Вопрос-ответ от 31.01.2011
Автор: Сафаревич Д.

Из переданного в банк договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, заключенного между резидентами Республики Беларусь, по которому перечисляется иностранная валюта, следует, что цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи не соответствует целям, перечисленным в Указе Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». Должен ли банк проверить условия данного договора на соответствие законодательству и осуществить платеж по такому договору?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Из переданного в банк договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, заключенного между резидентами РБ, по которому перечисляется иностранная валюта, следует, что цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи не соответствует целям, перечисленным в Указе Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ).

Должен ли банк проверить условия данного договора на соответствие законодательству и осуществить платеж по такому договору?

 

ОТВЕТ: Проверка договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи на соответствие его действующему законодательству не входит в компетенцию банка. Банк должен осуществить платеж. Основания для отказа в платеже отсутствуют.

Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям в целях, определенных Указом, а именно для:

- создания и укрепления материально-технической базы;

- приобретения сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержки мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;

- поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в т.ч. подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;

- охраны и восстановления историко-культурного наследия, развития библиотечного и музейного дел, кинематографии, художественного и культурного образования, а также поддержки народного творчества и народных промыслов (ремесел), гастрольно-концертной деятельности отечественных коллективов и исполнителей;

- приобретения организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействия деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;

- проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента РБ, Совета Министров РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов;

- выпуска учебных изданий и средств обучения, организации питания учащихся и воспитанников учреждений образования;

- поддержки организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и неполным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным законодательством);

- поддержки зарегистрированных в установленном порядке в Республике Беларусь религиозных организаций;

- ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- проведения научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских программ;

- развития особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы).

Данная помощь может предоставляться организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам на цели, не предусмотренные Указом, по решению Президента РБ или с его согласия.

Контроль банков как агентов валютного контроля определяется следующими функциями (п.6 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46, далее - Инструкция № 46):

- контроль за соответствием порядка проведения клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства.

При выполнении данной функции банки осуществляют контроль за:

правомерностью проведения расчетов между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и белорусских рублях;

правомерностью проведения расчетов в иностранной валюте, ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте между резидентами;

правомерностью изменения валюты обязательств при проведении валютных операций;

правомерностью внесения наличных белорусских рублей в кассу банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных операций - нерезидентов либо получения наличных белорусских рублей при снятии со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов;

правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) субъектов валютных операций;

целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке;

проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством;

- контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям, предусмотренных в главе 3 Инструкции № 46;

- осуществление регистрации сделки;

- уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства;

- представление информации по валютным и внешнеторговым операциям в Нацбанк РБ в порядке и сроки, определенные Нацбанком РБ.

Ответственность за непредставление и несвоевременность представления документов (сведений), необходимых банку для осуществления функций агентов валютного контроля, а также за недостоверность содержащейся в них информации возлагается на клиентов (п.18 Инструкции № 46).

Банк при проведении валютных операций не осуществляет контроль выполнения требований валютного законодательства, возложенных непосредственно на клиентов, за исключением случаев, когда такой контроль возложен на банк в соответствии с законодательством (п.29 Инструкции № 46).

Банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в следующих случаях (п.28 Инструкции № 46):

- несоответствия валюты расчета валютному законодательству (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);

- непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям пп.25 и 27 Инструкции № 46 (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств в безналичном порядке);

- получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента;

- непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора;

- снятия наличной иностранной валюты со счетов субъектов валютных операций в банке, если возможность использования наличной иностранной валюты не предусмотрена валютным законодательством;

- снятия наличных белорусских рублей со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов в банке, если возможность использования наличных белорусских рублей не предусмотрена валютным законодательством;

- неправомерного изменения валюты обязательств (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);

- отсутствия регистрации сделки, если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств). В случае отсутствия регистрации сделки и невозможности банком на основании представленных клиентом документов определить необходимость регистрации сделки клиент по требованию банка для подтверждения отсутствия необходимости регистрации сделки учиняет на платежной инструкции запись: «Регистрация сделки не требуется».

Таким образом, банк, установив правомерность расчетов между резидентами (п.1 Указа), выполнил свои функции как агент валютного контроля.

 

31.01.2011 г.

 

Денис Сафаревич, юрист

 

От редакции: С 7 марта 2011 г. в Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» на основании Указа Президента РБ от 28.02.2011 № 77 внесены изменения и дополнения.