


Материал помещен в архив
ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ
В хозяйственном процессе Республики Беларусь один из основополагающих принципов - принцип гласности судопроизводства (ст.21 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК)). Однако особую значимость данный принцип получает при рассмотрении дел о банкротстве. Информированию третьих лиц и кредиторов должника в Законе РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон) уделено особое внимание.
Источники опубликования сведений о банкротстве
По судебному постановлению хозяйственного суда печатные средства массовой информации публикуют сведения по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) на условиях и в срок, установленных этим судебным постановлением (часть первая ст.21 Закона).
Стоит отметить, что в качестве официального печатного органа по размещению обязательных к опубликованию сведений по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) определен журнал «Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь» (п.1 приказа ВХС РБ от 20.02.2013 № 8 «Об опубликовании информации по делам об экономической несостоятельности»).
![]() |
Справочно На сегодняшний день в открытом доступе объявления о банкротстве размещены на сайте Высшего Хозяйственного Суда РБ по адресу: http://court.gov.by/publications/vestnik/bankr_o/.
От редакции «Бизнес-Инфо» Сведения, подлежащие опубликованию по делу о банкротстве, содержатся на сайте Единого государственного реестра сведений о банкротстве по адресу: http://bankrot.gov.by/. |
Новеллой Закона стало создание Единого государственного реестра сведений о банкротстве (далее - Реестр), в который подлежат включению сведения, подлежащие опубликованию по делу о банкротстве. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством (часть шестая ст.21 Закона). Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) обеспечивает доступность этих сведений путем их размещения в сети Интернет.
Порядок формирования и ведения Реестра, порядок и сроки включения управляющими и органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) сведений в Реестр, порядок их размещения в сети Интернет установлен Положением о Едином государственном реестре сведений о банкротстве, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 18.05.2013 № 391.
Сведения, подлежащие опубликованию
При проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) обязательному опубликованию подлежат сведения о (об):
• возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
• введении защитного периода и открытии конкурсного производства;
• прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
• назначении, отстранении или освобождении управляющего;
• удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
• проведении торгов по продаже имущества должника и результатах проведения торгов;
• изменении опубликованных сведений и (или) содержащих эти сведения судебных постановлений;
• иные сведения, предусмотренные Законом (часть восьмая ст.21 Закона).
Закон регулирует объем сведений, подлежащих опубликованию, которые должны содержать:
• имя (наименование) должника, его место жительства (место пребывания) или место нахождения, идентифицирующие должника сведения (регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учетный номер плательщика (далее - ЕГР));
• наименование хозяйственного суда, принявшего судебное постановление, дату принятия такого постановления и указание на наименование процедуры, применяемой в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), а также на номер такого дела;
• имя (наименование) назначенного управляющего и его почтовый адрес (для направления ему корреспонденции);
• иные сведения в случаях, предусмотренных Законом (часть девятая ст.21 Закона).
![]() |
Обратите внимание! Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом, передаются управляющим для опубликования в средствах массовой информации в течение 5 дней с момента получения соответствующего судебного постановления (часть десятая ст.21 Закона). Иной срок может быть установлен в других статьях Закона. |
Значение сведений о банкротстве для контрагента должника
Опубликование сведений о банкротстве имеет важное значение для юридической и финансовых служб контрагента должника. В предлагаемом материале проанализировано, какие юридические последствия возникают в случае, если в отношении контрагента проводится та или иная процедура банкротства, о чем имеется соответствующая публикация.
Дата публикации тех или иных сведений служит во многих случаях точкой отсчета начала течения процессуальных сроков по делу о банкротстве.
В отношении контрагента возбуждено дело о банкротстве
Производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) возбуждается по заявлению должника, которое подано с соблюдением требований Закона (ст.26 Закона).
Возбуждение производства по делу возможно после прохождения процедуры разрешения вопроса о принятии заявления по делу о банкротстве. Так, хозяйственный суд обязан принять к производству заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, поданное с соблюдением требований, установленных ХПК и Законом. Хозяйственный суд извещает кредитора (кредиторов), должника, кандидата (кандидатов) в управляющие и иных лиц, участвующих в деле, о дате, месте и времени проведения судебного заседания по вопросу о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника (часть первая ст.36 Закона).
Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника решается не позднее 30 дней со дня поступления указанного заявления в хозяйственный суд в судебном заседании с участием кредитора (кредиторов), должника, а в случае, если должник - юридическое лицо является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, - с участием органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) и (или) другого государственного органа (часть вторая ст.36 Закона).
