


Материал помещен в архив


ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ
Порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость физическими лицами регулируется главой 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Налоговый кодекс). Основанием для признания физического лица плательщиком данного налога является наличие у него недвижимости, признаваемой объектом налогообложения налогом на недвижимость. Объектом налогообложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь, с учетом особенностей, установленных Налоговым кодексом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость физическими лицами регулируется главой 19 НК, изложенного в новой редакции Законом от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий и сравнение норм см. здесь. |
В настоящей статье рассмотрим вопросы, возникающие у физических лиц в связи с исчислением налога на недвижимость. Напоминаем гражданам, владеющим объектами недвижимости, о том, что срок уплаты налога на недвижимость за текущий год - 15 ноября.
Физическое лицо - гражданин Российской Федерации приобрело по договору купли-продажи жилой дом, расположенный на территории Республики Беларусь. Физическое лицо является пенсионером по возрасту, что подтверждается удостоверением о назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязано ли физическое лицо уплачивать налог на недвижимость в отношении принадлежащего ему жилого дома?
В соответствии со статьями 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на территории Республики Беларусь, в том числе в отношении жилых домов. Физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их гражданства или фактического места проживания.
Учитывая изложенное, физическое лицо - гражданин Российской Федерации признается плательщиком налога на недвижимость в отношении принадлежащего ему жилого дома, расположенного на территории Республики Беларусь.
Категории граждан, освобождаемых от уплаты налога на недвижимость, установлены статьей 186 Налогового кодекса. В соответствии с подпунктом 1.18 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса от налога на недвижимость освобождаются жилые дома, принадлежащие физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, при отсутствии регистрации в таких домах трудоспособных лиц.
В Налоговом кодексе не содержится положений о том, что отнесение иностранных граждан к категории пенсионеров по возрасту для целей предоставления льгот осуществляется только в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Вместе с тем вопросы в области государственного социального обеспечения, в том числе и пенсионного обеспечения, в отношении граждан иностранных государств регулируются международными договорами (соглашениями).
В рассматриваемой ситуации документ, подтверждающий признание физического лица пенсионером по возрасту, выдан компетентным органом Российской Федерации. Согласно статье 4 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан в г. Санкт-Петербурге 24 января 2006 г.) лица одной договаривающейся стороны, проживающие на территории другой договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой договаривающейся стороны в отношении в том числе трудовых пенсий по возрасту (по старости) и инвалидности.
Таким образом, при наличии оснований и соблюдении условий, перечисленных в подпункте 1.18 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса, физическое лицо - гражданин Российской Федерации в случае представления им в налоговый орган документов, подтверждающих признание его пенсионером по возрасту в соответствии с законодательством иностранного государства, освобождается от уплаты налога на недвижимость.
Физическому лицу принадлежит административное здание, в отношении которого им произведена государственная регистрация права собственности. Указанное административное здание в 2018 г. по договору аренды передано в аренду юридическому лицу супругой физического лица.
Обязано ли физическое лицо - собственник административного здания уплачивать налог на недвижимость?
В соответствии со статьями 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на территории Республики Беларусь.
Плательщиком налога на недвижимость в отношении административного помещения в рассматриваемой ситуации признается физическое лицо, которое зарегистрировало право собственности на такое капитальное строение.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 184 Налогового кодекса по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель).
Вместе с тем в соответствии со статьей 23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Таким образом, супруга собственника имеет полное право распоряжаться всем имуществом, нажитым в период брака, в том числе и заключать договоры аренды на указанное имущество.
На основании вышеизложенного в рассматриваемом примере статус плательщика налога на недвижимость приобретает организация, получившая административное помещение в аренду по договору.
Физическое лицо постоянно проживает на территории Российской Федерации. В связи с наличием у него в собственности жилого дома, расположенного на территории Республики Беларусь, оно признается плательщиком налога на недвижимость.
Каким способом физическое лицо может быть уведомлено о подлежащей уплате сумме налога на недвижимость?
В соответствии с пунктом 4 статьи 189 Налогового кодекса физические лица уплачивают налог на недвижимость не позднее 15 ноября текущего года на основании извещения налогового органа, форма которого установлена согласно приложению 9 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2022 г. форма извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, налога на недвижимость и земельного налога согласно приложению 9 к постановлению № 100 изложена в новой редакции постановлением МНС от 11.02.2022 № 6. |
Извещение на уплату налога на недвижимость физическим лицам может вручаться одним из трех способов:
• лично под роспись физическому лицу (его представителю). Следует отметить, что в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса полномочия представителя физического лица подлежат документальному подтверждению в порядке, установленном законодательством. В частности, полномочия представителя физического лица подтверждаются доверенностью.
![]() |
Справочно Согласно статье 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами, удостоверенное в предусмотренном данной статьей порядке.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое с учетом требований статьи 186 одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (пункт 1 статьи 186 ГК с учетом изменений, внесенных Законом от 17.07.2018 № 135-З); |
• путем направления извещения по почте;
• через личный кабинет плательщика или иным электронным способом - только при наличии согласия физического лица на получение извещения указанным способом. Доступ к личному кабинету плательщика осуществляется с помощью учетной записи и пароля. Для их получения плательщик может обратиться в любой налоговый орган независимо от места его жительства, постановки на учет или нахождения объекта налогообложения налогом на недвижимость.
При обращении физическим лицом в налоговый орган ему необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность: паспорт, вид на жительство или справку беженца. Использование иных документов, например водительского удостоверения, пропуска, удостоверения и других документов, в рассматриваемой ситуации не допускается.
Порядок подключения и использования личного кабинета регулируется постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 2 «О некоторых вопросах взаимодействия электронным способом с плательщиком налогов, сборов (пошлин)».
Учет направленных физическим лицам извещений на уплату налога ведется в реестре по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
В рассматриваемой ситуации физическим лицом может быть выбран любой наиболее удобный для него из перечисленных способов получения извещения на уплату налога на недвижимость. Однако, учитывая отсутствие физического лица на территории Республики Беларусь, а также отсутствие у него адреса места жительства на территории Республики Беларусь, полагаем, что наиболее удобным для него способом будет получение извещения на уплату налога посредством личного кабинета плательщика.
Обращаем внимание, что извещение на уплату налога, направленное плательщику по почте или посредством личного кабинета плательщика (иным электронным способом), считается врученным плательщику по истечении десяти календарных дней со дня направления письма, отправки извещения через личный кабинет плательщика или иным электронным способом. Учитывая вышеизложенные нормы законодательства, при направлении налоговым органом физическому лицу извещения на уплату налога на недвижимость даже документальное подтверждение плательщиком факта неполучения такого извещения (в том числе в случае отсутствия физического лица на территории Республики Беларусь в течение налогового периода) не является обстоятельством, позволяющим установить плательщику иной срок уплаты налога, отличный от 15 ноября текущего года.
Физическим лицом на предоставленном ему земельном участке осуществляется строительство жилого дома в соответствии с разрешением на строительство жилого дома, выданным местным исполнительным и распорядительным органом. В настоящий момент его строительство продолжается, однако у возводимого строения уже имеются фундамент, стены, крыша.
Является ли физическое лицо плательщиком налога на недвижимость? Каким образом может быть определена стоимость такого строения для целей исчисления налога на недвижимость?
В соответствии со статьей 185 Налогового кодекса к объектам обложения налогом на недвижимость относятся капитальные строения (здания, сооружения), не завершенные строительством, имеющие фундамент, стены, крышу (если согласно проектной документации на возведение, реконструкцию объекта и (или) назначению капитальных строений (зданий, сооружений) их возведение предполагается) и строительство которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено (строительство которых продолжается, приостановлено, прекращено или законсервировано) или строительство которых завершено, но они не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством.
Такие капитальные строения признаются объектами налогообложения только в том случае, если их строительство разрешено в соответствии с законодательством. Состав, порядок подготовки и выдачи разрешительной документации устанавливаются законодательными актами Совета Министров Республики Беларусь. В настоящее время формирование разрешительной документации регулируется Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности». Согласно указанному Положению при возведении объектов требуется решение местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объектов недвижимости, выдаваемое на основании заявления заказчика.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. следует руководствоваться Положением № 223 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 25.03.2022 № 175. |
Налоговая база налога на недвижимость физическим лицам согласно подпункту 1.2 пункта 1 статьи 187 Налогового кодекса определяется исходя из оценки принадлежащих им капитальных строений (зданий, сооружений), порядок которой утверждается Президентом Республики Беларусь.
В настоящее время оценка принадлежащих физическим лицам капитальных строений (зданий и сооружений (их частей), включая не завершенные строительством) регулируется Положением о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2008 г. № 187 (далее - Положение № 187).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 августа 2022 г. Указ № 187 утратил силу Указом от 24.08.2022 № 298 «О налогообложении». Комментарий см. здесь. |
В соответствии с пунктом 3 Положения № 187 оценка зданий и сооружений для исчисления налога на недвижимость производится территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организации по государственной регистрации) согласно оценочной стоимости зданий и сооружений.
При отсутствии в текущем году оценки зданий и сооружений по их оценочной стоимости, определенной организациями по государственной регистрации, оценка капитальных строений производится налоговыми органами исходя из имеющихся в налоговом органе сведений:
• путем индексации стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений (подп.3.2.1 п.3 Положения № 187);
• исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения с учетом коэффициентов переоценки зданий и сооружений и общей площади оцениваемого здания либо сооружения - при отсутствии сведений о стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году (подп.3.2.2 п.3 Положения № 187).
В случае если оценка принадлежащего физическому лицу капитального строения, не завершенного строительством, организацией по государственной регистрации не была произведена, определение его стоимости производится налоговыми органами.
В рассматриваемой ситуации, так как объектом налогообложения налогом на недвижимость капитальное строение было признано только в 2018 г. в связи с возведением у него фундамента, стен, крыши, сведения о его стоимости, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году, в налоговом органе отсутствуют.
Соответственно, оценка капитального строения для целей исчисления налога на недвижимость должна быть произведена налоговым органом в соответствии с подпунктом 3.2.2 пункта 3 Положения № 187, т. е. исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения с учетом коэффициентов переоценки зданий и сооружений и общей площади оцениваемого здания либо сооружения.
Физическое лицо - пенсионер по возрасту является плательщиком налога на недвижимость в отношении принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, в котором он зарегистрирован. Вместе с ним зарегистрирован его трудоспособный сын. С апреля 2018 г. сын начал работать в организации, осуществляющей сельскохозяйственное производство.
Имеет ли физическое лицо - собственник жилого дома право на освобождение от уплаты налога на недвижимость в 2018 г.?
На основании норм подпункта 1.18 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса освобождаются от уплаты налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части, принадлежащие физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам, при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц.
![]() |
Справочно Порядок регистрации физических лиц по месту жительства определен Положением о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания». |
При этом в случае наличия подтверждающих документов не учитываются в составе трудоспособных лиц:
• временно не проживающие по месту постоянного жительства плательщиков военнослужащие срочной военной службы, граждане, проходящие альтернативную службу, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
• лица, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности и работающие в организациях (их структурных или обособленных подразделениях), расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, в организациях (их структурных или обособленных подразделениях) здравоохранения, культуры, учреждениях (их структурных или обособленных подразделениях) образования и социальной защиты, в производящих сельскохозяйственную продукцию филиалах или иных обособленных подразделениях организаций, приобретших в порядке, установленном законодательными актами, права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций, а также пенсионеры, ранее работавшие в таких организациях.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации физическое лицо имеет право на освобождение от уплаты налога на недвижимость в отношении принадлежащего ему жилого дома с месяца, в котором его сын начал работать в организации, осуществляющей сельскохозяйственное производство, и, соответственно, не относится к трудоспособным лицам для целей предоставления освобождения от уплаты налога на недвижимость, т. е. с апреля 2018 г.
Физическим лицом на принадлежащем ему земельном участке установлен металлический гараж.
Является ли физическое лицо плательщиком налога на недвижимость в отношении такого гаража?
В соответствии со статьей 185 Налогового кодекса объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам - физическим лицам.
При этом на основании норм Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» к капитальному строению относится любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Так как металлический гараж к капитальным строениям не относится (он не подлежит государственной регистрации, не предназначен для длительной эксплуатации, не связан с землей и легко может быть перемещен без причинения ущерба его назначению), такой объект не признается объектом налогообложения налогом на недвижимость у физических лиц.
Физическому лицу, являющемуся пенсионером по возрасту, на праве собственности принадлежит кирпичный гараж. В 2018 г. физическое лицо зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет деятельность по ремонту автомобилей в принадлежащем ему гараже.
Освобождается ли физическое лицо от уплаты налога на недвижимость в отношении принадлежащего ему гаража?
В соответствии со статьями 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на территории Республики Беларусь.
При этом капитальные строения (здания, сооружения), их части (кроме жилых домов), принадлежащие физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам, расположенные не по месту их жительства, освобождаются от налога на недвижимость независимо от регистрации по месту жительства плательщика трудоспособных лиц.
Законодательством предусмотрено ограничение по предоставлению физическим лицам льгот, перечисленных в статье 186 Налогового кодекса. Так, не освобождаются от уплаты налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, если они предназначены и (или) используются для осуществления предпринимательской деятельности.
В рассматриваемой ситуации принадлежащий физическому лицу гараж используется им для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем льгота, установленная подпунктом 1.18 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса, не применяется.
Налог на недвижимость в отношении принадлежащего физическому лицу гаража исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты права на льготу, т. е. месяца, в котором гараж начал использоваться в предпринимательской деятельности.
Физическому лицу на праве собственности принадлежат две квартиры:
• квартира, приобретенная с привлечением ипотечного кредитования. Право собственности на квартиру физическим лицом зарегистрировано 01.12.2004. Кредит физическим лицом не выплачен, в связи с чем квартира находится в ипотеке (залоге) у банка как гарантия возврата кредита;
• квартира, полученная по наследству. Право собственности на квартиру физическим лицом зарегистрировано 15.06.2008.
Физическое лицо является пенсионером по возрасту. В принадлежащих ему квартирах никто не зарегистрирован.
Является ли физическое лицо плательщиком налога на недвижимость? В каком порядке уплачивается налог?
На основании норм статей 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений, в том числе жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах. Для целей налогообложения жилыми помещениями в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах признаются помещения (квартира, комната) либо доля в праве собственности на квартиру, комнату, предназначенные для проживания физических лиц. При этом способ приобретения физическим лицом жилых помещений или наличие в отношении таких помещений ограничений прав физического лица - собственника при отнесении их к объектам налогообложения налогом на недвижимость значения не имеют.
Подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса установлено, что освобождается от налога на недвижимость принадлежащее физическому лицу на праве собственности одно жилое помещение в многоквартирном и (или) в блокированном жилом доме. При наличии у физического лица двух и более жилых помещений освобождению от налога на недвижимость подлежит только одно жилое помещение по выбору физического лица.
Освобождение предоставляется на основании письменного заявления физического лица, представляемого в налоговый орган по месту жительства, с указанием местонахождения всех принадлежащих физическому лицу жилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах. В случае непредставления физическим лицом такого заявления освобождению от налога на недвижимость подлежит только одно жилое помещение, приобретенное (полученное) им в собственность ранее других жилых помещений.
Освобождение от уплаты налога на недвижимость более одного жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, Налоговым кодексом не предусмотрено. Исключение составляют случаи, когда такие помещения принадлежат членам многодетных семей. Другие категории физических лиц, кроме членов многодетных семей, в том числе пенсионеры по возрасту, обязаны уплачивать налог на недвижимость в случае возникновения (наличия) у них права собственности на второе и последующее жилое помещение в многоквартирных жилых домах.
Обращаем внимание, что жилые помещения, расположенные в блокированных жилых домах, также учитываются при рассмотрении вопроса о предоставлении льготы в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса. Сведениями, подтверждающими наличие в собственности у физических лиц любых объектов недвижимости, являются записи в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Соответственно, если физическим лицом зарегистрировано право собственности на квартиру (долю в праве собственности), выделенную ранее в блокированном жилом доме, такой объект учитывается как жилое помещение в блокированных жилых домах.
Физическим лицом на аукционе приобретено здание бывшей школы для личных нужд. В феврале 2018 г. указанное здание было включено в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены (далее - перечень), а в апреле 2018 г. указанное здание исключено из перечня.
В каком порядке уплачивается физическим лицом налог на недвижимость?
Порядок и условия включения в перечень капитальных строений (зданий, сооружений) утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2013 г. № 957 «Об утверждении Положения о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 августа 2019 г. Положение о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утвержденное постановлением № 957, утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2019 № 515. |
Условием для включения в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, принадлежащих плательщикам налога на недвижимость - физическим лицам, в том числе являющимся индивидуальными предпринимателями, является неиспользование ими таких объектов более девяти месяцев суммарно в течение двенадцати предшествующих календарных месяцев в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в предпринимательской деятельности, а также путем предоставления этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование.
Перечень формируется областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами, администрацией свободной экономической зоны на основании сведений, представляемых районными (городскими) исполкомами (местными администрациями районов в г. Минске), администрациями свободных экономических зон.
Исчисление налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), включенным в перечень, производится по увеличенным ставкам. Право принимать решения об увеличении ставок налога на недвижимость (но не более чем в десять раз) предоставлено областным (Минскому городскому) Советам депутатов.
Исчисление налога на недвижимость по увеличенным ставкам производится начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение о включении капитального строения в перечень, а прекращается с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение об исключении из перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей.
В рассматриваемом примере налог на недвижимость в увеличенном размере исчисляется за период с 01.04.2018 по 30.06.2018.
Обращаем внимание, что в случае, если физическое лицо относится к лицам, освобождаемым от уплаты налога на недвижимость в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса, такое освобождение на капитальные строения (здания, сооружения), включенные в перечень, не распространяется.
Физическому лицу на праве собственности принадлежит жилой дом, в отношении которого оно признается плательщиком налога на недвижимость.
В каком порядке определяется его стоимость для целей исчисления налога на недвижимость?
Налоговой базой для исчисления налога на недвижимость физическим лицам является стоимость принадлежащих им капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определяемая исходя из их оценки, порядок которой утверждается Президентом Республики Беларусь.
Так, оценка принадлежащих физическим лицам капитальных строений (зданий и сооружений (их частей), в том числе жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), нежилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, иных зданий и сооружений, включая не завершенные строительством), машино-мест в целях исчисления им налога на недвижимость регулируется Положением № 187.
В соответствии с пунктом 3 Положения № 187 оценка зданий и сооружений производится:
• организациями по государственной регистрации.
Указанными организациями оценка стоимости зданий и сооружений осуществляется по их оценочной стоимости на 1 января текущего года. Производится такая оценка по обращениям граждан и юридических лиц, а также в соответствии с заключенными договорами с местными исполнительными комитетами о проведении оценки зданий и сооружений. До заключения соответствующих договоров местными исполнительными комитетами по согласованию с налоговыми органами определяется перечень зданий и сооружений, подлежащих оценке.
По результатам проводимой организациями по государственной регистрации оценки капитальных строений составляются:
- заключение об оценке капитальных строений - в случае проведения оценки по обращениям;
- сводная ведомость оценки зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, - в случае проведения оценки по заключенным с местными исполнительными комитетами договорам;
• налоговыми органами.
Оценка капитальных строений налоговыми органами производится только в случае отсутствия в текущем году оценки зданий и сооружений по их оценочной стоимости, определенной организациями по государственной регистрации.
Оценка капитальных строений производится налоговыми органами по стоимости, определяемой одним из способов, которые применяются последовательно:
• путем индексации стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений.
Данные коэффициенты не позднее 10 февраля текущего года доводятся Министерством архитектуры и строительства до сведения Министерства по налогам и сборам и Государственного комитета по имуществу;
• исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения и общей площади оцениваемого здания либо сооружения - при отсутствии сведений о стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году.
Стоимость одного квадратного метра здания или сооружения на 1 января 2013 г. определяется в размере базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения, установленной согласно приложению 1 к Положению № 187. Данная стоимость дифференцируется в зависимости от вида оцениваемого здания или сооружения и населенного пункта, на территории которого расположено такое здание или сооружение.
В дальнейшем стоимость одного квадратного метра здания или сооружения на 1 января каждого последующего года, начиная с 1 января 2014 г., определяется путем умножения базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения последовательно на все коэффициенты переоценки зданий и сооружений.
Кроме того, физическому лицу предоставлено право не позднее 31 декабря года, за который исчисляется налог на недвижимость, представить в налоговый орган заключение об оценке, определенной на 1 января текущего года:
• по рыночной стоимости здания или сооружения. Такая оценка проводится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим оценочную деятельность, с использованием рыночных методов оценки зданий и сооружений. При этом в качестве оценщика может выступать физическое лицо, аттестованное в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, проводящее независимую оценку лично как индивидуальный предприниматель либо в качестве работника индивидуального предпринимателя или юридического лица - исполнителя оценки;
• по оценочной стоимости здания или сооружения. Определение стоимости в таком случае производится организацией по государственной регистрации.
По результатам проведения оценки исполнителем оценки составляются заключение и отчет об оценке, которые выдаются заказчику оценки. При представлении заключения об оценке в налоговый орган в установленный срок рыночная или оценочная стоимость зданий и сооружений принимается налоговым органом в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость.
Результат произведенной оценки может использоваться только в соответствии с целью оценки, указанной в заключении об оценке.
Физическим лицом на предоставленном ему земельном участке возведен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано 01.12.2014.
В 2018 г. физическим лицом самовольно осуществлено строительство пристройки к жилому дому, являющейся капитальным строением. Строительство указанной постройки осуществлялось физическим лицом самостоятельно и без разработки разрешительной и проектной документации.
Является ли указанная постройка объектом налогообложения налогом на недвижимость?
В соответствии со статьями 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений (зданий, сооружений), к которым в том числе относятся капитальные строения (здания, сооружения), не завершенные строительством, имеющие фундамент, стены, крышу (если согласно проектной документации на возведение, реконструкцию объекта и (или) назначению капитальных строений (зданий, сооружений) их возведение предполагается) и строительство которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено (строительство которых продолжается, приостановлено, прекращено или законсервировано) или строительство которых завершено, но они не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством.
Вместе с тем согласно подпункту 2.1 пункта 2 статьи 185 Налогового кодекса самовольно возведенные капитальные строения (здания, сооружения), их части объектами налогообложения налогом на недвижимость не признаются.
Самовольной постройкой признается недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства. В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь самовольное строительство - это деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться п.1 ст.223 ГК в ред. Закона от 18.07.2022 № 195-З. |
Признание капитального строения самовольной постройкой осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом, после чего им может быть принято решение как о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) - если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, так и о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние.
![]() |
Справочно В соответствии со статьей 21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений признается административным правонарушением и влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.22.8 нового Кодекса. |
В том случае, когда местными исполнительными и распорядительными органами принято решение о продолжении строительства или о принятии постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в организациях по государственной регистрации с предоставлением при необходимости земельного участка лицу, осуществившему самовольное строительство, указанное капитальное строение подлежит обложению налогом на недвижимость.
В рассматриваемой ситуации в случае признания возведенного физическим лицом капитального строения самовольной постройкой указанный объект не подлежит налогообложению налогом на недвижимость.
Физическим лицом, являющимся пенсионером по возрасту, по наследству получена квартира в многоквартирном жилом доме. Право собственности на квартиру физическим лицом в установленном порядке не зарегистрировано. Иных объектов недвижимости, в том числе других квартир либо долей в праве собственности на такие квартиры, физическому лицу не принадлежит.
Необходимо ли в данном случае физическому лицу уплачивать налог на недвижимость?
В соответствии со статьями 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений, включая жилые помещения в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, которыми для целей налогообложения признаются помещения (квартира, комната), предназначенные для проживания физических лиц, либо доли в праве собственности на квартиру, комнату.
К капитальным строениям, принадлежащим физическим лицам, относятся капитальные строения, их части:
• принадлежащие на праве собственности;
• принятые по наследству;
• не завершенные строительством.
Льготы по уплате налога на недвижимость установлены статьей 186 Налогового кодекса.
Подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса установлено, что освобождается от уплаты налога на недвижимость принадлежащее физическому лицу на праве собственности одно жилое помещение в многоквартирном жилом доме.
При этом возникновение, переход, прекращение права собственности согласно Закону Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» подлежат государственной регистрации, которая представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода, прекращения права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество.
Соответственно, право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента государственной регистрации его возникновения и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.
Таким образом, в отношении квартиры, полученной физическим лицом по наследству, что подтверждается свидетельством о праве на наследство, автоматически право собственности не возникает. Возникновение права собственности осуществляется только в момент государственной регистрации такого права.
В связи с чем установленное подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса освобождение от уплаты налога на недвижимость не распространяется на жилые помещения в многоквартирных жилых домах, принятые по наследству. Правовые основания для использования освобождения от уплаты налога на недвижимость в соответствии с указанным подпунктом возникнут только с даты государственной регистрации права собственности на квартиру, принятую физическим лицом по наследству.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации в отношении квартиры, не принадлежащей плательщику на праве собственности (соответственно, не указанной в подпункте 1.17 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса), физическим лицом, являющимся пенсионером по возрасту, может быть применена льгота в соответствии с подпунктом 1.18 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса.
При этом льгота может быть применена только при условии отсутствия регистрации по месту жительства плательщика трудоспособных лиц.
Физическому лицу принадлежит 1/2 доли в праве собственности на квартиру. В 2018 г. им по договору купли-продажи приобретена 1/2 доли в праве собственности на вторую квартиру.
Необходимо ли физическому лицу уплачивать налог на недвижимость?
В соответствии со статьями 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений, включая жилые помещения в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах. При этом жилым помещением в многоквартирном или блокированном жилом доме признаются помещение (квартира, комната), предназначенное для проживания физических лиц, либо доля в праве собственности на квартиру, комнату.
Соответственно, каждая из 1/2 долей в праве собственности на квартиру является отдельным жилым помещением в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах.
Исходя из норм подпункта 1.17 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса от уплаты налога на недвижимость освобождается принадлежащее физическому лицу на праве собственности только одно жилое помещение в многоквартирном и (или) в блокированном жилом доме.
Для выбора жилого помещения, освобождаемого от уплаты налога на недвижимость по указанным основаниям, физическому лицу необходимо представить письменное заявление в налоговый орган по месту жительства с указанием местонахождения всех принадлежащих физическому лицу жилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах. В случае непредставления физическим лицом такого заявления освобождению от налога на недвижимость подлежит жилое помещение, приобретенное (полученное) им в собственность ранее других жилых помещений.
Физическое лицо является собственником жилого дома, расположенного в г. Минске. С мая 2017 г. отбывает наказание в местах лишения свободы. При этом физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в жилом доме, принадлежащем его отцу, являющемуся пенсионером по возрасту.
Имеет ли физическое лицо право на освобождение от уплаты налога на недвижимость?
Категории физических лиц, освобождаемых от уплаты налога на недвижимость, перечислены в подпунктах 1.17-1.21 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса. При этом физические лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не освобождаются от уплаты налога на недвижимость по указанным основаниям.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации налог на недвижимость за период отбывания физическим лицом наказания в местах лишения свободы налоговым органом исчисляется. Для обеспечения исполнения налогового обязательства налоговым органом могут быть предприняты любые меры, предусмотренные законодательством. В частности, за весь период неисполнения налогового обязательства по уплате налога на недвижимость в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса начисляются пени за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания).
Дополнительно сообщаем, что для целей исчисления налога на недвижимость физическое лицо, отбывающее наказание в местах лишения свободы, не учитывается в составе трудоспособных лиц по месту жительства своего отца, являющегося пенсионером по возрасту. Соответственно, его отец имеет право на получение освобождения от уплаты налога на недвижимость в отношении принадлежащего ему жилого дома в соответствии с подпунктом 1.18 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса.
28.09.2018
Е.Н.Зарецкая, главный государственный налоговый инспектор управления налогообложения доходов и имущества физических лиц главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь