Вопрос-ответ от 18.05.2015
Автор: Овсейко С.

Иностранный инвестор планирует строительство объектов промышленной инфраструктуры на территории Беларуси. Обязан ли он проводить торги (тендер) для выбора подрядчика?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Иностранный инвестор планирует строительство объектов промышленной инфраструктуры на территории Беларуси.

Обязан ли он проводить торги (тендер) для выбора подрядчика?

 

ОТВЕТ: Нет.

Указы Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», а также от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) предусматривают, что законодательство о госзакупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок в строительстве. До указанной даты действует порядок, установленный Указом № 591.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

По сравнению с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» Указ № 591 содержит гораздо меньше требований к процедурам торгов (в том числе не предусматривает различные процедуры закупок): закупки работ, услуг, а также товаров при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов, торгов либо переговоров.

 

Справочно

Порядок организации и проведения процедур закупок в строительстве определен Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.

 

При этом проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, финансирование строительства которых осуществляется за счет:

• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных (выданных) под гарантии Правительства Республики Беларусь, обл- и Мингорисполкомов, - при стоимости строительства объектов 6 тысяч базовых величин и более.

В этих случаях необходимо также проведение торгов:

а) на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;

б) выполнение проектных и изыскательских работ;

в) оказание инженерных услуг стоимостью 3 тысячи базовых величин и более;

г) закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более;

д) выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более (часть первая подп.1.5 п.1 Указа № 591);

• иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 тысяч базовых величин и более (подп.1.4 п.1 Указа № 591);

Сама процедура подрядных торгов в настоящее время регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)».

Проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным, в частности, в случаях, когда:

• подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

• генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

• заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту (абзацы 3-5 подп.1.6 п.1 Указа № 591).

Кроме того, требования Указа № 591 не учитываются при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, когда заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур.

 

Справочно

Дополнительно также рекомендуем изучить материалы:

• «Является ли финансированием иностранным инвестором: вклад иностранного участника в уставный фонд организации Республики Беларусь для целей строительства; целевой заем иностранного лица организации Республики Беларусь для целей строительства; целевой кредит иностранного банка организации Республики Беларусь для целей строительства?»;

• «Распространяются ли на субъектов, осуществляющих инвестиции в строительство, нормы Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» и установленные данным Законом гарантии?». 

 

18.05.2015

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук