


Материал помещен в архив


Инвентаризация активов и обязательств - 2020
1. Особенности проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности за 2020 год в условиях пандемии: памятка руководителю
1.1. Что подлежит инвентаризации
Вторая осенняя волна объявленной еще в марте пандемии набирает силу, тем не менее организации обязаны провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой отчетности за 2020 год.
С 8 января 2021 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2020 № 512 (далее - Указ № 512), которым внесены изменения в Указ от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее - Указ № 143). Организациям предоставлено право принять решение о непроведении инвентаризации активов (за исключением финансовых активов) перед составлением бухгалтерской отчетности за 2020 год по согласованию с собственниками имущества (учредителями, участниками) (подп.1.1 п.1 Указа № 512, подп.2.11 п.2 Указа № 143). Действие подп.1.1-1.6, 1.12 п.1 Указа № 512 распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г. Таким образом, если к моменту принятия Указа № 512 не была проведена инвентаризация активов, у организации при необходимости есть возможность провести ее позже.
![]() |
Справочно См. дополнительно: • О непроведении инвентаризации в 2020 году; • В связи со сложной эпидемиологической обстановкой, новогодними и рождественскими праздниками руководитель организация период с 1 по 10 января 2021 г. объявил нерабочими днями. По этой причине в организации в первых числах января 2021 г. не проводилась инвентаризация некоторых видов имущества (в т.ч. готовой продукции, товаров) по состоянию на 1 января 2021 г. Допускается ли составление годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год на основании данных бухгалтерского учета о количестве и стоимости этих активов? |
Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации (п.1 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее - Закон № 57-З), и многими организациями уже начата подготовка к ее проведению.
Инвентаризация в 2020 году проводится по Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180), в п.2 которой поименованы все инвентаризируемые активы и обязательства.
1.2. Обязанности нанимателя при проведении инвентаризации в условиях пандемии
При проведении инвентаризации следует учитывать, что организациям всех форм собственности необходимо выполнять обязательные для исполнения требования в части соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и соблюдать Методические рекомендации по профилактике COVID-19 Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
В частности, указывается, что при наличии возможности и с письменного согласия работника необходимо организовать дистанционную работу, предусмотреть гибкий график. Максимально возможное количество работников должно быть переведено на дистанционную работу с соблюдением рекомендуемых мероприятий. В первую очередь это касается людей из групп риска.
Следует ограничить проведение любых массовых мероприятий с численностью участников более 5 человек (собрания, комиссии, выставки, семинары, конференции и т. д.), где предполагается их очное присутствие, а также участие работников в мероприятиях других коллективов. Для передачи информации можно внедрить преимущественно электронное взаимодействие, использовать телефонную, факсимильную связь, электронную почту. Проводить мероприятия лучше в формате видео- и телеконференций и др.
Рекомендуется ограничить направление сотрудников в командировки. Не стоит направлять в командировку сотрудников, входящих в группы риска в соответствии с официальными рекомендациями. Целесообразно обеспечить сотрудников перед командировкой антисептиками и средствами индивидуальной защиты органов дыхания, перчатками.
При наличии технической и финансовой возможности доставлять работников на работу и с работы можно транспортом организации со сбором и высадкой в определенных точках населенного пункта для минимизации контактов. Во время поездки необходимо предусмотреть соблюдение принципов социального дистанцирования при рассадке работников, обеспечить функционирование вентиляции в салоне транспортного средства.
![]() |
Обратите внимание! В организациях должен быть обеспечен неснижаемый месячный запас средств дезинфекции и антисептических средств, СИЗ. |
Кроме того, рекомендации также касаются правильного использования СИЗ, уборки помещений, комплекса мер по социальному дистанцированию.
В Министерстве здравоохранения Республики Беларусь добавили, что наряду с этим организациям всех форм собственности необходимо выполнять обязательные требования, касающиеся соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с этим рекомендуем нанимателям разработать соответствующие алгоритмы проведения инвентаризации и зафиксировать их в ЛПА, например:
1) организовать процесс проведения инвентаризации и работы инвентаризационных комиссий с учетом запланированного порядка ее проведения и учитывая, что полностью избежать физического присутствия сотрудников при проведении инвентаризации не представляется возможным;
2) при проведении инвентаризации предусмотреть использование альтернативных процедур, в частности, максимально использовать современные IT-технологии, организовать видеотрансляцию, фотофиксацию и пр.;
3) утвердить каналы связи, через которые члены комиссии будут обмениваться материалами, например электронная почта (с обеспечением защиты каналов связи и возможностью идентификации сотрудников, обменивающихся информацией); передача оперативной информации с использованием различных мессенджеров (Viber, Telegram, Zoom и др.). В ЛПА утвердить лиц из состава комиссии, которые будут наблюдать за ходом проведения инвентаризации удаленно (при организации видеотрансляции ее проведения);
4) при необходимости обучить всех членов комиссии порядку проведения инвентаризации в условиях пандемии;
5) иные необходимые условия обеспечения внутреннего контроля за ходом проведения инвентаризации с учетом специфики деятельности организации. Например, по окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки с участием членов комиссии и материально ответственных лиц на объекте, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (п.32 Инструкции № 180);
6) при необходимости рассмотреть возможность привлечения специализированных и (или) аудиторских организаций (абзац 4 ст.14 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности») для проведения пересчета (обмера, перевеса и т. п.), результаты работы которых члены комиссии обработают и отразят в рабочей документации по инвентаризации;
7) при проведении инвентаризации на удаленных объектах предусмотреть доставку членов комиссий до мест проведения инвентаризаций и обратно и др.
Дополнительно по теме см.:
Методы и способы проведения проверок налоговыми органами.
Способы проведения проверок налоговыми органами.
2. Когда инвентаризация обязательна
2.1. Порядок проведения инвентаризации следует закрепить в учетной политике
Инвентаризация дисциплинирует материально ответственных лиц, выполняет профилактические функции и позволяет своевременно выявлять злоупотребления в организациях.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д.) должен быть закреплен в учетной политике организации (п.4 ст.9 Закона № 57-З).
![]() |
Справочно Проверить свою готовность к проведению инвентаризации вам помогут вопросы теста «Инвентаризация активов и обязательств». |
В учетной политике организации возможны записи:
«Инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится по состоянию на 1 декабря».
Вариант. «Инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится в следующие сроки…».
При инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками (п.63 Инструкции № 180). Диапазон срока от 1 ноября отчетного года до даты проведения инвентаризации, предусмотренной в учетной политике, устанавливаемой не ранее 1 декабря отчетного года, дается организации с целью подготовки необходимых документов для проведения инвентаризации расчетов (составления актов сверки расчетов, проведения необходимых расчетов и др.).
Дополнительно по теме см.:
Организация в учетной политике на 2019 год не указала нормативные правовые акты, на основании которых применяет один из возможных в законодательстве вариантов учета. Необходимо ли указывать в учетной политике такие НПА?
2.2. Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно
Для того чтобы данные годовой бухгалтерской отчетности были признаны достоверными, инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести в сроки, установленные законодательством. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Итак, проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно в случаях, предусмотренных в п.2 ст.13 Закона № 57-З.
![]() |
Справочно Порядок проведения годовой инвентаризации в бюджетной организации см. здесь. О ежегодной инвентаризации активов и обязательств в банках см. здесь. |
Дополнительно по теме см.:
Учет запасов: материалы и отдельные предметы в составе средств в обороте.
3. Сроки проведения инвентаризации различных активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в сроки, установленные в п.7 Инструкции № 180:
Инвентаризация | |
не ранее 1 ноября | не ранее 1 декабря |
Основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, сырье, материалы, готовая продукция, товары для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукты подсобного сельского хозяйства) | Денежные средства |
Незавершенное производство и полуфабрикаты | Обязательства и другие активы |
Животные на выращивании и откорме (в том числе молодняк животных) |
Дополнительно по теме см.:
Учет незавершенного производства.
Организация-импортер реализует товары на территории Республики Беларусь через комиссионеров. Подлежат ли инвентаризации товары, переданные комиссионерам для реализации, перед составлением годовой отчетности? Каков порядок ее проведения?
4. Состав инвентаризационной комиссии
Приказом руководителя организации предусматривается создание инвентаризационной комиссии (приложение 1 к Инструкции № 180).
В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии (часть третья п.12 Инструкции № 180).
Задачи и состав центральной и рабочих инвентаризационных комиссий
Критерий | Центральная инвентаризационная комиссия | Рабочие инвентаризационные комиссии |
Задачи (части четвертая, пятая п.12 Инструкции № 180) | Оказывает методическую помощь рабочим комиссиям по вопросам проведения инвентаризаций | Осуществляют инвентаризацию активов и обязательств организации |
Проводит контрольные проверки результатов инвентаризаций, выполненных рабочими комиссиями | Оформляют результаты инвентаризации необходимыми документами | |
Рассматривает материалы инвентаризаций, представленные рабочими комиссиями | Получают от материально ответственных лиц объяснительные записки о причинах выявленных инвентаризацией излишков, недостач, порчи ценностей | |
Готовит предложения по регулированию результатов инвентаризации и представляет их на рассмотрение руководителю организации вместе с материалами инвентаризации | Принимают решение по регулированию выявленных ими результатов инвентаризации и представляют его вместе с материалами инвентаризации на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии | |
Состав (части шестая, седьмая п.12 Инструкции № 180) | Руководитель организации или его заместитель (или начальник структурного подразделения) (председатель комиссии) | Представитель руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководитель или его заместитель, начальник структурного подразделения - председатель комиссии) |
Главный бухгалтер или его заместитель (руководитель специализированной организации, ведущей бухгалтерский учет) | Специалисты: товаровед, инженер, технолог, механик, производитель работ, экономист, работник бухгалтерской службы и др. | |
Начальники структурных подразделений (служб) |
Обратите внимание! В качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначаются материально ответственное лицо, работник ревизионной службы. Не назначается один и тот же работник два раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц (часть первая п.13 Инструкции № 180) | |
Работники организации | ||
В состав рабочих и центральных инвентаризационных комиссий должны включаться опытные специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие необходимые навыки, знания (часть восьмая п.12 Инструкции № 180) |
![]() |
Справочно Плановые инвентаризации ценностей, переданных коллективу (бригаде), проводятся в сроки, установленные действующими правилами (часть первая п.14 Положения о коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 54). |
Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств (часть вторая п.13 Инструкции № 180). При этом проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц (часть первая п.20 Инструкции № 180).
Дополнительно по теме см.:
Ошибки нанимателя при привлечении работника (бывшего работника) к материальной (имущественной) ответственности за недостачу.
5. Алгоритм действий организации при проведении инвентаризации
Бухгалтерский учет - система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности (абзац 4 ст.1 Закона № 57-З).
При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета (п.1 ст.13 Закона № 57-З).
Напомним алгоритм действий при проведении годовой инвентаризации.
Шаг 1 | ||||
Издание приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации; назначение постоянно действующей и (или) рабочей инвентаризационной комиссии; определение сроков проведения инвентаризации и перечня инвентаризуемого имущества и обязательств | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Подготовка к проведению инвентаризации (представление материально ответственными лицами в бухгалтерию и рабочим инвентаризационным комиссиям приходных и расходных документов, отчетов о движении активов и обязательств, денежных средств, бланков строгой отчетности. Получение от материально ответственных лиц расписок о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на активы сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Проведение инвентаризации (взвешивание, обмер, подсчет, проверка фактического наличия имущества и обязательств). Составление инвентаризационных описей и актов инвентаризации согласно приложениям 5-19 к Инструкции № 180 | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Рассмотрение результатов инвентаризации постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссией и (или) руководителем организации | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Рассмотрение руководителем организации окончательных результатов инвентаризации, представленных рабочими инвентаризационными комиссиями; принятие решения об установлении виновных лиц; принятие решения по выявленным излишкам и недостачам; издание приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Зачет пересортицы. Справочно Порядок зачета пересортицы установлен в п.76 Инструкции № 180. В случае если после зачета по пересортице обнаружена недостача, то нормы естественной убыли должны применяться по тому наименованию актива, по которому установлена недостача. При отсутствии норм естественной убыли она рассматривается как недостача сверх норм | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором руководителем организации принято решение по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности |
6. Общие положения по проведению инвентаризации: документальное оформление
Общие положения инвентаризации активов и обязательств регулируются ст.13 Закона № 57-З.
