Пособие от 13.07.2018
Автор: Воронина А.

Использование результатов независимой оценки стоимости недвижимого имущества в целях контроля за трансфертным ценообразованием


 

Материал помещен в архив

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В ЦЕЛЯХ КОНТРОЛЯ ЗА ТРАНСФЕРТНЫМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ

В соответствии со статьей 301 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) налоговые органы осуществляют контроль за применением организациями трансфертного ценообразования. К объектам такого контроля, в частности, относятся сделки по реализации или приобретению недвижимого имущества (его части), когда цена таких сделок отклоняется более чем на 20 % от рыночных цен.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. В главе 11 (статьях 87-101) новой редакции НК описаны принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения.

 

Рыночной ценой на товар (работу, услугу) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях (ч.6 п.4 ст.301 НК).

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранных государств при совершении сделки проведение оценки стоимости товара (работы, услуги) является обязательным, для целей налогообложения цена, определенная оценщиком согласно законодательству об оценочной деятельности, признается рыночной (ч.5 п.5 ст.301 НК).

 

справочно

Справочно

Отношения, связанные с осуществлением оценочной деятельности и возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь, регулируются Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615 (далее - Положение об оценке).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 июля 2020 г. следует руководствоваться Положением № 615 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 147. Комментарий см. здесь.

 

В соответствии с пунктом 21 Положения об оценке проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным:

• при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного экономически несостоятельным или банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах. Оценивается стоимость имущества, выставляемого на торги;

• при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств. Оценивается стоимость имущества, передаваемого в залог;

• при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Оценивается стоимость вносимого в уставный фонд неденежного вклада;

• при совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам юридических лиц государственной формы собственности. Оценивается стоимость соответствующего имущества, подлежащего отчуждению;

• при возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества. Оценивается стоимость приобретаемого имущества;

• в иных случаях, предусмотренных законодательством.

В этих случаях цена, определенная оценщиком согласно законодательству об оценочной деятельности, признается рыночной.

Следует учитывать, что порядок отчуждения государственного имущества, в том числе неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, включенного в перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом». Отчуждение такого имущества может проводиться путем продажи на аукционе. В этом случае рыночной ценой для целей налогообложения признается цена сделки, определенная в ходе аукциона, проведенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 марта 2023 г. следует руководствоваться Указом от 19.09.2022 № 330 «О распоряжении имуществом». Комментарий см. здесь.

 

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 15 Положения об оценке результат независимой оценки может использоваться только в соответствии с целью, указанной в заключении об оценке.

 

справочно

Справочно

Независимая оценка проводится в целях:

• продажи без проведения аукциона либо конкурса, включая продажу имущества в процедуре экономической несостоятельности (банкротства);

• внесения в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица;

• продажи на торгах (аукционе и по конкурсу), в том числе в процедуре банкротства;

• передачи в залог (ипотеку);

• безвозмездного отчуждения;

• безвозмездной передачи;

• передачи в безвозмездное пользование;

• передачи в доверительное управление;

• мены;

• наследования имущества;

• разрешений имущественных споров;

• возмещения убытков (ущерба);

• реализации управленческих решений;

• постановки на баланс излишков активов, выявленных в результате инвентаризации, и активов, полученных безвозмездно;

• проведения переоценки методом прямой оценки основных средств, доходных вложений в материальные активы;

• разделения (выделения) первоначальной стоимости инвентарного объекта;

• реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, иного его использования;

• исчисления налога на недвижимость для физических лиц;

• исчисления подоходного налога для физических лиц;

• приватизации жилых помещений физическими лицами;

• продажи сельскохозяйственными предприятиями жилых домов, квартир, жилых помещений;

• кредитования физических лиц, в том числе для получения льготного кредита;

• иных, не противоречащих законодательству.

 

Таким образом, только при проведении обязательной оценки стоимости недвижимого имущества цена, определенная оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, признается рыночной. В иных случаях, когда оценка осуществляется по инициативе плательщика, результаты такой оценки не подпадают под положения части пятой пункта 5 статьи 301 НК. Вместе с тем при осуществлении проверки налоговый орган изучает как источники информации, так и результат такой оценки, сравнивая его с информацией о рыночных ценах на недвижимое имущество, которой он располагает. Если оценщик использовал сведения о фактических сделках и они совершены в период, непосредственно близкий к анализируемой сделке, и сопоставимы с ней, то информация может быть принята во внимание при проведении проверки.

 

13.07.2018

 

А.Г.Воронина, главный государственный налоговый инспектор отдела трансфертного ценообразования управления международного налогового сотрудничества Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь