


Материал помещен в архив
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВЫБРОСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
Юридические лица (природопользователи), осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в числе прочего обязаны (ст.21 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»):
• вести учет в области охраны атмосферного воздуха;
• проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов).
Данные обязанности заключаются в подготовке акта инвентаризации выбросов в соответствии с постановлением Минприроды РБ от 23.06.2009 № 42 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь» (далее - Инструкция).
В указанном постановлении приводятся как инструктивные требования, так и формы заполняемых таблиц и картосхем.
В случае превышения определенных количеств выбросов следует получать разрешения на выбросы и вести специальные журналы учета, определенные в постановлении Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (далее - постановление № 33).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2014 г. постановление № 33 на основании постановления Минприроды РБ от 20.06.2014 № 27 утратило силу. С 1 июня 2014 г. введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденный постановлением Минприроды РБ от 03.03.2014 № 2-Т. |
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится (п.4 Инструкции):
• для новых, модернизируемых, реконструируемых стационарных источников выбросов в срок не позднее чем через 2 года с даты выхода на проектную мощность технологического оборудования;
• для действующих стационарных источников выбросов 1 раз в:
- 4 года для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к 1-й категории;
- 5 лет для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных ко 2-й или 3-й категории;
- 6 лет для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к 4-й категории;
- 10 лет для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к 5-й категории.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2019 г. в Инструкцию внесены изменения и дополнения постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 32. |
При проведении инвентаризации руководство предприятия или организации должны принять решение о методе ее проведения: расчетным методом или привлекать для этого специально аккредитованные лаборатории по проведению инструментальных замеров. От этого зависит стоимость работ по инвентаризации выбросов - расчетным методом, естественно, дешевле.
![]() |
Справочно При проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух используются инструментальные, инструментально-расчетные и расчетные методы (п.24 Инструкции). |
Что же это за расчетные методики?
Методики утверждаются техническими нормативными правовыми актами (техническими кодексами установившейся практики - ТКП), а иногда и специальными постановлениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ. В частности, постановление Минприроды РБ от 28.05.2002 № 11 «Об утверждении руководящего документа по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» содержит методику расчета выбросов от использования лакокрасочных материалов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2017 г. постановление № 11 на основании постановления Минприроды РБ от 30.05.2017 № 17 утратило силу. Подробнее см. здесь. |
Кроме упомянутой, есть методики по расчетам выбросов от:
• сжигания топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт;
• того же в котлах теплопроизводительностью более 25 МВт;
• сварки, резки, механической обработки металлов;
• производства металлопокрытий гальваническим способом;
• механических транспортных средств в населенных пунктах;
• производства и переработки изделий из пластмасс;
• солеотвалов при производстве калийных удобрений;
• объектов магистральных трубопроводов;
• объектов газораспределительных систем;
• животноводческих комплексов, звероферм и птицефабрик;
• предприятий железнодорожного транспорта;
• объектов выброса стойких органических загрязнителей;
• объектов выброса тяжелых металлов;
• объектов нефтедобычи и газопереработки;
• объектов предприятий нефтехимической отрасли;
• предприятий по производству цемента и извести.
В дополнение к указанным постановлениям и ТКП выпускаются инструктивные письма, приказы, имеющие юридическую силу, упрощающие или конкретизирующие расчеты.
Так, для отопительного оборудования мощностью до 100 кВт, при отсутствии на них ГОСТ, СТБ, ТУ (бытовые отопительные печи, «буржуйки», иные нестандартные отопительные устройства), допускается производить расчеты максимальных и валовых выбросов загрязняющих веществ в соответствии с приложением А к инструктивному письму Минприроды РБ от 23.11.2006 № 12-03/3652 «О некоторых вопросах нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», адресованному областным и Минскому городским комитетам природных ресурсов и охраны окружающей среды, где даны упрощающие таблицы для разных видов топлива.
Также издан приказ Минприроды РБ от 03.06.1997 № 126 «О введении в действие Методических указаний по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров».
Конечно, не все процессы по указанным выше объектам и технологиям отражены в методиках, например, при производстве и переработке изделий из пластмасс резка оргстекла лазерной установкой не рассчитывается, а требует инструментального замера.
При расчетах или замерах следует учитывать сам предмет учета - это источники выбросов. Источники выбросов бывают:
1) организованные (дымовые трубы, газоотводы, вентиляционные выходы),
2) неорганизованные (открытые площадки или помещения с выбросом через открытые окна и двери),
3) мобильные источники (транспортные средства и другие активно передвигаемые установки).
Инвентаризация выбросов не производится для мобильных источников (п.7 Инструкции), но производится для мест их тяготения (гаражи, депо, стоянки и др.).
Акт инвентаризации выбросов составляется для источников выбросов от производственной площадки природопользователя, включающей как открытые участки, так и здания, сооружения. Для пространственно разделенных промышленных площадок составляются отдельные акты инвентаризации выбросов.
![]() |
Справочно Промышленная площадка - охраняемая и ограждаемая территория размещения производственных, административных, санитарно-бытовых и вспомогательных зданий и сооружений радиационного объекта (п.2 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к проектированию и эксплуатации атомных электростанций», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 31.03.2010 № 39). |
При инвентаризации выбросов на площадке, кроме источников выбросов, отмечаются источники выделения (п.8 Инструкции) загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Источники выделения выбросов - это конкретные аппараты, станки и установки, от которых производится выделение тех или иных загрязняющих веществ, а источники выбросов - это каналы поступления в атмосферу всех загрязняющих веществ от всех учтенных источников выделения, такие как вентиляционные выходы, дымовые трубы и т.п.
![]() |
Пример В цеху установлено 10 станков разного технологического цикла, и все они выбрасывают различные загрязняющие вещества. При этом вся смесь веществ вытягивается через одно вентиляционное отверстие. В данном случае на предприятии есть 10 источников выделения и один источник выбросов. Именно этот один источник выбросов подлежит учету, где должны быть рассчитаны все количества поступления в атмосферу каждого из зарегистрированных загрязняющих веществ (тонн в год) с учетом пропускной способности вентиляционных систем. В случае неорганизованного источника выбросов все источники выделения суммируются как составляющие одного источника выбросов с учетом коэффициентов осаждения согласно Инструкции. |
Загрязняющие вещества
Нормативные документы Министерства здравоохранения РБ и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ включают перечни загрязняющих веществ, где приводятся их коды (единая кодификация), формулы, классы опасности, а главное предельно допустимые их концентрации (ПДК), в т.ч. разовые, среднесуточные и среднегодовые. Есть различные классы опасности загрязняющих веществ от 1-го (самые опасные) до 4-го (наименее опасные). Классы опасности устанавливаются санитарными правилами Министерства здравоохранения РБ. Некоторые из несущественно опасных веществ могут не иметь разовой или иной предельной концентрации в атмосферном воздухе. Для ряда веществ при этом устанавливаются ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ). При значительных выбросах загрязняющих веществ инвентаризация устанавливает уровни превышения ПДК или ОБУВ.
Постановлением Минприроды РБ от 29.05.2009 № 31 (далее - постановление № 31) определен перечень загрязняющих веществ и объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются или не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ. По итогам предварительного ознакомления с технологическими процессами предприятия следует определить заранее, понадобится ли разработка специальных документов (журналов предельно допустимых выбросов - ПОД) для предприятия.
Необходимость получения разрешений на выбросы и установления нормативов допустимых выбросов определяется категорией того или иного предприятия, которая обосновывается в прилагаемом к акту инвентаризации выбросов расчете. Категория объекта воздействия, т.е. самого предприятия (от 1-й, наиболее опасной, до 5-й), определяется расчетным методом по формулам из постановления № 31. Для небольших предприятий категории 5 или для средних предприятий категории 4, которые при этой категории выбрасывают не более 0,1 т всех загрязняющих веществ в год, не требуется запрашивать и получать специальные разрешения на выбросы загрязняющих веществ. Данные нормы оговорены в Инструкции о некоторых вопросах выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 16.07.2009 № 51.
Предприятиям до 5-й категории и до 4-й категории с выбросами ниже 0,1 т в год требуется вести журналы выбросов согласно постановлению № 33.
Есть вещества, загрязняющие атмосферный воздух, но не включенные в перечень загрязняющих. Их наличие вызывает вопросы у природоохранных органов.
Для определения ПДК и ОБУВ веществ, не включенных в перечень, утвержденный постановлением № 31, следует обращаться к нормативам предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативам ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения, утвержденным постановлением Минздрава РБ от 30.12.2010 № 186.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 ноября 2016 г. следует руководствоваться нормативами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе согласно приложению 1 и нормативами ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения согласно приложению 2, утвержденными постановлением Минздрава РБ от 08.11.2016 № 113. |
Используются также Санитарные правила: СанПиН РБ № 11-19-94 «Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 31.12.1998 № 53.
Для таких вышеуказанных веществ (при подозрении на их значимость) производятся расчеты критерия значимости по формулам, данным в постановлении № 31.
Содержание акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Прежде всего, в акте инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - акт) отражается перечень предварительной информации о предприятии (п.37 Инструкции).
Итак, предприятие при проведении инвентаризации выбросов должно (пп.17, 38 Инструкции):
• произвести наладку систем вентиляции и газоочистных установок с оформлением их паспортов;
• оборудовать места отбора проб в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов (исполнитель при выполнении инструментальных замеров должен иметь доступ к вентиляционным трубопроводам, где сверлятся отверстия для забора проб);
• подготовить справку о методах эксплуатации и управления технологическими процессами, применяемых технологиях с указанием для основного технологического оборудования. К справке прилагаются: диаграммы технологического процесса и чертежи основных единиц оборудования (при необходимости), химические реакции, происходящие в технологическом процессе (если таковые имеют место), порядок пуска и вывода из эксплуатации технологического оборудования, другая сопроводительная документация, необходимая для объяснения всех аспектов деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (прежде всего, регламент работы предприятия: часов в рабочий день, количество смен и т.п.);
• дать краткое описание технологического процесса, технологии и оборудования, являющихся источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также подготовить данные о годовом производстве продукции, материалов;
• запросить письмом в Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды (телефон: +375 17 267 31 40) сведения (письмо-справку) о приземных концентрациях загрязняющих веществ в месте расположения предприятия (при этом следует учитывать, что нужно отправлять письмо на бумажном носителе, на бланке и за подписью руководителя предприятия). Данный вопрос требует особого обсуждения (и будет рассмотрен ниже);
• подготовить данные о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать), по форме согласно таблице 1 приложения 1 к Инструкции. При этом:
разработчиками акта указываются отношение веществ к опасным веществам и тип опасности в соответствии с п.1 приложения 1 к Закону РБ от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2016 г. взамен Закона № 363-З принят новый Закон РБ от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности»; |
заказчиком (предприятием) указываются реквизиты технического нормативного правового акта, в соответствии с которым изготовлены топливо, сырье и вещество (т.е. ГОСТы и ТУ, присутствующие на упаковке используемых материалов, для этого в акте предусмотрена специальная таблица, заверяемая подписями руководителей предприятия);
также заказчиком указываются качественные характеристики топлива, сырья и веществ, необходимые для проведения расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Картосхемы размещения производственной площадки
Картосхемы размещения производственной площадки природопользователя - это:
• схема самой площадки с источниками выбросов и местами расположения технологического оборудования в масштабе 1:500 (по необходимости, для мелких предприятий в качестве необязательного, но желательного дополнения дается более подробная немасштабная схема площадки);
• ситуационная картосхема площадки с прилегающими территориями и обозначением соседних предприятий, зон жилой застройки и отдыха, масштаба от 1:1000 до 1:5000. Обязательно обозначение санитарно-защитной зоны. Отдельно прикладывается картосхема приземистых концентраций загрязняющих веществ либо это справка, как это описано далее.
Что касается приземных концентраций загрязняющих веществ, то здесь, прежде всего, надо определиться с масштабом загрязнений. Если предприятие относится к 5-й или 4-й категории, но не выбрасывает более 0,1 т в год загрязняющих веществ, то достаточно только запросить справку о приземных концентрациях этих веществ по имеющимся мониторинговым данным. В частности, это касается предприятий, арендующих небольшую площадь у основного землепользователя, а тем более часть производственного здания. Если же выбросы превышают указанный уровень категории, то следует составить карту распространения вокруг предприятия загрязняющих веществ на основе данных Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга состояния окружающей среды. Параметры карты изложены в Инструкции.
Далее прилагаются обязательные таблицы к акту инвентаризации, которые заполняет и подписывает заказчик акта.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ о природопользователе | |||||||
№ п/п | Наименование данных | Данные на дату составления акта инвентаризации | |||||
1 |
Полное наименование природопользователя в соответствии с уставом, количество филиалов | ||||||
2 |
Наименование вышестоящей организации | ||||||
3 |
Орган управления | ||||||
4 |
Форма собственности | ||||||
5 |
Учетный номер плательщика | ||||||
6 |
Место нахождения производственной площадки | ||||||
7 |
Почтовый адрес природопользователя | ||||||
8 |
Электронный адрес природопользователя | ||||||
9 |
Телефон, факс приемной | ||||||
10 |
Руководство: фамилия, имя, отчество руководителя |
||||||
телефон, факс руководителя | |||||||
фамилия, имя, отчество главного инженера | |||||||
телефон, факс | |||||||
11 |
Фамилия, имя, отчество лица, ответственного за охрану окружающей среды | ||||||
телефон, факс | |||||||
12 |
Номер и дата свидетельства об экологической сертификации | ||||||
Код | |||||||
по ОКПО |
по ОКЮЛП |
органа управления по ОКОГУ |
основного вида экономической деятельности по ОКЭД |
территории по СОАТО |
формы собствен-ности по ОКФС |
организацион-но-правовой формы по ОКОПФ | |
ДАННЫЕ о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать) | ||||||||
№ п/п | Наименование топлива, сырья, вспомогательного материала, вещества или препарата | Тип опасности вещества | Объем на хранении, условия хранения (в бочках, емкостях (тип), подземное / наземное размещение, внутри / снаружи помещений и т.д.) | Годовой используемый объем | Характер использования | Реквизиты технического нормативного правового акта | Качественные характеристики материалов или веществ | Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 (примечание) |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Заполняет исполнитель | |||||||
2 |
_________________________________________________ |
__________ |
___________________ | ||
(должность ответственного лица природопользователя) |
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
Примечание. В столбце 4 представляется информация относительно хранения сырья, вспомогательных материалов в бочках, емкостях (тип), подземное/наземное размещение, в или извне помещений и т.д. Отмечается их местонахождение на плане-схеме.
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО | |
(наименование разработчика) |
(наименование природопользователя) | |
___________ _________ ______________ | ___________ _________ ______________ | |
(должность) (подпись) (инициалы) | (должность) (подпись) (инициалы) | |
М.П. |
М.П. | |
«___» ___________ 20__ г. | «___» ___________ 20__ г. |
ПЕРЕЧЕНЬ источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов | ||||||||||
№ п/п | Наиме-нование произ-водства, цеха, участка | Источники выделения загрязняющих веществ | Источники выбросов | Перечень загрязняющих веществ | Метод определения | |||||
наиме-нование | количество | коэффициент загрузки оборудования (графа 5 / графа 4) | номер источника, вентиляционной системы | наиме-нование | наименование газоочистной установки, количество ступеней очистки | |||||
все-го | из них одновременно работающих | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
… | Котельная | Запол-няет испол-нитель | Заполняет исполнитель | Заполняет исполнитель | Заполняет исполнитель | Заполняет исполнитель | ||||
Начальник цеха, участка | |||
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
23.01.2014
Андрей Голденков, специалист по экологии частного унитарного предприятия «ИНСТ»