автоматизировать создание, отправку, получение и обработку любых электронных документов, интегрировать их с действующими бизнес-приложениями. Технология EDI появилась для того, чтобы преодолеть недостатки, присущие процессу традиционного обмена документами в логистике, который, к сожалению, в российской экономики пока еще весьма распространен. К ним можно отнести долгий цикл получения (подтверждения) заказа, слабо формализованный и неподдерживаемый процесс согласования изменений в заказе; высокую стоимость за счет необходимости постоянных телефонных переговоров и уточнений, длительное выставление счета.
Электронная цифровая подпись. Электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронный документ, заверенный ЭЦП, допускается в арбитражный процесс в качестве письменного доказательства и имеет правовой статус документа.
Маркировка. Маркировка - это нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или тару для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения для повышения эффективности товародвижения продукции, обеспечения ее безопасности, качества, соответствия стандартам и международным нормам, а также более эффективного контроля состояния на всех стадиях логистической цепи. Носители маркировки подразделяются на этикетки, ярлыки, вкладыши, бирки, кольеретки, контрольные ленты, клейма, штампы и др. По своей структуре маркировка обычно включает 3 элемента: краткий текст, рисунок, условные обозначения товара или информационные знаки. Текст маркировки несет в себе информацию по использованию, качеству, сроку годности, дате изготовления с идентификацией продукта по стране, фирме-производителю.
Рисунок не является обязательным элементом маркировки, его нанесение преследует, как правило, выполнение мотивационной и эмоциональной функций и значительно реже идентификационных и информационных. Цель условных обозначений - идентифицировать товар конкретной фирмы, выделить его из массы аналогичных товаров. Они включают в себя следующее (см. схему 5).
Схема 5 | |||||
Условные обозначения, идентифицирующие товар | |||||
► |
Товарные знаки | ||||
► |
Знаки наименования и происхождения товара | ||||
► |
Манипуляционные знаки |
► | Манипуляционные знаки формируют комплекс условных обозначений, предназначенных для информации о способах обращения (хранения, складирования, перевозки, погрузки выгрузки и др.) с грузами (тарой) и товарами. Манипуляционные знаки (предупредительные надписи), указывающие на способы обращения с грузом, наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары | ||
► |
Экологические знаки |
► | Экологические маркированные знаки (экомаркировка) - комплекс знаков, предназначенных для информации потребителей об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их применения, эксплуатации или утилизации | ||
► |
Предупредительные знаки |
► | Предупредительные знаки маркировки предназначены для обеспечения безопасности потребителя, товаров и сохранения окружающей среды при перевозке, хранении и использовании потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на выполнение обязательных действий по предупреждению опасности | ||
► |
Знаки опасности | ||||
► |
Штриховое кодирование | ||||
► |
Идентифицирующие и информационные знаки | ||||
► |
Размерные знаки |
► | Введены для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественные параметры товара: массу, вес, объем, длину и пр. | ||
► |
Эксплуатационные знаки |
► | Эксплуатационные маркированные знаки предназначены для информирования потребителя о правилах эксплуатации, монтажа, наладки и ухода за потребительскими товарами | ||
► |
Компонентные знаки |
► | Компонентные знаки формируют достаточно обширный перечень условных обозначений маркировок, предназначенных для информации: о применяемых пищевых добавках - «индекс Е», химическом составе товара - краски, лаки, металлы, шпатлевки и др. | ||
Технологии бесконтактной идентификации
Технологии бесконтактной идентификации - технические средства, организационные мероприятия, последовательность действий, обеспечивающие распознавание и регистрацию объектов и прав, ввод этой информации в компьютер без использования клавиатуры в режиме реального времени. В настоящее время среди известных технологий бесконтактной идентификации можно назвать:
- карточные технологии - на основе магнитной полосы, смарт-карты (с интегральной микросхемой для хранения информации), оптической карты;
- биометрические технологии, например, распознавание подписи, доступ к персональным компьютерам и сетям;
- технологии штрихового кодирования - для эффективного учета движения материальных ценностей каждому товару присваивают уникальный код и обеспечивают его быстрое считывание при минимальных ошибках. Штриховой код (ШК) - это символ, состоящий из рисунка полос (штрихов) и пространства между ними (пробелов), отображающий машинный код букв и чисел в двоичной системе. Технология сканирования ШК обеспечивает преобразование изображения кода в компьютерные данные. Сегодня на отечественном рынке торгового оборудования предлагается более 100 моделей и модификаций разнообразных устройств считывания ШК разных производителей:
- простейшие сканеры контактного действия, которыми надо дотронуться или провести по штриховому коду;
- мобильные ручные терминалы сбора данных, которые, как правило, имеют встроенный лазерный сканер, способный считывать ШК на расстоянии;
- настольные устройства (или встраиваемые в стол);
- технологии радиочастотной идентификации (RFID-технологии, Radio Frequency Identification) - микросхема RFID передает информацию в радиодиапазоне на устройство считывания или сканер. Традиционные печатные ШК обычно считываются лазерным сканером, которому для определения и извлечения информации требуется прямая видимость. При использовании технологии RFID сканер может считать закодированную информацию, даже когда бирка с ней скрыта, например, встроена в корпус изделия или вшита в одежду. Технологии RFID обеспечивают электронный контроль доступа и перемещений персонала на территории предприятий и складов; выдачу и перемещение товаров и материальных ценностей, контроль, защиту дорогих изделий на складах и в магазинах; защиту и сигнализацию на транспортных средствах и др.
Международная система автоматической идентификации EAN UCC. Применяется для идентификации единиц учета уникальным глобальным идентификационным номером товара GTIN (Global Trade Item Number). Номер GTIN отображается на упаковке товаров в виде штрихового кода международной системы кодирования EAN/UCC-13. Основными составляющими системы EAN UCC наряду с GTIN являются код SSCC 18 и глобальный идентификационный номер EAN/UCC GLN. Код SSCC 18 применяется в логистических операциях и является уникальным идентификатором на всех этапах контроля передвижения грузовой отправки. Он используется всеми сторонами, участвующими в транспортировке, в качестве уникальной ссылки на подробную информацию о грузе, хранимую в перевозочном документе (компьютерном файле).
Глобальный идентификационный номер EAN/UCC GLN (Global Location Number). Представляет собой 13-разрядный цифровой код (номер), предназначенный для идентификации предприятий, функциональных подразделений, физических местоположений. Он не несет в себе содержательной информации, а представляет собой ссылку на данные, хранящиеся в компьютерной базе данных. По номеру EAN/UCC GLN в базе данных при необходимости можно быстро отыскать более подробную информацию о предприятии (организации) или подразделении, например, юридический и почтовый адрес, финансовые реквизиты, фамилии директора и управляющих, xapaктеристики складских помещений и т.д. Глобальный идентификационный номер GLN используется в системах электронного обмена данными EDI (примечание 2), где требуется точное обозначение адресатов сообщений, участников коммерческих транзакций и их местоположения. Использование кодовых обозначений вместо полных наименований является ключевым условием работы системы EDI.
Сеть EPCglobal Network. Она предположительно должна стать основой глобальной цепи управления поставок будущего. Сегодня EPCglobal - это совместное некоммерческое предприятие, которое основали международная ассоциация товарной нумерации, EAN International и американский совет по унифицированному коду, UCC. Задача EPCglobal состоит в разработке и продвижении стандартов для всех составляющих сети EPCglobal Network, к которым относятся: система нумерации ЕРС; радиочастотные метки, считывающие устройства, протоколы взаимодействия; управление событиями в реальном времени, архитектура сети и др. Цель проводимой EPCglobal стандартизации состоит в разработке технических спецификаций и стандартов, с помощью которых пользователи, представляющие широкий круг отраслей промышленности, смогут повысить эффективность своих операций в цепях поставок. Цель создания сети EPCglobal Network заключается в обеспечении немедленной, автоматической идентификации товаров и обмена информацией о них в цепи поставок.
Системы профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) (PMR - Professional Моbile Radio). Это системы двусторонней сухопутной подвижной радиосвязи, использующие диапазон ультракоротких волн (УКВ). Сети ПМР используются ограниченными группами пользователей, объединенными по профессиональному признаку. Это могут быть ceти оперативного, диспетчерского, административно-хозяйственного, производственно-технологического и другого назначения. Они используются транспортными и производственными предприятиями, силовыми структурами и т.д. Именно поэтому сети ПМР часто называют ведомственными и корпоративными сетями радиосвязи.
Системы сотовой связи. Заложенные в основу различных стандартов сотовой связи технические принципы их построения позволяют решать с их помощью задачи местоопределения абонентов. Эта услуга представляет особый интерес для таких пользователей, как курьерские службы и службы посыльных, грузоотправители и перевозчики; торговые и сервисные компании, компании, занимающиеся прокатом автомобилей и др.
Спутниковые технологии: спутниковые системы связи (ССС), спутниковые радионавигационные системы (СРНС) и диспетчерские системы коммерческого управления транспортом (ДСКУТ). Многие логистические компании оснащают свои транспортные средства приемниками спутниковых радионавигационных систем GРS (Global Positioning System) или ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система), благодаря которым они сами, находясь за тысячи километров, могут контролировать перемещение гpузов их клиентов по земному шару и предоставлять клиентам такую возможность, например, на сайте в режиме реального времени. Эти технологии используют в системах обеспечения безопасности движения воздушного и водного транспорта, мониторинга и управления дальними транспортными и грузовыми перевозками, связи и навигации на железнодорожном транспорте, обеспечения деятельности различных служб в чрезвычайных ситуациях и др.
Спутниковая система ДСКУТ для автомобильного транспорта Euteltracs обеспечивает высоконадежную и удобную двустороннюю текстовую связь диспетчера со всеми своими водителями в любой точке европейского континента в любое время суток, а также постоянное наблюдение за их движением по карте автодорог на экране компьютера и телеметрический контроль состояния груза.
ИТ-аутсорсинг (IT outsourcing). Это передача предприятием части функций по управлению и поддержке собственных информационных ресурсов внешней фирме:
- внутренний аутсорсинг - оказание услуг на территории поставщика с использованием eгo инфраструктуры и персонала. Иногда клиенту требуется расширить бизнес в регионах, а управление удаленными офисами задача с точки зрения ИТ довольно трудоемкая: это и подбор кадров, и контроль за ними. Крупная компания-провайдер, имеющая либо широкую филиальную сеть, либо сеть субподрядчиков, имеет возможность решать эти вопросы клиента путем внутреннего аутсорсинга. Это обслуживание практически любого компьютерного оборудования и предоставление ИТ-персонала;
- внешний аутсорсинг - это оказание заказчику 3 типов услуг на eгo территории:
а) аренда приложений, размещаемых на площадке IT-компании, например, офисные приложения или системы типа ERP (примечание 3), CRM (примечание 4). Этот вид услуг пользуется сегодня спросом в основном у средних компаний с высокой степенью востребованности информационных ресурсов и технологий, например, у торговых фирм с развитой филиальной сетью;
б) предоставление в аренду инфраструктуры с высокой степенью защиты, с мощными каналами связи, обеспечивающими бесперебойную работу системы. На сегодняшний день это один из наиболее популярных видов ayтсорсинга, востребованный компаниями, имеющими крупные интернет-проекты, являющиеся инструментом бизнеса (например, платежные системы, онлайновые магазины);
в) корпоративный ayтcopсинг, связанный с размещением в dаtа-центре всей информационной системы заказчика целиком либо значительных ее частей. Провайдер размещает у себя систему, обеспечивает ее безопасность, резервирование данных (возможно и резервирование всей системы целиком), у клиента же расположены только рабочие места. Этой услугой интересуются в основном финансовые компании и компании, сильно разветвленные географически.
WMS (Warehouse Management System). Система для управления складом - аппаратно-программный комплекс, позволяющий эффективно управлять размещением и перемещениями товаров на складе. Кардинальное различие между WMS и складскими учетными системами в том, что WMS помимо чисто учетной функции выполняет и активную управленческую роль, анализируя все задачи, стоящие в очереди на выполнение, оптимизируя маршруты движения погрузочно-транспортного оборудования, и выдавая сигнал складскому персоналу о необходимости выполнить наиболее приоритетную задачу. Решения, предлагаемые такими фирмами, как Microsoft, Orac1e и SAP, являются привлекательными для автоматизации «с нуля», поскольку это не просто WMS, а WMS, интегрированные в ЕRР-системы.
MRP (Materials Requirement Planning - планирование потребностей в материалах). MRP II (Manufacturing Resource Planning - управление производственными ресурсами), ERP (Enterprise Resource Planning - управление ресурсами предприятия). Это технологии планирования и управления ресурсами предприятия различного уровня охвата (задачи планирования и управления производством, материально техническим снабжением, финансовыми ресурсами и др.).
CALS (Continuous Acqusition and Life cусlе Support - непрерывные развитие и поддержка жизненного цикла продукции). Это интегрированная информационная система, поддерживающая весь жизненный цикл изделия, который включает следующие стадии:
- маркетинг;
- проектирование и разработка продукции;
- планирование и разработка процессов;
- закупки материалов и комплектующих;
- производство или предоставление услуг;
- упаковка и хранение;
- реализация; монтаж и ввод в эксплуатацию;
- техническая помощь и сервисное обслуживание;
- послепродажная деятельность или эксплуатация;
- утилизация и переработка в конце полезного срока службы.
Эта технология развивает ERP путем обеспечения взаимодействия с заказчиками, с поставщиками послепродажного сопровождения изделия, непрерывного совершенствования бизнес процессов (Business Processes Reengineering), управления проектами и заданиями (Project Management/Workflow Management), управления качеством (Quality Management), интегрированной логистической поддержки (Integrated Logistic) и т.д. Сегодня концепция CALS превратилась в глобальную стратегию повышения эффективности бизнес-процессов за счет информационной интеграции и совместного использования информации на всех этапах жизненного цикла продукции.
Компьютерное моделирование. Компьютерное моделирование различных проектов для предупреждения неэффективного привлечения капиталов (например, в сферу запасов), неудачного размещения складов либо выбора их структуры с позиций потенциала, интенсивности использования.
Источники эффекта от внедрения логистических информационных систем и технологий
Указанные направления развития автоматизированных систем и их практические приложения создают новое качество управления логистическими процессами. Они позволяют принимать решения в реальном масштабе времени, существенным образом повышают четкость процессов физического продвижения и уменьшают затраты. Интегрированные системы повышают производительность труда, снижают количество ошибок, дают возможность отказаться от огромного количества «бумажных» операций. Однако создание таких многофункциональных интегрированных систем представляет собой чрезвычайно сложное и длительное мероприятие, требующее значительных капитальных затрат. На это могут решиться только крупные фирмы, обладающие серьезным техническим и финансовым потенциалом.
Сокращение времени прохождения процесса. Благодаря использованию опережающего ИП о движущемся МП можно заранее оптимизировать ход будущих транспортных, складских, погрузочно-разгрузочных, производственных процессов и сократить время их прохождения.
Снижение запасов в результате снижения рисков. Запасы можно частично заменять точной и своевременной информацией о запасах на складе или на пути к нему.
Рациональное использование ресурсов. Своевременная информация о ходе реализации логистических процессов и о состоянии логистических инфраструктур позволяет осуществить более разумное использование транспортных путей и средств, погрузочно-разгрузочное оборудование, персонал и др.
Повышение качества логистического процесса. Информационная прозрачность хода реализации логистического процесса позволяет в режиме реального времени принимать решения, лучше реагировать на сбои, неэффективно организованные участки работы, излишние затраты ресурсов и т.д.
Другие источники:
- сокращение ошибок;
- сокращение объема бумажной документации;
- сокращение затрат на оформление документов.
Примечание 1. Основополагающими нормативными документами, регламентирующими различные аспекты логистической деятельности в Республике Беларусь, являются:
- Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1249;
- постановление Совета Министров РБ от 07.12.2010 № 1780 «О подписании Соглашения о Секретариате Партнерства «Северного измерения» в области транспорта и логистики»;
- постановление Совета Министров РБ от 12.11.2009 № 1474 «О заключении инвестиционного договора между Республикой Беларусь и компанией «Antwerpse Ontwikkelings-en Investeringsmaattshapij» (Королевство Бельгия) о создании в Республике Беларусь логистического парка на основе универсальной инфраструктуры, позволяющей обрабатывать грузы, перевозимые воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом, и предоставлении полномочий Министру транспорта и коммуникаций Щербо И.И. на его подписание».
Примечание 2. EDI (англ. Electronic data interchange - электронный обмен данными) - взаимодействие на предприятиях между компьютерами в виде стандартизированных бизнес-операций стандартного формата. Основная задача EDI - заменить обмен информацией и документами, осуществляемый на бумажных носителях, электронным документооборотом между компьютерными сетями. EDI в течение многих лет оставался единственной формой существования электронной коммерции.
Примечание 3. ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System - система планирования ресурсов предприятия) - это интегрированная система на базе ИТ для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия (значимые физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы). Цель системы - содействие потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри предприятия и информационная поддержка связей с другими предприятиями. Построенная, как правило, на централизованной базе данных, ERP-система формирует стандартизованное единое информационное пространство предприятия.
Примечание 4. Система управления взаимодействием с клиентами (или CRM, от англ. Customer Relationship Management System - система управления взаимодействием с клиентами) - корпоративная информационная система. Она предназначена для автоматизации CRM-стратегии компании, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путем сохранения информации о клиентах (контрагентах) и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов. Под термином «CRM-система» понимается программный продукт, направленный на реализацию концепции CRM.
29.04.2011 г.
Татьяна Алесинская, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Таганрогского технологического института Южного федерального университета
От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1249 «О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года» на основании постановлений Совета Министров РБ от 02.09.2011 № 1179 (с 13 сентября 2011 г.), от 04.10.2012 № 906 (с 18 октября 2012 г.) и от 16.03.2013 № 186 (с 21 марта 2013 г.) внесены изменения и дополнения.