





Использование кассового и иного оборудования с 1 июля 2025 года
С 1 июля 2025 г. организации и ИП, продающие товары, подлежащие маркировке, обязаны использовать кассовое оборудование (кассовые суммирующие аппараты (КСА) с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО) и программные кассы), обеспечивающее выполнение ряда новых требований (абз.15 п.17, абз.13 п.25 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16).
Требования к кассовому оборудованию, используемому при продаже маркированных товаров, установлены п.101 Положения № 924/16.
Предлагаем подборку разъяснений МНС, комментариев, аналитических материалов, онлайн-мероприятий, обсуждений по данной теме в сообществе «Бизнес-Инфо».
Разделы материала:
НПА
• Постановление Совмина, Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа».
• Постановление МНС, Госстандарта от 14.10.2022 № 29/99 «О требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам».
• Постановление МНС от 29.03.2018 № 10 «О требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы и о работе комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям».
• Постановление МНС от 02.03.2012 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных».
Комментарии и разъяснения
Комментарии МНС
• О переходе с 1 июля 2025 года на использование кассового оборудования и платежных терминалов в отдельных сферах деятельности. Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 23.10.2023 № 712/19.
• Об использовании с 1 июля 2025 года юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 23.10.2023 № 712/19.
• Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 26 сентября 2024 года № 704/22 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16».
• Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа. Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 23.10.2023 № 712/19.
• Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 марта 2024 г. № 10 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 9».
• Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 марта 2024 г. № 8 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 10».
Комментарий эксперта
• Изменения в использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа. Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 26.09.2024 № 704/22.
Разъяснения МНС
• Изменения в сфере кассового оборудования с 01.07.2025.
• О доработке кассовых суммирующих аппаратов до соответствия новым требованиям (актуализированная информация по состоянию на 15.04.2024).
• Ответы МНС на часто задаваемые вопросы по использованию кассового оборудования: применение КСА.
• Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.05.2025 № 8-2-15/ИМНС03272 «О направлении разъяснения».
• МНС разъясняет: ответы на вопросы о кассовом оборудовании.
• Кассовое оборудование: МНС дает ответы на вопросы.
• Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере использования кассового оборудования.
• О предоставлении информации о глобальном номере расположения GLN места установки и использования кассового оборудования и торговых автоматов для внесения в СККО.
• Об обеспечении дифференцированного учета при реализации шин, товаров легкой промышленности и обуви, маркированных «упрощенными» средствами идентификации.
• Об использовании кассового оборудования коммерческой организацией, созданной индивидуальным предпринимателем, учреждаемой одним лицом.
• МНС: об использовании субъектами хозяйствования кассового оборудования с 01.07.2025 г.
• О приеме субъектами хозяйствования платежей наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг во время доработки используемого кассового оборудования до соответствия новым требованиям.
• Перечень моделей (модификации) КСА, которые могут быть (не могут быть) доработаны заявителями до соответствия новым требованиям к КСА.
Аналитические материалы
КСА
• Прием средств платежа по маркированным товарам с 1 июля 2025 года.
• Надо ли передавать в СККО информацию о коде маркировки при выдаче работникам молока по талонам.
• Новые требования к кассовому оборудованию с 1 июля 2025 года.
• Порядок расчетов наличными денежными средствами с использованием КСА: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо».
• Порядок работы на КСА: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо».
• Порядок расчетов с использованием QR-кодов, мобильного эквайринга, бесконтактных банковских карт, КСА: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо».
Маркировка товаров
• МНС о приобретении покупателями маркированных товаров.
• Маркировка товаров: МНС дает ответы на вопросы.
• Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере использования кассового оборудования.
• Реализация механизма маркировки и прослеживаемости товаров в вопросах и ответах (по итогам вебинара от 24.02.2025).
• МНС о маркировке товаров.
• Прослеживаемость и маркировка товаров: сравнение требований.
Дифференцированный учет товаров
• Об обеспечении дифференцированного учета при реализации товаров, подлежащих маркировке.
• Об обеспечении дифференцированного учета в торговых объектах.
• Об особенностях ведения дифференцированного учета данных при реализации товаров.
• Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере использования кассового оборудования.
Публикации в журнале «Налоги Беларуси»
• Новации в сфере приема средств платежа, использования кассового и иного оборудования при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с 1 июля 2025 года.
• Принимаем денежные средства правильно.
• Прием средств платежа с использованием кассового оборудования: изменения с 1 июля 2025 года.
• Реализация механизма маркировки и прослеживаемости товаров в вопросах и ответах (по итогам вебинара от 24.02.2025).
• О порядке использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (в вопросах и ответах).
Вопросы и ответы
• Нужно ли с 01.07.2025 при продаже в объектах розничной торговли товаров, маркированных средствами идентификации образца Российской Федерации, считывать с использованием кассовых суммирующих аппаратов средства идентификации и передавать их в систему контроля кассового оборудования?
• Организация осуществляет реализацию отходов древесины, деревянных бочек физлицам. Торговая площадь у организации отсутствует. Прием оплаты производится с использованием кассового суммирующего аппарата с установленным средством контроля налоговых органов. Платежный документ, формируемый КСА, содержит только сумму оплаты, без наименования товара. Обязана ли организация с 01.07.2025 обеспечить наличие в чеке наименования товара, веса реализуемых отходов древесины? Можно ли в платежном документе указывать только общую сумму проданных товаров?
• Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю напитками и продуктами питания. Купленное в емкостях объемом 2,8 кг мороженое реализуется на вес порциями по 50 гр. (шарики в креманку или рожок). Необходимо ли ИП обновлять КСА с 01.07.2025?
• В учреждении образования ведется суммовой учет товаров. Необходимо ли вести дифференцированный учет товаров, не подлежащих маркировке, после перехода с 01.07.2025 на новое кассовое оборудование? Можно ли после 01.07.2025 продолжить ведение суммового учета товаров?
• Организация использует в работе КСА, который не будет дорабатываться до новых требований. Что организации предпринять до 01.07.2025?
• Необходимо ли дорабатывать или менять КСА субъекту хозяйствования, который не реализует товары, подлежащие маркировке?
• Обязательно ли в чеке, формируемом КСА, должно указываться наименование услуги?
• Как новшества, связанные с кассовым оборудованием, влияют на ведение бухгалтерского учета?
• Может ли ИП в период подготовки документации на новую кассу принимать денежные средства за товар по квитанциям?
• Организация оказывает услуги в сфере агроэкотуризма. Как оформить поступающую от агроэкотуристов оплату?
• У каких субъектов хозяйствования с 1 июля 2025 г. возникает обязанность использовать кассовое оборудование при приеме в свой адрес платежей наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг?
• Какие требования установлены с 01.07.2025 для кассового оборудования, используемого при продаже товаров, подлежащих маркировке?
• Нужно ли с 01.07.2025 пробивать по КСА талоны на выдаваемое работникам молоко?
• Какое кассовое оборудование подлежит доработке или замене до 01.07.2025?
• Индивидуальный предприниматель оказывает услуги. Нужно ли до 01.07.2025 представлять в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» информацию о GLN места установки и использования кассового аппарата?
• Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю продуктами и напитками. Необходимо ли ИП обновлять с 01.07.2025 КСА при реализации воды газированной и негазированной в бутылках по 0,5 л?
• Продажа маркированных товаров в случаях, когда не требуется использование кассового оборудования. Каким образом с 1 июля 2025 г. производить продажу товаров, маркированных средствами идентификации, пересылаемых почтовыми отправлениями?
• Субъект хозяйствования осуществляет розничную торговлю. Продажа товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками, не планируется. Обязательно ли осуществить замену либо доработку кассового суммирующего аппарата в целях использования его с 01.07.2025?
• Организация оказывает услуги населению. Кассовый аппарат, используемый для приема платежей за оказанные услуги, дорабатывается до соответствия новым требованиям, но дифференцированный учет на нем обеспечен не будет. В месте оказания услуг продаются товары, подлежащие маркировке (мороженое, газированные напитки), реализацию которых планируется прекратить с 01.07.2025. Можно ли использовать до 01.07.2025 доработанный КСА без дифференцированного учета при реализации товара, подлежащего маркировке, или следует использовать старый КСА?
• На кого распространяется требование о дифференцированном учете товаров?
• Необходимо ли организации, осуществляющей розничную торговлю пиломатериалами и прочими строительными материалами через интернет-магазин, обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах с 1 июля 2025 г.?
• Подлежит ли дифференцированному учету питьевая вода (газированная и негазированная)?
• Организация реализует в торговом объекте широкий ассортимент товаров, в том числе масло моторное, подлежащее маркировке. Может ли организация при продаже маркируемого товара (моторного масла) в целях обеспечения дифференцированного учета применить отдельную программную кассу, а при продаже иных товаров использовать иное кассовое оборудование?
• Дифференцированный учет должен быть обеспечен только в отношении товаров, подлежащих маркировке, за исключением товаров, участвующих в производстве продукции общественного питания и реализованных только физическим лицам? Пример. Чай (маркированный товар) может быть реализован целой пачкой с отражением продажи в системе контроля кассового оборудования и последующим выводом товара из оборота через ГИС «Электронный знак» и одновременно другая пачка чая реализована как горячий напиток, приготовленный в объекте общественного питания.
• Организация импортирует масло моторное из Российской Федерации. На продукцию нанесен GTIN российским поставщиком. Необходимо ли обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для получения и нанесения на реализуемые товары GTIN, или достаточно уже нанесенного GTIN поставщика?
• Организация реализует в торговом объекте площадью менее 200 кв. м дверные полотна, окна, фурнитуру, погонаж, секционные ворота. Требуется ли маркировать такие товары и обеспечить с 1 июля 2025 г. дифференцированный учет данных о реализуемых товарах?
• Какие меры ответственности предусмотрены для субъектов хозяйствования, которые в силу различных обстоятельств не обновят или не заменят кассовое оборудование до 01.07.2025?
Интервью по теме
• Использование кассового оборудования с 01.07.2025.
• Актуальные вопросы по использованию КСА.
• Новации при использовании кассового и иного оборудования при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с 1 июля 2025 года.
Инфографика
• Алгоритм действий субъектов хозяйствования по замене кассового оборудования.
• Схема действий субъектов хозяйствования по замене кассового оборудования.
• Сроки перехода на новое кассовое оборудование.
• Наиболее популярное кассовое оборудование, используемое в Республике Беларусь.
• Перечни товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и (или) средствами идентификации.
• Об особенностях ведения дифференцированного учета данных при реализации товаров.
Обсуждение в сообществе «Бизнес-Инфо»
• Организация реализует прослеживаемый немаркированный товар. На данный товар она получает GTIN, выписывает ЭТН. При реализации товаров физлицам через интернет-магазин физлицо оформляет лизинг (в соответствующей организации) или берет кредит в банке. Организация при продаже не использует КСА, и денежные средства поступают на расчетный счет. Должна ли организация передавать какую-либо информацию в СККО посредством API?
• Объект розничной торговли продает маркированный товар. Учет суммовой. Нужно ли с 01.07.2025 вести количественно-суммовой учет маркированных товаров?
• Расходы по доработке кассовых суммирующих аппаратов до соответствия новым требованиям отнесены на модернизацию КСА с отражением на счете 08. На каком счете нужно отражать расходы на регистрацию КСА в ИМНС (в том числе голографическую наклейку)?
• Организация приобрела новый КСА, отвечающий требованиям для работы с 1 июля 2025 г. взамен старого, не соответствующего требованиям (его больше использовать не будут). Есть ли законодательная обязанность снять старый КСА с учета до 1 июля 2025 г.?
• Чтобы с 01.07.2025 работать с дифференцированным учетом товаров в рознице, нужно внести все остатки товаров в каталог кассы? И эти остатки потом по мере реализации должны, соответственно, совпадать с данными в 1С, или можем внести только те товары, которые будут продаваться в рознице?
• С 01.07.2025 организации должны обеспечить дифференцированный учет товаров, подлежащих прослеживаемости. Что должно указываться в чеке при их реализации?