


Материал помещен в архив
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И УЧЕТ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Обязанности организаций по обращению с отходами
Обязанности организаций по обращению с отходами определены ст.17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 августа 2016 г. подп.1.7 п.1 ст.17 Закона № 271-З исключен Законом Республики Беларусь от 13.07.2016 № 397-З. С 9 декабря 2019 г. ст.17 Закона № 271-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З (далее - Закон № 186-З). Комментарий см. здесь. |
Организации, в т.ч. автотранспортные, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами;
• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;
• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.
Для исполнения установленных Законом № 271-З обязанностей автотранспортной организации необходимо разработать или получить специальные документы, регламентирующие обращение с отходами.
Административная ответственность
Статьей 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлено, что:
• невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;
• нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 200 базовых величин, а на юридическое лицо - до 1 000 базовых величин.
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные на то должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов. Должностные лица этих же органов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
Инвентаризация отходов - это деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п.5 ст.1 Закона № 271-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. согласно п.5 ст.1 Закона № 271-З (в редакции Закона № 186-З) инвентаризация отходов производства - деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования. |
Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17 (далее - Инструкция № 17).
Инвентаризация отходов проводится не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года (п.6 Инструкции № 17).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 ноября 2015 г. согласно п.6 Инструкции № 17 инвентаризация проводится не реже одного раза в 5 лет в сроки, определяемые организацией (в редакции постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.09.2015 № 36, далее - постановление № 36). |
Вместе с тем в организации возможна досрочная инвентаризация, которая проводится в случаях:
• выявления новых видов отходов производства;
• изменения технологических процессов получения продукции;
• изменения перечня выпускаемой продукции;
• изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
• реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
• предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. абзац 7 п.7 Инструкции № 17 изложен в новой редакции постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39 (далее - постановление № 39): «вынесения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и (или) его территориальными органами требований (предписаний), направления рекомендаций при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности»; |
• иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п.7 Инструкции № 17).
Этапы проведения инвентаризации
Для проведения инвентаризации согласно п.9 Инструкции № 17 руководителем организации издается приказ, в котором должны быть:
• установлены сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации;
• назначена комиссия по проведению инвентаризации;
• определен перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и назначены ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;
• определен перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации.
Подготовительный этап инвентаризации
Сведения, которые используются при проведении инвентаризации, перечислены в п.10 Инструкции № 17.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 ноября 2015 г. следует руководствоваться п.10 Инструкции № 17 с изменениями, внесенными постановлением № 36. |
На подготовительном этапе инвентаризации изучаются сведения, которые включают в себя:
• информацию о видах деятельности организации;
• учетные данные по отходам, форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», данные бухгалтерского учета о поступлении отходов от сторонних организаций, договоры на передачу отходов производства сторонним организациям, акты выполненных работ, сопроводительные паспорта перевозки отходов производства и иные документы, свидетельствующие об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, захоронении отходов производства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. действуют форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.10.2018 № 103. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год; |
• план-схему расположения зданий и сооружений организации;
• технологические карты производственных процессов;
• сведения о потреблении и свойствах всех видов сырья, вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать) в технологических процессах;
• сведения о химических реакциях, происходящих в производственном процессе (при необходимости);
• порядок пуска и вывода из эксплуатации оборудования;
• иная информация, содержащая сведения о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых для получения продукции, объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;
• материалы последней инвентаризации.
Для инвентаризации отходов в автотранспортных организациях целесообразно получить данные о приобретении запасных частей для транспорта, моторного масла, автомобильных шин и других материалов, поскольку эти сведения позволят рассчитать количество отходов, образующихся за год.
Инвентаризационное обследование
Самый важный и объемный по сроку выполнения - этап инвентаризационного обследования.
На этапе инвентаризационного обследования производятся работы, поименованные в п.13 Инструкции № 17, а именно:
• обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений организации;
• обозначение источников образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации;
• определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;
• проведение взвешиваний (замеров) количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;
• расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;
• определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами.
В автотранспортных организациях подлежат обследованию все структурные подразделения: места хранения, обслуживания и ремонта автотранспорта, складские помещения, административные помещения и пр.
Источник образования отходов производства - технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства.
Установление источника образования отходов производства определяет процесс нормирования образования отходов. Поэтому в качестве источника образования отходов, образующихся при эксплуатации, обслуживании и ремонте автотранспорта, можно принять транспорт.
Результатом этапа инвентаризационного обследования станет оформление полученных сведений:
• об источниках образования отходов производства по форме приложения 1 к Инструкции № 17;
• о количестве образующихся отходов производства за период проведения инвентаризации по форме приложения 2 к Инструкции № 17.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться приложениями 1 и 2, ниженазванным приложением 3 к Инструкции № 17 и п.13 данной Инструкции с изменениями, внесенными постановлением № 39. |
При подготовке сведений об инвентаризации должны соблюдаться следующие условия:
• наименование и коды отходов, степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (далее - Классификатор отходов № 85).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т. |
При этом в случае отсутствия в графе 3 Классификатора отходов № 85 какой-либо записи собственник отходов устанавливает степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства в соответствии с Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.01.2008 № 3/13/2 (далее - Инструкция № 3/13/2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 декабря 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.11.2019 № 41/108/65. |
• агрегатное состояние отходов производства указывается согласно Указаниям по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденным постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 № 208;
• опасные свойства отходов производства указываются в соответствии с перечнем опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов, необходимых для установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства (приложение 1 к Инструкции № 3/13/2).
Наиболее часто в автотранспортных организациях образуются следующие виды отходов.
№ п/п | Код отходов | Наименование отходов | Наименование источника образования отходов производства (технологический процесс, оборудование, структурное подразделение) | Степень опасности и класс опасности опасных отходов в соответствии с Классификатором отходов № 85 | Дальнейшее движение |
1 |
1721101 |
Опилки древесные промасленные (содержание масел - менее 15 %) | Удаление проливов масел |
3-й класс |
На захоронение |
2 |
1870601 |
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства | Административное здание (делопроизводство) |
4-й класс |
На использование |
3 |
1870605 |
Отходы упаковочного картона незагрязненные | Складское помещение |
4-й класс |
На использование |
4 |
1870900 |
Бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами | Автотранспорт (техническое обслуживание) |
3-й класс |
На захоронение |
5 |
3142405 |
Песок, загрязненный маслами (содержание масла - менее 15 %) | Удаление проливов масел |
4-й класс |
На захоронение |
6 |
3510810 |
Металлоотходы прочие | Автотранспорт (ремонт) |
Не указана |
На использование |
7 |
3532201 |
Свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом | Автотранспорт (техническое обслуживание) |
1-й класс |
На использование |
8 |
3532603 |
Ртутные лампы отработанные | Освещение помещений |
1-й класс |
На обезвреживание |
9 |
3532604 |
Люминесцентные лампы (трубки) отработанные | Освещение помещений |
1-й класс |
На обезвреживание |
10 |
3534900 |
Прочие лом и отходы цветных металлов, не вошедшие в группу II Б | Автотранспорт (ремонт) |
Не указана |
На использование |
11 |
5410201 |
Синтетические и минеральные масла отработанные | Автотранспорт (техническое обслуживание) |
3-й класс |
На использование |
12 |
5410202 |
Масла отработанные моторные | Автотранспорт (техническое обслуживание) |
3-й класс |
На использование |
13 |
5492800 |
Отработанные масляные фильтры | Автотранспорт (техническое обслуживание) |
3-й класс |
На захоронение |
14 |
5492900 |
Использованная тара от нефтепродуктов | Складское помещение |
3-й класс |
На использование |
15 |
5750201 |
Изношенные шины с металлокордом | Автотранспорт |
3-й класс |
На использование |
16 |
5711800 |
Пластмассовая упаковка | Складское помещение |
3-й класс |
На использование |
17 |
5716900 |
Прочие отходы пластмасс затвердевшие, не вошедшие в группу VI А | Автотранспорт (ремонт) |
Не указана |
На захоронение |
18 |
5820601 |
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел - менее 15 %) | Автотранспорт (ремонт, техническое обслуживание) |
3-й класс |
На захоронение |
19 |
9120400 |
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения | Административное здание |
Неопасные |
На захоронение |
Обобщение сведений об инвентаризации
На этапе обобщения сведений об инвентаризации производится систематизация данных, полученных при проведении инвентаризационного обследования, оформление акта инвентаризации отходов производства (п.14 Инструкции № 17).
Акт инвентаризации отходов производства включает (п.15 Инструкции № 17):
• титульный лист, оформленный по форме согласно приложению 3;
• сведения по результатам инвентаризации, оформленные по форме согласно приложению к акту инвентаризации отходов производства;
• перечень мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработки нормативов образования отходов производства.
Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации.
Использование результатов инвентаризации
Результаты инвентаризации отходов используются в первую очередь при разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов (п.18 Инструкции № 17).
Они необходимы также при:
• подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения;
• расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства;
• согласовании и утверждении нормативов образования отходов производства;
• ведении государственной статистической отчетности об отходах.
Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее - Инструкция № 45), содержит требования о наличии в инструкции организации раздела «Учет отходов производства» (п.12 Инструкции № 45).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 декабря 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией № 45 с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.11.2019 № 42. |
Раздел «Учет отходов производства» инструкции по обращению с отходами в организации должен содержать (п.12 Инструкции № 45):
• порядок ведения учета отходов производства в местах образования (поступления) отходов производства, в т.ч. количество, места ведения книг учета отходов, срок внесения записей в книги учета отходов, способы определения фактического количества отходов (взвешивание, замер, расчетный метод и иной способ);
• порядок ведения общего учета образования (поступления) отходов производства в целом от всех источников образования отходов производства у юридического лица и индивидуального предпринимателя и поступления отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. дата внесения сведений в книгу общего учета;
• порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства;
• порядок проведения инвентаризации отходов производства.
Ранее Правила ведения учета отходов были утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.11.2001 № 27. Однако они утратили силу постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.07.2014 № 32.
Формы учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкция по их заполнению были утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 № 33, которое утратило силу постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2014 г. введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т. |
В настоящее время новых документов, регламентирующих эти вопросы, не утверждено. Поэтому организации самостоятельно разрабатывают порядок и формы учета отходов производства. За основу при разработке могут быть взяты нормы названных утративших силу постановлений.
Для учета отходов автотранспортной организации можно рекомендовать:
1) опилки древесные промасленные (содержание масла - менее 15 %), песок, загрязненный маслами (содержание масла - менее 15 %), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел - менее 15 %), отработанные масляные фильтры и другие материалы замерять по факту заполнения тары при сборе отходов с последующим взвешиванием перед их вывозом;
2) аккумуляторы свинцовые неразобранные с неслитым электролитом, изношенные автомобильные шины с металлокордом отражать поштучно по факту образования отходов и поступления на временное хранение с последующим взвешиванием перед вывозом.
![]() |
Справочно При учете отходов «изношенные шины с металлокордом» сведения в книгах учета отходов должны корреспондироваться с данными учета автомобильных шин, который осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» (утвержден и введен в действие приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц). Для отходов «свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом» нормы согласно книгам учета отходов должны соответствовать данным учета аккумуляторных батарей, который ведется в порядке, установленном техническим кодексом установившейся практики «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания» (утвержден и введен в действие приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц). |
Организации необходимо разработать инструкцию по обращению с отходами производства
Основной документ, который должен быть разработан в автотранспортной организации, - инструкция по обращению с отходами производства, поскольку в ней:
1) устанавливаются требования к сбору, временному хранению отходов и другим операциям с отходами (ст.18 Закона № 271-З);
2) санкционируются места временного хранения отходов (п.2 ст.25 Закона № 271-З);
3) определяется порядок учета отходов в организации.
![]() |
Обратите внимание! Хранение отходов производства признается объектом обложения экологическим налогом (подп.1.3 п.1 ст.205 Налогового кодекса Республики Беларусь). Вместе с тем объектом обложения экологическим налогом не признается хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов (п.2 ст.205 вышеназванного кодекса).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Налоговый кодекс Республики Беларусь изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Объекты налогообложения экологическим налогом указаны в ст.247 новой редакции данного Кодекса.
Данная льгота применяется только при условии наличия у организации инструкции по обращению с отходами производства, в которой определен объем отходов, необходимый для перевозки одной транспортной единицей. В приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства, разработанной в организации, указывается допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), а также обоснование этого количества и (или) периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности (часть первая п.20 Инструкции № 45). При превышении установленного инструкцией по обращению с отходами объема отходов производства, предназначенного для вывоза на захоронение, организация обязана исчислять и уплачивать экологический налог за хранение отходов производства в части его превышения. Если в организации не разработана инструкция по обращению с отходами, то все накопленные отходы производства будут облагаться налогом за хранение отходов производства. |
Порядок разработки инструкции по обращению с отходами
Инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства (п.3 Инструкции № 45).
Она разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства (далее - юридическое лицо) (п.4 Инструкции № 45).
![]() |
Обратите внимание! При аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора (п.5 Инструкции № 45). |
Разработанная инструкция по обращению с отходами утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Инструкция по обращению с отходами должна быть пронумерована (часть вторая п.6 Инструкции № 45).
Разработанная и утвержденная инструкция по обращению с отходами согласовывается соответствующим территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами» (п.7 Инструкции № 45).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами». |
Инструкция по обращению с отходами, если иное не установлено Инструкцией № 45, включает в себя:
• титульный лист;
• обязательные разделы:
- «Общие сведения»;
- «Ответственные за организацию обращения с отходами производства»;
- «Образование отходов производства»;
- «Учет отходов производства»;
- «Сбор и хранение отходов производства»;
- «Использование и обезвреживание отходов производства»;
- «Захоронение отходов производства»;
- «Перевозка отходов производства»;
• приложения:
- «Образующиеся отходы производства»;
- «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения»;
- «Карта-схема источников образования отходов производства»;
- «Карта-схема хранения отходов производства».
Содержание каждого раздела инструкции организации определено Инструкцией № 45.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели согласно п.21 Инструкции № 45 в 60-дневный срок разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами и обращаются в соответствующий территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для ее согласования в случаях:
• изменения наименования юридического лица, его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя, его места жительства, реорганизации юридического лица, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;
• изменения требований законодательства Республики Беларусь, регулирующих порядок обращения с отходами;
• изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства;
• изменения условий и мест хранения отходов производства;
• строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства юридического лица и индивидуального предпринимателя, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;
• изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.
Разработка новой инструкции по обращению с отходами не требуется при изменении степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если эти изменения не влекут изменение порядка обращения с такими отходами производства, который определен в инструкции по обращению с отходами. Новые сведения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства учитываются при разработке новой инструкции в связи с наступлением случаев, указанных в п.21 Инструкции № 45, а также в случае истечения срока действия инструкции по обращению с отходами (п.22 Инструкции № 45).
Срок действия согласования инструкции согласно п.7 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104, составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе согласования.
Для согласования инструкции в случае истечения срока действия ее согласования заявитель в установленном названным Положением порядке обращается в орган согласования не позднее чем за 1 месяц до истечения этого срока.
26.11.2014
Алексей Дайняк, экономист