Горячая тема от 01.07.2025
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Использование кассового и иного оборудования с 1 июля 2025 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

НПА

Комментарии и разъяснения

Комментарии МНС

Комментарий эксперта

Разъяснения МНС

Аналитические материалы

КСА

Маркировка товаров

Дифференцированный учет товаров

Публикации в журнале «Налоги Беларуси»

Вопросы и ответы

Интервью по теме

Инфографика                                                     

Обсуждение в сообществе «Бизнес-Инфо»

 Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии

Для всех отраслейТорговляОбщепит

Использование кассового и иного оборудования с 1 июля 2025 года

Правовая платформа «Бизнес-Инфо»

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

01.07.2025

С 1 июля 2025 г. организации и ИП, продающие товары, подлежащие маркировке, обязаны использовать кассовое оборудование (кассовые суммирующие аппараты (КСА) с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО) и программные кассы), обеспечивающее выполнение ряда новых требований (абз.15 п.17, абз.13 п.25 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16).

Требования к кассовому оборудованию, используемому при продаже маркированных товаров, установлены п.101 Положения № 924/16.

Предлагаем подборку разъяснений МНС, комментариев, аналитических материалов, онлайн-мероприятий, обсуждений по данной теме в сообществе «Бизнес-Инфо».

 

Разделы материала:

НПА

Постановление Совмина, Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа».

Постановление МНС, Госстандарта от 14.10.2022 № 29/99 «О требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам».

Постановление МНС от 29.03.2018 № 10 «О требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы и о работе комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям».

Постановление МНС от 02.03.2012 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных».

Комментарии и разъяснения

Комментарии МНС

О переходе с 1 июля 2025 года на использование кассового оборудования и платежных терминалов в отдельных сферах деятельности. Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 23.10.2023 № 712/19.

Об использовании с 1 июля 2025 года юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 23.10.2023 № 712/19.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 26 сентября 2024 года № 704/22 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16».

Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа. Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 23.10.2023 № 712/19.

Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 марта 2024 г. № 10 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 9».

Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 марта 2024 г. № 8 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 10».

Комментарий эксперта

Изменения в использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа. Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 26.09.2024 № 704/22.

Разъяснения МНС

Изменения в сфере кассового оборудования с 01.07.2025.

О доработке кассовых суммирующих аппаратов до соответствия новым требованиям (актуализированная информация по состоянию на 15.04.2024).

Ответы МНС на часто задаваемые вопросы по использованию кассового оборудования: применение КСА.

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.05.2025 № 8-2-15/ИМНС03272 «О направлении разъяснения».

МНС разъясняет: ответы на вопросы о кассовом оборудовании.

Кассовое оборудование: МНС дает ответы на вопросы.

Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере использования кассового оборудования.

О предоставлении информации о глобальном номере расположения GLN места установки и использования кассового оборудования и торговых автоматов для внесения в СККО.

Об обеспечении дифференцированного учета при реализации шин, товаров легкой промышленности и обуви, маркированных «упрощенными» средствами идентификации.

Об использовании кассового оборудования коммерческой организацией, созданной индивидуальным предпринимателем, учреждаемой одним лицом.

МНС: об использовании субъектами хозяйствования кассового оборудования с 01.07.2025 г.

О приеме субъектами хозяйствования платежей наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг во время доработки используемого кассового оборудования до соответствия новым требованиям.

Перечень моделей (модификации) КСА, которые могут быть (не могут быть) доработаны заявителями до соответствия новым требованиям к КСА.

Аналитические материалы

КСА

Прием средств платежа по маркированным товарам с 1 июля 2025 года.

Надо ли передавать в СККО информацию о коде маркировки при выдаче работникам молока по талонам.

Новые требования к кассовому оборудованию с 1 июля 2025 года.

Порядок расчетов наличными денежными средствами с использованием КСА: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо».

Порядок работы на КСА: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо».

Порядок расчетов с использованием QR-кодов, мобильного эквайринга, бесконтактных банковских карт, КСА: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо».

Маркировка товаров

МНС о приобретении покупателями маркированных товаров.

Маркировка товаров: МНС дает ответы на вопросы.

Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере использования кассового оборудования.

Реализация механизма маркировки и прослеживаемости товаров в вопросах и ответах (по итогам вебинара от 24.02.2025).

МНС о маркировке товаров.

Прослеживаемость и маркировка товаров: сравнение требований.

Дифференцированный учет товаров

Об обеспечении дифференцированного учета при реализации товаров, подлежащих маркировке.

Об обеспечении дифференцированного учета в торговых объектах.

Об особенностях ведения дифференцированного учета данных при реализации товаров.

Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере использования кассового оборудования.

Публикации в журнале «Налоги Беларуси»

Новации в сфере приема средств платежа, использования кассового и иного оборудования при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с 1 июля 2025 года.

Принимаем денежные средства правильно.

Прием средств платежа с использованием кассового оборудования: изменения с 1 июля 2025 года.

Реализация механизма маркировки и прослеживаемости товаров в вопросах и ответах (по итогам вебинара от 24.02.2025).

О порядке использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (в вопросах и ответах).

Вопросы и ответы

Нужно ли с 01.07.2025 при продаже в объектах розничной торговли товаров, маркированных средствами идентификации образца Российской Федерации, считывать с использованием кассовых суммирующих аппаратов средства идентификации и передавать их в систему контроля кассового оборудования?

Организация осуществляет реализацию отходов древесины, деревянных бочек физлицам. Торговая площадь у организации отсутствует. Прием оплаты производится с использованием кассового суммирующего аппарата с установленным средством контроля налоговых органов. Платежный документ, формируемый КСА, содержит только сумму оплаты, без наименования товара. Обязана ли организация с 01.07.2025 обеспечить наличие в чеке наименования товара, веса реализуемых отходов древесины? Можно ли в платежном документе указывать только общую сумму проданных товаров?

Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю напитками и продуктами питания. Купленное в емкостях объемом 2,8 кг мороженое реализуется на вес порциями по 50 гр. (шарики в креманку или рожок). Необходимо ли ИП обновлять КСА с 01.07.2025?

В учреждении образования ведется суммовой учет товаров. Необходимо ли вести дифференцированный учет товаров, не подлежащих маркировке, после перехода с 01.07.2025 на новое кассовое оборудование? Можно ли после 01.07.2025 продолжить ведение суммового учета товаров?

Организация использует в работе КСА, который не будет дорабатываться до новых требований. Что организации предпринять до 01.07.2025?

Необходимо ли дорабатывать или менять КСА субъекту хозяйствования, который не реализует товары, подлежащие маркировке?

Обязательно ли в чеке, формируемом КСА, должно указываться наименование услуги?

Как новшества, связанные с кассовым оборудованием, влияют на ведение бухгалтерского учета?

Может ли ИП в период подготовки документации на новую кассу принимать денежные средства за товар по квитанциям?

Организация оказывает услуги в сфере агроэкотуризма. Как оформить поступающую от агроэкотуристов оплату?

У каких субъектов хозяйствования с 1 июля 2025 г. возникает обязанность использовать кассовое оборудование при приеме в свой адрес платежей наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг?

Какие требования установлены с 01.07.2025 для кассового оборудования, используемого при продаже товаров, подлежащих маркировке?

Нужно ли с 01.07.2025 пробивать по КСА талоны на выдаваемое работникам молоко?

Какое кассовое оборудование подлежит доработке или замене до 01.07.2025?

Индивидуальный предприниматель оказывает услуги. Нужно ли до 01.07.2025 представлять в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» информацию о GLN места установки и использования кассового аппарата?

Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю продуктами и напитками. Необходимо ли ИП обновлять с 01.07.2025 КСА при реализации воды газированной и негазированной в бутылках по 0,5 л?

Продажа маркированных товаров в случаях, когда не требуется использование кассового оборудования. Каким образом с 1 июля 2025 г. производить продажу товаров, маркированных средствами идентификации, пересылаемых почтовыми отправлениями?

Субъект хозяйствования осуществляет розничную торговлю. Продажа товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками, не планируется. Обязательно ли осуществить замену либо доработку кассового суммирующего аппарата в целях использования его с 01.07.2025?

Организация оказывает услуги населению. Кассовый аппарат, используемый для приема платежей за оказанные услуги, дорабатывается до соответствия новым требованиям, но дифференцированный учет на нем обеспечен не будет. В месте оказания услуг продаются товары, подлежащие маркировке (мороженое, газированные напитки), реализацию которых планируется прекратить с 01.07.2025. Можно ли использовать до 01.07.2025 доработанный КСА без дифференцированного учета при реализации товара, подлежащего маркировке, или следует использовать старый КСА?

На кого распространяется требование о дифференцированном учете товаров?

Необходимо ли организации, осуществляющей розничную торговлю пиломатериалами и прочими строительными материалами через интернет-магазин, обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах с 1 июля 2025 г.?

Подлежит ли дифференцированному учету питьевая вода (газированная и негазированная)?

Организация реализует в торговом объекте широкий ассортимент товаров, в том числе масло моторное, подлежащее маркировке. Может ли организация при продаже маркируемого товара (моторного масла) в целях обеспечения дифференцированного учета применить отдельную программную кассу, а при продаже иных товаров использовать иное кассовое оборудование?

Дифференцированный учет должен быть обеспечен только в отношении товаров, подлежащих маркировке, за исключением товаров, участвующих в производстве продукции общественного питания и реализованных только физическим лицам? Пример. Чай (маркированный товар) может быть реализован целой пачкой с отражением продажи в системе контроля кассового оборудования и последующим выводом товара из оборота через ГИС «Электронный знак» и одновременно другая пачка чая реализована как горячий напиток, приготовленный в объекте общественного питания.

Организация импортирует масло моторное из Российской Федерации. На продукцию нанесен GTIN российским поставщиком. Необходимо ли обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для получения и нанесения на реализуемые товары GTIN, или достаточно уже нанесенного GTIN поставщика?

Организация реализует в торговом объекте площадью менее 200 кв. м дверные полотна, окна, фурнитуру, погонаж, секционные ворота. Требуется ли маркировать такие товары и обеспечить с 1 июля 2025 г. дифференцированный учет данных о реализуемых товарах?

Какие меры ответственности предусмотрены для субъектов хозяйствования, которые в силу различных обстоятельств не обновят или не заменят кассовое оборудование до 01.07.2025?

Интервью по теме

Использование кассового оборудования с 01.07.2025.

Актуальные вопросы по использованию КСА.

Новации при использовании кассового и иного оборудования при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с 1 июля 2025 года.

Инфографика

Алгоритм действий субъектов хозяйствования по замене кассового оборудования.

Схема действий субъектов хозяйствования по замене кассового оборудования.

Сроки перехода на новое кассовое оборудование.

Наиболее популярное кассовое оборудование, используемое в Республике Беларусь.

Перечни товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и (или) средствами идентификации.

Об особенностях ведения дифференцированного учета данных при реализации товаров.

Обсуждение в сообществе «Бизнес-Инфо»

Организация реализует прослеживаемый немаркированный товар. На данный товар она получает GTIN, выписывает ЭТН. При реализации товаров физлицам через интернет-магазин физлицо оформляет лизинг (в соответствующей организации) или берет кредит в банке. Организация при продаже не использует КСА, и денежные средства поступают на расчетный счет. Должна ли организация передавать какую-либо информацию в СККО посредством API?

Объект розничной торговли продает маркированный товар. Учет суммовой. Нужно ли с 01.07.2025 вести количественно-суммовой учет маркированных товаров?

Расходы по доработке кассовых суммирующих аппаратов до соответствия новым требованиям отнесены на модернизацию КСА с отражением на счете 08. На каком счете нужно отражать расходы на регистрацию КСА в ИМНС (в том числе голографическую наклейку)?

Организация приобрела новый КСА, отвечающий требованиям для работы с 1 июля 2025 г. взамен старого, не соответствующего требованиям (его больше использовать не будут). Есть ли законодательная обязанность снять старый КСА с учета до 1 июля 2025 г.?

Чтобы с 01.07.2025 работать с дифференцированным учетом товаров в рознице, нужно внести все остатки товаров в каталог кассы? И эти остатки потом по мере реализации должны, соответственно, совпадать с данными в 1С, или можем внести только те товары, которые будут продаваться в рознице?

С 01.07.2025 организации должны обеспечить дифференцированный учет товаров, подлежащих прослеживаемости. Что должно указываться в чеке при их реализации?