Пособие от 16.09.2024
Автор: Новиков А.

Информация, доступ к которой ограничен законодательными актами


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие информации, категория доступа к ней

Информация, распространение и (или) представление которой ограничено

Необоснованное отнесение информации к ограниченной

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслей

Информация, доступ к которой ограничен законодательными актами

Андрей Новиков

Андрей Новиков
ведущий юрисконсульт юридического отдела республиканского унитарного предприятия «Центр цифрового развития», член общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»

16.09.2024

В материале разъяснено, какую информацию следует относить к информации, доступ к которой ограничен законодательными актами.

 

Автор рассмотрел данную тему в разделах:

Понятие информации, категория доступа к ней

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на ознакомление с материалами, затрагивающими их права и законные интересы, при этом государственные органы, должностные лица обязаны представить им такие материалы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, частной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (чч.2, 3 ст.34 Конституции).

Практически аналогичное право закреплено и в ч.2 ст.6 Закона от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации».

 

справочно

Справочно

Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (абз.12 ч.1 ст.1 Закона № 455-З).

 

Вместе с тем в законодательстве в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства при пользовании информацией разграничен к ней доступ и установлены правила обращения с нею.

В зависимости от категории доступа информация делится на два вида:

1) общедоступная информация;

2) информация, распространение и (или) представление которой ограничено (ст.15 Закона № 455-З).

Информация, распространение и (или) представление которой ограничено

Перечень информации, распространение и (или) представление которой ограничено, определен в ч.1 ст.17 Закона № 455-З.

Данный перечень включает:

• информацию о частной жизни физического лица и персональные данные;

• сведения, составляющие государственные секреты;

• служебную информацию ограниченного распространения;

• информацию, составляющую коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

• информацию, содержащуюся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;

• иную информацию, доступ к которой ограничен законодательными актами.

Наибольший интерес представляет информация, доступ к которой ограничен законодательными актами, поскольку устанавливающая его норма указывает правоприменителю на то, что перечень информации, распространение и (или) представление которой ограничено, по сути, неисчерпывающий (абз.7 ч.1 ст.17 Закона № 455-З).

Правовой режим информации, распространение и (или) представление которой ограничено, определяется Законом № 455-З и иными законодательными актами (ч.2 ст.17 Закона № 455-З).

Под правовым режимом традиционно понимается совокупность норм, устанавливающих порядок регулирования определенных общественных отношений, складывающихся по поводу какого-либо объекта. В рассматриваемом случае под правовым режимом информации следует понимать совокупность норм, устанавливающих, в частности, порядок распространения, представления и пользования ею.

По результатам рассмотрения норм ст.17 Закона № 455-З в совокупности представляется обоснованным выделение следующих основных признаков информации, указанной в абз.7 ч.1 ст.17 Закона № 455-З:

• данная информация не относится к иным подвидам информации, указанным в абз.2-6 ч.1 ст.17 Закона № 455-З;

• доступ к данной информации ограничивается только законодательными актами.

 

справочно

Справочно

Под доступом к информации понимается возможность получения информации и пользования ею (абз.8 ч.1 ст.1 Закона № 455-З).

К законодательным актам относятся Конституция, законы, декреты и указы Президента (п.5 ст.2 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»).

Установление ограничений распространения и (или) представления информации, указанной в абз.7 ч.1 ст.17 Закона № 455-З, только законодательными актами вытекает из соответствующего принципа правового регулирования информационных отношений, закрепленного в абз.3 ст.4 Закона № 455-З.

 

На практике выявление таких законодательных актов вызывает определенные трудности. Ведь в отличие от иных подвидов информации, поименованных в абз.2-6 ч.1 ст.17 Закона № 455-З, информация, указанная в абз.7 ч.1 ст.17 Закона № 455-З:

• не имеет конкретного названия, отражающего ее суть, а определяется лишь по признаку ограничения доступа к ней на определенном уровне правового регулирования;

• может относиться к разным сферам общественных отношений и иметь различные правовые режимы.

Например, помимо Закона № 455-З, правовой режим сведений, составляющих:

• государственные секреты, определяется Законом от 19.07.2010 № 170-З «О государственных секретах»;

• информации, составляющей коммерческую тайну, - Законом от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне».

Однако нет НПА, комплексно регулирующих вопросы получения и пользования информации, указанной в абз.7 ч.1 ст.17 Закона № 455-З.

Часто в законодательных актах присутствуют лишь отдельные нормы, устанавливающие конфиденциальный статус информации и запрет (ограничение) на ее разглашение. Такой запрет (ограничение), как правило, обусловлен, определенной ценностью информации для государства, общества или отдельного лица, в связи с чем законодатель относит ее к конфиденциальной и устанавливает особые правила обращения с нею.

Условием правомерности распространения и (или) представления информации может выступать:

• совершение определенного действия субъектом информационных отношений - например, обладателем или пользователем информацией;

• наступление какого-либо события;

• согласие другого субъекта информационных отношений;

• истечение срока, в течение которого информация сохраняет конфиденциальный статус;

• решение государственного органа, иной организации.

По мнению автора, примерами информации, указанной в абз.7 ч.1 ст.17 Закона № 455-З, могут служить:

• информация, полученная стороной в ходе примирительной процедуры (абз.6 ч.2 ст.1551 ХПК);

• информация о логинах и паролях доступа посетителей виртуального игорного заведения (абз.6 п.20 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, утв. Указом от 10.01.2005 № 9);

• сведения о привлеченных управляющей организацией паевого инвестиционного фонда денежных средствах от физических и (или) юридических лиц, а также сведения реестра владельцев инвестиционных паев (п.2 ст.50 Закона от 17.07.2017 № 52-З «Об инвестиционных фондах»);

• информация о выпуске товаров, помещенных на временное хранение, выдаче разрешения на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь, изменении места временного хранения товаров либо применении изъятия или ареста (пп.2, 3 ст.86 Закона от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»);

• информация, относящаяся к медиации и ставшая известной при ее проведении медиатору (пп.1, 2 ст.16 Закона от 12.07.2013 № 58-З «О медиации»);

• сведения, не относящиеся к государственным секретам, ставшие известными гражданам при оказании содействия органам государственной безопасности (ч.2 ст.38 Закона от 10.07.2012 № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»);

• сведения, ставшие известными в ходе третейского разбирательства его участникам (абз.6 ст.5 Закона от 18.07.2011 № 301-З «О третейских судах»).

Таким образом, правоприменителю для разрешения вопроса об отнесении информации к указанной в абз.7 ч.1 ст.17 Закона № 455-З, следует в каждом конкретном случае изучить и проработать законодательные акты, регулирующие соответствующую сферу общественных отношений, на предмет содержания норм, устанавливающих порядок обращения с информацией, включая получение и пользование ею. При этом рассматриваемая информация не должна относиться к иным подвидам информации, распространение и (или) представление которой ограничено.

Необоснованное отнесение информации к ограниченной

Необоснованное отнесение информации к ограниченной в распространении и (или) представлении может стать основанием для решения об отказе в представлении ее гражданам. Вместе с тем незаконный отказ в представлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо представление ему неполной или умышленно искаженной такой информации может повлечь:

1) административную ответственность в виде наложения штрафа в размере от 5 до 30 БВ (ст.10.5 КоАП);

2) уголовную ответственность в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.204 УК).

Уголовная ответственность за совершение указанного деяния наступает в случае, если незаконный отказ повлек причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина.

 

Материал подготовлен по результатам обсуждения в Сообществе

задать вопрос

Вы тоже можете задать свой вопрос экспертам.