


Материал помещен в архив


ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ
Порядок исчисления физическим лицам налога на недвижимость и земельного налога регулируется главами 17 и 18 Налогового кодекса Республики Беларусь соответственно (далее - Налоговый кодекс).
Основанием для признания физического лица плательщиком налога на недвижимость является наличие у него недвижимости, признаваемой объектом налогообложения данным налогом, с учетом особенностей, установленных Налоговым кодексом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Налоговый кодекс на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З (далее - Закона № 159-З) изложен в новой редакции. Следует руководствоваться главой 19 «Налог на недвижимость» (комментарии см. здесь) и главой 20 «Земельный налог» (комментарий см. здесь) Налогового кодекса в новой редакции. |
Основанием для признания физического лица плательщиком земельного налога является наличие у него земельного участка на праве временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности с учетом особенностей, установленных Налоговым кодексом.
В настоящей статье рассмотрим вопросы, возникающие у физических лиц в связи с исчислением земельного налога и налога на недвижимость.
Внимание! Напоминаем гражданам, владеющим земельными участками и (или) объектами недвижимости, о том, что срок уплаты земельного налога и налога на недвижимость за текущий год - 15 ноября.
Физическим лицом по наследству получен земельный участок. У предыдущего собственника имелась задолженность по уплате земельного налога в отношении указанного земельного участка, а также пени, начисленной в связи с неисполнением им обязательств по уплате земельного налога.
Физическим лицом получено свидетельство о праве на наследство, но право собственности на земельный участок в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в установленном порядке не зарегистрировано.
В каком размере и за какой период физическое лицо обязано уплачивать земельный налог?
В соответствии со статьями 192 и 193 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, принятых ими по наследству.
Имущество, принятое по наследству, признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права наследника на это имущество, если это право подлежит регистрации (п.4 ст.1069 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Временем открытия наследства является день смерти гражданина или день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
В связи с вышеизложенным физическое лицо является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, полученного им по наследству, со дня смерти гражданина - наследодателя. Земельный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было открыто наследство на земельный участок (п.6 ст.202 Налогового кодекса).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Налогового кодекса налоговое обязательство умершего физического лица исполняется его наследником (наследниками), принявшим наследуемое имущество умершего, в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве не позднее двух месяцев со дня принятия наследства.
Соответственно физическое лицо - наследник признается лицом, обязанным исполнить налоговые обязательства по земельному налогу умершего физического лица. Документом, являющимся основанием для начисления такому физическому лицу суммы задолженности по земельному налогу, признаются свидетельство о праве на наследство или иные документы, подтверждающие принятие наследником (наследниками) наследуемого имущества умершего. При этом правопреемства по исполнению наследником обязанности по уплате причитающихся с умершего физического лица пеней не возникает, так как пени являются способом обеспечения налогового обязательства, а не самим налоговым обязательством.
Сумма задолженности по земельному налогу, подлежащая уплате наследником умершего физического лица, может быть документально подтверждена выпиской из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней по налоговому обязательству умершего физического лица, выдаваемой по заявлению наследника налоговым органом в течение трех рабочих дней со дня подачи такого заявления.
В 2018 г. физическим лицом на земельном участке, находящемся по соседству от предоставленного ему земельного участка, построен гараж. Документы, которые подтверждают право пользования земельным участком под гаражом, у физического лица отсутствуют.
Необходимо ли физическому лицу уплачивать земельный налог за этот земельный участок?
Статьей 193 Налогового кодекса определены объекты налогообложения земельным налогом у физических лиц. К ним относятся земельные участки, расположенные на территории Республики Беларусь, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании, принятые физическими лицами по наследству, а также предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.
Основаниями для исчисления земельного налога согласно пункту 3 статьи 202 Налогового кодекса являются:
• государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
• сведения о наличии земель (в том числе сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, сведения, представляемые землеустроительными службами исполнительных комитетов, сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним);
• фактическое использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению;
• документы, позволяющие определить данные земельного участка (площадь, категория, функциональное использование, кадастровая стоимость земельного участка), при наличии таких документов и отсутствии вышеуказанных правоустанавливающих документов.
