


Материал помещен в архив
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. в реквизите «Адресат» и по тексту документа необходимо указывать «экономический» вместо «хозяйственный», «судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь» вместо «Высший Хозяйственный Суд» (см. Декрет Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь»). |
Хозяйственный суд Минской обл. ул.Жилуновича, 15, 220026, г.Минск | |
Истец: |
Открытое акционерное общество «Х» ул.________, д.___, комн.___, 220103, г.Минск Р/с ____________ в _______________________ Адрес банка: ___________________, код _____ УНП __________________________ Тел.: __________________________ Электронный адрес: _______________________ |
Ответчик: |
Открытое акционерное общество «Р» ул.________, д.___, комн.___, 220103, г.Минск Р/с ____________ в _______________________ Адрес банка: ___________________, код _____ УНП __________________________ Тел.: __________________________ Электронный адрес: _______________________ |
Цена иска: Сумма госпошлины: |
__________________ белорусских рублей __________________ белорусских рублей |
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании торгов недействительными
Истец являлся участником процедуры открытого конкурса (уникальный регистрационный номер приглашения на официальном сайте 67001-2012 от 20.11.2012), проводимой ответчиком по предмету закупки: «Пластинчатые подогреватели GEA в комплекте с запорно-регулирующей арматурой Tyco keystone» (далее - оборудование, предмет закупки).
Согласно п.2.4 указанного выше приглашения источником финансирования закупки являются собственные денежные средства ответчика.
Согласно подп.1.1 п.1 и подп.2.1 п.2 постановления Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229) ответчик должен был разработать, утвердить и разместить на официальном сайте www.icetrade.by порядок закупок за счет собственных средств.
Однако по результатам поиска, как на указанном сайте, так и на старой его версии, такой порядок закупок ответчиком размещен не был.
Неразмещение информации о порядке закупки является нарушением требований подп.1.1 п.1 и части четвертой подп.2.1 п.2 постановления № 229, что повлекло за собой ограничение прав истца в получении надлежащей информации о правилах организации, проведения процедуры закупки, условий участия в ней, а также способе определения лучшего предложения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2021 г. следует руководствоваться частью четвертой подп.2.1 п.2 постановления № 229 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 20.07.2021 № 415. Комментарии см. здесь. |
Подпунктом 2.8 п.2 постановления № 229 установлены требования к составу документации по процедуре закупки.
На официальном сайте www.icetrade.by было размещено приглашение на процедуру открытого конкурса (уникальный регистрационный номер приглашения на официальном сайте 67001-2012 от 20.11.2012), к которому были прикреплены Инструкция участникам конкурса (далее - Инструкция) и Техническое задание, которые не утверждены, не подписаны.
Инструкция разработана с нарушениями. Так, в частности, основным нарушением является отсутствие способа оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки, что противоречит требованиям абзаца 12 части первой подп.2.8 п.2 постановления № 229, а также п.2 ст.418 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК).
Однако, руководствуясь предоставленной Инструкцией и приглашением на закупку, истец разработал и представил конкурсной комиссии ответчика в установленные сроки конкурсное предложение № ___________ от «___» ______ 20__ г.
Сравнительная таблица требований ответчика и предложения истца по предмету закупки:
№ п/п | Требование ответчика | Условия предложения истца | Примечание |
1 |
Расход продукта | Предоставлены в соответствии с заданием | Расчеты предлагаемого оборудования выполнены в полном соответствии с требованиями, указанными в Техническом задании ответчика |
2 |
Температура входа продукта | Предоставлены в соответствии с заданием | |
3 |
Температура выхода продукта | Предоставлены в соответствии с заданием | |
4 |
Тип теплоносителя | Предоставлены в соответствии с заданием | |
5 |
Температура входа теплоносителя | Предоставлены в соответствии с заданием | |
6 |
Температура выхода теплоносителя | Предоставлены в соответствии с заданием | |
7 |
Арматура для подключения | Предоставлены в соответствии с заданием |
Сравнительная таблица требований ответчика и предложения истца по квалификационным требованиям:
№ п/п | Требование ответчика | Представленные документы и информация истца |
1 |
Конкурсное предложение | Предоставлено в соответствии с требованиями и согласно форме, указанной в Техническом задании |
2 |
Заявление участника | Представлено |
3 |
Условия поставки, оплаты гарантии, валюта платежа | В соответствии с Техническим заданием |
4 |
Требования к оформлению конкурсного предложения | Выполнено |
Письмом от ___.___.2013 № ___ ответчик представил сравнительную таблицу характеристик предлагаемого предмета закупки от истца и фирмы «А».
В ответ на письмо ответчика от ___.___.2013 № ___ истец в письме от ___.___.2013 № ___ отметил, что:
1) в объявленном конкурсе № 67001-2012 от 20.11.2012 в Инструкции такие критерии, как: «Площадь теплообмена», «Вес», «Потери давления», «Стоимость 1 кв.м» отсутствуют. Согласно п.23 Инструкции критерии, на основании которых присуждается контракт поставки, следующие:
- цена - 70 %;
- срок поставки - 10 %;
- условия оплаты - 20 %;
2) разница в цене предложений истца и участника, который был определен победителем по итогам процедуры закупки (фирма «А»), составляет порядка 180 000 евро;
3) истец отметил, что к семи работающим подогревателям у ответчика успешно работают два теплообменника истца.
Условий унификации в документации по закупке не значилось, требований к количеству теплообменников как квалификационных требований или требований в рамках критериев и способа оценки предложений участников процедуры закупки не заявлено.
Истец еще раз отметил, что подбор предлагаемого оборудования как предмета закупки ответчика производился исходя из требований, указанных в Инструкции ответчика.
