


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ, ПЕРЕПОДГОТОВКЕ, ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2015 № 503
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2015 № 503 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 120» (далее - постановление № 503, постановление № 120) упорядочивает деятельность по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств.
Постановление № 503 вступает в силу 21 сентября 2015 г.
Изменения и дополнения приведены в таблице. Нормы, исключенные из постановления № 120, выделены жирным зачеркнутым шрифтом, введенные (измененные) - жирным шрифтом.
Редакция постановления № 120 до 21 сентября 2015 г. | Редакция постановления № 120 с 21 сентября 2015 г. |
Подпункт 1.2 п.1 | |
1. Установить, что: <...> 1.2. требованиями, предъявляемыми к деятельности юридических лиц по подготовке водителей, являются: 1.2.1. укомплектованность юридического лица работниками, обладающими квалификацией, позволяющей осуществлять подготовку водителей в соответствии с едиными программами подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств |
1. Установить, что: <...> 1.2. требованиями, предъявляемыми к деятельности юридических лиц по подготовке водителей, являются: 1.2.1. укомплектованность юридического лица работниками, обладающими квалификацией, позволяющей осуществлять подготовку водителей в соответствии с едиными программами подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств (далее - единые программы), имеющими свидетельство о прохождении повышения квалификации. При этом для не менее чем 50 процентов таких работников работа у данного юридического лица должна являться основной; |
1.2.2. |
Исключен |
1.2.5. соблюдение санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм и правил; | 1.2.5. соблюдение санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм и правил, а также законодательства об охране труда; |
Комментарий. Руководитель юридического лица, осуществляющего подготовку водителей, являясь нанимателем, несет обязанности по охране труда работников, установленные ст.17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда». Требования по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта содержатся в: - Межотраслевых общих правилах по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70; - Межотраслевых правилах по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее - Правила № 180/128); - техническом кодексе установившейся практики ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденном приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/261907/359613); - техническом кодексе установившейся практики ТКП 298-2011 (02190) «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания», утвержденном вышеназванным приказом (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/261912/359618). Средства индивидуальной защиты, которыми обеспечиваются работники, предусмотрены Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.12.2005 № 166. Требования по охране труда для водителя автомобиля установлены в Типовой инструкции по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2003 № 130. Обратите внимание! Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин и гусеничных тракторов отнесены к работам с повышенной опасностью (п.36 типового перечня работ с повышенной опасностью, являющегося приложением 1 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее - Типовой перечень работ, Инструкция)).Рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на объектах, поднадзорных органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора), проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, но не реже одного раза в год (п.27 Инструкции). Перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, утверждается руководителем организации на основании требований соответствующих нормативных правовых актов и с учетом Типового перечня работ. От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. Инструкция и Типовой перечень работ изложены в новой редакции постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54. Комментарий см. здесь.Техническое состояние автотранспорта должно соответствовать требованиям Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, Правил № 180/128, иных нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, а также эксплуатационным документам организаций - изготовителей транспортных средств. Для поддержания автотранспорта в исправном состоянии организуется техническое обслуживание и ремонт в соответствии с требованиями технического кодекса установившейся практики ТКП 248-2010 (02190) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения», утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.05.2010 № 36 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/249542/347192), иных технических нормативных правовых актов. При техническом обслуживании и ремонте автотранспорта выполняются требования государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.03.2011 № 14 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/261933/359639), Правил № 180/128, эксплуатационных и ремонтных документов организаций-изготовителей, технологических документов. Требования к факторам производственной среды, режимам труда и отдыха, санитарно-бытовому обеспечению, личной гигиене водителей автомобильного транспорта, санитарному состоянию автомобильного транспорта установлены Санитарными нормами и правилами «Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта», Гигиеническим нормативом «Оптимальные и допустимые значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей автомобильного транспорта», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.06.2013 № 47. Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3. От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 мая 2020 г. вышеназванные Правила утратили силу постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.03.2020 № 13.С 26 февраля 2017 г. действуют Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7. Документы по пожарной безопасности, принятые в развитие Декрета № 7, см. здесь | |
1.2.8. наличие учебных механических транспортных средств соответствующей категории |
1.2.8. наличие учебных механических транспортных средств соответствующей категории в количестве не менее одного на 15 обучающихся; |
1.2.10. наличие согласованных с соответствующим подразделением Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел маршрутов движения учебных механических транспортных средств для обучения практическому |
1.2.10. наличие согласованных с соответствующим подразделением Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел маршрутов движения учебных механических транспортных средств для обучения практическому управлению механическим транспортным средством; |
1.2.11. осуществление подготовки водителей на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых является оказание услуг по подготовке водителей, заключаемых в письменной форме с обучаемыми лицами (организациями, направляющими на обучение); | 1.2.11. осуществление подготовки водителей на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых является оказание услуг по подготовке водителей, заключаемых в письменной форме с обучаемыми лицами (организациями, направляющими на обучение) по типовым формам, определенным Министерством транспорта и коммуникаций, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего подпункта. Подготовка водителей в организациях, входящих в состав (систему) Министерства обороны, Министерства внутренних дел, органов пограничной службы, других войск и воинских формирований, для собственных нужд осуществляется без заключения гражданско-правовых договоров; |
1.2.12. |
1.2.12. осуществление выдачи свидетельств о подготовке водителей по формам, утвержденным в соответствии с законодательством; |
Требование отсутствовало | 1.2.13. оснащенность учебных механических транспортных средств дополнительным оборудованием в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 189, 1/6961), и технических нормативных правовых актов; |
Требование отсутствовало | 1.2.14. обеспечение юридическим лицом возможности расчетов за оказываемые услуги по подготовке водителей посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства |
Министерству транспорта и коммуникаций при выполнении поручения, предусмотренного абзацем третьим пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 |
Министерству транспорта и коммуникаций при выполнении поручения, предусмотренного абзацем третьим пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551, учитывать требования, предъявляемые к деятельности юридических лиц по подготовке водителей, определенные подпунктом 1.2 пункта 1 настоящего постановления |
16.09.2015
Екатерина Богуш, инженер
Галина Жданович, юрист