Комментарий от 31.12.2020
Источник: Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь»


 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ИЗМЕНЕНИИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» (В ЧАСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ)

1. Нормы Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), приведенные в соответствие с нормами иных актов

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии 1.1. в статье 31 НК подпункты 2.7.3, 2.7.10 пункта 2 приведены в соответствие с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» (далее - Указ № 503) в части безвозмездной передачи имущества.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться НК с учетом изменений, внесенных Законом от 27.12.2023 № 327-З. Комментарии см. здесь.

 

Так, не признается реализацией, а значит, не облагается НДС у передающей стороны, безвозмездная передача:

имущества, переданного и принятого в соответствии с законодательством Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц;

государственного имущества в соответствии с законодательством.

Учитывая, что положения подпункта 2.5.4 пункта 2 статьи 115 НК перенесены в подпункт 2.7.10 пункта 2 статьи 31 НК, а нормы подпункта 2.5.5 пункта 2 статьи 115 НК «покрываются» предписаниями статьи 31 НК, касающимися безвозмездной передачи имущества Республике Беларусь, эти структурные элементы из НК исключены;

1.2. в подпункт 2.7.7 пункта 2 статьи 31 НК внесены правки в отношении безвозмездной передачи арендного жилья в собственность граждан. Согласно Жилищному кодексу Республики Беларусь такая передача может осуществляться только по решению Президента Республики Беларусь, в связи с чем и скорректирована указанная норма;

1.3. в подпункте 1.16 пункта 1 статьи 118 НК скорректирован процент численности инвалидов с 50 % до 30 % в целях приведения данной нормы в соответствие с Указом № 503.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. для освобождения от НДС при реализации товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов (подп.1.16 п.1 ст.118 НК в ред. Закона № 327-З), нужно учитывать помимо доли численности инвалидов в размере 30 % в общей численности работников еще и новый критерий - долю оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда, а именно сумма начисленных инвалидам выплат за истекший квартал должна составлять не менее 20 % в общей сумме начисленных выплат за этот же квартал (далее - критерий). Соответствующие показатели для расчета критерия за квартал определяются ненарастающим итогом. Новый критерий определяется по каждой организации без учета филиалов, а также по каждому филиалу. Комментарий см. здесь;

 

1.4. подпункт 1.19 пункта 1 статьи 119 НК, устанавливающий льготу по «ввозному» НДС на ввозимое технологическое оборудование, комплектующие и запасные части, приведен в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь»;

1.5. в статью 122 НК перенесены нормы из Указа Президента Республики Беларусь от 5 августа 2019 г. № 296 «О беспошлинной торговле на бортах воздушных судов», установившие ставку НДС в размере 0 % и порядок ее подтверждения при реализации товаров владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации на бортах воздушных судов в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза;

1.6. положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» о порядке определения налоговой базы НДС при реализации транспортных средств, приобретенных без НДС у физических лиц, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями, на территории Республики Беларусь, перенесены в статью 120 НК.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2021 г. Указ № 546 на основании Указа от  22.07.2021 № 285 «О налогообложении» утратил силу.  Комментарии см. здесь.

 

Исходя из правоприменительной практики названного Указа статья 120 НК дополнена также нормой, определяющей налоговую базу НДС при реализации по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств, приобретенных у физических лиц, как разница между его контрактной стоимостью с учетом НДС и инвестиционными расходами лизингодателя на приобретение такого транспортного средства.

2. Нормы, включенные в НК исходя из правоприменительной практики

2.1. статья 31 НК дополнена термином, что признается передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

2.2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, корректировки пункта 2 статьи 114 НК направлены на увязку его положений с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 70, пунктами 1 и 29 статьи 121 и статьей 127 НК, а также нормами постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2022 г. следует руководствоваться перечнями основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте, капитальном ремонте, модернизации зданий и сооружений, приведенными в приложениях А-В к СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106.

 

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, уточнен состав работ, услуг, признаваемых как осуществление строительной деятельности. К ним добавлены монтаж объектов и иные работы (услуги), относящиеся к строительной деятельности.

Для иностранных организаций, осуществляющих строительную деятельность и не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, регламентировано при превышении 180-дневного периода непрерывной деятельности на территории Республики Беларусь стать на учет и исчислять НДС начиная с месяца, на который приходится наиболее ранняя из дат:

день, следующий за днем постановки на учет в налоговом органе Республики Беларусь в соответствии с частью третьей подпункта 1.5 статьи 70 НК;

день, следующий за днем истечения периода, установленного пунктами 3 и 4 статьи 180 НК;

2.3. подпункт 1.16 пункта 1 статьи 118 НК дополнен новым условием - соблюдение установленного процента численности инвалидов (30 %) в среднем за соответствующий истекший период. Плательщик, использующий труд инвалидов, для понимания того, возникает ли у него право на применение льготы по НДС в следующем отчетном периоде, обязан уже по окончании истекшего отчетного периода определить процент численности инвалидов в среднем за период с начала года по истекший отчетный период включительно;

2.4. редакционная правка абзаца третьего части второй пункта 6, части первой пункта 10 статьи 121 НК направлена на приведение этих структурных элементов в соответствие с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 августа 2018 г. № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться постановлением Минфина от 31.12.2021 № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете». Комментарий см. здесь.

 

Для нормативного закрепления порядка определения момента фактической реализации в целях исчисления НДС по завершению этапа работ (услуг), а не по факту завершения всего комплекса этих работ (услуг) (например, по работам с длительным циклом исполнения) соответствующие изменения внесены в пункт 6 статьи 121 НК;

2.5. корректировка абзаца четвертого подпункта 1.7 пункта 1 статьи 122 и пункта 4 статьи 126 НК предусматривает актуализацию их терминологии и закрепляет применение ставки НДС в размере 0 % на работы моторвагонного подвижного состава БЖД;

2.6. предоставлено право применять ставку НДС в размере 20 % не только по оборотам по реализации товаров, облагаемых НДС по ставке в размере 10 %, но и при ввозе таких товаров (облагаемых по ставке НДС в размере 10 %);

2.7. в пункте 5 статьи 128 НК предусматривается законодательное закрепление нормы о том, что пени, штрафы, проценты по коммерческим займам по товарам, реализованным в розничной торговле, облагаются НДС по фактической ставке этого налога;

2.8. в статье 127 НК нормативно закрепляется срок для проставления отметок при выборе отчетным периодом квартала и указывается в налоговой декларации (расчете) по НДС, за какой отчетный период такая отметка должна быть проставлена;

2.9. внесены корректировки в пункт 6 статьи 132 НК в части определения отчетного периода для осуществления налоговых вычетов по покупкам, приобретенным у белорусских поставщиков. Уточнено, что для осуществления вычета за отчетный период, а не за период «эцепирования» электронного счета-фактуры (далее - ЭСЧФ), необходимо, чтобы ЭСЧФ был подписан электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и одновременно не позднее даты представления налоговой декларации (расчета) по НДС.

Такие же подходы закреплены в пункте 8 статьи 132 НК в отношении ЭСЧФ по «ввозному» НДС, взимаемому таможенными органами.

В отношении «ввозного» НДС, взимаемого налоговыми органами, пункт 7 статьи 132 НК дополнен нормой, согласно которой в случае представления налоговой декларации (расчета) по «ввозному» НДС с нарушением установленного срока, сумма «ввозного» НДС не принимается к вычету за тот месяц, когда товар был принят к учету;

2.10. в подпункте 27.3 пункта 27 статьи 133 НК закреплена обязанность уменьшения налоговых вычетов по НДС на суммы НДС, ранее принятые к вычету в полном объеме в связи с ликвидацией, в случае отмены процедуры ликвидации.

3. Нормы, совершенствующие порядок налогового администрирования

3.1. корректировки по совершенствованию механизма ЭСЧФ закреплены в статье 131 НК.

Так, определен срок выставления ЭСЧФ в отношении объектов, не признаваемых объектом налогообложения НДС и подлежащих возмещению в соответствии с подпунктами 2.12 и 2.20.2 пункта 2 статьи 115 НК, а также при передаче налоговых вычетов в пределах одного юридического лица - как 15-е число.

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа;

экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности».

Корректировки пункта 8 статьи 131 НК обусловлены: наличием возможности видеть налоговому органу сделки с неплательщиками НДС в их личном кабинете. Упразднено право невыставления ЭСЧФ в адрес неплательщиков НДС;

необходимостью предоставления возможности выписки итогового ЭСЧФ при реализации товаров (работ, услуг) (например, медицинских и иных услуг, товаров в розничной торговле и пр.) физическим лицам - нерезидентам.

Статья 131 НК дополнена подпунктом 231, определяющим порядок создания ЭСЧФ по анализируемым сделкам в целях статьи 97 НК в случае, когда обязанность создания ЭСЧФ не установлена общими положениями статьи 131 НК (например: когда местом реализации работ (услуг) не признается территория Республики Беларусь и оборот не отражается в налоговой декларации по НДС; когда банки не обязаны создавать ЭСЧФ по освобождаемым от НДС банковским операциям);

3.2. уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст.123 НК);

3.3. новая редакция пункта 6 статьи 136 НК обеспечивает единообразный подход к представлению иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через несколько постоянных представительств, налоговых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль и по НДС в один налоговый орган;

3.4. по информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории.

Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами;

3.5. в целях реализации права плательщика, предусмотренного частью второй пункта 7 статьи 132 НК на вычет сумм «ввозного» НДС за тот отчетный период, на который приходится дата принятия товаров к учету, а также с учетом правоприменительной практики статья 137 НК изложена в новой редакции;

3.6. изменения, вносимые в статью 144 НК, направлены на совершенствование порядка возврата НДС по системе Tax Free и, в частности:

позволят осуществлять возврат НДС иностранным гражданам, которые осуществляют покупки банковскими картами посредством инфо-киосков;

исключат необходимость составления чека на возврат НДС в двух экземплярах (что способствует уменьшению документооборота у лица, осуществляющего возврат НДС, и субъектов розничной торговли);

упростят налоговое администрирование (сведения о факте пересечения товара через границу и реквизиты соответствующего чека Tax Free налоговые органы будут получать от Государственного таможенного комитета Республики Беларусь на основании информационного соглашения).

4. Нормы, изменяющие порядок налогообложения

4.1. статья 31 НК, пункты 6 и 15 статьи 133 НК дополнены нормами, определяющими отсутствие налоговых обязательств по НДС и порядок осуществления налоговых вычетов при передаче заказчиком, застройщиком, дольщиком государственным эксплуатационным организациям товаров (работ, услуг) при реконструкции, ремонте существующих объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся на балансе государственных эксплуатационных организаций.

Вышеуказанный порядок налогообложения определен по аналогии с уже установленным порядком налогообложения в отношении безвозмездной передачи затрат по вновь созданным (построенным) объектам инженерной и транспортной инфраструктуры на баланс государственных эксплуатационных организаций;

4.2. в отношении безвозмездной передачи работ (услуг) государственным органам и (или) государственным организациям статья 31 НК в пункте 2 дополнена отдельным подпунктом 2.7.11 об установлении преференции при условии, что переданные работы (услуги) являются безвозмездной (спонсорской) помощью в соответствии с законодательством;

4.3. в отношении оборотов по реализации услуг, место реализации которых определяется «по покупателю» (например, юридических, аудиторских, маркетинговых), возникающих в связи с хозяйственными операциями между иностранными организациями за пределами Республики Беларусь, исключено возникновение объекта налогообложения НДС в Республике Беларусь, когда такие услуги предназначались не только для деятельности иностранной организации в Республике Беларусь и в связи с этим потреблялись в Республике Беларусь лишь в незначительной части (подп.1.4 п.1 ст.117 НК);

4.4. исключены из объектов налогообложения НДС обороты по реализации арестованного имущества должника в рамках исполнительного производства (включая передачу имущества должника взыскателю) (ст.115 НК);

4.5. упразднены малоэффективные льготы по НДС:

проведение предварительной экспертизы квалификационной научной работы (диссертации) и рассмотрение квалификационной научной работы (диссертации) советом по защите диссертаций (подп.1.27.3 п.1 ст.118 НК);

реализация вновь построенных гаражей, машино-мест и автомобильных стоянок (долей в праве собственности на автомобильную стоянку) застройщиком, заказчиком, гаражным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок (подп.1.36 п.1 ст.118 НК);

4.6. учитывая, что республиканские органы государственного управления могут приобретать за счет бюджетных средств на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, не только услуги, но и работы и имущественные права, скорректированы нормы подпункта 1.10.3 пункта 1 статьи 118 НК. Это позволит обеспечить рациональное использование бюджетных средств;

4.7. ставка НДС в размере 0 % установлена на бессрочный период при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц;

4.8. отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь, при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20 % вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10 %.

Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10 % при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, скорректирован и в новой редакции включен в состав НК в качестве приложения 26. Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 будет признан утратившим силу.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2021 г. Указ № 287 на основании Указа от  22.07.2021 № 285 «О налогообложении» утратил силу.  Комментарии см. здесь.

 

При реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий), при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10 %. Применение ставки НДС в размере 10 % ставится в зависимость от регистрации лекарственных средств, медицинских изделий в соответствующих государственных реестрах (включая регистрацию в ЕАЭС по правилам ЕАЭС)* без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях**.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утв. решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80.

 

___________________

* Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза; Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза.

** Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2005 г. № 118 и Указ Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 будут признаны утратившими силу.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2021 г. указы № 118 и № 107 на основании Указа от  22.07.2021 № 285 «О налогообложении» утратили силу.  Комментарии см. здесь.

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии В отношении лекарственных средств и медицинских изделий ранее применялось освобождение от НДС. Из НК исключены подпункт 1.1 пункта 1 статьи 118 и подпункт 1.5 пункта 1 статьи 119 НК.

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 г., за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 г., НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 г.;

4.9. в статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0 %.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами, которые реализуются по отдельно заключенному договору, как:

вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности». Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита;

консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов;

услуги по хранению грузов;

4.10. снято ограничение на вычет сумм «входного» НДС:

4.10.1. по товарам (работам, услугам), имущественным правам, безвозмездно переданным бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, не облагаемым НДС в соответствии со статьей 31 НК (скорректирован подп.24.9 п.24 ст.133 НК);

4.10.2. по товарам, работам (услугам), связанным с получением доходов от деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов, в связи с упразднением особого режима налогообложения - единого налога на вмененный доход.

 

Примечание. По материалам сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь http://nalog.gov.by/ru/commentarii_ru/view/r-kommentarijr-r-k-zakonu-respubliki-belarusr-r-ob-izmenenii-nalogovogo-kodeksa-respubliki-belarusr-r-v-38410/.

 

31.12.2020