Пособие от 25.05.2017
Автор: Шатсков А.

Использование тахографов при международных автомобильных перевозках грузов


СОДЕРЖАНИЕ

 

Порядок использования тахографа

Режим работы водителей грузовых автомобилей

Особенности контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки

Загрузка и хранение данных цифрового тахографа

Установка цифровых тахографов

Некоторые особенности выдачи карточек цифрового тахографа

Проверка цифровых тахографов российских транспортных средств, следующих транзитом через территорию Республики Беларусь

 

Материал помещен в архив

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАХОГРАФОВ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ

Порядок использования тахографа

Тахограф - контрольное устройство, устанавливаемое на механических транспортных средствах в целях непрерывного измерения и (или) регистрации в автоматическом режиме информации о пройденном пути и скорости движения транспортного средства, периодах работы и отдыха водителей, иной дополнительной информации, касающейся эксплуатации транспортного средства. Тахографы по своей конструкции подразделяются на электронно-механические (аналоговые) и электронные (цифровые) (абзац 2 п.2, п.4 Инструкции о порядке использования тахографов на транспортных средствах, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.02.2008 № 8, далее - Инструкция).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 апреля 2022 г. следует руководствоваться Инструкцией с изменениями, внесенными постановлением Минтранса от 31.03.2022 № 47.

 

При выполнении транспортными средствами международных автомобильных перевозок в обязательном порядке устанавливаются тахографы (ст.18 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»). Причем применяются они в отношении транспортных средств международной перевозки грузов с разрешенной массой свыше 3,5 т.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июля 2023 г. следует руководствоваться ст.18 Закона № 278-З с учетом изменений, внесенных Законом от 18.07.2022 № 196-З.

 

Общий порядок использования тахографов, установленных на транспортных средствах, при выполнении автомобильными перевозчиками автомобильных перевозок регулируется Инструкцией.

Тахографы и область применения на автотранспортных средствах, зарегистрированных в Республике Беларусь, должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) относительно контрольных устройств, их типы должны быть утверждены по результатам государственных приемочных испытаний и внесены в Государственный реестр измерений Республики Беларусь (п.3 Инструкции).

Тахографы, установленные на транспортных средствах, зарегистрированных в Республике Беларусь, подлежат обязательной поверке, которая проводится органами Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Поверка тахографов осуществляется при выпуске из производства или ремонта, а также в процессе эксплуатации. Причем свидетельство о поверке тахографа должно храниться у автомобильного перевозчика в течение срока его действия и предъявляться по требованию уполномоченных контролирующих органов (пп.10-13 Инструкции).

 

внимание

Обратите внимание!

Эксплуатация транспортного средства без установленного тахографа, а равно использование тахографа, не соответствующего требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п.6 Инструкции). Административная ответственность за указанные правонарушения установлена частью 1 ст.18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ч.1 ст.18.23 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

 

Регистрация информации о пройденном пути и скорости движения транспортного средства, периода работы и отдыха водителей, иной дополнительной информации, касающейся эксплуатации транспортного средства, в электронно-механическом тахографе осуществляется при помощи регистрационных листов, а в электронном (цифровом) тахографе - при помощи карточки водителя (п.7 Инструкции).

Режим работы водителей грузовых автомобилей

Режим работы водителей грузовых автомобилей регламентируется Европейским Соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), от 01.07.1970. Республика Беларусь присоединилась к Соглашению 2 октября 1993 г.

Продолжительность управления транспортным средством между двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха не должно превышать 9 ч. (п.1 ст.6 ЕСТР).

После управления в течение 4,5 ч. водитель должен сделать перерыв на срок не менее 45 мин., если не наступает период отдыха (п.1 ст.7 ЕСТР).

Продолжительность управления может быть увеличена дважды в течение любой 1 недели до 10 ч. (п.1 ст.6 ЕСТР).

Перерыв в 45 минут может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 мин. каждый, распределенный на протяжении периода управления или сразу после этого периода (п.2 ст.7 ЕСТР). В течение этих периодов водитель не должен выполнять никакой другой работы. Время ожидания и время, не используемое для управления и проведенное в движущемся транспортном средстве (к примеру, на пароме), не рассматривается в качестве другой работы. Эти периоды не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.

После максимальных шести еженедельных периодов управления водитель должен получить еженедельный период отдыха в соответствии с п.3 ст.8 ЕСТР. Еженедельная продолжительность управления не должна превышать 56 ч. (п.2 ст.6 ЕСТР).

В течение каждых 24 ч. водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью менее 11 ч., который может быть сокращен до 9 ч. непрерывного отдыха не более трех раз в течение любой 1 недели при условии, что до конца следующей недели в качестве компенсации водителю представляется отдых эквивалентной продолжительности (ст.8 ЕСТР).

Продолжительность отдыха может быть разбита на два или три отдельных периода в течение 24 ч., один из которых должен составлять не менее 8 последовательных часов. В этом случае минимальная продолжительность отдыха увеличивается до 12 ч. (п.1 ст.8 ЕСТР).

Если в течение каждых 30 ч. транспортным средством управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен иметь период отдыха, продолжительностью не менее 9 ч. (п.3 ст.7 ЕСТР).

Еженедельный период отдыха может использоваться на транспортном средстве, если на нем имеется спальное место и это транспортное средство находится на стоянке (п.8 ст.7 ЕСТР).

Особенности контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки

Порядок проведения проверок на предмет соблюдения режима труда и отдыха водителями регламентирован Инструкцией о порядке проведения работниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь контроля за соблюдением скоростных режимов движения, режима труда и отдыха водителями транспортных средств, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов, а также требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте, утвержденной совместным постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.05.2004 № 115/18 (далее - Инструкция № 115/18).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 ноября 2017 г. Инструкция № 115/18 на основании постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 14.11.2017 № 326/33 утратила силу.  

 

При проведении проверки записей тахограммы до извлечения ее из тахографа контролирующие органы должны:

• определить состояние часов тахографа;

• зафиксировать местное время извлечения тахограммы (п.16 Инструкции № 115/18).

При выявлении нарушений в работе тахогрофа водитель обязан принять меры к их устранению в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и ЕСТР (п.18 Инструкции № 115/18).

Также при осуществлении государственного контроля в области дорожного движения и обеспечения его безопасности проводится проверка соблюдения требований по установке и эксплуатации тахографов, записи тахограммы за текущий день, в течение которого водитель управлял транспортным средством.

 

справочно

Справочно

В соответствии с частью 2 ст.18.26 КоАП нарушение водителем транспортного средства установленного режима труда и отдыха при выполнении автомобильной перевозки влечет наложение штрафа в размере от 5 до 25 БВ.

В случаях выявления нарушения предусмотренных законодательством сроков перенесения информации из контрольного устройства (тахографа) или карточки водителя в программно-технические средства в соответствии с частью 3 ст.18.26 КоАП применяются штрафные санкции в размере от 2 до 5 БВ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ч.2 и 3 ст.18.23 нового КоАП. Комментарии см. здесь.

Загрузка и хранение данных цифрового тахографа

Данные цифрового тахографа должны загружаться каждые 90 дней. Информация должна храниться не менее года по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя (п.31 Инструкции № 115/18).

Все транспортные средства, выпущенные или впервые зарегистрированные после 16 июня 2010 г., должны быть оборудованы цифровыми тахографами.

Установка цифровых тахографов

Цифровые тахографы могут устанавливать мастерские (юридические лица, индивидуальные предприниматели), имеющие разрешение Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь на оказание услуг по установке, активированию и ремонту цифровых тахографов (п.3 Положения о порядке выдачи разрешений на оказание услуг (выполнение работ) сервисными мастерскими по установке, активированию и ремонту цифровых тахографов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2010 № 903, далее - постановление № 903).

Перечень документов, представляемых в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь для получения заинтересованным лицом разрешения на оказание услуг по установке, активированию и ремонту цифровых тахографов, установлен п.5.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

Некоторые особенности выдачи карточек цифрового тахографа

В зависимости от функционального назначения Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь выдаются следующие виды карточек:

карточка водителя (документ, используемый для идентификации личности водителя и хранения соответствующих данных о периодах работы и отдыха водителя при управлении им транспортным средством, оборудованным цифровым тахографом);

карточка автомобильного перевозчика (предназначена для учета времени работы и отдыха водителей, загрузки, распечатки или блокировки данных цифрового тахографа для обеспечения конфиденциальности и неизменности информации о действиях владельца или пользователя транспортного средства, оборудованного цифровым тахографом);

контрольная карточка (предназначена для идентификации личности водителя и хранения соответствующих данных о периодах работы и отдыха водителя при управлении им транспортным средством, оборудованным цифровым тахографом) (п.3 Положения о порядке выдачи карточек цифрового тахографа, утвержденного постановлением № 903).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 ноября 2023 г. следует руководствоваться п.3 вышеназванного Положения с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 20.11.2023 № 791.

 

Перечень документов, представляемых для получения карточки автомобильного перевозчика, контрольной карточки определен в п.5.20 Единого перечня.

 

внимание

Обратите внимание!

Карточка водителя выдается гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам (лицам без гражданства), проживающим на территории Республики Беларусь не менее 185 календарных дней в календарном году.

 

Документы, необходимые для получения карточки водителя, указаны в п.15.18 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 марта 2024 г. следует руководствоваться п.15.18 Перечня № 200 в ред. Указа от 16.02.2024 № 55.

Проверка цифровых тахографов российских транспортных средств, следующих транзитом через территорию Республики Беларусь

Транспортная инспекция Республики Беларусь наделена правом проверки транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, независимо от того, где зарегистрировано транспортное средство, на основании ЕСТР, подп.9.1 п.9, п.13 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, подп.30.1 п.30 Положения о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2014 № 71.

Осуществление контроля режима труда и отдыха фиксируется путем внесения соответствующей записи (отметки) в регистрационные листки, распечатку с цифрового тахогрофа (п.34 названного Положения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. следует руководствоваться пп.13 и 22 Положения № 71 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 № 937.

 

25.05.2017

 

Александр Шатсков, ведущий специалист управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП»