Пособие от 30.06.2015
Автор: Нехай Н.

Исчисление налога на добавленную стоимость при выбытии основных средств в 2010-2014 годах: готовимся к проверке


СОДЕРЖАНИЕ

 

Продажа основных средств

   2010 год

   2011 год

   2012-2014 годы

Прочее выбытие основных средств

   2010-2011 годы

   2012-2014 годы

Безвозмездная передача основных средств

   2010-2014 годы

Принудительное изъятие основных средств

   2010-2014 годы

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ВЫБЫТИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В 2010-2014 ГОДАХ: ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРКЕ

Продажа основных средств

Объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (ст.93 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

При этом для целей главы 12 НК к товарам не относятся деньги и имущественные права. Таким образом, основные средства для целей исчисления налога на добавленную стоимость включены в НК в понятие «товар», за исключением норм НК, в которых предусмотрен особый порядок исчисления НДС по основным средствам.

2010 год

С 1 января 2010 г. при реализации амортизируемых объектов основных средств налоговая база определяется исходя из цены реализации таких объектов (п.3 ст.97 НК).

 

Обратите внимание!

В 2009 году в таком случае налоговая база определялась исходя из остаточной стоимости, цены приобретения.

Вычету не подлежат суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении (ввозе) амортизируемых объектов основных средств, налоговая база по которым определяется в соответствии с частью третьей п.3 ст.97 НК. Указанные суммы НДС относятся на увеличение стоимости этих объектов.

Суммы НДС, принятые к вычету до момента реализации амортизируемых объектов основных средств, подлежат восстановлению исходя из их остаточной стоимости пропорционально разнице между ценой реализации и остаточной стоимостью. Указанные суммы НДС включаются во внереализационные расходы (подп.19.12 п.19 ст.107 НК).

Таким образом, в 2010 году плательщику следовало определить долю суммы «входного» НДС по основному средству, приходящуюся на остаточную стоимость, а затем определить долю полученной суммы «входного» НДС, приходящуюся на разницу между остаточной стоимостью и ценой реализации основного средства.

 

Справочно

Порядок определения суммы НДС, подлежащей восстановлению, изложен в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.02.2010 № 2-1-9/124 «О направлении информации» (вопрос 16).

Согласно данному письму ограничение права вычета применяется в отношении любых амортизируемых объектов основных средств, по которым налоговая база определяется в соответствии с частью третьей п.3 ст.97 НК (а не только в отношении объектов, приобретенных после 1 января 2010 г.), независимо от того, что данные объекты могли быть приобретены и до 1 января 2010 г.

Суммы НДС, принятые к вычету до момента реализации амортизируемых объектов основных средств, подлежат восстановлению исходя из их остаточной стоимости пропорционально разнице между ценой реализации и остаточной стоимостью. Указанные суммы налога включаются во внереализационные расходы.

 

Пример

Остаточная стоимость реализуемого объекта основных средств составляет 2 000,0 тыс. руб., цена реализации составляет 1 400,0 тыс. руб. Сумма налога, уплаченная при приобретении в 2005 году, - 288,0 тыс. руб. Сумма НДС, подлежащая восстановлению, составит 86,4 тыс. руб. (288 (сумма «входного» налога) - 288 х 1 400 / 2 000 (пропорция между ценой реализации и остаточной стоимостью)).

Именно сумма налога в размере 86,4 тыс. руб., рассчитанная пропорционально разнице между ценой реализации и остаточной стоимостью, и будет подлежать восстановлению, а не 288,0 тыс. руб. (сумма налога, уплаченная при приобретении).

 

В случае если после приобретения объекта основных средств сумма НДС не была принята к вычету (например, по причине неотражения в книге покупок), восстановление не производится, а указанная сумма налога относится на увеличение стоимости этих объектов.

Если при приобретении суммы налога были отнесены на увеличение стоимости, объекты приобретались без НДС или сумма налога была отнесена за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь фондов, восстановление не производится.

Учитывая изложенное, порядок определения подлежащей восстановлению суммы НДС следующий.

1-е действие. Сумма вычетов, приходящихся на остаточную стоимость = сумма вычетов по основному средству, приходящаяся на его первоначальную стоимость х цена реализации основного средства / остаточная стоимость.

2-е действие. Сумма НДС, подлежащая восстановлению = сумма вычетов по основному средству, приходящаяся на его первоначальную стоимость - сумма вычетов, приходящихся на остаточную стоимость.

Кроме того, налоговая база для расчета налога на добавленную стоимость при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ввезенных ими на таможенную территорию Республики Беларусь транспортных средств определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих транспортных средств. При этом цена реализации и цена приобретения определяются с учетом налога на добавленную стоимость (подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств», далее - Указ № 546).

Нормы Указа № 546 в 2010 году распространялись только на автомобили, ввезенные с таможенным оформлением и включенные в перечень, содержащийся в приложении к Указу № 546.

 

Пример

Реализован на территории Республики Беларусь автомобиль, приобретенный в условиях действия Указа № 546 без уплаты таможенного НДС. Износ равен нулю.

Налоговой базой будет разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения с учетом НДС.

Налог на добавленную стоимость исчисляется по формуле:

Налог на добавленную стоимость = (цена реализации с учетом НДС - цена приобретения с учетом НДС) х 20 / 120.

Покупателю предъявляется ставка НДС 20 %.

 

Пример

Реализован на территории Республики Беларусь бывший в употреблении автомобиль, приобретенный в условиях действия Указа № 546.

Налоговая база равна разнице между ценой реализации с учетом налога и остаточной стоимостью. Налог исчисляется по формуле:

Налог на добавленную стоимость = (цена реализации с учетом НДС - остаточная стоимость) х 20 / 120.

2011 год

Как и в 2010 году, налоговая база при реализации основных средств определяется как цена реализации, в том числе в случае, если основное средство реализуется по цене ниже остаточной стоимости. Однако при реализации основных средств ниже остаточной стоимости в 2011 году восстановление НДС не производится.

Вместе с тем имели место новации в порядке определения налоговой базы при реализации автомобилей.

Налоговая база для расчета НДС при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортных средств, приобретенных у физических и (или) юридических лиц, в том числе за пределами Республики Беларусь, определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих транспортных средств. При этом цена реализации и цена приобретения определяются с учетом НДС. Данное положение применяется также при реализации транспортных средств с территории свободных складов. Приведенная норма применяется с 1 мая 2011 г. (подп.1.2 п.1 Указ № 546 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 04.04.2011 № 130)).

При изменении порядка исчисления налога на добавленную стоимость (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента изменения порядка исчисления налога на добавленную стоимость (п.10 ст.103 НК).

Таким образом, вышеизложенное положение применялось в отношении автомобилей, отгруженных с 1 мая 2011 г.

Таблица 1

 

Ситуация Налоговая база Примеры
при реализации автомобиля с 1 января до 1 мая 2011 г. при реализации автомобиля с 1 мая 2011 г.
Автомобиль ввезен продавцом на таможенную территорию Республики Беларусь до декабря 2005 г. Цена реализации автомобиля Разница между ценой реализации автомобиля с учетом НДС и ценой приобретения автомобиля с учетом НДС, уплаченного на таможне Легковой автомобиль ввезен из Бельгии в 2004 году. Цена приобретения автомобиля с учетом таможенной пошлины 100 000 тыс. руб. При ввозе уплачен таможенный НДС 18 000 тыс. руб. Автомобиль реализован по цене 48 000 тыс. руб., которая ниже остаточной стоимости:
в феврале 2011 г. НДС равен 8 000 тыс. руб. (48 000 х 20 / 120);
в июле 2011 г. налоговой базой будет разница между ценой реализации и ценой приобретения автомобиля с учетом таможенного НДС, то есть равной 0 (48 000 - (100 000 + 18 000))
Автомобиль приобретен продавцом на территории Республики Беларусь до декабря 2005 г. Цена реализации автомобиля Разница между ценой реализации автомобиля с учетом НДС и ценой приобретения автомобиля с учетом НДС, уплаченного (предъявленного) при приобретении Легковой автомобиль приобретен в ноябре 2005 г. у резидента Республики Беларусь. Цена приобретения автомобиля 94 400 тыс. руб., в том числе НДС 14 000 тыс. руб. Автомобиль реализован по цене 120 000 тыс. руб.
В марте 2011 г. НДС равен 20 000 тыс. руб. (120 000 х 20 / 120).
В июле 2011 г. НДС равен 4 266,667 тыс. руб. ((120 000 - 94 400) х
х 20 / 120)
Автомобиль ввезен продавцом с территории Российской Федерации до 1 января 2005 г.


Автомобиль ввезен продавцом с территории Российской Федерации с 1 января 2005 г. Цена реализации автомобиля Разница между ценой реализации автомобиля с учетом НДС и ценой приобретения автомобиля с учетом НДС, исчисленного при ввозе автомобиля из Российской Федерации Легковой автомобиль ввезен из Российской Федерации в декабре 2010 г. Стоимость автомобиля согласно контракту 80 000 тыс. руб., уплачен НДС при ввозе автомобиля 16 000 тыс. руб. Автомобиль реализован по цене 100 800 тыс. руб.
В марте 2011 г.
НДС равен 16 800 тыс. руб. (100 800 х
х 20 / 120).
В июне 2011 г. НДС равен 800 тыс. руб. ((100 800 - (80 000 + 16 000)) х 20 / 120)
Автомобиль ввезен продавцом в условиях действия Указа № 546 без уплаты таможенного НДС Разница между ценой реализации автомобиля с учетом НДС и ценой приобретения автомобиля Разница между ценой реализации автомобиля с учетом НДС и ценой приобретения автомобиля Легковой автомобиль ввезен из Польши в 2010 году без уплаты таможенного НДС. Цена приобретения автомобиля с учетом таможенной пошлины 80 000 тыс. руб. Автомобиль продан в апреле 2011 г. по цене 104 000 тыс. руб. Налоговая база составляет 24 000 тыс. руб.; НДС равен 4 000 тыс. руб.
Автомобиль приобретен у организации Республики Беларусь в условиях действия Указа № 546 Цена реализации автомобиля Разница между ценой реализации автомобиля с учетом НДС и ценой приобретения автомобиля с учетом НДС, уплаченного (предъявленного) при приобретении Легковой автомобиль приобретен у импортера в 2010 году. Контрактная стоимость автомобиля 120 000 тыс. руб., в том числе НДС, предъявленный продавцом из разницы между ценой реализации и ценой приобретения, 4 000 тыс. руб. Автомобиль реализован по цене 132 000 тыс. руб.
В марте 2011 г. НДС равен 22 000 тыс. руб. (132 000 х 20 / 120).
В июне 2011 г. НДС равен 2 000 тыс. руб. ((132 000 - 120 000) х 20 /
/ 120)
Автомобиль приобретен у белорусского физического лица в условиях действия Указа № 546 Цена реализации автомобиля Разница между ценой реализации автомобиля с учетом НДС и ценой приобретения автомобиля Легковой автомобиль приобретен у гражданина Республики Беларусь в декабре 2010 г. по цене 60 000 тыс. руб. Реализован по цене 72 000 тыс. руб.
В марте 2011 г. НДС равен 12 000 тыс. руб. (72 000 х 20 / 120).
В июле 2011 г. НДС равен 2 000 тыс. руб. ((72 000-60 000) х 20 /
/ 120)

 

В случае реализации с 1 мая 2011 г. транспортных средств, ранее ввезенных с территории Российской Федерации с уплатой налога на добавленную стоимость, следует учитывать следующее. В целях определения налоговой базы по НДС в отношении транспортных средств, ранее ввезенных с территории Российской Федерации с уплатой налога, цена приобретения определяется с учетом налога, уплаченного при ввозе. Аналогичный порядок определения налоговой базы применяется и при последующей реализации транспортных средств (письмо Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.05.2011 № 05-1-17/460/2-1-9/10261 «О налогообложении»).

Необходимо отметить, что положениями НК не установлено каких-либо ограничений на вычет в отношении сумм НДС, уплаченных при ввозе, в связи с чем плательщики вправе принимать их к вычету в соответствии с законодательством либо относить на стоимость ввезенных транспортных средств.

 

Обратите внимание!

Некоторые бухгалтеры считали, что вычет «входного» НДС по автомобилям, по которым налоговая база определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретении, производить нельзя, ошибочно руководствуясь подп.19.8 п.19 ст.107 НК (в редакции 2011 года). Согласно этому подпункту не подлежат вычету суммы налога, уплаченные (подлежащие уплате) покупателем при приобретении и (или) ввозе товаров, налоговая база при реализации которых определяется в соответствии с п.3 ст.98 НК. В свою очередь, согласно п.3 ст.98 НК налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость приобретенных (ввезенных) товаров (за исключением товаров, исчисление налога на добавленную стоимость по которым производится в соответствии с п.9 ст.103 НК) определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом налога на добавленную стоимость.

Положения части первой п.3 ст.98 НК распространяются также на реализацию приобретенных ценных бумаг, многооборотной тары и путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения.

Однако п.3 ст.98 НК не регулирует порядок определения налоговой базы при реализации автомобилей. Он установлен Указом № 546. Следовательно, нормы подп.19.8 п.19 ст.107 НК не применялись и по автомобилям, реализуемым в 2011 году в условиях действия Указа № 546, как до 1 мая 2011 г., так и после этой даты «входной» налог принимался к вычету.

