Пособие от 28.11.2019
Автор: Лимож Н.

Изменен порядок пользования централизованными системами водоснабжения и водоотведения


 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ СИСТЕМАМИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

С 27 октября 2019 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2019 № 713 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 713), которым скорректированы нормативные правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В частности, подп.1.3 п.1 постановления № 713 скорректированы Правила пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 788 (далее - Правила).

Постановлением № 713:

• приведен понятийный аппарат, содержащийся в Правилах, в соответствие с Законом Республики Беларусь от 09.01.2019 № 166-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам питьевого водоснабжения»;

• дополнены и расширены нормы по установлению границ эксплуатационной ответственности;

• конкретизированы условия согласования технических условий на присоединение к централизованным системам водоснабжения, водоотведения (канализации);

• расширены нормы по поверке, замене и ремонту приборов учета расхода воды с указанием сведений, кто и в каких случаях должен платить за такую поверку и ремонт;

• введена дополнительная норма, закрепляющая порядок использования воды из централизованных систем водоснабжения для целей предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (на тушение пожаров, в ходе проведения пожарно-тактических учений (тренировок), проверки исправности пожарных гидрантов и внутренних пожарных кранов, тушение пожаров и загораний на объектах физических лиц, юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям;

• установлен на республиканском уровне единый подход по сбросу в централизованную систему водоотведения (канализации) производственных сточных вод абонентов, которые негативно сказываются на работе городских очистных сооружений и, как следствие, приводят к ухудшению качества воды, сбрасываемой в водный объект.

Так, установлены порядок и условия приема и отбора проб, требования к качественному составу производственных сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения (канализации), а также требования по устройству локальных очистных сооружений на объектах абонентов, предназначенных для предварительной очистки специфических промышленных ингредиентов в сточных водах, образующихся в процессе работы промышленных предприятий.

Кроме того, установлены единые максимальные допустимые концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, отводимых в централизованную систему водоотведения (канализации) (приложение 1 к Правилам).

В случае превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе производственных сточных вод абонента, определенных постановлением № 713, установлен повышающий коэффициент к тарифу оплаты 1 м3 производственных сточных вод с учетом уровня превышения допустимых концентраций и (или) отклонения от установленного диапазона (приложение 2 к Правилам).

Данная норма введена в качестве стимулирующего фактора для устройства на объектах абонента локальных очистных сооружений и направлена на повышение ответственности абонентов за качество сбрасываемых в централизованные системы водоотведения (канализации) производственных сточных вод.

 

справочно

Справочно

Устройство локальных очистных сооружений на объектах абонентов установлено в рамках реализации ст.47 Водного кодекса Республики Беларусь.

 

Рассмотрим более подробно изменения в порядке пользования централизованными системами водоснабжения и водоотведения.

1. Скорректирован расчет потребления воды, если приборы учета установлены не на границе присоединения к централизованной системе водоснабжения.

В таком случае расчет за услуги водоснабжения с абонентом производят в соответствии с показаниями приборов учета, установленных на объектах абонентов, и с учетом потерь и неучтенных расходов воды по установленной формуле (часть третья п.38 Правил).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. в часть третью п.38 Правил внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.11.2020 № 654 (далее - постановление № 654). Изменения не повлияли на суть материала.

 

справочно

Справочно

В течение 3 месяцев со дня вступления в силу постановления № 713 при наличии действующего договора на оказание услуг водоснабжения и (или) водоотведения (канализации) необходимо:

• произвести расчет потерь и неучтенных расходов воды на водопроводных сетях абонентов;

• внести изменения и (или) дополнения в действующий договор (п.2 постановления № 713).

 

2. Дополнен перечень случаев, когда расчет объемов потребления воды и отведения сточных вод производят как при самовольном подключении.

В частности, к ним отнесены:

• подключение абонентом (субабонентом), потребителем шлангов к уличному водоразбору, водопроводу и иных устройств, предназначенных для разбора питьевой воды, при отсутствии прибора учета, установленного на объектах (подп.53.5 п.53 Правил);

• уклонение абонента от заключения договора. За исключением случаев, когда оказание услуг невозможно по техническим причинам (подп.53.7 п.53 Правил).

3. Установлены нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (часть вторая п.7 и приложение 1 к Правилам). Ранее данные нормативы устанавливали местные исполкомы по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (часть вторая п.70 Правил (в редакции от 20.12.2017)).

 

справочно

Справочно

Перечень наименований загрязняющих веществ может быть скорректирован на основании проектной документации, технического регламента эксплуатации очистных сооружений и определен условиями приема сточных вод (подстрочное примечание к приложению 1 к Правилам).

 

Снижать концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах должны абоненты и (или) субабоненты за счет устройства локальных очистных сооружений (часть третья п.7 Правил). Однако с 27 октября 2019 г. в случае невыполнения данной обязанности и превышения загрязняющих веществ в сточных водах плату за услугу водоотведения (канализации) рассчитают с повышающим коэффициентом к тарифу (часть четвертая п.7 и часть третья п.56 Правил).

 

пример ситуация

Пример

Если концентрация загрязняющих веществ превышена на 70 % и уровень рН отклонился на 0,7 от диапазона, то к тарифу на оплату 1 м3 производственных сточных вод применяется повышающий коэффициент 3 (приложение 2 к Правилам).

 

4. Установлен порядок определения границ эксплуатационной ответственности при отсутствии соглашения сторон.

Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела систем водоснабжения, водоотведения (канализации) по признаку ответственности за их эксплуатацию (абзац 9 п.4 Правил). Она устанавливается на основании проектной и исполнительной документации на системы водоснабжения, водоотведения (канализации) и сведений об их принадлежности. В случае отсутствия документации такие границы определяются по соглашению сторон (части вторая и третья п.17 Правил). При отсутствии соглашения между сторонами о границах эксплуатационной ответственности ее необходимо установить в зависимости от объекта недвижимости и вида сетей. Например, внутриплощадочные водопроводные и канализационные сети абонента (субабонента), включая сооружения и устройства на них, входят в границу эксплуатационной ответственности абонента (субабонента) (абзац 5 части пятой п.17 Правил).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. в части вторую и третью п.17 Правил внесены изменения постановлением № 654. Изменения не повлияли на суть материала.

 

5. Расширен перечень обязанностей организаций водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ).

К обязанностям организаций ВКХ отнесли обслуживание сетей водоснабжения, водоотведения (канализации), сооружений и устройств на них, за исключением водопроводных вводов и канализационных выпусков (далее - сети), которые не переданы в коммунальную собственность при совокупности выполнения следующих условий:

• сети присоединены к централизованным системам водоснабжения, водоотведения (канализации);

• сети построены за счет средств потребителей или с их долевым участием.

Для обслуживания сетей организации ВКХ должны заключить с их собственниками договоры на оказание услуг по эксплуатации (обслуживанию) сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) (часть вторая п.30 Правил).

Таким образом, нормы постановления № 713 направлены на усовершенствование нормативной правовой базы в области водопроводно-канализационного хозяйства и урегулирование взаимоотношений между организациями ВКХ и абонентами, потребителями при пользовании централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) (то есть соответствующими услугами).

Реализация постановления № 713 позволит:

1) снизить воздействие городских очистных сооружений на водные объекты республики благодаря внедрению локальных очистных сооружений на объектах субъектов хозяйствования, сбрасывающих в централизованную систему водоотведения (канализации) производственные сточные воды, содержащие специфические промышленные ингредиенты, не удаляемые на городских очистных сооружениях;

2) повысить уровень очистки сточных вод и надежность работы городских очистных сооружений;

3) усилить ответственность субъектов хозяйствования за качество сбрасываемых в централизованные системы водоотведения (канализации) производственных сточных вод.

 

28.11.2019

 

Николай Лимож, юрист