Инструкция от 29.01.2014
Автор: Ерилин Г.

Инструкция по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (пример)


 

Материал помещен в архив

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор        ООО «РейтингПлюс»       

                  (наименование организации)

     Власов           А.В.Власов     

   (подпись)    (И.О.Фамилия)

  М.П.

«10» февраля 2014 г.

 

ИНСТРУКЦИЯ

по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов

Содержание

1. Организация производственного экологического контроля (ПЭК).

1.1. Порядок организации деятельности должностного лица, ответственного за осуществление ПЭК.

1.2. Порядок представления информации руководителю юридического лица, осуществляющему хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду.

2. Объекты ПЭК.

2.1. Природные ресурсы, топливо, материалы, используемые в хозяйственной и иной деятельности.

2.2. Методы эксплуатации и управления производственными процессами.

2.3. Технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ.

2.4. Источники образования отходов, в т.ч. производства, цехи, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии.

2.5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая газоочистные установки и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства.

2.6. Сбросы сточных вод в водные объекты, источники сбросов сточных вод, в т.ч. в системы канализации и сети водоотведения, системы очистки сточных вод.

2.7. Системы повторного и оборотного водоснабжения.

2.8. Поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод.

2.9. Подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения.

2.10. Земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения.

2.11. Системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов, регенерации (рециклинга) озоноразрушающих веществ.

2.12. Объекты по использованию отходов, объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов.

2.13. Объекты растительного мира.

2.14. Природные объекты и комплексы, в т.ч. особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, расположенные в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в зоне воздействия объектов природопользователя.

2.15. Готовая продукция.

2.16. Иные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

3. Планирование и проведение ПЭК.

3.1. Порядок организации проведения ПЭК.

3.1.1. Планирование мероприятий по осуществлению ПЭК для объектов, указанных в разделе 2 настоящей инструкции (планы-графики, планы мероприятий и др.).

3.1.2. Порядок действий должностного лица, ответственного за осуществление ПЭК, или подразделения, осуществляющего ПЭК (при его наличии).

3.1.3. Порядок оформления результатов ПЭК (оформление актов ПЭК, требований (предписаний) об устранении нарушений (недостатков) по результатам ПЭК, ведение их учета и др.).

3.1.4. Порядок информирования руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя по результатам ПЭК.

3.1.5. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

3.2. Организация и проведение локального мониторинга окружающей среды.

3.3. Организация и осуществление аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды.

3.4. Организация и осуществление ПЭК (охрана атмосферного воздуха и озонового слоя).

3.4.1. Перечень объектов ПЭК.

3.4.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.4.3. Порядок организации мест отбора проб и проведения измерений.

3.4.4. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.4.5. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

3.4.6. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

3.5. Организация и осуществление ПЭК (охрана и рациональное использование вод).

3.5.1. Перечень объектов ПЭК.

3.5.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.5.3. Порядок организации мест отбора проб и проведения измерений.

3.5.4. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.5.5. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

3.5.6. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

3.6. Организация и осуществление ПЭК (охрана и рациональное использование земель (почв)).

3.6.1. Перечень объектов ПЭК.

3.6.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.6.3. Порядок организации мест отбора проб и проведения измерений.

3.6.4. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.6.5. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

3.6.6. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

3.7. Организация и осуществление ПЭК (охрана и использование объектов растительного мира, в т.ч. дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также к видам дикорастущих растений, попадающих под действие международных договоров, охрана лесов, особо охраняемых природных территорий).

3.7.1. Перечень объектов ПЭК.

3.7.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.7.3. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.7.4. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

3.7.5. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

3.8. Организация и осуществление ПЭК (охрана и использование объектов животного мира).

3.8.1. Перечень объектов ПЭК.

3.8.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.8.3. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.8.4. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

3.8.5. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

3.9. Организация и осуществление ПЭК (обращение с отходами).

3.9.1. Перечень объектов ПЭК.

3.9.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.9.3. Порядок организации отбора проб и проведения измерений.

3.9.4. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.9.5. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

3.9.6. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

3.10. Организация и осуществление ПЭК (охрана и рациональное использование недр).

3.10.1. Перечень объектов ПЭК.

3.10.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.10.3. Порядок организации и проведения измерений.

3.10.4. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

3.10.5. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

3.10.6. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

4. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением.

4.1. Порядок планирования, разработки и утверждения мероприятий по охране окружающей среды, в т.ч. в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

4.2. Порядок контроля за осуществлением мероприятий по охране окружающей среды.

5. Учет и отчетность в области охраны окружающей среды.

6. Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в т.ч. в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов.

6.1. Порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных непредвиденных ситуаций, приводящих к вредным воздействиям на окружающую среду.

6.2. Порядок расследования должностными лицами природопользователя случаев превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду.

7. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователя, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством.

7.1. Перечень работников, организующих и осуществляющих ПЭК, подлежащих профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке в области охраны окружающей среды, а также периодичность проведения.

7.2. Перечень работников, занятых на работах, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, подлежащих профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке в области охраны окружающей среды, а также периодичность проведения.

7.3. Виды инструктажей, предусмотренных законодательством, их программы, периодичность, ведение необходимой документации по проведению инструктажей.

1. Организация производственного экологического контроля (ПЭК)

1.1. Порядок организации деятельности должностного лица, ответственного за осуществление ПЭК

Обязанности по обеспечению ПЭК в ООО «РейтингПлюс» (далее - организация) возлагаются на эколога организации приказом директора организации. Также обязанности по обеспечению ПЭК отражаются в должностной инструкции эколога.

Эколог подчиняется непосредственно директору организации.

В своей деятельности эколог руководствуется законодательством Республики Беларусь (в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны труда, пожарной и промышленной безопасности), предписаниями государственных органов (осуществляющих контроль вопросов, связанных с охраной окружающей среды), должностной инструкцией, приказами и иными распоряжениями директора, обоснованными требованиями сторонних организаций - разработчиков согласно заключенным договорам в области разработки природоохранной документации и проведения аналитического контроля (мониторинга).

Эколог организации обязан:

- проводить в полном объеме ПЭК в соответствии с данной инструкцией;

- осуществлять разработку природоохранной документации в соответствии со своей компетенцией, иные процедуры, связанные с разработкой документации и проведением природоохранной деятельности;

- своевременно принимать меры к поиску и заключению договоров со сторонними организациями - разработчиками природоохранной документации, разработка которой необходима в соответствии с действующим законодательством, но выходит за рамки компетенции эколога;

- своевременно принимать меры к поиску и заключению договоров со сторонними организациями, обладающими аккредитованными в установленном порядке лабораториями, привлечение которых необходимо для проведения локального мониторинга и производственного аналитического контроля;

- вести учетную и иную природоохранную документацию, ведение которой в соответствии с настоящей инструкцией возложено на эколога лично;

- подготавливать и обеспечивать сдачу статистической отчетности в области охраны окружающей среды, подготовка которой возложена на эколога лично;

- вносить предложения директору по созданию комиссий, назначению ответственных по вопросам охраны окружающей среды;

- проводить лично либо с привлечением сторонних организаций инструктажи в области охраны окружающей среды, ознакамливать сотрудников организации с природоохранной документацией под подпись в журнале инструктажей;

- своевременно докладывать директору организации (при необходимости - в письменном форме путем обращения с докладными записками через приемную директора) о любых фактах нарушения природоохранного законодательства в организации (сотрудниками организации либо иными лицами), о любых случаях уклонения сотрудниками организации и третьими лицами от обязанностей согласно данной инструкции, а также контролировать устранение допущенных нарушений.

Эколог организации имеет право:

- беспрепятственно входить в любые помещения и на любые территории, закрепленные за организацией (в т.ч. и сданные в аренду) с соблюдением требований законодательства;

- в любое время связываться с директором организации по вопросу исполнения обязанностей, связанных с настоящей инструкцией;

- в любое время осуществлять внеплановый ПЭК в организации по любому из вопросов, связанных с его выполнением;

- готовить директору предложения о назначении ответственных по вопросам охраны окружающей среды в организации, проекты приказов;

- готовить предложения по финансированию мер по охране окружающей среды;

- самостоятельно проводить процедуру согласования договоров со сторонними организациями, проводить тендеры на закупку, иные процедуры, связанные с заключением договоров;

- готовить и утверждать у директора акты-предписания на нарушителей природоохранного законодательства.

1.2. Порядок представления информации руководителю юридического лица, осуществляющему хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду

Эколог организации обязан представлять директору организации следующую информацию:

- предложения по распределению ответственности в области охраны окружающей среды, проекты приказов о назначении ответственных по вопросам охраны окружающей среды, иных приказов;

- список лиц, занятых на производстве, связанном с воздействием на окружающую среду;

- журналы инструктажей для проведения проверки их прохождения директором;

- данные учета, направляемую отчетность в области охраны окружающей среды;

- документацию на утверждение (по документации, утверждение которой требуется директором организации в соответствии с действующим природоохранным законодательством);

- информацию об изменившемся природоохранном или ином, имеющем значение для охраны окружающей среды, законодательстве;

- предложения по направлению на повышение квалификации себя или иных ответственных лиц;

- предложения по созданию комиссий по вопросам, требующим создания комиссий в соответствии с законодательством об охране окружающей среды;

- сведения о природоохранной документации, разработка которой требуется по законодательству, отсутствующей в организации, план работы по разработке природоохранной документации, в т.ч. с привлечением сторонних организаций, сведения по подобранным сторонним организациям для заключения договоров, данные по необходимому финансированию, информацию о ходе работ;

- сведения о необходимых мероприятиях по снижению вредного воздействия на окружающую среду, необходимый объем финансирования, сведения по подобранному оборудованию и подрядчикам, информацию о ходе работ;

- сведения о несоблюдении природоохранного законодательства на каких-либо участках, разработанные меры по устранению нарушений, информацию о ходе устранения нарушений;

- акты-предписания на устранение нарушений для утверждения, информацию о ходе устранения нарушений.

Информация подается директору в письменном виде, в т.ч. в виде докладных. В случае нарушения кем-либо из сотрудников организации природоохранного законодательства после подачи информации в письменном виде эколог освобождается от ответственности за нарушение природоохранного законодательства, а директор приказом устанавливает ответственного за нарушение.

2. Объекты ПЭК

2.1. Природные ресурсы, топливо, материалы, используемые в хозяйственной и иной деятельности

Объектами ПЭК в данном аспекте являются:

- природные ресурсы - поверхностные и подземные воды, карьерные материалы. Порядок ПЭК в отношении поверхностных и подземных вод определяется пп.2.8, 2.9, 3.5 настоящей инструкции. Производственный экологический контроль в отношении карьерных материалов осуществляется под руководством эколога мастером карьера;

- топливо, используемое для заправки автотехники и иной техники организации, а также на отопление котельных организации, электроэнергия, пар. Производственный экологический контроль в отношении топлива и прочих осуществляется под руководством эколога главным механиком и главным энергетиком;

- материалы, используемые в деятельности предприятия. Производственный экологический контроль в отношении сырья и материалов осуществляется под руководством эколога бухгалтерией организации;

- ведение бухгалтерией организации отчетности в журнале учета расхода топлива, сырья, материалов и их качественных характеристик по форме ПОД-4, правильность и регулярность заполнения отчетов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 августа 2014 г. постановление Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33, утверждающее журналы и книги по форме ПОД, на основании постановления Минприроды РБ от 20.06.2014 № 27 утратило силу. С 1 июня 2014 г. введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденный постановлением Минприроды РБ от 03.03.2014 № 2-Т.

2.2. Методы эксплуатации и управления производственными процессами

Производственный экологический контроль за методами эксплуатации и управления производственными процессами осуществляется главным инженером организации по поручениям эколога организации. Объектами контроля являются:

- технологические карты;

- порядок подачи сырья в производственный цикл (включая образование отходов (в т.ч. обращение с упаковкой и тарой), пылеобразование);

- расчетные и фактические выбросы от производства, методы уменьшения их;

- образование отходов в процессе производства;

- расфасовка продукции, складирование;

- погрузка, вывоз, в т.ч. возможные проливы нефтепродуктов и выбросы мобильных источников;

- планирование мероприятий по сокращению образования отходов, выбросов, расходования воды в процессе производства.

2.3. Технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ

Производственный экологический контроль за технологическим процессами, в т.ч. приводящими к выделению загрязняющих веществ, осуществляется под руководством эколога главным технологом, а под руководством главного технолога далее технологами производств. Объектами контроля являются:

- загрузка сырья, приводящая к образованию пыли;

- реагентная переработка сырья, приводящая к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- выбросы от мобильных источников, связанных с технологическими процессами.

2.4. Источники образования отходов, в т.ч. производства, цехи, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии

Производственный экологический контроль за источниками образования отходов осуществляется начальниками участков под руководством эколога организации. Объектами контроля являются:

- отходы, места образования отходов (в соответствии с документации по обращению с отходами);

- места хранения отходов, обеспечение раздельного сбора, в т.ч. вторичных материальных ресурсов (в соответствии с документацией по обращению с отходами);

- организация вывоза отходов, заполнение и регистрация сопроводительных паспортов;

- ведение книги учета отходов по форме ПОД-9 (далее - книга формы ПОД-9) по цехам, поступление информации экологу;

- ведение экологом книги общего учета отходов по форме ПОД-10 (далее - книга формы ПОД-10);

- проведение ежегодной инвентаризации отходов, создание комиссий, оформление актов инвентаризации;

- контроль за образованием новых видов отходов;

- планирование мероприятий по сокращению образования отходов;

- своевременное обновление документации в области обращения с отходами в установленных законодательством случаях;

- заполнение и отправка экологом государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» (далее - отчетность по форме 1-отходы).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. действуют форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Национального статистического комитета РБ от 10.10.2018 № 103. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год.

2.5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая газоочистные установки и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства

Производственный экологический контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется начальниками участков под руководством эколога организации. Объектами контроля являются:

- стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с документацией в области охраны атмосферного воздуха;

- мобильные источники выбросов;

- газоочистные установки, их эксплуатация, паспортизация, проверка эффективности;

- системы вентиляции, их эксплуатация, паспортизация;

- ведение ответственными лицами журнала учета стационарных источников выбросов и их характеристик по форме ПОД-1 (далее - журнал формы ПОД-1), журнала учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3 (далее - журнал формы ПОД-3), журнала учета мобильных источников выбросов по форме ПОД-11 (далее - журнал формы ПОД-11);

- сдача отчетности в области охраны атмосферного воздуха;

- проведение производственного аналитического контроля в области охраны атмосферного воздуха согласно предписаниям и иным документам территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды) и Министерства здравоохранения РБ;

- проведение локального мониторинга в области охраны атмосферного воздуха (в установленных законодательством случаях);

- своевременное обновление документации в области охраны атмосферного воздуха в установленных законодательством случаях;

- планирование мероприятий по сокращению выбросов, установке и обновлению газоочистного оборудования, автоматических систем контроля за выбросами.

2.6. Сбросы сточных вод в водные объекты, источники сбросов сточных вод, в т.ч. в системы канализации и сети водоотведения, системы очистки сточных вод

Производственный экологический контроль за сбросами сточных вод осуществляется главным энергетиком под руководством эколога организации. Производственный экологический контроль за источниками сброса сточных вод осуществляется начальниками цехов под руководством эколога организации. Объектами контроля являются:

- источники сбросов сточных вод на очистные сооружения (на тех участках, где происходят такие сбросы), контроль качества сточных вод на выходе с очистных сооружений;

- источники сбросов сточных вод в городскую канализационную сеть (на тех участках, где происходят такие сбросы), контроль качества сточных вод, сбрасываемых в канализацию;

- источники сбросов сточных вод в водные объекты (на тех участках, где происходят такие сбросы), контроль качества сточных вод, сбрасываемых в водные объекты;

- отсутствие в составе сточных вод веществ, сбросы которых запрещены (отработанное масло и пр.);

- разбавление жидких отходов, сбрасываемых в сточные воды, до допустимых концентраций, организация и проведение измерений;

- ведение учетной документации по сточным водам (журнал учета качества сбрасываемых сточных вод по форме ПОД-8 (далее - журнал формы ПОД-8));

- сдача статистической отчетности в области контроля за сточными водами.

2.7. Системы повторного и оборотного водоснабжения

Производственный экологический контроль за системами повторного и оборотного водоснабжения осуществляется главным энергетиком под руководством эколога организации. К объектам контроля относятся:

- имеющиеся системы повторного и оборотного водоснабжения: достаточность качества очистки, наличие и устранение потерь воды в системах;

- мероприятия по созданию систем повторного и оборотного водоснабжения.

2.8. Поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод

Производственный экологический контроль осуществляется главным энергетиком под руководством эколога организации. Контролю подлежат:

- сбросы в поверхностные воды;

- отведение ливневых и иных вод на рельеф, которые могут привести к загрязнению поверхностные воды в районе местонахождения организации;

- удаление снега в зимний период с территории организации, который может вызвать попадание загрязнений в поверхностные воды;

- объем водозабора из поверхностных вод, показания счетчиков;

- своевременная разработка технологических нормативов водопотребления и водоотведения, получение и продление разрешения на спецводопользование;

- ведение ответственными лицами журнала учета водопотребления и водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами по форме ПОД-6 (далее - журнал формы ПОД-6) (журнала учета водопотребления (водоотведения) неинструментальными методами по форме ПОД-7 (далее - журнал формы ПОД-7)), сдача отчетности.

2.9. Подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения

Производственный экологический контроль осуществляется главным энергетиком под руководством эколога организации. Контролю подлежат:

- подземные воды в районе зон санитарной охраны артезианской скважины: соблюдение ежеквартального отбора проб, разработка проектов зон санитарной охраны артезианских скважин, соблюдение мероприятий в первом и втором поясах;

- объем водозабора из подземных источников, показания счетчиков;

- работа станций обезжелезивания;

- своевременная разработка технологических нормативов водопотребления и водоотведения, получение и продление разрешения на спецводопользование;

- ведение ответственными лицами журнала формы ПОД-6 (журнала формы ПОД-7), сдача отчетности;

- своевременное проведение ликвидационного тампонажа нефункционирующих скважин.

2.10. Земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения

Производственный экологический контроль осуществляется начальниками цехов под руководством эколога организации. Контролю подлежат:

- потенциальная угроза складирования отходов, сырья и материалов на участках открытого грунта;

- угроза пролива нефтепродуктов и иных опасных жидкостей на почвенный покров;

- восстановление почвенного слоя на месте его нарушения в результате строительных и иных работ;

- угроза протечки ливневых вод через места нахождения опасных веществ с попаданием в почвенный покров;

- запланированные работы по рекультивации почвенного слоя, их проведение.

2.11. Системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов, регенерации (рециклинга) озоноразрушающих веществ

Производственный экологический контроль осуществляется главным энергетиком под руководством эколога предприятия.

2.12. Объекты по использованию отходов, объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов

Производственный экологический контроль осуществляется главным технологом под руководством эколога организации. Объектами контроля являются:

- имеющиеся объекты, зарегистрированные в республиканском унитарном предприятии «Белницэкология»;

- создание, проектирование, экспертиза и регистрация новых объектов;

- учет и отчетность, связанные с функционированием объектов;

- своевременное внесение изменений в имеющуюся природоохранную документацию организации, связанное с регистрацией и вводом в эксплуатацию объектов.

2.13. Объекты растительного мира

Производственный экологический контроль осуществляется начальниками цехов под руководством эколога организации. Контролю подлежат:

- своевременное проведение учета объектов растительного мира и составление учетной документации, внесение в нее изменений в оговоренных законодательством случаях;

- удаление объектов растительного мира: получение разрешений, отражение информации об удаляемых объектах;

- своевременное информирование компетентных органов об удалении объектов растительного мира в результате чрезвычайной ситуации (ликвидации ее последствий);

- мероприятия по уходу за объектами растительного мира, а также территорией организации и прилегающей территорией, в т.ч. окоска участков озеленения, уборка листвы, поддержание территории в чистоте, обрезки деревьев, при необходимости заключение договоров на проведение обрезки;

- соблюдение мероприятий по озеленению территории организации.

2.14. Природные объекты и комплексы, в т.ч. особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, расположенные в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в зоне воздействия объектов природопользователя

Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно экологом организации по согласованию с территориальным органом Минприроды.

В случае строительства (реконструкции) организации эколог осуществляет контроль, связанный с проведением государственной экологической экспертизы (в т.ч. по разрабатываемой документации) и осуществлением непосредственно реконструкции (строительства).

2.15. Готовая продукция

Производственный экологический контроль осуществляется начальником отдела технического контроля под руководством эколога организации. Объектами контроля являются:

- складирование продукции: образующиеся в результате отходы и выбросы (пыль);

- вывоз продукции: контроль за мобильными источниками выбросов, проливами горюче-смазочными материалами, обращением возвратной тары, упаковки.

2.16. Иные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

К иным объектам относятся:

- санитарно-защитная зона организации: разработка проекта; внесение изменений в проект в необходимых случаях; соблюдение мероприятий, указанных в проекте; замеры на границе санитарно-защитной зоны;

- документооборот в области охраны окружающей среды, в т.ч.: осуществляемый соответствующими ответственными согласно п.5 и иных пунктов настоящей инструкции; приказы в области охраны окружающей среды, контроль за которыми осуществляется экологом с участием юриста организации; экологический паспорт организации, ведение которого осуществляется экологом организации при использовании информации, подготавливаемой соответствующими ответственными лицами;

- внедренная в организации система управления окружающей средой (при ее наличии), а также план по ее внедрению (при отсутствии и планировании ее к внедрению).

3. Планирование и проведение ПЭК

3.1. Порядок организации проведения ПЭК

3.1.1. Планирование мероприятий по осуществлению ПЭК для объектов, указанных в разделе 2 настоящей инструкции (планы-графики, планы мероприятий и др.).

Планирование мероприятий по осуществлению ПЭК осуществляется экологом организации. Мероприятия, разработанные экологом совместно с юристом, утверждаются директором организации приказом. Мероприятия, срок их проведения, необходимое финансирование, участвующие должностные лица и прочая существенная информация оформляются экологом в виде планов-графиков, утверждаемых директором организации.

При составлении инструкции планируются:

- мероприятия, связанные с разработкой природоохранной документации, отсутствующей в организации (ориентировочные сроки, ответственные лица, при необходимости план привлечения сторонних организаций (ориентировочный бюджет, способы выбора, критерии выбора, необходимость проведения закупок и т.п.), перечень лиц, необходимых для разработки документации своими силами);

- организация учета и отчетности, необходимых в соответствии с действующим законодательством, но отсутствующих в организации;

- налаживание природоохранной деятельности по отдельным важнейшим направлениям (организация раздельного сбора отходов и пр.);

- назначение ответственных по вопросам охраны окружающей среды;

- проведение первичных инструктажей и обучения;

- план на первый год работы организации.