При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета (п.1 ст.13 Закона № 57-З).
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем:
• сопоставления с данными бухгалтерского учета;
• выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;
• выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания;
• проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и др.;
• проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования и др. (п.3 Инструкции № 180).
![]() |
Справочно Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.12.2019 № 74 установлена форма акта о списании имущества. |
Руководитель организации несет ответственность за организацию и своевременное проведение инвентаризаций активов и обязательств (часть первая п.18 Инструкции № 180).
Руководитель организации создает условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (п.19 Инструкции № 180).
Руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации.
Инвентаризация активов и обязательств проводится при полном составе членов инвентаризационных комиссий (части первая, девятая п.12 Инструкции № 180).
Дополнительно по теме см.:
Готовим данные о расходе материалов для проведения инвентаризации выбросов.
Формы документов
Общие формы при проведении инвентаризации
Приказ о проведении годовой инвентаризации (пример).
Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации.
График проведения годовой инвентаризации имущества и финансовых обязательств (пример).
Приказ о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей, отдельных предметов в составе оборотных средств, основных средств, бланков строгой отчетности (пример).
Книга учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) ф.401.
Инвентаризационная опись основных средств ф.1-инв.
Инвентаризационная опись нематериальных активов ф.2-инв.
Инвентаризационный ярлык ф.5-инв.
Инвентаризационная опись оборотных активов ф.6-инв.
Инвентаризационная опись оборотных активов (инвентаризация материалов) ф.6-инв (пример).
Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение, ф.10-инв.
Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности ф.13-инв.
Инвентаризационная опись рабочего скота, продуктивных животных, птицы и пчелосемей (для организаций сельского хозяйства) (примерная форма).
Оформление результатов инвентаризации
Предложение компенсировать ущерб, выявленный в результате инвентаризации.
Акт контрольной проверки правильности проведения инвентаризации.
Протокол заседания центральной инвентаризационной комиссии по рассмотрению результатов инвентаризации.
Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией.
Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства ф.3-инв.
Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР ф.4-инв.
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов ф.7-инв.
Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути, ф.8-инв.
Акт инвентаризации товаров отгруженных ф.9-инв.
Акт инвентаризации расходов будущих периодов ф.11-инв.
Акт инвентаризации наличных денежных средств ф.12-инв.
Акт инвентаризации наличных денежных средств в 2016 году (пример).
Акт инвентаризации наличной иностранной валюты и других ценностей (пример).
Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами ф.14-инв.
Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами (пример).
Акт проверки наличия бланков строгой отчетности.
Акт инвентаризации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 августа 2024 г. следует руководствоваться формой акта инвентаризации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений согласно приложению 1 к Инструкции о порядке проведения инвентаризации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утв. постановлением Минсельхозпрода от 12.07.2024 № 76. |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств ф.15-инв.
Сличительная ведомость результатов инвентаризации оборотных активов ф.16-инв.
7. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете
По результатам инвентаризации в сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях согласно приложениям 5, 20, 21 к Инструкции № 180 (части первая, вторая п.70 Инструкции № 180).
Моментом определения окончательных результатов инвентаризации является дата принятия решения руководителем организации (часть вторая п.72 Инструкции № 180).
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителем организации по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности (часть первая п.77 Инструкции № 180).
Дополнительно по теме см.:
Налог на прибыль: инвентаризация активов и обязательств.
7.1. Отражение в учете недостач, выявленных при инвентаризации
Счет 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» предназначен для обобщения информации о движении сумм по недостачам и потерям от порчи материалов, товаров, иных запасов, основных средств и другого имущества, выявленным в процессе его заготовления, хранения и реализации, кроме потерь имущества в результате стихийных бедствий (часть первая п.73 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, далее - Инструкция № 50).
В случае установления расхождений между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием активов при проведении инвентаризации в бухгалтерском учете производятся записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена фактическая себестоимость (в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность, - стоимость по розничным ценам при ведении бухгалтерского учета товаров по этим ценам) недостающих или полностью испорченных материалов, товаров, иных запасов. Обоснование: часть третья п.73 Инструкции № 50 |
||
Отражена остаточная стоимость недостающих или полностью испорченных основных средств. Обоснование: часть четвертая п.73 Инструкции № 50 |
94 |
|
Отражены суммы недостач и потерь от порчи имущества в пределах норм естественной убыли, выявленные при его хранении или реализации. Обоснование: часть седьмая п.73 Инструкции № 50 |
94 | |
Отражены суммы недостач и потерь от порчи имущества сверх норм естественной убыли при установлении виновных лиц. Обоснование: часть восьмая п.73 Инструкции № 50 |
94 | |
Отражены суммы недостач и потерь от порчи имущества сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц, а также при вынесении судебного постановления об отказе в удовлетворении требований о взыскании с виновных лиц денежных сумм. Обоснование: часть девятая п.73 Инструкции № 50 |
73-2, 94 | |
Отражена разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью недостающего имущества, показанной на счете 94. Обоснование: часть десятая п.73 Инструкции № 50 |
73-2 |
90, 91 |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. в п.32 (счет 41) Инструкции № 50 внесены дополнения постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. |
![]() |
Справочно В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 (90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), включаются в том числе суммы излишков и недостач запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации (абзацы 3, 7 п.18 Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях системы Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденных приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 05.06.2015 № 273, далее - Методические рекомендации № 273). |
Дополнительно по теме см.:
Недостача в пределах норм естественной убыли: налоговый и бухгалтерский учет.
Недостача товара сверх норм естественной убыли: налоговый и бухгалтерский учет.
Списание похищенного имущества: налоговый и бухгалтерский учет.
Похищено имущество: бухгалтерский и налоговый учет.
Отражение суммы недостачи в рознице.
7.2. Налог на добавленную стоимость по недостачам
![]() |
Обратите внимание! Не подлежат вычету суммы НДС по товарам в случае их утраты, за исключением: • утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие; • падежа (гибели) животных из-за возникновения заразной (опасной) болезни животных, при которой устанавливается карантин в порядке, установленном законодательством; • утраты основных средств и нематериальных активов (часть первая подп.24.15 п.24 ст.133 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК). При этом под утратой товара понимается потеря (в том числе недостача, хищение, бой) товара при его хранении, транспортировке и (или) реализации, в том числе сверх норм естественной убыли (потерь, боя), установленных законодательством, а при их отсутствии - сверх норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным. При отсутствии установленных норм такие потери товара признаются сверхнормативными (абзац 3 части второй подп.24.15 п.24 ст.133 НК). |
Таким образом, в 2020 году:
• при утрате товаров в процессе производства (технологические потери) НДС не восстанавливается;
• при отсутствии норм естественной убыли (потерь, боя), установленных законодательством, руководителю организации следует их установить по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным. В пределах норм, утвержденных законодательством, а также руководителем организации, НДС не восстанавливается.
Налоговые вычеты по утраченным товарам сверх установленных норм следует восстановить.
Налоговые вычеты плательщика подлежат уменьшению на суммы налога на добавленную стоимость, принятые им ранее к вычету по указанным товарам (часть третья подп.24.15 п.24 ст.133 НК).
При невозможности определения размера ранее принятой к вычету суммы налога на добавленную стоимость налоговые вычеты плательщика подлежат уменьшению на налоговые вычеты, равные 20 % от стоимости недостающих товаров (абзац 2 части четвертой подп.24.15 п.24 ст.133 НК).
Уменьшение налоговых вычетов производится в том отчетном периоде, в котором произошла утрата товаров. Дата утраты товаров определяется как дата составления документа, подтверждающего порчу, утрату товаров. Если утрата товаров установлена при проведении инвентаризации, то уменьшение налоговых вычетов производится в том отчетном периоде, в котором результаты инвентаризации подлежат отражению в учете в соответствии с законодательством (часть пятая подп.24.15 п.24 ст.133 НК).
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражен «входной» НДС, приходящийся на недостающие активы сверх норм естественной убыли |
94 |
|
Если на счете 18 отсутствует необходимая сумма НДС, то налоговые вычеты следует предварительно уменьшить методом «красное сторно» - Д-т 68 - К-т 18 |
Корреспонденция счета 94 с другими счетами установлена согласно приложению 61 к Инструкции № 50 (п.73).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться приложением 61 к Инструкции № 50 в ред. постановления № 64. |
7.3. Как отразить в учете недостачи и определить нормы естественной убыли в 2020 году
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в своем письме от 19.09.2019 № 2-2-10/02095 «О нормируемых затратах и применении налоговых вычетов» разъяснило, как определять нормы естественной убыли (потерь, боя), потерь от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов при исчислении НДС и налога на прибыль.
В соответствии с подп.24.15 п.24 ст.133 НК не подлежат вычету суммы НДС по товарам в случае их порчи, утраты, кроме:
• порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, ДТП;
• падежа (гибели) животных из-за возникновения заразной (опасной) болезни животных, при которой устанавливается карантин в порядке, установленном законодательством;
• порчи, утраты основных средств и нематериальных активов.
Уменьшение налоговых вычетов отражается по дебету тех же счетов, на которых отражается недостача товара.
Потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов, а также потери (бой) в пределах установленных норм относятся к нормируемым затратам, учитываемым при налогообложении прибыли. Нормы естественной убыли, а также нормы потерь (боя) устанавливаются законодательством, а при их отсутствии - руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным. В случае отсутствия установленных норм такие недостачи и (или) порчи товаров признаются сверхнормативными (подп.1.3 п.1 ст.171 НК).
Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 02.04.1997 № 42 «О Нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 декабря 2021 г. действует постановление МАРТ от 01.10.2021 № 66 «Об установлении норм товарных потерь». Комментарий см. здесь. |
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь считает, что руководитель плательщика вправе руководствоваться указанными Нормами для разработки локальных норм, подлежащих утверждению руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным.
Для обоснованного применения подп.24.15 п.24 ст.133, подп.1.3 п.1 ст.171 НК в организации необходимо разработать локальные положения, которые должен утвердить руководитель, согласовав с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным.
Дополнительно по теме см.:
Недостача в пределах норм естественной убыли: налоговый и бухгалтерский учет.
Недостача товара сверх норм естественной убыли: налоговый и бухгалтерский учет.
7.4. Учет излишков, выявленных при инвентаризации
Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материалов при принятии их к бухгалтерскому учету определяется на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим оценочную деятельность, или организацией самостоятельно исходя из прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных документов, определяющих стоимость аналогичных активов.
Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материалов в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов учета финансовых результатов (п.46 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением № 64. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно В состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91, включаются в числе прочих суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации (приложение 13 к Методическим рекомендациям № 273). |
Дополнительно по теме см.:
Внутренняя оценка излишков активов, выявленных в результате инвентаризации.
7.5. По оприходованным излишкам НДС исчислять не нужно
При получении отдельных внереализационных доходов НДС исчислять не нужно, например, когда принимается к учету стоимость имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации (часть первая подп.3.13 п.3 ст.174 НК). Такие доходы отражаются на дату оприходования имущества в бухгалтерском учете плательщика (часть вторая подп.3.13 п.3 ст.174 НК). Принятие на учет объектов не признается объектом исчисления НДС, поскольку отсутствует оборот по реализации. Следовательно, по принятому на учет в результате инвентаризации имуществу НДС не исчисляется.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. следует руководствоваться подп.3.13 п.3 ст.174 НК в ред. Закона от 27.12.2023 № 327-З. Комментарий см. здесь. |
Дополнительно по теме см.:
В результате зачета излишков и недостачи товара, выявленных при инвентаризации, по причине того, что цена недостающего товара выше цены товара в излишке, образовалась отрицательная суммовая разница. Следует ли восстанавливать «входной» НДС, если недостачи по количеству товара нет?
7.6. Если при инвентаризации выявлена пересортица
Пересортица возникает в случаях выявления у одного и того же проверяемого лица за один и тот же проверяемый период в отношении активов одного и того же наименования в тождественных количествах излишков или недостач (часть первая п.76 Инструкции № 180).
Дополнительно по теме см.:
Пересортица: налоговый и бухгалтерский учет.
В результате зачета излишков и недостачи товара, выявленных при инвентаризации, по причине того, что цена недостающего товара выше цены товара в излишке, образовалась отрицательная суммовая разница. Следует ли восстанавливать «входной» НДС, если недостачи по количеству товара нет?
8. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов
Порядок инвентаризации основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости регулируется главой 4 Инструкции № 180.
8.1. Инвентаризация основных средств
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и оформляет опись согласно приложению 6 к Инструкции № 180 (часть первая п.35 Инструкции № 180). При инвентаризации основных средств, находящихся на ответственном хранении, аренде, оформляется опись согласно приложению 15 к Инструкции № 180 (п.36 Инструкции № 180).
Инвентаризируемые отдельные виды долгосрочных активов
Наименование инвентаризируемого внеоборотного актива | Документальное оформление | |
Норма Инструкции № 180 | ПУД | |
Объект незавершенного капитального строительства | Пункт 42 | Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства (приложение 8 к Инструкции № 180) |
Результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ | Пункт 45 | Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР (приложение 9 к Инструкции № 180) |
Незаконченные ремонты зданий, сооружений, машин, оборудования, установок и других объектов | Пункт 46 | Акт инвентаризации незаконченных ремонтов (приложение 12 к Инструкции № 180) |
Выявленные при инвентаризации основных средств расхождения между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием отражаются в бухгалтерском учете записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена первоначальная стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки. Обоснование: часть шестая п.11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее - Инструкция № 26) |
01 |
91 |
Отражены суммы амортизации и обесценения, накопленные по основным средствам за весь период эксплуатации, при выявлении их недостачи в результате инвентаризации. Обоснование: часть первая п.31 Инструкции № 26 |
01 | |
Отражена остаточная стоимость недостающих основных средств. Обоснование: часть первая п.31 Инструкции № 26 |
94 |
01 |
Отражена сумма числящегося по недостающим основным средствам добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных основных средств. Обоснование: часть вторая п.31 Инструкции № 26 |
Первоначальная стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяется на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и др.), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность (часть седьмая п.10 Инструкции № 26).
Дополнительно по теме см.:
По результатам инвентаризации установлено наличие неучтенного объекта основных средств - хозяйственно-питьевого водопровода. В учете он оприходован и отражен как наружная водопроводная сеть, шифр 30129. В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности с организацией «Водоканал» в собственности организации находится водопровод от здания до колодца, включая сам колодец и врезку в городскую водопроводную сеть. Следовало ли выделять этот водопровод как отдельный инвентарный объект основных средств?
Формы документов
Инвентаризационная опись основных средств ф.1-инв.
Акт инвентаризации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств ф.15-инв.
Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства ф.3-инв.
Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР ф.4-инв.
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов ф.7-инв.
8.2. Инвентаризация нематериальных активов
Сведения об инвентаризируемых нематериальных активах вносятся в опись согласно приложению 7 к Инструкции № 180 (часть первая п.37 Инструкции № 180).
Выявленные при проведении инвентаризации недостачи и излишки нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена первоначальная стоимость нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки. Обоснование: часть седьмая п.15 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее - постановление № 25, Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов) |
91 | |
Отражены накопленные по нематериальным активам за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения при выявлении их недостачи в результате инвентаризации. Обоснование: часть первая п.25 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов |
04 | |
Отражена остаточная стоимость недостающих нематериальных активов. Обоснование: часть первая п.25 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов |
94 |
04 |
Отражена сумма числящегося по недостающим нематериальным активам добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных нематериальных активов. Обоснование: часть вторая п.25 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов |
83 |
84 |
Первоначальная стоимость нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяется на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и др.), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность (часть пятая п.13 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов).
Дополнительно по теме см.:
Внутренняя оценка излишков активов, выявленных в результате инвентаризации.
Порядок учета нематериальных активов в бюджетных организациях. Компьютерные программы и базы данных.
Форма документа
Инвентаризационная опись нематериальных активов ф.2-инв.
8.3. Инвентаризация инвестиционной недвижимости
Инвестиционная недвижимость - земельные участки, здания, сооружения, изолированные помещения, машино-места, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организации, которые сданы другим лицам в аренду (за исключением финансовой аренды (лизинга), проката) (абзац 2 п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости, утвержденной постановлением № 25, далее - Инструкция по учету инвестиционной недвижимости).
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражены суммы амортизации и обесценения, накопленные по инвестиционной недвижимости за весь период эксплуатации, при выявлении недостачи инвестиционной недвижимости в результате инвентаризации. Обоснование: п.18 Инструкции по учету инвестиционной недвижимости |
02 |
|
Отражена остаточная стоимость недостающей инвестиционной недвижимости. Обоснование: п.18 Инструкции по учету инвестиционной недвижимости |
94 |
03-1 |
При выявлении недостачи инвестиционной недвижимости в результате инвентаризации накопленные по ней за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения отражаются: Д-т 02 - К-т 03-1.
Остаточная стоимость недостающей инвестиционной недвижимости отражается: Д-т 94 - К-т 03-1 (п.18 Инструкции по учету инвестиционной недвижимости).
Дополнительно по теме см.:
Поступление основных средств: справочник бухгалтера.
9. Инвентаризация оборотных активов
Порядок инвентаризации оборотных активов регулируется главой 5 Инструкции № 180.
Оборотные активы заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, сорта, количества согласно приложению 11 к Инструкции № 180 (п.47 Инструкции № 180).
На каждый внесенный в опись оборотный актив крепится инвентаризационный ярлык по форме согласно приложению 10 к Инструкции № 180.
Документальное оформление инвентаризации
Наименование оборотного актива, место его нахождения в момент инвентаризации | Документальное оформление | |
Норма Инструкции № 180 | ПУД | |
Материалы и товары, находящиеся в пути | Часть первая п.52 | Акт инвентаризации материалов и товаров (приложение 13 к Инструкции № 180) |
Товары, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями | Часть вторая п.52 | Акт инвентаризации товаров отгруженных (приложение 14 к Инструкции № 180) |
Оборотные активы, хранящиеся на складах других организаций, принятые (сданные) на ответственное хранение на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение | Часть третья п.52 | Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение (приложение 15 к Инструкции № 180) |
Денежные средства в кассе, на счетах, в банках, в пути | Часть первая п.58 | Акт инвентаризации наличных денежных средств (приложение 17 к Инструкции № 180) |
Бланки ценных бумаг, бланки строгой отчетности | Пункт 59 | Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности (приложение 18 к Инструкции № 180) |
Расходы будущих периодов | Пункт 61 | Акт инвентаризации расходов будущих периодов (приложение 16 к Инструкции № 180) |
Дополнительно по теме см.:
Учет запасов: готовая продукция.
Учет запасов: материалы и отдельные предметы в составе средств в обороте.
Учет запасов: товары.
Кассовые операции: порядок, оформление и бухгалтерский учет.
Внутренняя оценка излишков активов, выявленных в результате инвентаризации.
Учет незавершенного производства.
Приобретение автомобиля с топливом в баке у физического лица.
Приобретение нового автомобиля с ГСМ.
Отражение в учете возмещения недостачи работником банка.
Порядок проведения годовой инвентаризации в бюджетной организации.
Как учесть потери и (или) недостачи при хранении нерудных строительных материалов при исчислении налога на прибыль?
Формы документов
Инвентаризационный ярлык ф.5-инв.
Инвентаризационная опись оборотных активов ф.6-инв.
Инвентаризационная опись оборотных активов (инвентаризация материалов) ф.6-инв (пример).
Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение, ф.10-инв.
Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности ф.13-инв.
Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути, ф.8-инв.
Акт инвентаризации товаров отгруженных ф.9-инв.
Акт инвентаризации расходов будущих периодов ф.11-инв.
Акт инвентаризации наличных денежных средств ф.12-инв.
Акт инвентаризации наличных денежных средств в 2016 году (пример).
Акт инвентаризации наличной иностранной валюты и других ценностей (пример).
Сличительная ведомость результатов инвентаризации оборотных активов ф.16-инв.
9.1. Особенности инвентаризации бланков строгой отчетности
Инвентаризация бланков строгой отчетности в местах их хранения проводится комиссией организации (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с Инструкцией № 180 (п.6 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196).
Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения, за которое отвечает материально ответственное лицо. Данные о наличии бланков строгой отчетности вносятся в опись по форме согласно приложению 18 к Инструкции № 180 (п.59 Инструкции № 180).
Дополнительно по теме см.:
Классификация, использование и учет БСО. Алгоритм действий при утрате БСО.
Формы документов
Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности ф.13-инв.
Акт проверки наличия бланков строгой отчетности.
Приказ о создании комиссии по списанию и уничтожению испорченных бланков строгой отчетности (пример).
Заключение комиссии по списанию и уничтожению испорченных бланков строгой отчетности (пример).
Акт уничтожения испорченных, аннулированных бланков строгой отчетности (пример).
9.2. Особенности проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей в торговле и общепите
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения) определяется руководителем организации (часть вторая подраздела 3.1.11 раздела 3 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 09.04.2007 № 74, далее - Методические рекомендации № 74).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Методическими рекомендациями по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания, утв. приказом МАРТ от 10.06.2021 № 130. |
Порядок регулирования инвентаризационных разниц, а также правила проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, составления сличительных ведомостей и оформления результатов инвентаризации регламентируются Инструкцией № 180 (часть семнадцатая подраздела 1.2 раздела 1, часть третья подраздела 3.1.11 раздела 3 Методических рекомендаций № 74).
Если в организации (ее структурном подразделении) дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, материально ответственным лицом составляются два отчета:
один - с начала установленного отчетного периода до начала инвентаризации;
второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления отчета.
В отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров и тары записываются из инвентаризационной описи (части десятая и одиннадцатая подраздела 1.2 раздела 1 Методических рекомендаций № 74).
В общепите количество и стоимость продуктов, фактически израсходованных на изготовление полуфабрикатов и готовых изделий, рассчитываются с учетом результатов инвентаризации сырья, продуктов и полуфабрикатов, данных товарных накладных, которыми оформлены поступление и возврат продуктов на склад за отчетный период, актов о порче, бое, ломе товара и других первичных документов.
Результаты инвентаризации оформляются актом о снятии остатков продуктов, полуфабрикатов и готовых изделий кухни на дату проведения инвентаризации (приложение 24 к Методическим рекомендациям № 74) (часть восемнадцатая подраздела 4.1.3.1 раздела 4 Методических рекомендаций № 74).
Результаты инвентаризации товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров оформляются сличительной ведомостью результатов инвентаризации товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле (форма инв-21) (п.4 раздела II Методических рекомендаций по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 27.10.1999 № 113).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 декабря 2021 г. следует руководствоваться постановлением МАРТ от 01.10.2021 № 66 «Об установлении норм товарных потерь». |
Дополнительно по теме см.:
Учет запасов: товары.
Имеет ли право руководитель по согласованию с общим собранием участников установить нормы потерь в отношении недостач по пересортице, выявленных при инвентаризации одежды в магазинах?
9.3. Инвентаризация спирта
Проверка наличия спирта в резервуарах в обязательном порядке производится в первый рабочий день каждого месяца путем замера объема спирта рулеткой с лотом 3-го класса точности по ГОСТ 7502-98 «Рулетки измерительные металлические. Технические условия» или метроштоком по техническим условиям изготовителя, поверенными в установленном законодательством порядке. Результаты проверки оформляются актом проверки наличия спирта по утвержденной форме без отражения их в бухгалтерском и складском учете организации (часть первая п.27 Положения о порядке отпуска, получения, учета, хранения, приемки, инвентаризации и транспортировки этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2004 № 1633, далее - Положение № 1633).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 января 2021 г. проверка наличия спирта в резервуарах в обязательном порядке производится в первый рабочий день каждого месяца путем замера объема (часть первая п.27 Положения № 1633 в редакции постановления Совмина от 30.12.2020 № 772). С 21 января 2022 г. постановлением Совмина от 20.01.2022 № 32 изменено название Положения № 1633: «Положение о порядке отпуска, получения, учета, хранения, приемки, инвентаризации и транспортировки этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, побочных продуктов спиртовой промышленности». |
Инвентаризация спирта проводится не реже одного раза в год в период наименьших остатков спирта в порядке, установленном законодательством, путем пропуска его через мерники. Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации спирта по утвержденной форме.
Для проведения инвентаризации (проверки наличия спирта) приказом руководителя организации назначается комиссия, в состав которой включаются представители производственной лаборатории и бухгалтерии организации.
Инвентаризация (проверка наличия спирта) проводится во всех местах хранения спирта (спиртохранилище, цех и другие подразделения организации) в присутствии материально ответственных лиц (пп.28-30 Положения № 1633).
10. Инвентаризация обязательств
Инвентаризация обязательств в части расчетов с банками и иными небанковскими кредитно-финансовыми организациями по кредитам, займам, а также с бюджетом покупателями и поставщиками, подотчетными лицами и работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов. При этом оформляется акт инвентаризации согласно приложению 19 к Инструкции № 180 (часть первая п.62 Инструкции № 180).
В ходе инвентаризации обязательств проверяется (часть вторая п.62 Инструкции № 180):
• правильность расчетов и наличие документов, подтверждающих основание для начисления и списания соответствующих сумм;
• правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
• правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
При инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками (п.63 Инструкции № 180).
Дополнительно по теме см.:
Налоговые аспекты при списании кредиторской задолженности.
Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Формы документов
Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами ф.14-инв.
Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами (пример).
10.1. Списание дебиторской задолженности, выявленной при инвентаризации
Порядок списания безнадежной к получению дебиторской задолженности приведен в разъяснении Министерства финансов Республики Беларусь от 27.02.2017 № 15-1-1/62 «О списании дебиторской задолженности».
Основанием для признания дебиторской задолженности безнадежной к получению являются документы, подтверждающие невозможность ее взыскания (например, документы, подтверждающие ликвидацию должника, полученные из системы учета и идентификации юридических лиц страны его учреждения, документы судебного исполнителя о невозможности взыскания долга и др.), результаты инвентаризации расчетов с должником и письменное обоснование невозможности взыскания задолженности. Списание безнадежной к получению дебиторской задолженности со счетов учета расчетов производится согласно приказу руководителя организации и оформляется первичным учетным документом (например, бухгалтерской справкой-расчетом).
Безнадежная к получению дебиторская задолженность (за исключением возникшей в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг) списывается на расходы по текущей, инвестиционной или финансовой деятельности (в зависимости от того, по какой деятельности возникла эта дебиторская задолженность).
Списание безнадежной к получению дебиторской задолженности, возникшей в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, может быть произведено за счет резерва по сомнительным долгам, созданного в порядке, установленном п.42 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, и (или) на прочие расходы по текущей деятельности, если резерв по сомнительным долгам по списываемому долгу не был создан или его оказалось недостаточно.
Списанная со счетов учета расчетов безнадежная к получению дебиторская задолженность учитывается по дебету забалансового счета 007 «Списанная безнадежная к получению дебиторская задолженность» в течение 5 лет с даты ее списания со счетов учета расчетов.
Результаты инвентаризации дебиторской задолженности в налоговом учете могут быть оформлены инвентаризационной описью или иным документом, подписанным руководителем и лицом, ответственным за ведение бухгалтерского и налогового учета, на основании данных бухгалтерского учета (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.08.2019 № 2-2-10/01952 «О резервах по сомнительным долгам в налоговом учете»).
Дополнительно по теме см.:
Налог на прибыль: инвентаризация активов и обязательств.
Остались «копейки» в расчетах с нерезидентом? Как правильно списать задолженность.
10.2. Инвентаризация резервов по сомнительным долгам
С 1 января 2019 г. в состав внереализационных расходов включаются резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности, не погашенной в установленный срок, возникшей в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, но не более 5 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом налога на добавленную стоимость, и исчисленные следующим образом:
• по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
• по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 % от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
• по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 календарных дней - сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности не увеличивает сумму создаваемого резерва (подп.3.48 п.3 ст.175 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. следует руководствоваться подп.3.48 п.3 ст.175 НК в ред. Закона № 327-З. Комментарии см. здесь. |
Дополнительно по теме см.:
Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Налог на прибыль: порядок включения в состав внереализационных расходов резервов по сомнительным долгам.
В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль организация может учесть резерв по сомнительным долгам? Принимается ли во внимание в бухгалтерском учете формирование организацией резерва по сомнительным долгам?
С 2019 г. у организаций появилась возможность учитывать при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов суммы резервов по сомнительным долгам. При определении суммы такого резерва можно ли учитывать дебиторскую задолженность, возникшую в связи: с неоплатой покупателем товаров в срок, определенный договорными условиями (задержка оплаты на 20-100 дней в зависимости от покупателя); с приобретением товаров (работ, услуг) (не поступил товар по предоплате); со сдачей имущества в аренду?
По состоянию на 31.03.2019 у организации имеется дебиторская задолженность, возникшая в 2018 г. в связи с реализацией произведенной продукции, со сроком возникновения свыше 90 календарных дней. Вправе ли организация при создании в I квартале 2019 г. резерва по сомнительным долгам, учитываемого при исчислении налога на прибыль, включить в сумму создаваемого резерва не погашенную в установленный срок дебиторскую задолженность, возникшую в 2018 г.?
11. Инвентаризация активов и обязательств, числящихся за балансом
Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п.5 Инструкции № 180).
На активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.), составляются отдельные описи (п.24 Инструкции № 180) и сличительные ведомости (часть первая п.71 Инструкции № 180).
12. Инвентаризация драгоценных камней и металлов
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых объектах производится в установленном законодательством порядке согласно утвержденному субъектом торговли графику, но не реже одного раза в год.
В инвентаризационных описях драгоценные металлы и драгоценные камни должны учитываться в соответствии с учетными характеристиками, предусмотренными п.7 Инструкции о порядке осуществления деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в торговых объектах на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 31.05.2011 № 24/34 (п.8 названной Инструкции).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июля 2025 г. действует Инструкция о порядке осуществления деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в торговых объектах, утв. постановлением Минфина от 20.05.2025 № 39. |
Порядок проведения инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов установлен в главе 5 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 июля 2025 г. Инструкция № 34 изложена в новой редакции постановлением Минфина от 20.05.2025 № 40. |
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, обязательно проводится перед составлением годовой отчетности во всех местах их хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений и оборудования (часть первая п.90 Инструкции № 34).
В состав инвентаризационной комиссии по инвентаризации драгметаллов обязательно включается главный бухгалтер либо лицо, исполняющее его обязанности.
В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации (части первая, вторая п.95 Инструкции № 34).
Инвентаризация проводится в установленные сроки независимо от проведения внеплановых инвентаризаций и проверок, проводимых в течение отчетного периода или в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций (п.91 Инструкции № 34).
Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, лом и отходы, их содержащие, а также находящиеся в составе любых материальных ценностей, в том числе электротехнических изделий, находящиеся в зданиях, сооружениях, приборах, устройствах отопительных, газопроводных и других системах, сетях силовой и осветительной электропроводки, вентиляционных устройствах, системах охранной и пожарной сигнализации, укомплектованных изделиями радиоэлектроники и электроаппаратуры.
При строительстве объекта инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в принятых в монтаж полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях, обеспечивает руководство строящегося объекта (п.92 Инструкции № 34).
Кроме того, организациям, работающим с драгметаллами и драгкамнями, следует учитывать отраслевую специфику и соблюдать нормы следующих НПА:
• Инструкции о порядке приема, учета, хранения, использования драгоценных металлов для зубопротезирования, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.08.2007 № 72.
Организации обязаны проводить инвентаризацию драгоценных металлов во всех местах хранения и производства и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете (подп.5.5 п.5 названной Инструкции);
• Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней при изготовлении ювелирных изделий по индивидуальным заказам населения, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 28.06.2007 № 42/105 (далее - Инструкция № 42/105).
Организация, ее филиал, представительство, иное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по изготовлению и ремонту изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (исполнитель), обязаны проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней в местах их хранения и использования и своевременно отражать результаты инвентаризаций в бухгалтерском учете (абзац 7 п.2, абзац 9 п.3 Инструкции № 42/105).
Порядок инвентаризации драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них изложен в главе 12 Инструкции № 42/105.
Инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них проводится в порядке, установленном Инструкцией № 34, два раза в год по состоянию на 1 января и 1 июля (часть первая п.164 Инструкции № 42/105).
Результаты инвентаризации утверждаются исполнителем и отражаются в бухгалтерском учете в течение 10 дней после окончания инвентаризации (п.179 Инструкции № 42/105).
Исполнитель должен вести учет драгоценных металлов, содержащихся в пробирном реактиве «хлорное золото» и пробирных реактивах, содержащих серебро, и производить их списание при плановых инвентаризациях по фактическому расходу (п.48 Инструкции № 42/105).
Изъятие образовавшихся отходов производится по мере их накопления, но обязательно на дату проведения плановых (при необходимости внезапных) инвентаризаций с отметкой в журнале учета формы 12-ДМ и составлением акта на вскрытие и зачистку ванны электрохимического травления формы 13-ДМ согласно приложению 21 к Инструкции № 42/105 (часть первая п.89 Инструкции № 42/105).
После окончательного расчета с потребителями и проведения полной инвентаризации драгоценных металлов исполнитель в месячный срок представляет в Государственную инспекцию пробирного надзора Министерства финансов Республики Беларусь ведомости форм 16-ДМ, 17-ДМ, а также отчеты о наличии оборотных и давальческих драгоценных металлов за календарный год деятельности (часть вторая п.106 Инструкции № 42/105).
Дополнительно по теме см.:
Учет и документальное оформление драгметаллов.
Формы документов
Инвентаризационная опись драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях, а также находящихся в составе любых материальных ценностей, в ломе и отходах, ф.инв-8а.
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них ф.инв-8.
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них ф.инв-9а.
13. Инвентаризация имущества, находящегося в государственной собственности
Приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 13.01.2017 № 6 утвержден и введен в действие ТКП 52.7.01-2017 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2021 г. действует ТКП 52.7.01-2020 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности», утвержденный постановлением Госкомимущества от 30.12.2020 № 29. |
В приложениях к ТКП 52.7.01-2017 приведены формы:
• акта результатов инвентаризации активов и обязательств;
• ведомости инвентаризации и оценки стоимости основных средств;
• ведомости инвентаризации и оценки стоимости незавершенных капитальных строений;
• ведомости инвентаризации и оценки стоимости оборудования к установке;
• сводной ведомости.
14. Инвентаризация государственного жилищного фонда
Инвентаризации подлежат все многоквартирные, блокированные, одноквартирные жилые дома, общежития, жилые здания специального назначения, квартиры государственного жилищного фонда.
Положение о порядке проведения инвентаризации государственного жилищного фонда утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.01.2006 № 11. Инвентаризация проводится ежегодно по состоянию на 1 января комиссиями, созданными местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами и государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, а также организациями негосударственной формы собственности, которым жилые помещения государственного жилищного фонда переданы в безвозмездное пользование (п.4 названного Положения).
Дополнительно по теме см.:
Формы документов
Акт инвентаризации жилых помещений многоквартирного жилого дома.
Акт инвентаризации одноквартирного жилого дома.
Акт инвентаризации жилых помещений общежития.
Акт инвентаризации специальных жилых помещений в жилом здании специального назначения.
15. Инвентаризация отходов
Инвентаризация отходов не связана с проведением годовой инвентаризации. Инвентаризация отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не реже одного раза в 5 лет в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17 (п.2 ст.35 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», далее - Закон № 271-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 октября 2024 г. инвентаризация проводится не реже одного раза в 5 лет в сроки, определяемые организацией, за исключением вновь созданных организаций, для которых инвентаризация проводится в течение 60 дней со дня их государственной регистрации (п.6 Инструкции № 17 с учетом изменений, внесенных постановлением Минприроды от 23.09.2024 № 47). С 6 октября 2024 г. следует руководствоваться Законом № 271-З в ред. Закона от 29.12.2023 № 333-З. Комментарии см. здесь. |
С 9 декабря 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З в Закон № 271-З. Так, инвентаризация отходов производства - деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п.5 ст.1 Закона № 271-З).
Инвентаризация отходов производства проводится не реже одного раза в 5 лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (п.2 ст.35 Закона № 271-З).
![]() |
Справочно Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (п.19 ст.1 Закона № 271-З). |
На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитываются наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т. п. Отходы производства и вторичные материалы, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо»
Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, учитываются на субсчете 10-12 (часть пятнадцатая п.16 Инструкции № 50).
![]() |
Обратите внимание! Лом и отходы производства, числящиеся на балансе организации, подлежат инвентаризации. |
13.11.2020
Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»