Пособие от 09.09.2016
Автор: Филатова Т.

Иностранная организация и ее недвижимость в Республике Беларусь: постановка на учет в налоговом органе


СОДЕРЖАНИЕ

 

Основные положения по постановке на налоговый учет

Особенности постановки на учет в налоговых органах иностранной организации при приобретении недвижимости

Что еще важно знать при постановке на учет в налоговом органе

 

Материал помещен в архив

 

ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ НЕДВИЖИМОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ

На территории Республики Беларусь иностранные организации могут совершать и совершают различные сделки с недвижимым имуществом: приобретение, отчуждение, передача в пользование (возмездное и безвозмездное) и др.

Согласно налоговому законодательству Республики Беларусь эти сделки сопровождаются возникновением налоговых обязательств у иностранной организации и у лиц, вступающих с ними в договорные отношения.

Иностранная организация обязана стать на учет в белорусском налоговом органе.

Основные положения по постановке на налоговый учет

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться главой 9 (ст.69, 70) Налогового кодекса Республики Беларусь, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Обязанность иностранной организации по постановке на учет в белорусском налоговом органе предписана п.2 ст.66 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

Для иностранной организации, в отличие от белорусской, применяется заявительный принцип постановки на учет в налоговом органе.

В частности, в подп.2.3 п.2 ст.66 НК определено, что иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе при приобретении права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, по ее заявлению, подаваемому в налоговый орган по месту нахождения такого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом.

Перечень документов, которые необходимо представить в налоговый орган в этом случае вместе с заявлением для осуществления постановки на учет иностранной организации, указан в подп.2.3 п.2 и п.3 ст.66 НК. К таким документам относятся:

• доверенность (оригинал либо копия) или иной документ, подтверждающий полномочия на совершение сделок, иных юридических действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством (подп.2.3 п.2 ст.66 НК);

• оригинал и копии документов либо выписка из документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь (подп.2.3 п.2 ст.66 НК);

• выписка из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее 3 месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе (п.3 ст.66 НК);

• копии учредительных документов иностранной организации (п.3 ст.66 НК).

Иностранной организации не нужно становиться на учет в белорусском налоговом органе в том случае, если такое имущество при государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом передается иностранной организацией в хозяйственное ведение белорусской организации или в качестве вклада в ее уставный фонд.

Форма заявления приведена в приложении 2 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96.

Иностранной организации, впервые обратившейся в налоговый орган для постановки на учет, налоговым органом присваиваются учетный номер плательщика (УНП) с типом «U» - «Иностранное юридическое лицо (учредитель)» и соответствующий тип плательщика. В данном случае присваивается тип «N» - «Иностранное юридическое лицо (недвижимость)».

Особенности постановки на учет в налоговых органах иностранной организации при приобретении недвижимости

Кроме основных положений необходимо учитывать и некоторые особенности, связанных с особым статусом иностранных организаций на территории Республики Беларусь.

 

Ситуация 1

Иностранная компания не осуществляет в Республике Беларусь деятельность через постоянное представительство, нет у нее и представительства, открытого в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь (далее - МИД). Вместе с тем она собирается приобрести в собственность на территории Беларуси часть здания. До совершения сделки по приобретению недвижимого имущества и государственной регистрации возникновения на него права собственности эта иностранная компания обязана обратиться в налоговый орган по месту нахождения приобретаемого недвижимого имущества в Беларуси и получить УНП.

Если она впервые обращается для постановки на учет в налоговый орган, ей будет выдан УНП с типом «N» - «Иностранное юридическое лицо (недвижимость)».

 

Может случиться так, что иностранной организации ранее был присвоен УНП в связи с наличием ее представительства на территории Республики Беларусь либо осуществлением ею предпринимательской деятельности через постоянное представительство в Беларуси либо по иным основаниям, и в какой-то момент иностранная организация собирается приобрести недвижимое имущество в Беларуси и оформить на него право собственности.

В этом случае иностранная организация обязана проинформировать налоговый орган об этом обстоятельстве, на что указано в п.6 ст.66 НК. Информирование происходит путем направления в налоговый орган сообщения плательщика - иностранной организации (далее - Сообщение). Форма Сообщения - приложение 29 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14. Вместе с Сообщением необходимо представить документы, указанные в п.2 ст.66 НК, обязанность по представлению которых отсутствовала при постановке иностранной организации на учет в налоговом органе ранее.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2022 г. следует руководствоваться приложением 29 к  постановлению № 14 в ред. постановления МНС от 04.02.2022 № 5.

 

Ситуация 2

Иностранная организация с 2015 года состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения ее представительства в Республике Беларусь (в г. Минске), ей присвоен УНП с типом «P» - «Иностранное юридическое лицо (представительство)».

При постановке на учет в налоговом органе представительства вместе с заявлением необходимо было представлять такие документы, как оригинал и копия разрешения на открытие представительства, выданного МИД, оригиналы и копии положения о представительстве и доверенности на руководителя представительства (подп.2.1 п.2 ст.66 НК), а также копию выписки из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее 3 месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе (часть вторая п.3 ст.66 НК).

В 2016 году эта иностранная организация заключает договор на приобретение здания, которое находится в г. Бресте (Республика Беларусь).

Иностранной организации необходимо до государственной регистрации права собственности на это здание представить в налоговый орган в г. Бресте Сообщение с приложением к нему документов, указанных в подп.2.3 п.2 ст.66 НК, обязанность по представлению которых отсутствовала при постановке иностранной организации на учет в налоговом органе с типом «P» - «Иностранное юридическое лицо (представительство)», в частности: доверенность, иной документ, подтверждающий полномочия на совершение сделок, иных юридических действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством; оригинал и копии документов либо выписки из документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь.

 

Возможны и другие варианты в связи с приобретением недвижимого имущества нерезидентом в Республике Беларусь его постановки на учет в налоговом органе.

 

Ситуация 3

Иностранная организация при приобретении права собственности в 2014 году на недвижимое имущество (изолированные помещения), находящееся в г. Гомеле, подала заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения такого имущества в г. Гомеле и получила извещение о присвоении УНП с типом «N» - «Иностранное юридическое лицо (недвижимость)». Иностранная организация собирается в 2016 году обратиться в МИД и представить документы с целью получить разрешение на открытие представительства в Республике Беларусь, при этом место его нахождения будет в г. Минске.

В абзаце 4 части первой п.6 ст.66 НК оговорено, что иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, сообщает в налоговый орган по месту нахождения представительства иностранной организации, получившей в МИД разрешение на открытие представительства, о получении такого разрешения в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его получения. Одновременно представляются документы, указанные в п.2 ст.66 НК, обязанность по представлению которых отсутствовала при постановке иностранной организации на учет в налоговом органе ранее.

Таким образом, иностранной организации при обращении в налоговый орган в г. Минске для постановки на учет представительства необходимо представить Сообщение с приложением к нему документов, указанных в подп.2.1 п.2 ст.66 НК, обязанность по представлению которых отсутствовала при постановке иностранной организации на учет в налоговом органе с типом «N» - «Иностранное юридическое лицо (недвижимость)», а именно: оригинала и копии разрешения на открытие представительства, выданного МИД, оригиналов и копий положения о представительстве и доверенности на руководителя представительства.

 

Вовлечение в хозяйственный оборот недвижимого имущества, принадлежащего нерезиденту и находящегося на территории Беларуси, может вызвать необходимость изменения налогового типа иностранной организации в налоговом органе.

 

Ситуация 4

Иностранная компания приобрела в собственность объект недвижимости на территории Республики Беларусь (многоэтажное здание). При оформлении права собственности на это здание иностранная организация стала на учет в налоговом органе с типом «N» - «Иностранное юридическое лицо (недвижимость)». Недвижимость приобретена нерезидентом с целью извлечения дохода от предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Иностранная организация собирается сдавать здание в аренду. Для этого она заключила договор с белорусской организацией, в соответствии с которым белорусская организация осуществляет поиск арендаторов и заключает с ними долгосрочные и краткосрочные договоры аренды на площади и оборудование, размещенные в этом здании.

Нерезидент наделил белорусскую организацию не только полномочиями по заключению договоров аренды, но и по финансовому контролю за поступлением денежных средств от этих лиц и сдаче финансовой отчетности, а также вменил в обязанности данного белорусского лица поддержание здания в надлежащем состоянии.

Согласно положениям подп.1.2 п.1 ст.139 НК постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.

При осуществлении деятельности в Беларуси от имени нерезидента, оговоренной в данной ситуации, налицо признаки ее осуществления через постоянное представительство, так как на территории Беларуси имеется постоянное место деятельности, через которое оказываются услуги по сдаче помещений и оборудования, принадлежащих нерезиденту, в аренду; имеется уполномоченное нерезидентом лицо, наделенное полномочиями заключать и исполнять договоры в интересах нерезидента: договариваться об объектах, сдаваемых в аренду, ценах, сроках аренды и иных существенных условиях, передавать имущество в аренду и принимать его после окончании договоров, вести учет имущества и доходов от передачи его в пользование и другие оговоренные функции.

В п.6 ст.66 НК установлено, что иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, сообщает в налоговый орган по месту осуществления деятельности через постоянное представительство на территории Республики Беларусь об осуществлении такой деятельности до ее начала.

Следовательно, иностранной организации необходимо обратиться в налоговый орган по месту расположения недвижимого имущества в Республике Беларусь с Сообщением, к которому прилагаются документы, указанные в подп.2.5 п.2 ст.66 НК: копия контракта (договора) иностранной организации с белорусской организацией, через которую иностранная организация осуществляет или собирается осуществлять свою деятельность на территории Республики Беларусь, а также доверенность (оригинал либо копия) или иной документ, подтверждающий полномочия на совершение сделок, иных юридически значимых действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.

 

Ситуация 5

Иностранная компания приобрела в собственность объект недвижимости на территории Республики Беларусь. При оформлении права собственности на здание иностранная организация стала на учет в налоговом органе с типом «N» - «Иностранное юридическое лицо (недвижимость)». Иностранная организация сдает объект в длительную аренду белорусской организации. Активных действий, приводящих к возникновению постоянного представительства в Республике Беларусь, у иностранной организации в этой ситуации нет, и ей не придется менять тип налогоплательщика в белорусском налоговом органе.

Что еще важно знать при постановке на учет в налоговом органе

На основании п.2 ст.7 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) права, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Иными словами, конкретный субъект (иностранная организация) становится правообладателем в отношении недвижимого имущества только с момента государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

Основанием для возникновения, изменения или прекращения прав в отношении недвижимого имущества являются договоры с этим имуществом.

Сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ГК и законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, если иное не установлено законодательными актами (п.1 ст.165 ГК). В частности, вопросы такой регистрации регулируются Законом Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее - Закон) и иными нормативными правовыми актами.

Перечень видов объектов недвижимого имущества, в отношении которых установлены правила государственной регистрации, приведен в ст.3 Закона. К ним относятся: капитальные строения (здания, сооружения); незавершенные законсервированные капитальные строения; изолированные помещения, в том числе жилые; машино-места и др.

Перечень объектов государственной регистрации установлен в ст.4 Закона. Это:

• создание, изменение, прекращение существования недвижимого имущества;

• возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество;

• сделки с недвижимым имуществом, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь государственной регистрации.

Государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом - юридический акт признания и подтверждения государством факта совершения сделки (п.1 ст.9 Закона). Перечень договоров, которые подлежат государственной регистрации, приведен в п.3 ст.9 Закона. Среди них договоры:

• отчуждения недвижимого имущества (купля-продажа, мена, дарение, рента и др.);

• доверительного управления недвижимым имуществом;

• раздела недвижимого имущества, являющегося общей собственностью, на два или более объекта недвижимого имущества;

• слияния двух или более объектов недвижимого имущества в один объект недвижимого имущества с образованием общей собственности;

• об изменении или расторжении зарегистрированных договоров с недвижимым имуществом и др.

Непосредственно сам момент государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом определяется по правилам ст.39 Закона.

В случае совершения регистрационного действия моментом государственной регистрации являются время и дата приема документов, представленных для осуществления государственной регистрации, которые внесены в журнал регистрации заявлений.

Подчеркнем, постановка на учет в налоговом органе иностранной организации происходит до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом.

 

09.09.2016

 

Татьяна Филатова, экономист