Ежегодно планируются мероприятия:

- по контролю за ведением учета и сдачей отчетности, а также заполнением экологического паспорта предприятия;

- по проведению ежегодных либо разовых в каждом году обязательных действий, связанных с природопользованием (инвентаризация отходов, проведение локального мониторинга и производственного аналитического контроля, удаление объектов растительного мира, разработки природоохранной документации);

- связанные со снижением воздействия на окружающую среду в текущем году.

С иной периодичностью планируются мероприятия:

- проведение которых имеет большую, чем 1 год, периодичность;

- рассчитанные на больший, чем 1 календарный год, срок;

- запланированные к финансированию позже, чем в наступающем году.

Чаще, чем один раз в год, планируются и проводятся мероприятия по результатам обнаруженных нарушений, направленные на их устранение.

Внепланово проводятся мероприятия в случаях превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду.

3.1.2. Порядок действий должностного лица, ответственного за осуществление ПЭК.

Эколог организации осуществляет ПЭК в следующем порядке:

- разработка плана мероприятий, планов-графиков, приказов;

- утверждение разработанной документации у директора организации;

- проведение обучения ответственных лиц;

- проведение обучения лиц, занятых на производстве, связанном с воздействием на окружающую среду;

- проведение первичных инструктажей;

- осуществление мероприятий согласно утвержденным планам и планам-графикам с привлечением ответственных лиц;

- сбор информации и оформление документации по итогам проведения контроля;

- информирование директора организации о результатах контроля, утверждение у директора необходимой документации (предписаний и пр.), в необходимых случаях подача докладных через приемную директора;

- планирование и осуществление мероприятий, направленных на устранение нарушений.

В обязательном порядке подаются докладные через приемную директора по нарушениям, имеющим необратимый характер (вывоз отходов без сопроводительных паспортов, вылив отработанных масел в канализацию и водные объекты, загрязнение почвенного слоя, сброс сточных вод на рельеф, удаление объектов растительного мира без оформления разрешений и пр.).

3.1.3. Порядок оформления результатов ПЭК.

Результаты ПЭК оформляются актами с указанием контролируемого объекта, ответственных лиц, даты контроля, согласно какому плану (плану-графику) мероприятий проводится, наличия нарушений. Допускается оформлять один акт на несколько объектов в случае отсутствия нарушений. Акт составляется экологом организации и утверждается директором.

В случае наличия исправимых нарушений оформляется и утверждается у руководителя предписание на их устранение с указанием контролируемого объекта, даты, ответственных лиц, содержания нарушения, срока исправления и лиц, ответственных за исправление. Предписание утверждается директором организации, копия его выдается под подпись ответственному лицу, при необходимости лицо предупреждается о мерах ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В случае наличия неисправимых нарушений, а также в случае неоднократного совершения любых нарушений одними и теми же ответственными лицами, в т.ч. после повторного совершения нарушений, установленных при проверках компетентными органами, на имя директора организации составляется подробная докладная записка с содержанием нарушения и указанием предполагаемых виновных лиц, подается через приемную директора. Данный порядок действует и в случае отказа ответственных и иных лиц выполнять утвержденные мероприятия, отказа ознакомиться под подпись с приказами о назначении ответственных, отказа проходить обучение и расписываться в журнале инструктажей, а также в случае отказа директора утвердить предлагаемые экологом мероприятия или предписания.

Документация, оформляемая по результатам ПЭК, фиксируется в специально заведенном журнале с указанием даты составления, наименования и краткого содержания документа.

3.1.4. Порядок информирования руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя по результатам ПЭК.

Вся документация, оформляемая по результатам ПЭК, подается на ознакомление и утверждение директору организации (кроме случаев подачи документации через приемную директора).

3.1.5. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

Составленное по результатам ПЭК и утвержденное у директора организации предписание представляется ответственным лицам под подпись. Одновременно составляется и утверждается у директора план мероприятий по устранению нарушений и осуществлению контроля. В оговоренные в предписании и плане сроки проводится проверка по устранению нарушений. Результаты проверки оформляются актом ПЭК, в случае неустранения нарушений директору организации подается докладная через приемную.

По докладным, передаваемым через приемную, директор принимает решение:

- в случае выявления неисправляемых нарушений, отказа ответственных и иных лиц выполнять утвержденные мероприятия, отказа ознакомиться под подпись с приказами о назначении ответственных, отказа проходить обучение и расписываться в журнале инструктажей - о принятии мер ответственности к виновным лицам вплоть до расторжения трудовых договоров и контрактов;

- в случае отказа утвердить предлагаемые экологом мероприятия или предписания - о проведении мероприятий (устранении нарушений) либо переносе их на более поздний (с указанием, какой именно) срок;

- в случае обнаружения экологом необратимых нарушений в области охраны окружающей среды - о привлечении виновных лиц к ответственности, в т.ч. и с участием компетентных органов.

В случае отсутствия действий со стороны директора на поданные через приемную докладные записки эколог имеет право обращаться непосредственно в компетентные органы.

3.2. Организация и проведение локального мониторинга окружающей среды
(примечание 1)

Для проведения локального мониторинга эколог организации при взаимодействии с иными службами обеспечивает:

- оборудованные места проведения испытаний и отбора проб;

- компьютерной техникой с программным обеспечением для документирования результатов локального мониторинга;

- систему связи для обмена экологической информацией с территориальным органом Минприроды;

- защиту от несанкционированного доступа к приборам, функционирующим в автоматическом режиме или находящимся в режиме ожидания.

При проведении локального мониторинга эколог организации должен иметь:

- карту-схему расположения источников вредного воздействия на окружающую среду с указанием мест проведения испытаний и отбора проб, пробных площадок;

- план-график проведения наблюдений, утвержденный директором организации;

- сведения о лаборатории, выполняющей испытания при проведении локального мониторинга, аттестат аккредитации с приложением области аккредитации (их копии);

- акты отбора проб и протоколы испытаний при выполнении испытаний лабораториями, не находящимися в ведении организации.

Эколог при изменении в организации условий проведения локального мониторинга должен в месячный срок привести в соответствие документацию.

В случае выявления экологом и иными должностными лицами в районе расположения источников вредного воздействия на окружающую среду чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера или установления превышения нормативов качества окружающей среды и (или) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду более чем в 10 раз эколог обязан:

- выполнить комплекс работ по проведению локального мониторинга в зависимости от вида нормативов качества окружающей среды и (или) нормативов допустимого воздействия, по которым было установлено превышение, и вида оказываемого организацией вредного воздействия на окружающую среду;

- представить в течение 3 часов после завершения испытаний и (или) измерений полученные первичные данные локального мониторинга в территориальный орган Минприроды по формам, приведенным в постановлении Минприроды РБ от 01.02.2007 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность».

В случае обращения Минприроды или его территориальных органов с целью получения информации об организации и ведении локального мониторинга эколог обязан не позднее 5 дней со дня его поступления представить такую информацию.

3.3. Организация и осуществление аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды
(примечание 2)

Объектами аналитического контроля являются:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов;

- выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов до и после газоочистных установок;

- атмосферный воздух на границе зоны воздействия;

- поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;

- подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

- сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимые в водные объекты;

- сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимые в водные объекты до и после очистных сооружений сточных вод;

- сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимые в системы канализации;

- сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимые в системы канализации до и после локальных очистных сооружений сточных вод;

- земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

- топливо;

- отходы, направляемые организацией на хранение, захоронение, использование и (или) обезвреживание.

Кроме указанных выше объектов, объектом аналитического контроля является также документация:

- по аналитическому контролю, осуществляемому организацией в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

- отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды, включая акты отбора проб и протоколы проведения измерений;

- выполнению измерений на определяемый показатель, включая технические нормативные правовые акты и методики выполнения измерений;

- оценке соответствия фактических параметров работы очистных сооружений, машин, механизмов параметрам, утвержденным в составе проектной документации, технических нормативных правовых актов, паспортов заводов-изготовителей и инструкции по эксплуатации на данный вид оборудования;

- оценке соблюдения нормативов качества окружающей среды; нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду; эффективности природоохранных мероприятий; требований при обращении с отходами; требований технических нормативных правовых актов к составу топлива по содержанию веществ, влияющих на количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при сжигании топлива, на основании измерений в области охраны окружающей среды.

При аналитическом контроле, в т.ч. в рамках ПЭК, осуществляются:

- организация мест отбора проб и проведения измерений в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами;

- разработка и утверждение плана-графика аналитического контроля в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов;

- отбор проб и проведение измерений;

- ведение необходимой документации;

- оценка результатов осуществления аналитического контроля;

- устранение нарушений, выявленных в результате осуществления аналитического контроля.

Периодичность отбора проб и проведения измерений в зависимости от объекта контроля и его характеристик определяется в порядке, устанавливаемом предписаниями территориального органа Минприроды.

Результаты отбора проб и проведения измерений оформляются соответствующими актами и протоколами отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды.

Акт отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды, подтверждающий факт их производства контролирующими органами, оформляется в двух экземплярах и подписывается присутствующими при отборе проб и проведении измерений с указанием должностей подписавших.

В случаях возникновения аварий и инцидентов, связанных с загрязнением окружающей среды, отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды проводятся незамедлительно по прибытии к месту аварии или инцидента.

Кроме того, при осуществлении аналитического контроля:

- производится осмотр объектов, технологического или иного оборудования, машин, механизмов, очистных сооружений, находящихся на территории или в помещениях, для определения фактических параметров их работы;

- запрашивается и получается информация о производительности, режиме работы, расходе топлива, сырья и материалов, иных технических особенностях работы объектов, технологического или иного оборудования, машин, механизмов, очистных сооружений, влияющих на отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды.

Датой проведения аналитического контроля является дата, указанная в акте отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды.

Протокол (протоколы) проведения измерений в области охраны окружающей среды оформляется в срок не позднее 3 рабочих дней после завершения всех измерений.

Оценка результатов отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды проводится по фактическим значениям измеренных показателей, приведенных в протоколе проведения измерений в области охраны окружающей среды, без учета величин погрешности (неопределенности) измерений, предусмотренных техническими нормативными правовыми актами (методиками выполнения измерений).

Нарушения, выявленные в результате осуществления аналитического контроля, устраняются организацией в сроки, установленные требованием (предписанием) территориального органа Минприроды.

В случае если по результатам аналитического контроля установлен факт причинения вреда окружающей среде, повторный отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды проводятся контролирующими органами после представления организацией информации об устранении нарушения или по истечении срока устранения нарушения, установленного в требовании (предписании).

3.4. Организация и осуществление ПЭК (охрана атмосферного воздуха и озонового слоя)

3.4.1. Перечень объектов ПЭК.

Объектами контроля являются:

- источники выбросов согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- мобильные источники выбросов;

- газоочистные установки;

- системы вентиляции;

- кондиционеры, содержащие озоноразрушающие вещества;

- ведение учета и сдача отчетности.

3.4.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

План мероприятий по осуществлению контроля за объектами разрабатывается и утверждается в соответствии с пп.3.1-3.3 настоящей инструкции, законодательством об охране атмосферного воздуха, иным природоохранным законодательством.

3.4.3. Порядок организации мест отбора проб и проведения измерений.

При проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, проверки эффективности газоочистных установок, паспортизации систем вентиляции и проведении иных обязательных действий в плановом порядке организация мест отбора проб и проведение измерений осуществляется в соответствии с природоохранным законодательством экологом организации при содействии соответствующих должностных лиц организации. Отбор проб и проведение инвентаризации выбросов производятся согласно заключенным со сторонними организациями договорам аккредитованными лабораториями (либо собственным оборудованием организации при наличии соответствующей аккредитации). Технические службы организации должны предоставить возможность проведения отбора проб, доступ к местам отбора проб с соблюдением требований охраны труда, а также предъявить необходимую документацию. Проведение отбора проб в рамках локального мониторинга и производственного аналитического контроля осуществляется в соответствии с пп.3.2, 3.3 настоящей инструкции.

3.4.4. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Работы по ПЭК осуществляются в соответствии с утвержденным планом мероприятий. Контролю подлежат режимы работы источников выбросов (соответствие технологиям), внесение данных в журналы по формам ПОД-1, ПОД-3, ПОД-11 ответственными лицами, контроль параметров мобильных источников выбросов, условия эксплуатации и ведение журнала эксплуатации газоочистных установок, исправность систем вентиляции. Постоянный контроль осуществляется ответственными лицами в соответствии с приказом, проверка в соответствии с планом мероприятий осуществляется экологом организации.

3.4.5. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

Документация, ведение которой необходимо в соответствии с действующим законодательством (журналы и книги по форме ПОД, журналы эксплуатации газоочистных установок и пр.), ведется ответственными лицами согласно действующему законодательству. Контроль за объектами, указанными в подп.3.4.1 п.3.4 настоящей инструкции, и ведением документации по ним, осуществляемый экологом в соответствии с утвержденными планами и планами-графиками мероприятий, и составление необходимой документации проводятся в соответствии с пп.3.1-3.3 настоящей инструкции.

3.4.6. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

Устранение нарушений, установленных в результате проведения мероприятий по ПЭК, осуществляется в соответствии с подп.3.1.5 п.3.1, пп.3.2, 3.3 настоящей инструкции.

3.5. Организация и осуществление ПЭК (охрана и рациональное использование вод)

3.5.1. Перечень объектов ПЭК.

Контролю подлежит:

- ведение журналов по формам ПОД-6, ПОД-7, ПОД-8, сдача отчетности;

- соблюдение мероприятий в первом-втором поясах зон санитарной охраны скважин, отбор проб на скважинах при участии территориального органа Министерства здравоохранения РБ (районного центра гигиены и эпидемиологии (далее - райЦГЭ));

- соблюдение мероприятий в водоохранной зоне реки;

- работа станции обезжелезивания;

- эксплуатация очистных сооружений;

- разбавление и слив в канализацию жидких отходов в соответствии с разработанной документацией в области обращения с отходами;

- эксплуатация систем оборотного водоснабжения;

- места потенциальной угрозы слива в канализацию веществ, слив которых недопустим (отработанное масло и пр.).

3.5.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Мероприятия по осуществлению ПЭК разрабатываются и утверждаются в соответствии с подп.3.1.1 п.3.1, пп.3.2, 3.3 настоящей инструкции.

3.5.3. Порядок организации мест отбора проб и проведения измерений.

Отбор проб на артезианских скважинах осуществляется ежеквартально по заключенному с райЦГЭ договору при содействии главного энергетика организации. Все ответственные службы организации обязаны обеспечить доступ специалистов райЦГЭ к месту отбора проб. Главный энергетик ведет журнал отбора проб. Проведение отбора проб и измерений в рамках локального мониторинга и производственного аналитического контроля осуществляется в соответствии с пп.3.2, 3.3 настоящей инструкции.

3.5.4. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Организация работ и контроль выполнения мероприятий в рамках ПЭК осуществляется в соответствии с пп.3.1-3.3 настоящей инструкции.

3.5.5. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

Документация, ведение которой необходимо в соответствии с действующим законодательством (журналы и книги по форме ПОД, журналы отбора проб и пр.), ведется ответственными лицами согласно действующему законодательству. Контроль за объектами, указанными в подп.3.5.1 п.3.5 настоящей инструкции, и ведением документации по ним, осуществляемый экологом в соответствии с утвержденными планами и планами-графиками мероприятий, и составление необходимой документации проводятся в соответствии с пп.3.1-3.3 настоящей инструкции.

3.5.6. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

Устранение нарушений, установленных в результате проведения мероприятий по ПЭК, осуществляется в соответствии с подп.3.1.5 п.3.1, пп.3.2, 3.3 настоящей инструкции.

3.6. Организация и осуществление ПЭК (охрана и рациональное использование земель (почв))

3.6.1. Перечень объектов ПЭК.

Объектами контроля являются:

- почвы в районе складирования сырья и материалов, емкостей с нефтепродуктами, прилегающие к местам передвижения автотехники, работы иного оборудования, создающего риск пролива нефтепродуктов, работы оборудования, создающего пыль;

- объекты рекультивации почв согласно предписаниям территориальных органов Минприроды;

- снятие и восстановление почвенного слоя при проведении строительных и иных работ.

3.6.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Мероприятия по осуществлению ПЭК разрабатываются и утверждаются в соответствии с подп.3.1.1 п.3.1, пп.3.2, 3.3 настоящей инструкции.

3.6.3. Порядок организации мест отбора проб и проведения измерений.

Проведение отбора проб и измерений в рамках локального мониторинга и производственного аналитического контроля осуществляется в соответствии с пп.3.2, 3.3 настоящей инструкции.

3.6.4. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Организация работ и контроль выполнения мероприятий в рамках ПЭК осуществляется в соответствии с пп.3.1-3.3 настоящей инструкции.

3.6.5. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

Контроль за объектами, указанными в подп.3.6.1 п.3.6 настоящей инструкции, и ведением документации по ним, осуществляемый экологом в соответствии с утвержденными планами и планами-графиками мероприятий, и составление необходимой документации проводятся в соответствии с пп.3.1-3.3 настоящей инструкции.

3.6.6. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

Устранение нарушений, установленных в результате проведения мероприятий по ПЭК, осуществляется в соответствии с подп.3.1.5 п.3.1, пп.3.2, 3.3 настоящей инструкции.

3.7. Организация и осуществление ПЭК (охрана и использование объектов растительного мира, в т.ч. дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также к видам дикорастущих растений, попадающих под действие международных договоров, охрана лесов, особо охраняемых природных территорий)

3.7.1. Перечень объектов ПЭК.

Объектами контроля являются:

- объекты растительного мира, находящиеся на территории организации, контроль за соблюдением требований законодательства в случаях проведения их удаления;

- мероприятия по содержанию территории организации и прилегающей территории в чистоте: окоска участков озеленения, уборка опавшей листвы;

- мероприятия по обеспечению безопасности при обращении с объектами растительного мира (формовочная обрезка деревьев, выявление объектов растительного мира, находящихся в аварийном состоянии);

- мероприятия по озеленению;

- озеленение территории санитарно-защитной зоны организации;

- особо охраняемые природные территории и прилегающие к организации участки озеленения (в соответствии с предписаниями территориальных органов Минприроды, Министерства здравоохранения РБ, организаций Министерства лесного хозяйства РБ);

- мероприятия по учету объектов растительного мира в соответствии с действующим законодательством.

3.7.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Мероприятия по осуществлению ПЭК разрабатываются и утверждаются в соответствии с подп.3.1.1 п.3.1 настоящей инструкции.

3.7.3. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Организация работ и контроль выполнения мероприятий в рамках ПЭК осуществляется в соответствии с п.3.1 настоящей инструкции. При проведении мероприятий по учету объектов растительного мира, уходу, удалению с привлечением сторонних организаций, обследования объектов растительного мира при получении разрешения на удаление ответственные лица должны обеспечить доступ сотрудников привлекаемых организаций на территорию организации с соблюдением требований по охране труда, а также предоставить необходимую документацию.

3.7.4. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

Контроль за объектами, указанными в подп.3.6.1 п.3.6 настоящей инструкции, и ведением документации по ним, осуществляемый экологом в соответствии с утвержденными планами и планами-графиками мероприятий, и составление необходимой документации проводятся в соответствии с п.3.1 настоящей инструкции. При проведении удаления объектов растительного мира ведение отчетности и учетной документации обеспечивает эколог организации.

3.7.5. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

Устранение нарушений, установленных в результате проведения мероприятий по ПЭК, осуществляется в соответствии с подп.3.1.5 п.3.1 настоящей инструкции.

3.8. Организация и осуществление ПЭК (охрана и использование объектов животного мира)

3.8.1. Перечень объектов ПЭК.

Объектами контроля являются:

- расчет и проведение компенсационных выплат по объектам животного мира при строительстве (реконструкции);

- обитатели пожарного пруда на территории организации, меры по их защите (охране);

- перелетные птицы, меры по недопущению их гибели в результате столкновения с осветительными приборами;

- зимующие птицы, меры по их подкормке в зимний период;

- обустройство гнездовий птиц (скворечники, синичники) в сквере на территории организации;

- содержание сторожевых собак;

- утилизация трупов погибших животных;

- животные на прилегающих территориях и в границах санитарно-защитной зоны, мероприятия по ним согласно предписаниям территориальных органов Минприроды.

3.8.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Организация работ и контроль выполнения мероприятий в рамках ПЭК осуществляется в соответствии с п.3.1 настоящей инструкции. При проведении строительства (реконструкции) мероприятия по объектам животного мира обозначаются также в документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу.

3.8.3. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Организация работ и контроль выполнения мероприятий в рамках ПЭК осуществляется в соответствии с п.3.1 настоящей инструкции.

3.8.4. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

Контроль за объектами, указанными в подп.3.8.1 п.3.8 настоящей инструкции, и ведением документации по ним, осуществляемый экологом в соответствии с утвержденными планами и планами-графиками мероприятий, и составление необходимой документации проводятся в соответствии с п.3.1 настоящей инструкции.

3.8.5. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

Устранение нарушений, установленных в результате проведения мероприятий по ПЭК, осуществляется в соответствии с подп.3.1.5 п.3.1 настоящей инструкции.

3.9. Организация и осуществление ПЭК (обращение с отходами)

3.9.1. Перечень объектов ПЭК.

Объектами контроля являются:

- отходы, места образования отходов (в соответствии с документацией по обращению с отходами);

- места хранения отходов, обеспечение раздельного сбора, в т.ч. вторичных материальных ресурсов (в соответствии с документацией по обращению с отходами);

- организация вывоза отходов, заполнение и регистрация сопроводительных паспортов;

- ведение книги формы ПОД-9 по цехам, поступление информации экологу организации;

- ведение книги формы ПОД-10 экологом организации;

- проведение ежегодной инвентаризации отходов, создание комиссий, оформление актов инвентаризации;

- контроль за образованием новых видов отходов;

- планирование мероприятий по сокращению образования отходов;

- своевременное обновление документации в области обращения с отходами в установленных законодательством случаях;

- заполнение и отправка экологом организации отчетности по форме 1-отходы;

- имеющиеся объекты, зарегистрированные в республиканском унитарном предприятии «Белницэкология»;

- создание, проектирование, экспертиза и регистрация новых объектов;

- учет и отчетность, связанные с функционированием объектов;

- своевременное внесение изменений в имеющуюся природоохранную документацию в организации в связи с регистрацией и вводом в эксплуатацию объектов.

3.9.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

План мероприятий по осуществлению контроля за объектами разрабатывается и утверждается в соответствии с пп.3.1-3.3 настоящей инструкции, законодательством об обращении с отходами, иным природоохранным законодательством.

3.9.3. Порядок организации отбора проб и проведения измерений.

При проведении инвентаризации отходов замеры и взвешивания проводятся ответственными членами комиссии по инвентаризации под контролем эколога организации. При определении класса опасности отхода с участием аккредитованных лабораторий с привлечением сторонних организаций ответственные лица должны обеспечить доступ сотрудников привлекаемых организаций на территорию организации с соблюдением требований по охране труда, а также предоставление необходимой документации. Проведение отбора проб и измерений в рамках локального мониторинга и производственного аналитического контроля осуществляется в соответствии с пп.3.2, 3.3 настоящей инструкции.

3.9.4. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Контроль за объектами, указанными в подп.3.9.1 п.3.9 настоящей инструкции, и ведением документации по ним, осуществляемый экологом в соответствии с утвержденными планами и планами-графиками мероприятий, и составление необходимой документации проводятся в соответствии с п.3.1 настоящей инструкции.

3.9.5. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

Документация, ведение которой необходимо в соответствии с действующим законодательством (журналы и книги по форме ПОД, журналы отбора проб и пр.), ведется ответственными лицами согласно действующему законодательству. Контроль за объектами, указанными в подп.3.9.1 п.3.9 настоящей инструкции, и ведением документации по ним, осуществляемый экологом в соответствии с утвержденными планами и планами-графиками мероприятий, и составление необходимой документации проводятся в соответствии с пп.3.1-3.3 настоящей инструкции.

3.9.6. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

Устранение нарушений, установленных в результате проведения мероприятий по ПЭК, осуществляется в соответствии с подп.3.1.5 п.3.1 настоящей инструкции.

3.10. Организация и осуществление ПЭК (охрана и рациональное использование недр)

3.10.1. Перечень объектов ПЭК.

Объектами контроля являются:

- карьерные работы: разработка карьеров, вывоз и складирование материалов, недопущение проливов нефтепродуктов при разработке карьеров;

- разработка проектов горного отвода на карьеры и артезианские скважины, необходимой документации при получении разрешений на карьерные работы;

- проведение работ по рекультивации карьеров.

3.10.2. Порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению ПЭК.

План мероприятий по осуществлению контроля за объектами разрабатывается и утверждается в соответствии с пп.3.1-3.3 настоящей инструкции, законодательством о недрах, иным природоохранным законодательством.

3.10.3. Порядок организации и проведения измерений.

Отбор проб в рамках регламента проведения работ осуществляется в соответствии с утвержденной документацией. При определении работ по разработке проектов горных отводов и иных работ с привлечением сторонних организаций ответственные лица должны обеспечить доступ сотрудников привлекаемых организаций на территорию организации с соблюдением требований по охране труда, а также предоставить необходимую документацию. Проведение отбора проб и измерений в рамках локального мониторинга и производственного аналитического контроля осуществляется в соответствии с пп.3.2, 3.3 настоящей инструкции.

3.10.4. Порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению ПЭК.

Контроль за объектами, указанными в подп.3.10.1 п.3.10 настоящей инструкции, и ведением документации по ним, осуществляемый экологом в соответствии с утвержденными планами и планами-графиками мероприятий, и составление необходимой документации проводятся в соответствии с п.3.1 настоящей инструкции.

3.10.5. Порядок ведения документации по результатам ПЭК.

Документация, ведение которой необходимо в соответствии с действующим законодательством (журналы и книги по форме ПОД, журналы отбора проб и пр.), ведется ответственными лицами согласно действующему законодательству. Контроль за объектами, указанными в подп.3.9.1 п.3.9 настоящей инструкции, и ведением документации по ним, осуществляемый экологом в соответствии с утвержденными планами и планами-графиками мероприятий, и составление необходимой документации проводятся в соответствии с пп.3.1-3.3 настоящей инструкции.

3.10.6. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК.

Устранение нарушений, установленных в результате проведения мероприятий по ПЭК, осуществляется в соответствии с подп.3.1.5 п.3.1 настоящей инструкции.

4. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением

4.1. Порядок планирования, разработки и утверждения мероприятий по охране окружающей среды, в т.ч. в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)
(примечание 3)

Мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду, разработке документации, ведению отчетности, соблюдению природоохранного законодательства разрабатываются экологом организации и утверждаются директором организации согласно п.3.1 настоящей инструкции.

Мероприятия на период НМУ разрабатываются экологом организации и утверждаются директором организации.

Мероприятия на период НМУ должны обеспечивать снижение расчетных максимальных приземных концентраций регулируемых загрязняющих веществ при первом режиме работы в период НМУ на 15-20 %, при втором режиме работы в период НМУ - на 20-40 %, при третьем режиме работы в период НМУ - на 40-60 %.

При разработке мероприятий на период НМУ эколог организации:

- распределяет источники выбросов по регулируемым загрязняющим веществам и по группам источников выбросов;

- определяет вклад источников выбросов в расчетную максимальную приземную концентрацию регулируемого загрязняющего вещества на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) или в жилой зоне на основании результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;

- определяет мероприятия, осуществляемые при объявлении НМУ (далее - осуществляемые действия), с учетом оценки величины снижения расчетных максимальных приземных концентраций регулируемых загрязняющих веществ и экономической целесообразности;

- относит на основе выполненных оценок каждое осуществляемое действие к первому, второму или третьему режиму работ в период НМУ;

- определяет перечень осуществляемых действий для каждого режима работы в период НМУ;

- определяет перечень регулируемых загрязняющих веществ, подлежащих контролю, расположение точек и периодичность контроля качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ и в жилой зоне, а также перечень источников выбросов, на которых необходимо проведение контроля, для каждого режима работы в период НМУ.

Мероприятия на период НМУ оформляются по формам, приведенным в Инструкции № 39.

К мероприятиям на период НМУ прилагаются:

- карта-схема расположения источников выбросов, на которых производится сокращение выбросов для первого, второго и третьего режима работы в период НМУ, и источников выбросов, подлежащих контролю в период НМУ;

- ситуационная карта-схема района расположения объекта воздействия на атмосферный воздух организации с указанием изолиний концентраций регулируемых загрязняющих веществ в период НМУ, границы СЗЗ организации, точек контроля качества атмосферного воздуха;

- пояснительная записка, содержащая краткую информацию о технологии производства, технологических процессах, расчеты и обоснования осуществляемых действий с указанием перечня регулируемых загрязняющих веществ и величины сокращения выбросов каждого регулируемого загрязняющего вещества для каждого режима работы в периоды НМУ.

Регулирование выбросов осуществляется на основании:

- официального предупреждения о НМУ от организаций, осуществляющих проведение мониторинга;

- мероприятий на период НМУ.

Эколог организации:

- разрабатывает мероприятия на период НМУ;

- готовит совместно с юристом и представляет директору организации приказы о назначении должностных лиц, ответственных за получение предупреждений о НМУ и за осуществление мероприятий на период НМУ;

- информирует территориальный орган Минприроды об изменении должностных лиц, ответственных за получение предупреждений о НМУ и за осуществление мероприятий на период НМУ, или их номеров телефона, факса, адреса электронной почты в срок до 5 рабочих дней со дня осуществления изменений;

- подготавливает персонал к соответствующим действиям в период НМУ;

- выполняет осуществляемые действия для режима работы в период НМУ, соответствующего полученному предупреждению о НМУ, в т.ч. организовывает контроль инструментальными методами источников выбросов и контроль качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ и в жилой зоне в соответствии с планами-графиками контроля.

Испытания в период НМУ осуществляются аккредитованными в установленном порядке, поставленными на учет Минприроды лабораториями природопользователей или других лиц с использованием метрологически аттестованных методик выполнения измерений, допущенных к применению в деятельности лабораторий экологического контроля.

4.2. Порядок контроля за осуществлением мероприятий по охране окружающей среды

Контроль за выполнением мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду, разработке документации, ведению отчетности, соблюдению природоохранного законодательства осуществляется в соответствии с подп.3.1.5 п.3.1 настоящей инструкции.

В отношении мероприятий на случай НМУ эколог организации обеспечивает:

- регистрацию поступающих предупреждений о НМУ и отмены предупреждений о НМУ в журнале предупреждений о НМУ и их отмены по форме согласно приложению 9 к Инструкции № 39;

- информирование директора организации и ответственных лиц о поступлении предупреждений о НМУ и их отмене;

- выполнение осуществляемых действий, предусмотренных утвержденными мероприятиями на период НМУ для соответствующего режима работы;

- информирование директора организации о введении или завершении режима работы в период НМУ и передачу соответствующих распоряжений руководителям цехов и подразделений;

- отметку о мерах, принятых для сокращения выбросов, в соответствующем разделе журнала предупреждений о НМУ и их отмены.

После получения отмены предупреждения о НМУ эколог организации составляет отчет о результатах проведения контроля инструментальными методами источников выбросов и контроля качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ и в жилой зоне в период НМУ по форме согласно приложению 9 к Инструкции № 39.

5. Учет и отчетность в области охраны окружающей среды

Ведение учетной документации в организации и сдача отчетности осуществляются ответственными лицами и контролируются экологом организации. В частности:

- ведение журналов форм ПОД-1, ПОД-3, журнала учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ по форме ПОД-5, журналов форм ПОД-6 (ПОД-7), ПОД-8 осуществляется главным энергетиком;

- ведение журнала учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды по форме ПОД-2, книги формы ПОД-10, а также сдача отчетности в области охраны окружающей среды (кроме налоговой отчетности, сдача которой осуществляется бухгалтерией организации) и ведение экологического паспорта осуществляется экологом;

- ведение журнала учета расхода топлива, сырья, материалов и их качественных характеристик по форме ПОД-4 осуществляется бухгалтерией организации;

- ведение книги формы ПОД-9 осуществляется начальниками цехов и иных подразделений;

- ведение журнала формы ПОД-11 осуществляется начальником транспортного цеха;

- ведение иной документации осуществляется ответственными лицами согласно приказам.

Контроль за ведением должностными лицами учетной документации осуществляется экологом организации согласно п.3.1 настоящей инструкции, в т.ч. согласно утвержденным планам и планам-графикам.

6. Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в т.ч. в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов

6.1. Порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных непредвиденных ситуаций, приводящих к вредным воздействиям на окружающую среду

План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приводящих к вредному воздействию на окружающую среду, разрабатывается экологом организации и утверждается директором организации. Эколог совместно с юристом разрабатывает приказы о назначении ответственных за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Эколог обязан организовать получение от территориального органа Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ информации о наступлении чрезвычайных ситуаций природного характера. Ответственные лица обязаны уведомлять эколога о любых угрозах наступления чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

6.2. Порядок расследования должностными лицами природопользователя случаев превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду

В случаях превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду, ответственное лицо обязано незамедлительно уведомить о произошедшем случае эколога и директора организации, указав на произошедшую ситуацию, характер имевшего место воздействия и предполагаемых виновников. Эколог собирает из числа должностных лиц организации, заранее определенных приказом, комиссию по расследованию происшествия. Комиссия устанавливает содержание происшествия, его характер, виновных лиц (степень их вины) и предлагает меры воздействия к виновным лицам директору организации, который в свою очередь принимает меры, при необходимости привлекая компетентные органы. Заседание комиссии оформляется протоколом. По результатам происшествия эколог разрабатывает план по устранению последствий происшествия и корректирует план предупреждения чрезвычайных ситуаций.

7. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством

7.1. Перечень работников, организующих и осуществляющих ПЭК, подлежащих профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке в области охраны окружающей среды, а также периодичность проведения

Ежегодной профессиональной подготовке и повышению квалификации подлежит эколог организации. Эколог направляется на повышение квалификации внепланово в случае существенных изменений действующего природоохранного законодательства.

Повышению квалификации по тематическим вопросам подлежат ответственные за данные вопросы работники организации: директор, заместители директора, главный энергетик, главный механик, начальники цехов и участков, юрист, главный бухгалтер и ответственные работники бухгалтерии. Для данных работников обучение проводится однократно, а затем при значительных изменениях природоохранного законодательства. Незначительные изменения природоохранного законодательства доводятся до ответственных лиц экологом организации.

7.2. Перечень работников, занятых на работах, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, подлежащих профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке в области охраны окружающей среды, а также периодичность проведения

Все работники, состоящие в штате организации, являются работниками, занятыми на работах, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду. Обучающим семинарам по природоохранному законодательству подлежат работники организации. В ходе семинара до работников доводятся основные природоохранные требования, которые необходимо соблюдать при работе. Семинар проводится в ходе первичного инструктажа экологом организации с привлечением при необходимости специалистов сторонних организаций.

При трудоустройстве в организацию до начала работы работник проходит обучающий семинар.

Любые лица, посещающие территорию организации, проходят обучающий семинар (кроме оговоренных действующим законодательством случаев).

7.3. Виды инструктажей, предусмотренных законодательством, их программы, периодичность, ведение необходимой документации по проведению инструктажей

Первичный инструктаж проводится со всеми работниками организации при трудоустройстве, а также при утверждении данной инструкции. Также первичный инструктаж проводится с любыми лицами, посещающими территорию организации (кроме оговоренных действующим законодательством случаев).

Повторный инструктаж проводится в случае изменений действующего законодательства, имеющих принципиальное значение для возможного воздействия работников организации на окружающую среду, а также в случае нарушения работниками природоохранного законодательства (для нарушивших).

Внеплановый инструктаж проводится в случае превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду, а также при установлении проверяющими органами нарушений.

Программа инструктажей разрабатывается экологом организации и утверждается директором организации.

Проведение инструктажей отражается в журнале инструктажей, в котором также расписываются все прошедшие инструктаж лица.

 

Примечание 1. Включает организацию работ и ведение документации природопользователями, включенными в перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Минприроды РБ от 21.05.2007 № 67, в соответствии с постановлением Минприроды РБ от 01.02.2007 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность» (подп.7.2 п.7 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 11.10.2013 № 52 (далее - Инструкция № 52), которая вступает в силу с 28 января 2014 г.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 февраля 2017 г. в приложении к постановлению Минприроды РБ от 11.01.2017 № 5 определено количество и местонахождение пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечень параметров, периодичность наблюдений и перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды.

С 14 ноября 2019 г. следует руководствоваться подп.7.2, 7.3 п.7 и подп.8.1 п.8 Инструкции № 52 с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.10.2019 № 36.

С 20 января 2021 г. постановлением Минприроды РБ от 30.12.2020 № 29 внесены изменения в постановление № 9, в частности, изменено название: «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды».

 

Примечание 2. Включает организацию работ и ведение документации в соответствии с Положением о порядке осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 20.06.2013 № 504, и иными нормативными правовыми, в т.ч. техническими нормативными правовыми, актами (подп.7.3 п.7 Инструкции № 52).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2019 г. Положение № 504 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров РБ от 27.09.2019 № 666.

 

Примечание 3. Порядок планирования, разработки и утверждения мероприятий по охране окружающей среды, в т.ч. в период НМУ, производится в соответствии с Инструкцией о порядке регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 09.06.2009 № 39 (далее - Инструкция № 39) (подп.8.1 п.8 Инструкции № 52).

Регулирование выбросов на основе предупреждений о НМУ осуществляется (п.5 Инструкции № 39):

- природопользователями, включенными в перечни природопользователей, осуществляющих регулирование выбросов в период НМУ (далее - перечень), в соответствии с разрабатываемыми ими мероприятиями на период НМУ;

- местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с мероприятиями на период НМУ для совокупности источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух населенных пунктов, предусмотренными в составе территориальных программ в области охраны атмосферного воздуха.

Критерии включения природопользователей в перечень определены в п.6 Инструкции № 39.

 

29.01.2014

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»