При этом отсутствие у физических лиц документов на земельный участок либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования земельными участками не являются основанием для непризнания этих физических лиц плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются (п.4 ст.192 Налогового кодекса).
Таким образом, фактическое использование физическим лицом земельного участка является основанием для исчисления земельного налога.
При исчислении земельного налога налоговыми органами по земельным участкам, которые признаны самовольно занятыми, к ставкам земельного налога применяется повышающий коэффициент 10. Исчисление земельного налога с применением коэффициента производится на основании сведений землеустроительной службы исполнительного комитета о нарушении установленного порядка пользования земельными участками и признании их самовольно занятыми, предоставляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Физическим лицом в 2018 г. было получено свидетельство о праве на наследство на земельный участок, относящийся к жилой усадебной зоне. Дата открытия наследства - июнь 2013 г.
За какой период исчисляется земельный налог данному физическому лицу? Что будет являться налоговой базой для исчисления земельного налога?
В соответствии со статьями 192 и 193 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками земельного налога в отношении полученных ими по наследству земельных участков.
Земельный налог за земельный участок, принятый по наследству, а также за земельный участок, на котором расположено недвижимое имущество, принятое по наследству, исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия наследства.
Вместе с тем с 1 января 2018 г. в соответствии с нормами части пятой пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» ограничен период, за который налоговым органом может быть исчислен физическим лицам земельный налог. В частности, исчисление налога производится не более чем за три календарных года, предшествующих году, в котором производится такое исчисление.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. в соответствии с частью второй пункта 15 Указа № 376 пункт 7 утратил силу в связи со вступлением в силу Закона № 159-З. Таким образом, вышеприведенная норма соответственно перенесена в пункт 3 статьи 36 Налогового кодекса в новой редакции. |
Таким образом, в рассматриваемой ситуации исчисление земельного налога производится начиная с 2015 г.
Определение налоговой базы земельного налога в 2015-2018 гг. производилось в различном порядке, устанавливаемом законодательными актами: в 2015-2016 гг. - пунктом 3 статьи 195 Налогового кодекса, в 2017 г. - статьей 6 Закона Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», в 2018 г. - пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении».
В 2015-2016 гг. согласно пункту 3 статьи 195 Налогового кодекса (в редакциях, действовавших в 2015 и 2016 гг.) налоговая база земельного налога на 1 января календарного года определялась в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января календарного года, за который производилось исчисление налога.
Статьей 6 Закона Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» было установлено, что в 2017 г. налоговая база земельного налога для земель жилой усадебной зоны определяется в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января 2016 г., проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен.
В 2018 г. налоговая база земельного налога для земель жилой усадебной зоны в соответствии с пунктом 3 статьи 195 Налогового кодекса и пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении» определяется в белорусских рублях на дату кадастровой оценки такой зоны.
Поиск сведений о кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения может осуществляться физическими лицами при необходимости самостоятельно на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство»
Физическое лицо является плательщиком земельного налога. Права на льготы, установленные статьей 194 Налогового кодекса, не имеет. Вместе с тем физическое лицо в связи с объективными обстоятельствами не может уплатить земельный налог за 2018 г.
Кто может освободить физическое лицо от уплаты земельного налога?
Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Категории граждан, имеющих право на льготы по земельному налогу, перечислены в статье 194 Налогового кодекса. Кроме того, статьей 43 Налогового кодекса предусмотрено, что отдельным плательщикам - физическим лицам могут предоставляться льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты. Правом предоставлять такие льготы обладают местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы. Для рассмотрения вопроса об освобождении любое физическое лицо, в том числе не относящееся к категории лиц, имеющих право на налоговые льготы, предусмотренные Налоговым кодексом, вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о таком освобождении.
Льготы по уплате земельного налога физическим лицам предоставляются местными Советами депутатов или по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами:
• по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
• исходя из имущественного положения плательщика.
Физическое лицо является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме. Иных объектов недвижимости в собственности не имеет.
Плательщиком каких налогов признается физическое лицо?
В соответствии со статьями 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на территории Республики Беларусь, в том числе в отношении принадлежащих им жилых помещений в многоквартирных жилых домах.
Вместе с тем в соответствии с нормами подпункта 1.17 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса принадлежащее физическому лицу на праве собственности одно жилое помещение в многоквартирном или в блокированном жилом доме освобождается от уплаты налога на недвижимость.