Кроме того, оборудование истец подбирал исходя из данных, указанных в Инструкции и Техническом задании, и такого критерия, как допустимые потери давления в указанной документации по закупке ответчика также не заявлено.
Письмом от ___.___.2013 № ____ ответчик уведомил истца о том, что победителем процедуры закупки выбрана фирма «А», набравшая максимальное количество баллов (7,3) с ценой закупки 558 282,00 (пятьсот пятьдесят восемь тысяч двести восемьдесят два) евро.
С учетом того что требования, предъявляемые к предмету закупки согласно Инструкции и приложениям к ней, истцом были выполнены, иных требований не предъявлялось (более того, предъявление иных требований к участникам не допускается после вскрытия предложений), доводы ответчика, изложенные в письмах от ___.___.2013 № _____, от ___.___.2013 № ___, направленных в адрес истца, являются несостоятельными, не предусмотренными документацией по закупке. Кроме этого, отмечаем:
Критерии оценки согласно п.23 Инструкции ответчика | Значение критерия оценки согласно п.23 Инструкции ответчика | Предложения истца | Предложение фирмы «А» |
Общая стоимость |
70 % |
491 250 долл. США (ориентировочно составляет 377 250 евро) | 558 285 евро |
Условия оплаты |
10 % |
100 % по факту поставки | 30 % предварительная оплата, 65 % по факту поставки, 5 % после монтажа |
Срок поставки |
20 % |
6-14 недель | 16 недель |
Таким образом, видим, что исходя из критериев оценки ответчика, предложение истца должно было занять первое место и истец должен быть выбран победителем.
В соответствии со ст.418 ГК:
«1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
2. Если иное не предусмотрено законодательством, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение о проведении торгов размещается в печатных средствах массовой информации, при этом информация об объявленном аукционе (конкурсе) и предмете аукциона (конкурса) дополнительно размещается в глобальной компьютерной сети Интернет в порядке, установленном законодательными актами.
Извещение должно содержать в любом случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене».
Согласно постановлению Президиума ВХС РБ от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах»:
«6. Основанием для признания торгов недействительными могут служить нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов.
7. Под правилами проведения торгов следует понимать нормы законодательства, регламентирующие как порядок (процедуру) проведения торгов, так и иные правила, установленные законодательством.
8. К нарушениям правил проведения торгов могут относиться:
- отсутствие в извещении сведений, предусмотренных п.2 ст.418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);
- несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации».
На основании вышеизложенного, считаем, что конкурсной комиссией были допущены нарушения при организации и проведении торгов в форме открытого конкурса, а именно такие существенные, как:
- не соблюдены требования подп.2.8 п.2 постановления № 229 в части отсутствия способа оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки;
- не соблюдены требования подп.2.6 п.2 постановления № 229: «не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку и сравнение предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке.
Требования к участникам процедуры закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора на закупку, а также критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки устанавливаются и применяются организацией в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям»;
- нарушен п.2 ст.418 ГК в части отсутствия сведений о: «...порядке … определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене», из чего следует, что комиссия при оценке предложений участников, использовала иной, не установленный документами, способ оценки предложений, способ определения лица, выигравшего торги;
- нарушен п.23 Инструкции в части применения критериев оценки.
С учетом того что предложение истца № _________ от _______ не было отклонено, было допущено к оценке, исходя из имеющейся у нас информации, полученной открытым путем, о ценах и условиях предложений участников процедуры конкурса по результатам вскрытия конвертов, в заседании комиссии которого принимал участие наш полномочный представитель, результат процедуры открытого конкурса при соблюдении указанных выше требований мог бы быть иной, а именно в пользу истца как участника, который представил конкурсное предложение, отвечающее требованиям заказчика, с наименьшей ценой (разница между нашим предложением и предложением объявленного победителя составляет до 180 000 евро), в результате чего истца должны были признать победителем процедуры закупки.
Кроме этого, как видно из указанного выше истцом, нарушены:
- права истца как участника процедуры закупки;
- применяя аналогию (ст.5 ГК в отношении актов законодательства, действовавших на момент проведения процедуры закупки), не соблюдены цели Указа Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (аналогичные и расширенные относительно указанных ниже требований содержатся в новом законодательстве о государственных закупках, а именно в Законе РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»):
обеспечение рационального, эффективного, прозрачного расходования средств, добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров (исполнителей работ и услуг) при осуществлении закупок товаров (работ, услуг).
Основываясь на указанных выше фактах нарушений, которые повлияли на результаты конкурса, руководствуясь ст.417-419 ГК, ст.6, 7, 10, 18, 19, 39, 42, 48, 49, 133, 159, 161, 168-170 Хозяйственного процессуального кодекса РБ,
ПРОСИМ:
Признать процедуру открытого конкурса (уникальный регистрационный номер приглашения № 67001-2012 от 20.11.2012) и решение конкурсной комиссии ответчика недействительными и полностью отменить незаконное решение конкурсной комиссии ответчика по процедуре открытого конкурса № 67001-2012 от 20.11.2012 по предмету закупки «Пластинчатые подогреватели GEA в комплекте с запорно-регулирующей арматурой Tyco keystone».
Приложения: _____________________
_____________________
_____________________
Директор _____________________
Дата
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 августа 2014 г. в часть первую п.2 ст.418 ГК внесены изменения Законом РБ от 11.07.2014 № 191-З. Изменения не повлияли на суть материала. С 28 июля 2019 г. постановлением Совета Министров РБ от 24.07.2019 № 484 из подп.1.1 п.1 постановления № 229 слова «Республики Беларусь» исключены. |
30.12.2013
Антон Богатко, юрист, экономист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» (организатора государственных закупок и закупок в строительстве)