 

Пример

Автомобиль приобретен у резидента Республики Беларусь в сентябре 2009 г. Сумма «входного» НДС по автомобилю принята к вычету. Автомобиль реализован в июне 2011 г. Сумма НДС, принятая к вычету, не восстанавливается.

2012-2014 годы

В 2012-2014 годах налоговая база при реализации основных средств продолжает определяться как цена реализации, в том числе в случае, когда основное средство реализуется по цене ниже остаточной стоимости. Вместе с тем имелись новации в отношении реализации автомобилей в условиях действия Указа № 546.

В соответствии с Указом № 546 (в редакции от 17.01.2012 № 36, вступившей в силу с 24 января 2012 г.) налоговая база для расчета НДС при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортных средств, приобретенных ими у физических лиц на территории Республики Беларусь, определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения этих транспортных средств.

В отношении транспортных средств, отгруженных (переданных) с 24 января 2012 г., приобретенных у физических лиц вне территории Республики Беларусь либо приобретенных у юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, особый порядок определения налоговой базы по НДС не применяется (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.01.2012 № 2-1-10/383 «О налогообложении транспортных средств»).

Налоговые вычеты при этом осуществляются в общеустановленном порядке.

Таким образом, если автомобиль приобретен у физического лица на территории Республики Беларусь (кроме приобретения у индивидуального предпринимателя), то при реализации автомобиля налоговая база определяется как разница между ценой его реализации с НДС и ценой приобретения.

Если автомобиль приобретен у индивидуального предпринимателя или юридического лица Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь (у физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя), то при реализации автомобиля налоговая база определяется как цена его реализации. Сумма «входного» НДС подлежит вычету. Если сумма НДС была отнесена на стоимость автомобиля, ее самостоятельное выделение не предусмотрено.

 

Пример

Автомобиль приобретен у физического лица на территории Республики Беларусь за 80 000 тыс. руб., реализован за 128 000 тыс. руб., НДС равен 8 000 тыс. руб. ((128 000 - 80 000) х 20 / 120). Покупателю предъявляется стоимость автомобиля 128 000 тыс. руб., ставка НДС 20 %, сумма НДС 8 000 тыс. руб.

 

Пример

Автомобиль приобретен в 2011 году у юридического лица Республики Беларусь за 96 000 тыс. руб., в том числе НДС 16 000 тыс. руб. Автомобиль реализован за 144 000 тыс. руб., НДС равен 24 000 тыс. руб. (144 000 х 20 / 120). Сумма НДС 16 000 тыс. руб. подлежит вычету.

Прочее выбытие основных средств

2010-2011 годы

Объектом налогообложения признаются обороты по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства (подп.1.1.7 п.1 ст.93 НК).

Для целей главы 12 НК прочим выбытием товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства признается любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи.

С учетом изложенного прочее выбытие основных средств (недостача, хищение, ликвидация, списание и т. п.) в 2010 году подлежит обложению НДС.

Обороты по прочему выбытию основных средств, не являющиеся объектами налогообложения, перечислены в подп.2.6 и 2.11 п.2 ст.93 НК. Так, не подлежит налогообложению и не отражается в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (далее - налоговая декларация по НДС) прочее выбытие:

1) приобретенных (созданных) до 1 января 2000 г. основных средств (подп.2.6.1 п.2 ст.93 НК).

Следовательно, если основные средства были приняты на учет до 1 января 2000 г. (куплены на территории Республики Беларусь, ввезены из иностранного государства, построены, безвозмездно получены), их прочее выбытие не облагается НДС;

2) основных средств, если суммы НДС при их приобретении (ввозе) и (или) создании уплачены за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов и отнесены на увеличение их стоимости либо за счет указанных источников (подп.2.6.3 п.2 ст.93 НК).

Кроме того, согласно письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.12.2008 № 2-1-9/929 «Об актуальных вопросах по исчислению налога на добавленную стоимость» (далее - письмо № 2-1-9/929) объект налогообложения при прочем выбытии также будет отсутствовать, если основное средство приобретено (ввезено) за счет бюджетных средств без НДС;

3) основных средств в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие) (подп.2.11 п.2 ст.93 НК).

При этом факт чрезвычайного обстоятельства должен быть подтвержден документом, выданным уполномоченными органами (Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Государственная автомобильная инспекция).

До 1 января 2011 г. существовала необходимость по восстановлению суммы «входного» НДС по товарам, выбывшим вследствие чрезвычайных обстоятельств (по основным средствам - исходя из их остаточной стоимости). С 1 января 2011 г. восстановление «входного» НДС не производится.

