


Материал помещен в архив


Инженерная организация как организатор при проведении процедур государственных закупок
![]() |
Ситуация Заказчику необходимо выбрать инженерную организацию для выполнения функций заказчика и проведения процедур государственных закупок. Что необходимо при этом учитывать? |
Функции организатора при проведении государственных закупок
Законодательством о государственных закупках предусмотрена возможность привлечения заказчиком организатора для организации и проведения процедур государственных закупок (ст.13 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).
Для сферы государственных закупок важно понимать, кто является заказчиком.
Заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие государственную закупку, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное от имени этого юридического лица (абз.4 ст.1 Закона № 419-З).
Государственная закупка - это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки (абз.2 ст.1 Закона № 419-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 февраля 2024 г. в абз.2 ст.1 Закона № 419-З внесены изменения Законом от 31.01.2024 № 354-З. На суть материала изменения не повлияли. |
Исходя из позиции МАРТ, именно получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов является заказчиком в государственных закупках и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств в соответствии с требованиями Закона № 419-З (письмо МАРТ от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства»).
Для организатора действуют специальные правила:
1) им может быть только юридическое лицо (абз.9 ст.1 Закона № 419-З);
2) он может привлекаться на основании договора с заказчиком или решения государственного органа (организации) при централизации закупок, а также определяется Указами:
от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. Указ № 494 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г. действует постановление Совмина от 15.12.2022 № 869 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания». Комментарий см. здесь; |
от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 марта 2024 г. действует Указ от 29.11.2023 № 381 «О цифровом развитии»; |
3) он выполняет часть функций, которые переданы ему заказчиком для организации и проведения процедур государственных закупок. При этом определение потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) предмета государственной закупки, требований к участникам, существенных условий договора и его заключение осуществляется заказчиком (ч.2 п.1 ст.13 Закона № 419-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 мая 2024 г. следует руководствоваться ч.2 п.1 ст.13 Закона № 419-З с учетом изменений, внесенных Законом от 31.01.2024 № 354-З. Комментарии см. здесь; |
4) услуги организатора по организации и проведению процедур государственных закупок оплачиваются заказчиками и (или) участниками таких процедур, за исключением случая, когда организатором выступает государственный орган.
Плата за такие услуги определяется организатором исходя из размера экономически обоснованных затрат (при рентабельности не более 5 %) и подлежит согласованию с Минфином и государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится организатор либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде) (при наличии такого органа (организации)) (подп.1.2 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»).
Таким образом, при соблюдении указанных выше правил организатор вправе организовать и провести процедуру государственной закупки независимо от того, для какой сферы приобретаются товары (работы, услуги).
Функции инженерной организации
В то же время для сферы строительства следует учитывать особенности, связанные со статусом инженерных организаций, привлекаемых для выполнения функций заказчиков, застройщиков в строительной деятельности, руководителя (управляющего) проекта. Если для организатора в сфере государственных закупок его функции ограничены только организацией и проведением процедур государственных закупок, то перечень передаваемых инженерной организации функций значительно шире.
Во-первых, инженер (инженерная организация) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, привлекаемые заказчиком, застройщиком для оказания инженерных услуг в строительстве в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание инженерных услуг (абз.15 ч.1 ст.1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. действует Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З. Следует руководствоваться подп.1.26 п.1 ст.1 Строительного кодекса. |
Поскольку в сфере государственных закупок организатором может быть только юридическое лицо, то привлечение индивидуального предпринимателя (инженера) для организации и проведения процедур государственных закупок не допускается.
Во-вторых, порядок оказания инженерных услуг регламентирован Инструкцией о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утв. постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 № 18, в части, не противоречащей законодательству о государственных закупках. В частности, действие п.4 Инструкции № 18 будет ограничено требованиями ст.16 Закона № 419-З и критериями оценки и сравнения предложений для конкурса, установленными постановлением Совмина от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов». Наряду с п.6 Инструкции № 18 применяются также правила п.6 ст.24 Закона № 419-З.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 февраля 2024 г. п.6 ст.24 Закона № 419-З изложен в новой редакции Законом № 354-З. Комментарий см. здесь. С 3 августа 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 18 в ред. постановления Минстройархитектуры от 03.06.2024 № 65. |
В-третьих, инженерная организация может привлекаться для целей консультирования по вопросам проектирования и строительства, а также выполнения определенных договором функций заказчика, застройщика, за исключением функций, которые не подлежат передаче инженеру (инженерной организации) в соответствии с законодательством (не подлежат передаче функции, предусмотренные абз.21 подп.4.4 п.4 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», ч.2 п.9 Инструкции № 18). Кроме того, инженерная организация по договору с заказчиком, застройщиком может осуществлять комплексное управление строительной деятельностью (пп.7, 8 Инструкции № 18).
В-четвертых, перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства утвержден постановлением Минстройархитектуры от 04.02.2014 № 4. К таким функциям относятся в том числе организация процедур закупок в случаях и порядке, установленных законодательством (в области обеспечения проектной документацией и организации строительства). Эти функции могут быть переданы инженерной организации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. следует руководствоваться перечнем функций заказчика, застройщика и организационно-технических мероприятий по организации и обеспечению строительства в ред. постановления Минстройархитектуры от 02.05.2024 № 37. |
В-пятых, стоимость таких инженерных услуг определяется на основании сметного расчета стоимости строительства в соответствии с Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51 (подп.31.1 п.31 Инструкции № 51). В этой связи при необходимости определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, равно как и для составления годового плана государственных закупок, с учетом подп.1.4 п.1 постановления МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» следует руководствоваться подп.31.1 п.31 Инструкции № 51.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2023 г. следует руководствоваться подп.31.1 п.31 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Минстройархитектуры от 19.04.2023 № 39. С 31 мая 2024 г. действует постановление МАРТ от 30.04.2024 № 34 «О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки». |
В отсутствие сводного сметного расчета (проектной документации) при необходимости выбора инженерной организации для целей разработки такой документации ориентировочная стоимость инженерных услуг (предмета государственной закупки) может определяться с учетом требований законодательства о государственных закупках. В частности, постановлением № 35 закреплены способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, используемые при закупках для строительства:
• проектно-сметный (хотя в нем речь о применении проектной документации, но не исключается, полагаем, и определение ориентировочной стоимости на основании предпроектной (предынвестиционной) документации при ее разработке);
• затратный (подп.1.4, 1.5 п.1 постановления № 35).
Полагаем, может быть применен также способ изучения конъюнктуры рынка.
Выбор инженерной организации в качестве организатора
При необходимости привлечения инженерной организации для выполнения функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, а также проведения процедур государственных закупок, если ее услуги оплачиваются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, выбор такой организации по общему правилу осуществляется по результатам проведения процедуры государственной закупки.
При определении ориентировочной стоимости предмета государственной закупки - услуг инженерной организации - их стоимость будет включать в себя два компонента:
1) стоимость услуг по организации и проведению процедур государственных закупок, определенная с соблюдением подп.1.2 п.1 постановления № 395, в случае если услуги по организации и проведению процедур государственных закупок оплачиваются заказчиком. Если такие услуги оплачиваются участниками, то в стоимость услуг инженерной организации такая стоимость не включается. В любом случае независимо от того, кто именно будет оплачивать услуги инженерной организации как организатора процедур государственных закупок, должен быть соблюден подп.1.2 п.1 постановления № 395 в части размера рентабельности и согласования стоимости услуг.
Учитывая правила Инструкции № 51, полагаем, вариант с оплатой услуг инженерной организации участниками наиболее приемлемый для применения;
2) стоимость услуг инженерной организации, переданных ей заказчиком, застройщиком, в соответствии с законодательством о строительной деятельности (с применением Инструкции № 51, постановления № 35).
Договор государственной закупки для целей выбора инженерной организации по результатам проведения процедуры государственной закупки должен включать условия договора на оказание инженерных услуг и условия о распределении обязанностей по организации и проведению процедур государственных закупок между инженерной организацией и заказчиком, застройщиком, в том числе предусмотренные п.6 ст.24 Закона № 419-З, п.6 Инструкции № 18.
![]() |
Дополнительно по теме • Распространяются ли дополнительные требования к участникам процедуры госзакупки на инженерные услуги и деятельность инженерной организации? |