По итогам рассмотрения заявления о банкротстве, поданного с соблюдением установленного порядка, хозяйственным судом выносится определение о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника (часть шестая ст.36 Закона). В случае если заявление не соответствует требованиям, установленным ст.9, 12, 27-34 Закона, хозяйственный суд возвращает заявление (часть первая ст.38 Закона).
Возбуждение производства по делу о банкротстве влечет за собой правовые последствия, а именно:
• приостанавливается по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц в общем или хозяйственном суде либо другом государственном органе производство по делу, связанному со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника;
• приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, а также иных исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда работников должника и лиц, работающих у должника по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, по выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов;
• запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника - юридического лица в связи с выходом или исключением из состава учредителей (участников) должника - юридического лица (часть первая ст.37 Закона).
![]() |
Обратите внимание! Приостановление производства, предусмотренное выше, не распространяется на дела по искам работников должника о восстановлении на работе, взыскании денежных сумм, связанных с выполнением трудовых обязанностей, возбужденные общими судами до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника. |
Определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника (его копия) в целях принятия вышеуказанных мер направляется управляющим в банки, с которыми должник заключил договоры текущего (расчетного) банковского счета, а также в общий и хозяйственный суды, соответствующим судебным исполнителям, в налоговые и другие государственные органы, указанные в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника или предусмотренные законодательством.
В отношении контрагента введен защитный период или открыто конкурсное производство
Сам по себе факт вынесения определения о возбуждении дела о банкротстве влечет за собой введение защитного периода или открытие конкурсного производства.
Поэтому, как правило, публикация о возбуждении дела о банкротстве включает в себя и информацию о введении защитного периода или открытии конкурсного производства (для ликвидируемых юридических лиц).
Защитный период - процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.
С момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период, продолжительность которого по общему правилу не может превышать 3 месяцев (часть первая ст.39 Закона).
При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника указывается о назначении временного управляющего, а также указывается дата рассмотрения хозяйственным судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника для решения вопроса об открытии в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству.
В этой процедуре банкротства появляется фигура временного управляющего, который в отличие от антикризисного управляющего хотя и не получает всей полноты власти исполнительного органа юридического лица, однако имеет достаточно полномочий для защиты прав кредиторов и контроля над действиями и имуществом должника.
Кроме того, в защитном периоде имеется возможность отстранения руководителя должника от должности определением суда по ходатайству лица, участвующего в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), содержащему достоверные сведения о воспрепятствовании руководителем должника - юридического лица действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей, или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях законодательства (ст.45 Закона).
В защитном периоде в целях сохранности имущества должника на него накладываются значительные ограничения. Так, например, органы управления должника - юридического лица в процедуре защитного периода могут совершать сделки и исполнять платежные обязательства только с письменного согласия временного управляющего (часть седьмая ст.45 Закона). Должник - юридическое лицо в процедуре защитного периода, если иное не установлено Президентом РБ, не вправе принимать решения о (об):
• реорганизации или ликвидации;
• создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника - юридического лица;
• создании филиалов и представительств;
• выплате дивидендов;
• выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг;
• исключении участника из состава участников должника - юридического лица;
• приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (приобретении у участника должника - юридического лица доли в уставном фонде (пая в имуществе) должника - юридического лица или ее (его) части) (часть восьмая ст.45 Закона).
По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление (заявления) об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, отчет временного управляющего о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде.
По результатам рассмотрения заявления (заявлений) об экономической несостоятельности (банкротстве) должника хозяйственный суд при наличии оснований, установленных Законом, выносит определение об открытии в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству, освобождает временного управляющего от исполнения обязанностей, если был введен защитный период, и назначает антикризисного управляющего либо прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
Конкурсное производство - процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процедуре ликвидационного производства должника.
Конкурсное производство включает в себя:
• завершение подготовки дела к судебному разбирательству;
• санацию;
• ликвидационное производство (часть третья ст.13 Закона).
В рамках завершения подготовки дела к судебному разбирательству хозяйственный суд на основании решения собрания кредиторов принимает решение о санации или об открытии ликвидационного производства либо утверждает мировое соглашение.
Санация возможна при условии, что платежеспособность должника может быть восстановлена. В случае если продолжение хозяйственной (экономической) деятельности должника невозможно или отсутствуют основания для ее продолжения, принимается решение об открытии ликвидационного производства. Неудачная санация также может перейти в ликвидационное производство. В рамках конкурсного производства возможно завершение дела путем заключения мирового соглашения.
Ранее публиковались сведения о том, проводится ли конкурсное производство с санацией или ликвидацией должника. Сейчас такие сведения наряду со сроками соответствующих процедур вносятся в Реестр.
В сообщении, подготовленном для опубликования на основании определения об открытии конкурсного производства, кроме сведений, предусмотренных ст.21 Закона, указываются:
• срок предъявления требований кредиторов;
• время и место проведения первого общего собрания кредиторов (если это установлено в определении об открытии конкурсного производства);
• иные сведения, имеющие значение для проведения конкурсного производства (часть шестая ст.85 Закона).
Возбуждение конкурсного производства означает, что было подано заявление о банкротстве, по результатам рассмотрения которого суд установил, что:
• неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
• должник не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
• имеются иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника, в т.ч. предусмотренные Законом в качестве оснований для признания индивидуального предпринимателя банкротом, о наличии недостаточности имущества должника, находящегося в процедуре ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов, а также об отсутствии должника - индивидуального предпринимателя либо руководителя должника, фактически прекратившего свою деятельность (ст.84 Закона).
Последствия открытия в отношении должника конкурсного производства установлены ст.86 Закона. Среди основных последствий можно выделить следующие.
1. С момента открытия конкурсного производства управление делами должника возлагается на управляющего, приостанавливаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - юридического лица, полномочия руководителя должника и иных органов управления переходят к управляющему (за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Законом к другим лицам (органам)). Лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор (контракт) с руководителем организации - должника, должно прекратить с ним трудовой договор (контракт) в соответствии с законодательством о труде.
Фактически действия должника определяются тремя взаимодействующими субъектами: управляющим, собранием кредиторов и хозяйственным судом.
Для обеспечения нормальной деятельности управляющего установлено, что органы управления должника - юридического лица, должник - индивидуальный предприниматель в срок, установленный хозяйственным судом, но не превышающий 10 дней, обязаны обеспечить передачу управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей. В случае неисполнения органами управления должника - юридического лица, должником - индивидуальным предпринимателем указанной обязанности управляющий не позднее 3 дней после истечения срока, в течение которого должна быть обеспечена передача бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей, должен обратиться в хозяйственный суд с ходатайством о понуждении указанных органов или лиц к исполнению этой обязанности.
2. С момента открытия конкурсного производства все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом.
Порядок предъявления кредиторами своих требований к должнику, а также механизм их защиты установлены в ст.89, 92-96 Закона.
Нарушение указанного порядка и обращение в хозяйственный суд с иском к должнику влечет возвращение искового заявления на основании абзаца 8 части первой ст.163 ХПК.
Вместе с тем следует иметь в виду, что частью четвертой ст.106 Закона предусмотрена возможность предъявления иска об исключении имущества из состава имущества должника, по итогам рассмотрения которого выносится решение.
3. Стоит особо отметить, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 2 месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства (часть первая ст.89 Закона).
Эти требования направляются управляющему по почтовому адресу должника или иному почтовому адресу, указанному в тексте объявления об открытии конкурсного производства, а также в хозяйственный суд, осуществляющий производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов направляются управляющему вместе с документами, позволяющими установить размер указанных требований.
Требования кредиторов, предъявленные по истечении срока, предусмотренного Законом для их предъявления, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок (часть пятая ст.147 Закона).
Иными словами, требования конкурсных кредиторов, предъявленные по истечении 2-месячного срока после публикации сообщения об открытии конкурсного производства, включаются в реестр требований кредиторов после 5-й очереди.
При наличии уважительных причин 2-месячный срок, предусмотренный для предъявления требований кредиторов, может быть восстановлен в порядке, установленном в ст.93 Закона.
4. С момента открытия конкурсного производства приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней по всем видам задолженности должника, за исключением задолженности, возникшей после открытия конкурсного производства.
На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, определяемом в соответствии со ст.6 Закона на момент открытия конкурсного производства, начисляются проценты в порядке, установленном ст.366 Гражданского кодекса РБ, которые взимаются в размере 1/4 ставки рефинансирования Национального банка РБ, действующей на дату уплаты этих процентов.
5. Со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются ранее наложенные в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением случаев, установленных хозяйственным судом.
6. В отношении должника не применяются меры по принудительному исполнению исполнительных документов (ст.87 Закона, ст.359, 366 ХПК, ст.489, 531 Гражданского процессуального кодекса РБ (далее - ГПК). Исключение составляет лишь исполнение по некоторым видам задолженности перед гражданами (по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда и др.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2017 г. в ХПК и ГПК были внесены значительные изменения и дополнения Законом РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». Порядок исполнения всех видов исполнительных документов, относящихся к компетенции судебного исполнителя, регулируется названным Законом. |
Неисполненные исполнительные производства, в т.ч. те, исполнение которых не приостановлено, исполняются управляющим в соответствии с законодательством о банкротстве.
Новые исполнительные производства в отношении должника в хозяйственных судах не возбуждаются.
7. С момента открытия конкурсного производства исполнение обязательств должника допускается в случаях и в порядке, установленных Законом.
8. Срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также уплаты ранее отсроченных, рассроченных обязательных платежей должника, платежей должника, по которым предоставлен налоговый кредит, считается наступившим. Это означает на практике, что можно заявлять требования, оплата по которым должна была быть произведена в будущем.
Вынесено определение о прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
Хозяйственный суд прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в случае:
• восстановления платежеспособности должника в процедуре санации;
• утверждения мирового соглашения;
• отсутствия заявленных требований кредиторов к должнику либо удовлетворения всех требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Хозяйственный суд прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) по ходатайству должника, если должник, его учредители (участники) или иные третьи лица уплатят все долги по соответствующим платежным обязательствам должника и (или) его обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, либо третье лицо выдаст поручительство в полном удовлетворении требований кредиторов (при наличии письменного согласия на это всех кредиторов);
• признания до принятия хозяйственным судом решения по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Законом, требований кредиторов;
• отсутствия оснований, предусмотренных ст.84 Закона;
• отсутствия сведений о должнике в ЕГР;
• наличия в производстве хозяйственного суда дела об экономической несостоятельности (банкротстве) того же должника;
• установления факта ложной экономической несостоятельности (банкротства);
• при выяснении факта того, что имеющееся у должника - юридического лица имущество (активы) позволяет удовлетворить требования всех кредиторов в полном объеме (ст.51 Закона).
Закон, кроме публикации уже рассмотренных ранее сведений, требует публикации и иной информации. Причем обязательства по публикации содержатся как в ст.21 Закона, так и некоторых иных статьях.
Например, в соответствии с частью первой ст.58 Закона управляющий определяет место и время проведения первого собрания кредиторов (за исключением случая, когда дата и место первого собрания установлены в определении суда об открытии конкурсного производства), уведомляет о проведении первого собрания кредиторов всех выявленных кредиторов, а также принимает меры по опубликованию необходимой информации о собрании кредиторов в соответствии со ст.21 Закона.
Сообщение о собрании кредиторов по защите требований, а также о месте ознакомления с предъявленными требованиями и выдвинутыми возражениями в целях уведомления хозяйственного суда, должника и кредиторов передается управляющим в печатные средства массовой информации и публикуется в соответствии со ст.21 Закона не позднее 10 дней до даты проведения собрания (часть третья ст.94 Закона).
Публикации также подлежит сообщение о возобновлении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в случае недействительности мирового соглашения. Данная информация представляется управляющим для опубликования в печатных средствах массовой информации и в Реестре в соответствии со ст.21 Закона (часть десятая ст.158 Закона).
Среди иных сведений, подлежащих публикации в соответствии со ст.21 Закона, можно выделить сведения:
• о назначении, отстранении или освобождении управляющего. Кандидатура управляющего во многих случаях носит принципиальный характер для лиц, участвующих в деле в связи с тем, что именно управляющий обладает достаточными полномочиями для принятия тех или иных решений в рамках дела о банкротстве. Изначально назначение управляющего осуществляется в порядке, установленном в ст.54 Закона. Порядок смены и назначения нового управляющего определен в ст.74, 75 Закона;
• удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
• проведении торгов по продаже имущества должника и результатах проведения торгов;
• изменении опубликованных сведений и (или) содержащих эти сведения судебных постановлений.
![]() |
Обратите внимание! Несмотря на то что информация об исключении должника из ЕГР и не подлежит обязательной публикации, она включается в Реестр. |
Доступ к сведениям Реестра, размещенным в сети Интернет, открытый и бесплатный.
22.11.2013
Валентин Галич, партнер юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС», директор закрытого акционерного общества «СБ-Глобал»