При прочем выбытии объектов основных средств налоговая база определяется исходя из их остаточной стоимости. Остаточная стоимость принимается на дату прочего выбытия с учетом переоценок (уценок), проводимых в соответствии с законодательством (п.3 ст.97 НК).

Одновременно при прочем выбытии основных средств, приобретенных после 1 января 2000 г., налоговая база определяется как остаточная стоимость основных средств за вычетом стоимости материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества в оценке возможного использования или реализации (п.13 ст.98 НК).

Таким образом, если налоговая база равна нулю (например, когда выбывает полностью самортизированное основное средство или когда стоимость оприходованных в результате выбытия основного средства материалов равна или больше остаточной стоимости), то НДС также равен нулю, то есть такой оборот по прочему выбытию не отражается в налоговой декларации по НДС.

Исчисление НДС при прочем выбытии основных средств производится в том отчетном периоде, на который приходится день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего их прочее выбытие (п.6 ст.100 НК).

Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.18 ст.98 НК).

Следовательно, если получено возмещение стоимости выбывшего основного средства (от виновного лица либо страховое возмещение), то облагается НДС сумма превышения возмещения над стоимостью ущерба (налоговой базой с НДС) по той же ставке, что и выбытие основного средства. Если оборот по прочему выбытию не подлежит налогообложению, то и сумма превышения возмещения над ущербом не облагается НДС.

Порядок налогообложения при прочем выбытии основных средств приведен в таблице 2.

Таблица 2

 

Ситуация Налоговая база.
Отсутствие объекта налогообложения
Ставка НДС.
Формула расчета НДС
Льготы
1. Похищено бывшее в употреблении основное средство Остаточная стоимость. Объект налогообложения отсутствует в случаях, установленных подп.2.6.1 и 2.6.3 п.2 ст.93 НК 20 %,
налог исчисляется по формуле:
остаточная стоимость х 20 /
/ 100
Возможно применение льгот по подп.1.1, 1.12, 1.42 п.1 ст.94 НК
2. Похищено бывшее в употреблении основное средство. Получено страховое возмещение по договору страхования имущества Остаточная стоимость и сумма превышения страхового возмещения над остаточной стоимостью с НДС. Объект налогообложения отсутствует (в том числе в отношении суммы превышения страхового возмещения над остаточной стоимостью), в случаях, установленных подп.2.6.1 и 2.6.3 п.2 ст.93 НК 20 % в отношении остаточной стоимости,
налог исчисляется по формуле:
остаточная стоимость х 20 /
/ 100.
20 % в отношении суммы превышения страхового возмещения над остаточной стоимостью, налог исчисляется по формуле:
(страховое возмещение -
- (остаточная стоимость +
+ НДС)) х 20 / 120
Возможно применение льгот по подп.1.1, 1.12, 1.42 п.1 ст.94 НК. В случае применения льготы сумма превышения страхового возмещения также освобождается от НДС и отражается в строке 9 налоговой декларации по НДС
3. Похищен новый автомобиль, приобретенный в условиях действия Указа № 546 Разница между ценой реализации и ценой приобретения, то есть равна нулю
-
-
4. Похищен бывший в употреблении автомобиль, приобретенный в условиях действия Указа № 546
5. Ликвидировано основное средство Разница между остаточной стоимостью и стоимостью товарно-материальных ценностей, оприходованных в результате ликвидации, в оценке возможного использования или реализации (п.13 ст.98 НК). Объект налогообложения отсутствует в случаях, установленных подп.2.6.1 и 2.6.3 п.2 ст.93 НК 20 %,
налог исчисляется по формуле:
(остаточная стоимость -
- стоимость оприходованных материалов) х 20 / 100
Возможно применение льгот по подп.1.1, 1.12, 1.42 п.1 ст.94 НК
6. Похищено основное средство, взятое в аренду (лизинг) Не признается объектом налогообложения, поскольку не находится в собственности организации
-
-

2012-2014 годы

С 1 января 2012 г. подп.1.1.7 п.1 исключен из ст.93 НК, то есть такой объект налогообложения, как прочее выбытие имущества, с этой даты отсутствует.

При изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, переданных с момента изменения порядка исчисления НДС (п.10 ст.103 НК в редакции 2012 года).

Вместе с тем в 2011 году моментом фактической реализации при прочем выбытии товаров, основных средств, нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства признавался день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего их прочее выбытие, независимо от применяемого плательщиком метода определения выручки (п.6 ст.100 НК).

С учетом изложенного, если момент составления документа, подтверждающего прочее выбытие, приходится на период с 1 января 2012 г., НДС не исчисляется. При этом оборот по прочему выбытию не отражается в налоговой декларации по НДС.

Вместе с тем, если установлены виновные в прочем выбытии основных средств лица, с них может быть взыскано возмещение ущерба либо получено страховое возмещение, в случае когда выбывшее основное средство застраховано.

Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.18 ст.98 НК).

Исходя из положений п.1 ст.102 и подп.4.2 п.4 ст.94 НК суммы увеличения налоговой базы облагаются в том же порядке и по той же ставке, что и налоговая база.

Следовательно, при получении возмещений в 2012 году в отношении оборотов по прочему выбытию, относящихся к периоду до 1 января 2012 г., по которым был исчислен НДС, производится налогообложение сумм превышения возмещения над суммой ущерба.

Таким образом, если в момент обнаружения прочего выбытия основного средства был исчислен НДС по ставке 20 %, то сумма превышения возмещения облагалась НДС по ставке 20 %.

В случае если прочее выбытие товара не признавалось объектом налогообложения, сумма превышения возмещения не облагалась НДС и не отражалась в налоговой декларации по НДС.

 

Пример

Организация удержала стоимость недостающего ксерокса по рыночной цене 2 400 тыс. руб. с виновного лица в марте 2012 г. Недостача была обнаружена в декабре 2011 г. (акт о недостаче от 19.12.2011), в декабре был исчислен НДС по ставке 20 % от остаточной стоимости ксерокса (1 600 тыс. руб. х 20 / 100 = 320 тыс. руб.).

Согласно подп.1.3.3 подп.1.3 п.1 ст.102 НК ставка НДС 20 % применяется при поступлении сумм, указанных в п.18 ст.98 НК, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, облагаемых по ставке НДС 20 %.

Значит, сумма превышения полученного возмещения над остаточной стоимостью выбывшего ксерокса и суммой исчисленного из остаточной стоимости НДС облагается НДС в марте 2012 г. (в отчетном периоде получения возмещения) по ставке 20 %:

(2 400 - (1 600 + 320)) х 20 / 120 = 80 тыс. руб.

Сумма превышения возмещения над ущербом 480 тыс. руб. отражается в графе 2 строки 1 налоговой декларации по НДС за январь-март 2012 г., сумма НДС 80 тыс. руб. - в графе 4.

 

Пример

В октябре 2011 г. в результате пожара списано с баланса основное средство остаточной стоимостью 2 000 тыс. руб. Оборот по выбытию не отражен в налоговой декларации по НДС, поскольку выбытие имущества в результате чрезвычайных обстоятельств (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие) не признавалось объектом налогообложения (подп.2.11 п.2 ст.93 НК). В феврале 2012 г. получено страховое возмещение 2 200 тыс. руб.

Сумма превышения страхового возмещения над стоимостью ущерба не отражается в налоговой декларации по НДС в 2012 году на основании подп.4.2 п.4 ст.94 НК, так как относится к обороту, не признаваемому объектом налогообложения.

В случае поступления возмещения ущерба с 1 января 2012 г. в отношении объектов, выбывших с 1 января 2012 г., сумма возмещения не облагается НДС, поскольку относится к обороту, не числящемуся в составе объектов налогообложения.

 

Пример

В 2013 году был угнан автомобиль, принадлежащий организации, застрахованный по системе КАСКО. В сентябре 2013 г. получено страховое возмещение.

Хищение автомобиля не признается объектом налогообложения, сумма страхового возмещения также не включается в налоговую декларацию по НДС.

Несмотря на то что прочее выбытие имущества с 1 января 2012 г. не признается объектом налогообложения, сумма «входного» НДС по этому имуществу подлежит вычету. Таким образом, зачтенная сумма НДС не восстанавливается.

Безвозмездная передача основных средств

2010-2014 годы

Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признается передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты (п.1 ст.31 НК).

Обороты по безвозмездной передаче на территории Республики Беларусь признаются объектом обложения НДС (подп.1.1.3 п.1 ст.93 НК).

Следовательно, при безвозмездной передаче основных средств исчисляется НДС.

Однако из данного правила есть исключения, которые прописаны в ст.31 и п.2 ст.93 НК. Так, не подлежит налогообложению безвозмездная передача основных средств:

• организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации (подп.2.1 п.2 ст.31 НК).

 

Пример

Промышленное объединение выделило из своего состава организацию розничной торговли, зарегистрировав ее как самостоятельное юридическое лицо, и передало ей на баланс торговое оборудование. При передаче оборудования не исчислен НДС. Такие действия правомерны;

 

• организации ее участнику (акционеру) в размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе (исключении) участника из состава участников организации. При этом стоимость передаваемого имущества и размер взноса (вклада) участника (акционера) подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату передачи имущества и на дату внесения взноса (вклада) (подп.2.2 п.2 ст.31 НК).

Сумма превышения стоимости выдаваемого имущества над взносом (вкладом) учредителя признается объектом налогообложения;

• Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в том числе в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц.

Полномочия юридических лиц и граждан должны быть выражены соответствующим решением государственного органа (подп.2.7 п.2 ст.31 НК).

 

Пример

Организация «А» передала по решению городского исполнительного комитета о принятии в коммунальную собственность жилищному ремонтно-эксплуатационному объединению бывшие в употреблении компьютеры. Налогообложение не производится.

 

Обратите внимание!

До 1 января 2011 г. имелась необходимость восстановления «входного» НДС, приходящегося на остаточную стоимость основных средств, безвозмездно передаваемых республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, а также государственным организациям, подчиненным Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам. Так, согласно подп.19.5 п.19 ст.107 НК (в редакции 2010 года) не подлежали вычету суммы налога, уплаченные (подлежащие уплате) при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, безвозмездно передаваемых республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, а также государственным организациям, подчиненным Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам. Указанные суммы налога на добавленную стоимость относились на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету до момента передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежали восстановлению (по основным средствам - исходя из их остаточной стоимости). Указанные суммы налога на добавленную стоимость включались во внереализационные расходы.

 

Пример

Таможенному органу в феврале 2010 г. передан компьютер, приобретенный в 2006 году с входным НДС по ставке 18 %. Остаточная стоимость компьютера 500 тыс. руб.

Сумма НДС, подлежащая восстановлению, 90 тыс. руб. (500 х 18 / 100).

Что же нужно знать стороне, безвозмездно передавшей в 2010 году основные средства вышеназванным органам и организациям?

1. Если безвозмездно переданное в 2010 году имущество было ввезено и (или) оплачено до 1 января 2004 г., то передающая сторона имеет право на вычет суммы НДС по этому имуществу в общеустановленном порядке, так как положение об отсутствии вычета появилось в законодательстве с 1 января 2004 г. Дата ввоза определяется по дате таможенного оформления.

2. Если безвозмездно переданное в 2010 г. имущество было ввезено с 1 января 2004 г. до 1 января 2008 г., независимо от даты его оплаты восстановление суммы НДС не производится, так как до 1 января 2008 г. указанное положение не применялось к суммам налога, уплаченным при ввозе безвозмездно передаваемых объектов. Такие суммы налога подлежали вычету в установленном порядке.

3. Если безвозмездно переданное в 2010 году имущество было приобретено в Республике Беларусь с 1 января 2004 г. до 1 января 2010 г. и оплачено после 1 января 2004 г., то сумма «входного» налога по нему подлежит восстановлению, поскольку только с 1 января 2010 г. отсутствует необходимость восстановления НДС по приобретенному имуществу.

4. Если безвозмездно переданное в 2010 году имущество было приобретено после 1 января 2010 г., сумма НДС по нему не восстанавливается.

При безвозмездной передаче основных средств указанным органам и организациям с 1 января 2011 г. восстановление НДС не осуществляется независимо от даты приобретения основных средств;

 

• имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа (подп.2.3 п.2 ст.31 НК).

 

Пример

Республиканским унитарным предприятием (РУП) «А» передано РУП «Б» основное средство.

Поскольку у предприятий один собственник - Республика Беларусь, если такая передача санкционирована собственником или уполномоченным органом, данная операция не облагается НДС;

 

• организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп.2.5.1 п.2 ст.93 НК).

 

Пример

Организация оказала безвозмездную помощь сельскохозяйственному кооперативу в виде бывших в употреблении основных средств.

Указанный оборот не признается объектом налогообложения, если основные средства будут использоваться для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства. Если переданные основные средства не будут использоваться сельскохозяйственным кооперативом в вышеназванной деятельности, то передающей стороне следует исчислить НДС.

 

Безвозмездная передача сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным предприятиям для использования ее на осуществление сельскохозяйственными предприятиями деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства не признается объектом налогообложения. Полагаем возможным применить данную норму и в отношении такого имущества, как мебель, компьютеры. Стоимость мебели, компьютера через амортизационные отчисления переносится на затраты по деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (п.4 письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 21.01.2009 № 4-1-14/12635 «О налоге на добавленную стоимость»).

Таким образом, мебель, компьютеры косвенно используются сельскохозяйственными предприятиями в осуществлении деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства. Следовательно, передача таких основных средств не облагается НДС;

• при приобретении (ввозе) которых суммы НДС уплачены за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов и отнесены на увеличение их стоимости или за счет указанных источников (подп.2.5.2 п.2 ст.93 НК).

Не подлежит налогообложению и безвозмездная передача имущества, приобретенного за счет безвозмездно полученных бюджетных средств без НДС (письмо № 2-1-9/929).

 

Пример

Открытое акционерное общество (ОАО) «А» безвозмездно передало в феврале 2011 г. ОАО «Б» основное средство, приобретенное в 2008 году за счет бюджетных средств, подлежащих возврату, но не возвращенных на момент передачи основного средства. Сумма «входного» НДС по основному средству была отнесена на его стоимость по решению плательщика.

Поскольку сумма «входного» налога по безвозмездно передаваемому основному средству оплачена за счет бюджетных средств, подлежащих возврату, то такой оборот облагается НДС, если на него не распространяются иные положения ст.31 и 93 НК;

 

• государственного имущества.

Это положение отражено в подп.2.5.4 п.2 ст.93 НК на основании Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом», который вступил в силу с 6 июля 2012 г. (далее - Указ № 294).

 

Справочно

Под государственным имуществом понимается имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, казна Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, а также имущество, признаваемое государственным в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь (примечание к п.1 Указа № 294).

Указом № 294 установлено, по решению каких органов и в каких стоимостных пределах осуществляется отчуждение государственного имущества. Таким образом, при применении нормы подп.2.5.4 п.2 ст.93 НК следует руководствоваться одновременно Указом № 294.

При безвозмездной передаче объектов основных средств налоговая база определяется исходя из их остаточной стоимости (п.3 ст.97 НК).

Остаточная стоимость принимается на дату безвозмездной передачи с учетом переоценок (уценок), проводимых в соответствии с законодательством.

При безвозмездной передаче объектов моментом их фактической реализации признается день передачи объектов (п.1 ст.100 НК).

При безвозмездной передаче объектов применяются ставки НДС, установленные в отношении безвозмездно передаваемого объекта. Таким образом, при безвозмездной передаче основных средств НДС исчисляется по ставке 20 %. Кроме того, к таким оборотам может применяться освобождение от НДС по подп.1.1, 1.12, 1.42 п.1 ст.94 НК.

В отношении вычета НДС по безвозмездно передаваемым основным средствам следует иметь в виду, что согласно п.15 ст.107 НК суммы налога, уплаченные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав, приходящиеся к оборотам по реализации безвозмездно передаваемых товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычету в порядке, установленном для вычета налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, облагаемым по ставке 20 %, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача налогом.

Принудительное изъятие основных средств

2010-2014 годы

Не признается реализацией отчуждение имущества в результате реквизиции, национализации или конфискации (подп.3.1 п.3 ст.31 НК). Не признается объектом налогообложения отчуждение имущества по решению суда в порядке взыскания налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов за совершение административных правонарушений и (или) преступлений (подп.2.14 п.2 ст.93 НК).

Остальные случаи принудительного изъятия (например, в счет погашения задолженности перед кредиторами) облагаются НДС.

Порядок налогообложения при принудительном изъятии основных средств приведен в таблице 3.

Таблица 3

 

Ситуация Налоговая база.
Отсутствие объекта налогообложения
Ставка НДС.
Формула расчета НДС
Льготы
1. Основное средство конфисковано правоохранительными органами в связи с административным правонарушением Не признается объектом налогообложения (подп.3.1 п.3 ст.31 НК)
-
-
2. Основное средство изъято в счет погашения задолженности по платежам в бюджет Не признается объектом налогообложения (подп.2.14 п.2 ст.93 НК)
-
-
3. Основное средство изъято в счет погашения задолженности перед кредиторами Цена реализации (с учетом вознаграждения посредника, расходов на исполнение исполнительного документа и иных сумм, если они удерживаются судом). Если изъятым имуществом является автомобиль, приобретенный в условиях действия Указа № 546, то налоговой базой будет разница между ценой реализации автомобиля с НДС и ценой приобретения с НДС 20 %.
Налог на добавленную стоимость рассчитывается по формуле: цена реализации х 20 / 120,
а по автомобилям по формуле: (цена реализации с учетом НДС - цена приобретения с учетом НДС) х 20 / 120
Возможно применение льгот по подп.1.1, 1.12, 1.42 п.1 ст.94 НК

 

30.06.2015

 

Наталья Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"»