Пособие от 10.09.2019
Автор: Шатсков А.

Исчисление и уплата пеней по таможенным платежам


СОДЕРЖАНИЕ

 

Порядок исчисления и уплаты пеней

Освобождение от уплаты пени

Уменьшение размера пени

 

Материал помещен в архив

 

ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА ПЕНЕЙ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ

Порядок исчисления и уплаты пеней

Пеней признается денежная сумма, которую плательщик должен уплатить в случае неисполнения или исполнения налогового обязательства в более поздний срок по сравнению со сроком, установленным налоговым либо таможенным законодательством (п.1 ст.55 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. в п.1 ст.55 НК слово «должен» заменено словами «, налоговый агент должны» Законом от 31.12.2021 № 141-З. Комментарии см. здесь.

 

Обязанности по уплате таможенных и иных платежей подлежат исполнению плательщиками, лицами, которые в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) несут с плательщиками солидарную либо субсидиарную обязанность по уплате таможенных и иных платежей (п.1 ст.55 и п.1 ст.73 ТК ЕАЭС). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами хозяйствования обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленные законодательством сроки возникает задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Порядок взыскания задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов регламентируется ТК ЕАЭС, НК, Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон № 129-З) и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. следует руководствоваться Законом № 129-З с изменениями, внесенными Законом от 22.04.2024 № 366-З.

 

Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней (п.4 ст.57 ТК ЕАЭС). Исчисление пеней производится в соответствии с НК (п.4 ст.102 Закона № 129-З).

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства, если иное не установлено частью третьей п.2 ст.55 НК (часть вторая п.2 ст.55 НК).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться ч.2 п.2 ст.55 НК в ред. Закона от 27.12.2023 № 327-З.

 

До применения мер по взысканию таможенных платежей таможенный орган направляет (вручает) плательщику, иному обязанному лицу решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки в соответствии с требованиями ст.119 Закона № 129-З. Меры по взысканию таможенных платежей применяются по истечении 10 рабочих дней со дня получения плательщиком решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки (п.3 ст.119 Закона № 129-З). В случае если такие решения не получены плательщиком по независящим от таможенного органа причинам, меры по взысканию указанных таможенных платежей применяются по истечении 2 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о неполучении их плательщиком.

 

справочно

Справочно

Размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины) (часть вторая п.2 ст.55 НК).

Освобождение от уплаты пени

После исполнения налогового обязательства плательщик может воспользоваться правом освобождения (полного либо частичного) от уплаты пеней в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь (п.6 ст.55 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. следует руководствоваться п.6 ст.55 НК с учетом изменений, внесенных Законом № 141-З. Комментарии см. здесь.

 

Порядок освобождения от уплаты пени изложен в Указе Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней» (далее - Указ № 340).

Право на принятие решения об освобождении юридического лица (индивидуального предпринимателя) от уплаты пени предоставлено Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее - Межведомственная комиссия), состав которой утвержден Указом № 340.

Сведения, которые должно содержать в себе ходатайство об освобождении (полном или частичном) от уплаты пени с прилагаемым к нему перечнем документов, определены в п.2 Положения о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утвержденного Указом № 340 (далее - Положение № 340)).

 

Ходатайство об освобождении (полном или частичном) от уплаты пени Документы, прилагаемые к ходатайству об освобождении (полном или частичном) от уплаты пени
Должно содержать:
- указание причин, побудивших заявителя подать ходатайство;
- обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и (или) уплаты пеней и последствиях освобождения от него, включая информацию о значимости для Республики Беларусь (ее административно-территориальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания и (или) уплаты пеней;
информацию о привлечении должностных лиц (иных работников), виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности, применении к ним иных мер воздействия;
- информацию об органе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, исполняющем постановление о наложении административного взыскания;
- просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней
Прилагаются:
- годовая бухгалтерская отчетность заявителя за предыдущий год, а также промежуточная бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату текущего года (в случае ее составления);
- справка об основных экономических показателях заявителя по форме, утвержденной Министерством экономики Республики Беларусь;
- копия решения таможенного органа о взыскании таможенных платежей по форме согласно приложению 3 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 января 2023 г. следует руководствоваться приложением 3 к постановлению № 406 в ред. постановления Совмина от 11.01.2023 № 21

 

Ходатайство может быть подано заинтересованным лицом в течение 1 года со дня вынесения таможенным органом решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней (часть вторая п.3 Положения № 340).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 сентября 2022 г. в ч.2 п.3 Положения № 340 слова «недоимки, начисленных» заменены словами «недоимок и» Указом от 09.09.2022 № 313.

 

Ходатайство и прилагаемые документы подаются заявителем в Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальную академию наук Беларуси, республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, в подчинении (ведении, составе, системе) которых он находится, а заявителем, не находящимся в подчинении (ведении, составе, системе) этих органов, организаций, в том числе индивидуальным предпринимателем, - в облисполком (Минский горисполком) по месту его государственной регистрации (часть первая п.3 Положения № 340).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 сентября 2024 г. следует руководствоваться ч.1 п.3 Положения № 340 в ред. Указа от 29.08.2024 № 345.

 

Перечень случаев, при которых ходатайство не рассматривается и возвращается заявителю (в течение 3 рабочих дней со дня их поступления в орган), содержится в части третьей п.3 Положения № 340.

Уменьшение размера пени

При уплате плательщиком сумм таможенных платежей уплата пеней, начисленных на такие суммы, производится в размере, рассчитанном в соответствии с п.4 ст.55 НК, уменьшенном в два раза (подп.5.3 п.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7)). Аналогичная норма содержится в Указе Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании»: возможно уменьшение размера пени в два раза, если таможенные платежи и пени были уплачены таможенным представителем (п.47 приложения 1 к названному Указу).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2022 г. подп.5.3 п.5 Декрета № 7 и приложение 1 к Указу № 490 на основании Указа от 28.02.2022 № 73 исключены.

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться п.4 ст.55 НК в ред. Закона от 30.12.2022 № 230-З.

 

Иными словами, уплата плательщиком (лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиками солидарную либо субсидиарную обязанность по уплате таможенных и иных платежей) должна быть произведена до принятия таможенным органом решения о взыскании таможенных пошлин, налогов (решения по акту таможенной проверки) либо до истечения 10 рабочих дней со дня получения указанных решений.

 

внимание

Обратите внимание!

Нормы подп.5.3 п.5 Декрета № 7 в части уменьшения рассчитанного размера пени в два раза подлежат применению непосредственно при уплате таких пеней. В то же время абзацем 2 части третьей п.3 Положения № 340 определено, что заявитель не имеет права подавать ходатайство в отношении пеней, которые им ранее были уплачены либо взысканы таможенным органом.

 

Таким образом, плательщику необходимо самостоятельно определиться: либо своевременно уплатить причитающиеся платежи (пени) и рассчитывать на снижение размера пени в 2 раза, либо не уплачивать причитающиеся к уплате размеры платежей (пени), но в течение года со дня вынесения решения о взыскании таможенных платежей обратиться в Межведомственную комиссию за освобождением от уплаты пени.

 

10.09.2019

 

Александр Шатсков, юрист