В связи с вышеизложенным в рассматриваемой ситуации физическое лицо освобождается от уплаты налога на недвижимость в отношении принадлежащей ему на праве собственности одной квартиры.
Следует отметить, что физические лица, имеющие в собственности или являющиеся арендаторами (нанимателями) жилых помещений в жилых домах, расположенных на земельных участках, предоставленных организациям, в том числе жилищно-строительным кооперативам, жилищным кооперативам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, товариществам собственников, для строительства и (или) обслуживания жилых домов, также участвуют в уплате земельного налога в части налога, приходящейся на площадь занимаемого ими жилого помещения в жилом доме.
Плательщиками земельного налога в указанных случаях являются организации, которым земельные участки предоставлены. При этом организации предъявляют сумму земельного налога, причитающегося к уплате, к возмещению физическим лицам, которые являются нанимателями (поднанимателями), или арендаторами, или собственниками жилых помещений, нежилых помещений в этих жилых домах, пользователями либо собственниками машино-мест.
Возмещение сумм земельного налога производится в порядке, установленном Инструкцией о порядке возмещения сумм земельного налога, а также взыскания задолженности с нанимателей (поднанимателей), или арендаторов, или собственников жилых помещений, нежилых помещений в этих жилых домах, пользователей либо собственников машино-мест по возмещению сумм земельного налога за земельные участки, занятые жилыми домами, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 16 июля 2012 г. № 14 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения сумм земельного налога, а также взыскания задолженности с нанимателей (поднанимателей), или арендаторов, или собственников жилых помещений, нежилых помещений в этих жилых домах, пользователей либо собственников машино-мест по возмещению сумм земельного налога за земельные участки, занятые жилыми домами, и признании утратившим силу постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 29». Согласно указанной Инструкции сумма земельного налога, подлежащая возмещению физическим лицом, включается в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением и уплачивается одновременно с платежами за жилищно-коммунальные услуги.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 апреля 2019 г. постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 03.04.2019 № 4 внесены изменения в постановление № 14, в частности, названия постановления и Инструкции изложены в новой редакции: «О порядке возмещения сумм земельного налога, а также взыскания задолженности по возмещению сумм земельного налога за земельные участки, занятые жилыми домами». |
Возмещать приходящуюся на них часть земельного налога обязаны все физические лица, за исключением тех физических лиц, которые имеют право на освобождение от уплаты земельного налога по основаниям, установленным статьей 194 Налогового кодекса. Предоставление льгот ограничено законодательством. Так, освобождение не предоставляется в части площади земель, приходящейся на пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц, в случае, если в принадлежащих этим физическим лицам жилых помещениях и расположенных в таких жилых домах зарегистрированы трудоспособные лица.
Для прочих категорий физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу, кроме пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц, освобождение предоставляется независимо от регистрации трудоспособных лиц в принадлежащих им жилых помещениях.
Физическое лицо является собственником жилого дома и земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания указанного жилого дома, находящихся в сельской местности. С января по май 2017 г. физическое лицо работало по договору подряда в организации, осуществляющей сельскохозяйственное производство, расположенной в сельской местности. В июне 2018 г. физическое лицо достигло общеустановленного пенсионного возраста.
Физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в принадлежащем ему жилом доме. Вместе с ним зарегистрирована его трудоспособная дочь, являющаяся студенткой дневного отделения, не проживающая по месту регистрации.
Подлежат ли уплате физическим лицом налог на недвижимость и земельный налог за 2017-2018 гг.?
В соответствии со статьями 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на территории Республики Беларусь, а в соответствии со статьями 192 и 193 Налогового кодекса - плательщиками земельного налога в отношении предоставленных им на территории Республики Беларусь земельных участков.
Льготы по налогу на недвижимость установлены статьей 186 Налогового кодекса, в соответствии с нормами подпункта 1.19 пункта 1 которой освобождаются от уплаты налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные в сельской местности и принадлежащие физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства в сельской местности и работающим в организациях (их структурных или обособленных подразделениях), расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также пенсионерам, ранее работавшим в этих организациях (их структурных или обособленных подразделениях).
![]() |
Справочно Основной вид деятельности организации определяется в порядке, установленном законодательством для формирования официальной статистической информации, и подлежит классификации в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85. В соответствии с вышеназванным общегосударственным классификатором основными видами деятельности организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию, являются производство (выращивание) и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, классифицируемые в разделе 01 «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях», за исключением группы 017 «Охота и отлов, включая предоставление услуг в этих областях». |
Предоставление льготы по указанному основанию возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:
• физическое лицо - плательщик налогов зарегистрирован в сельской местности;
• физическое лицо - плательщик налогов работает (или является пенсионером, работавшим ранее) в вышеуказанных организациях, расположенных в сельской местности;
• объект налогообложения (капитальное строение (здание, сооружение)) расположен в сельской местности.
В рассматриваемой ситуации физическое лицо имеет право на освобождение от уплаты налога на недвижимость в отношении принадлежащего ему жилого дома в те периоды, когда физическим лицом выполнялись все условия, необходимые для предоставления льготы в соответствии с подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса, а именно:
• с января по май 2017 г.;
• с июня 2018 г. (как пенсионер, ранее работавший в организации, осуществляющей сельскохозяйственное производство).
Обращаем внимание, что льгота по земельному налогу для физических лиц, проживающих в сельской местности, работающих в вышеуказанных организациях, расположенных в сельской местности, в отношении принадлежащих им земельных участков в сельской местности по перечисленным основаниям не предусмотрена.
Льготы по земельному налогу установлены статьей 194 Налогового кодекса, в соответствии с нормами подпункта 1.25 пункта 1 которой освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц.
В изложенной ситуации физическое лицо не освобождается от уплаты земельного налога в 2018 г., так как по месту его жительства зарегистрирована трудоспособная дочь. При этом при решении вопроса о предоставлении льготы значение имеет именно регистрация трудоспособного лица в жилом доме, являющемся местом жительства для плательщика - пенсионера по возрасту. Фактическое проживание зарегистрированных трудоспособных лиц при предоставлении льготы не учитывается.
Физическому лицу предоставлен земельный участок во временное пользование сроком на один год (с 1 мая 2017 г. по 30 апреля 2018 г.) для сенокошения.
За какой период подлежит уплате физическим лицом земельный налог?
На основании норм статей 192 и 193 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками земельного налога в отношении расположенных на территории Республики Беларусь земельных участков, находящихся в их временном пользовании.
Земельный налог физическому лицу исчисляется за период:
• начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
• заканчивая последним числом месяца, в котором прекращено право временного пользования земельным участком.
![]() |
Справочно Согласно статье 20 Кодекса Республики Беларусь о земле в случаях предоставления земельного участка во временное пользование для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование, а право временного пользования - возникшим, перешедшим, прекратившимся с момента принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.
От редакции «Бизнес-Инфо» C 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.22 КоЗ в ред. Закона от 18.07.2022 № 195-З. Комментарии см. здесь. |
Таким образом, в рассматриваемой ситуации земельный налог исчисляется физическому лицу за период с 1 июня 2017 г. по 30 апреля 2018 г.
Физическому лицу был предоставлен земельный участок в пожизненное наследуемое владение. Государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения на земельный участок им не была произведена. Кроме того, у физического лица отсутствуют документы (в том числе и решение уполномоченного органа), подтверждающие предоставление ему земельного участка.
Признается ли физическое лицо плательщиком земельного налога?
В соответствии со статьями 192 и 193 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками земельного налога в отношении расположенных на территории Республики Беларусь земельных участков, предоставленных им в пожизненное наследуемое владение. При этом отсутствие у физических лиц документов, удостоверяющих право физических лиц на земельный участок, либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации таких прав не являются основанием для непризнания этих физических лиц плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются.
Учитывая вышеизложенное, физическое лицо признается плательщиком земельного налога. Земельный налог им уплачивается на основании извещения налогового органа.
В данном случае основаниями для исчисления налоговым органом земельного налога физическому лицу могут быть:
• сведения о наличии земель (в том числе сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, сведения (площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода), представляемые землеустроительными службами исполнительных комитетов);
• иные документы, позволяющие определить данные земельного участка (площадь, категория, функциональное использование, кадастровая стоимость земельного участка).
В частности, сведения о наличии земель представляются землеустроительными службами исполнительных комитетов налоговым органам в электронном виде по месту нахождения земельного участка ежегодно не позднее 10 февраля в порядке и по форме, утвержденным Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь по согласованию с Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Физическому лицу предоставлен земельный участок во временное пользование сроком на пять лет (до 30 апреля 2018 г.). Указанный земельный участок физическим лицом по истечении срока, на который он был предоставлен, не возвращен, физическим лицом не предприняты действия для продления сроков пользования земельным участком.
В каком порядке и в каком размере исчисляется земельный налог в отношении указанного участка?
Согласно положениям статей 192 и 193 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством.
Основанием для исчисления земельного налога в таком случае является фактическое использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных. Факты использования земельных участков, своевременно не возвращенных, устанавливаются уполномоченными государственными органами (землеустроительными службами исполнительных комитетов).
Об установленных фактах нарушений в налоговые органы по месту нахождения земельных участков представляются сведения по установленной форме в десятидневный срок со дня вступления в законную силу постановления уполномоченного государственного органа по делу о соответствующем правонарушении.
![]() |
Справочно В соответствии со статьей 23.42 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение сроков возврата временно занимаемых земель отнесено к административному правонарушению, за совершение которого предусмотрена административная ответственность для физического лица в виде штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. |
Форма сведений о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению, представляемых землеустроительными службами исполнительных комитетов, установлена приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 50 «О некоторых вопросах передачи сведений о наличии земель и о принятых решениях, являющихся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению». Данной формой сведений предусмотрено указание таких сведений, как данные физического лица, допустившего нарушение порядка землепользования, вид нарушения и его период (сведения заполняются в отдельном разделе для каждого вида нарушения порядка землепользования), а также сведений о вынесенном постановлении по делу об административном правонарушении.
Земельный налог за земельный участок, предоставленный во временное пользование и своевременно не возвращенный в соответствии с законодательством, исчисляется по ставкам, увеличенным на коэффициент 10, с 1-го числа месяца, с которого земельные участки использовались с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца (включительно), в котором указанные нарушения устранены.
Применение коэффициента 10 при исчислении земельного налога в указанных случаях производится одновременно с применением увеличения (уменьшения) (до 2,5 раза) ставок налога в соответствии с решениями местных Советов депутатов.
Уплата земельного налога, исчисленного с применением коэффициента 10, не узаконивает право физического лица на пользование земельным участком, своевременно им не возвращенным в соответствии с законодательством.
Обращаем внимание, что в случаях, когда физическое лицо относится к лицам, освобождаемым от уплаты земельного налога в соответствии со статьей 194 Налогового кодекса, такое освобождение на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, не распространяется.
Физическому лицу на праве собственности принадлежат садовый домик и земельный участок, расположенные в садоводческом товариществе.
Какие налоги и в каком порядке следует уплачивать физическому лицу?
Согласно статьям 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории Республики Беларусь, а в соответствии со статьями 192 и 193 Налогового кодекса - плательщиками земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков.
![]() |
Справочно Владелец земельного участка в садоводческом товариществе обязан быть членом такого товарищества. При выходе (исключении) владельца земельного участка из состава членов садоводческого товарищества он теряет право пользоваться земельным участком в садоводческом товариществе и обязан в течение года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе продать такой земельный участок. |
Перечень категорий граждан, освобождаемых от уплаты налога на недвижимость и земельного налога по принадлежащим им объектам недвижимости и земельным участкам, установлен подпунктами 1.17-1.21 пункта 1 статьи 186 и подпунктами 1.24-1.27 пункта 1 статьи 194 Налогового кодекса соответственно. Указанный перечень включает пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы, членов многодетных семей и других граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. В случае отсутствия у физического лица прав на льготы он обязан уплачивать налог на недвижимость и земельный налог по принадлежащим ему садовому домику и земельному участку.
Срок уплаты налога на недвижимость и земельного налога для физических лиц - не позднее 15 ноября текущего года. Уплата налогов производится на основании извещения налогового органа, которое может быть вручено лично под роспись, путем направления его по почте либо (при наличии согласия физического лица) через личный кабинет плательщика или иным электронным способом.
Уплата налога может производиться физическими лицами любым удобным для них способом: в безналичном порядке или путем внесения причитающейся суммы налога наличными денежными средствами в банк, налоговый орган, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный комитет либо оператору почтовой связи.
Уплата физическими лицами - членами садоводческого товарищества в соответствии с пунктом 12 статьи 189 Налогового кодекса налога на недвижимость со стоимости садовых домиков, дач и иных капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных в садоводческих товариществах, и в соответствии с пунктом 11 статьи 202 Налогового кодекса земельного налога за земельные участки в садоводческих товариществах может производиться путем внесения сумм налогов таким товариществам.
Прием сумм налога на недвижимость и земельного налога и перечисление их в бюджет осуществляются должностным лицом садоводческого товарищества (казначеем), в обязанности которого входит обеспечение своевременного перечисления сумм земельного налога и налога на недвижимость, внесенных членами товарищества.
Садоводческие товарищества, осуществившие прием сумм налога на недвижимость и земельного налога, обязаны в срок не позднее 16 ноября текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения о принятых от физических лиц суммах налога на недвижимость и (или) земельного налога по форме согласно приложению 6 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц». К указанным сведениям прилагаются платежные инструкции (их копии) о перечислении принятых денежных средств в бюджет.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июля 2019 г. форма сведений о принятых от физических лиц суммах налога на недвижимость и (или) земельного налога изложена в новой редакции постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.04.2019 № 22. |
Физическому лицу, являющемуся пенсионером по возрасту, на праве собственности принадлежит земельный участок. В 2018 г. физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет деятельность по ремонту автомобилей в гараже, расположенном на принадлежащем ему земельном участке.
Освобождается ли физическое лицо от уплаты земельного налога?
В соответствии со статьями 192 и 193 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками земельного налога в отношении предоставленных им земельных участков, расположенных на территории Республики Беларусь.
При этом земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства, освобождаются от земельного налога независимо от регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц (подп.1.25 п.1 ст.194 Налогового кодекса).
Однако законодательством предусмотрены ограничения по предоставлению льгот физическим лицам, перечисленным в статье 194 Налогового кодекса. Так, не освобождаются от уплаты земельного налога земельные участки:
• предоставленные физическим лицам, если эти участки используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или заняты капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, машино-местами, предназначенными и (или) используемыми для осуществления предпринимательской деятельности;
• предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению;
• занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, в том числе на части таких земельных участков.
В рассматриваемой ситуации принадлежащий физическому лицу гараж используется в предпринимательской деятельности, в связи с чем физическому лицу не предоставляется освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельного участка, занятого этим гаражом.
Земельный налог физическому лицу исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты права на льготу, т. е. месяца, в котором гараж, расположенный на таком земельном участке, начал использоваться в предпринимательской деятельности.
Физическое лицо является собственником жилого дома и земельного участка, на котором расположен жилой дом, в д. Жуки Ельского района Гомельской области.
Имеет ли право физическое лицо на освобождение от уплаты земельного налога?
От уплаты земельного налога в соответствии с подпунктом 1.26 пункта 1 статьи 194 Налогового кодекса освобождаются земельные участки, предоставленные физическим лицам:
• эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г., переселившимся в сельские населенные пункты, в первые три года после принятия решения о предоставлении им земельных участков;
• постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение.
Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2016 г. № 9 «Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 февраля 2021 г. действует перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2021 № 75. |
Так как согласно вышеназванному перечню территория д. Жуки Ельского района Гомельской области относится к зоне с правом на отселение, физическое лицо имеет право на освобождение от уплаты земельного налога по принадлежащему ему земельному участку. Права на льготу по налогу на недвижимость по указанному основанию физическое лицо не имеет.
Физическое лицо является плательщиком налога на недвижимость в отношении принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, в котором он зарегистрирован вместе с трудоспособной супругой.
В 2018 г. физическое лицо было уволено в запас из числа военнослужащих по причине получения им при исполнении служебных обязанностей заболевания. При увольнении ему установлена III группа инвалидности. Общеустановленного пенсионного возраста физическое лицо не достигло.
Обязано ли физическое лицо - собственник жилого дома уплачивать налог на недвижимость?
В соответствии со статьями 183 и 185 Налогового кодекса физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на территории Республики Беларусь.
Категории граждан, имеющих право на освобождение от уплаты налога на недвижимость, установлены статьей 186 Налогового кодекса.
Так, согласно нормам подпункта 1.18 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса от уплаты налога на недвижимость освобождаются лица, имеющие право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII «О ветеранах»
Обращаем внимание, что предоставление освобождения от уплаты налога на недвижимость указанным физическим лицам по принадлежащим им жилым домам осуществляется независимо от регистрации трудоспособных граждан в таких жилых домах.
Нормами части второй статьи 12 Закона «О ветеранах» установлено, что государственные социальные льготы, права и гарантии, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств, распространяются на граждан, в том числе уволенных в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации физическое лицо в целях исчисления налога на недвижимость при наличии документов, подтверждающих его увольнение в запас (отставку) в связи с получением группы инвалидности вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), признается лицом, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом «О ветеранах», и соответственно освобождается от уплаты налога на недвижимость.
Физическому лицу на праве собственности принадлежат две квартиры и два гаража. Также на праве пожизненного наследуемого владения ему предоставлено три земельных участка, один из которых используется им в предпринимательской деятельности. В мае 2018 г. у плательщика рождается третий ребенок. Кроме этого ребенка у плательщика имеется еще двое несовершеннолетних детей.
Необходимо ли физическому лицу уплачивать налог на недвижимость и земельный налог?
Физические лица, являющиеся членами многодетной семьи, в соответствии с подпунктами 1.17 и 1.18 пункта 1 статьи 186 и подпунктом 1.27 пункта 1 статьи 194 Налогового кодекса относятся к физическим лицам, имеющим право на освобождение от уплаты налога на недвижимость и земельного налога.
![]() |
Справочно Для целей налогообложения налогом на недвижимость и земельным налогом многодетной признается семья, имеющая трех и более несовершеннолетних детей. Статус многодетной семьи может быть подтвержден удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. Образец удостоверения и порядок его выдачи утверждаются Правительством Республики Беларусь. |
Освобождение от уплаты налогов членам многодетных семей предоставляется по всем принадлежащим им объектам недвижимости (жилые помещения в многоквартирном жилом доме, жилые дома, садовые домики и т. д.) и по всем предоставленным им земельным участкам.
Исключение составляют принадлежащие членам многодетных семей:
1) капитальные строения (здания, сооружения), а также земельные участки, предназначенные и (или) используемые для осуществления предпринимательской деятельности.
Капитальные строения (здания, сооружения) признаются предназначенными для осуществления предпринимательской деятельности при условии, что согласно целевому назначению они не предназначены для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Сведения о целевом назначении капитальных строений (зданий, сооружений) фиксируются при проведении их регистрации в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Соответственно земельные участки признаются предназначенными и (или) используемыми для осуществления предпринимательской деятельности в случаях, когда на них расположены капитальные строения, предназначенные и (или) используемые для осуществления предпринимательской деятельности;
2) капитальные строения (здания, сооружения), а также земельные участки, включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены;
3) земельные участки, используемые для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
![]() |
Справочно Согласно статье 1151 Гражданского кодекса Республики Беларусь крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель; |
4) земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.
При этом освобождение от уплаты налога на недвижимость и земельного налога предоставляется:
• с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу;
• по последнее число месяца, в котором право на льготу было утрачено.
В рассматриваемой ситуации физическому лицу - плательщику предоставляется освобождение:
• за период с 1 января 2018 г. по 30 апреля 2018 г. - по налогу на недвижимость в отношении одной принадлежащей ему квартиры (в соответствии с подп.1.17 п.1 ст.186 Налогового кодекса);
• за период начиная с 1 мая 2018 г. - по налогу на недвижимость в отношении двух принадлежащих плательщику квартир и двух гаражей, а также по земельному налогу в отношении двух предоставленных плательщику земельных участков. Освобождение от уплаты земельного налога в отношении третьего земельного участка не предоставляется, так как он используется в предпринимательской деятельности.
19.10.2018
Е.Н.Зарецкая, главный государственный налоговый инспектор управления налогообложения доходов и имущества физических лиц главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь