


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА И СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: ПОДРЯДЧИК МОЖЕТ ТРЕБОВАТЬ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОГОВОР?
![]() |
Ситуация По результатам процедуры закупки (подрядные торги) заключен договор строительного подряда на выполнение работ (общестроительных и электротехнических). Цена договора сформирована на основании ПСД по стадии Архитектурный проект. Позже Заказчик выдал сметную документацию по стадии Строительный проект. При заключении дополнительного соглашения к договору сформирована новая контрактная цена, которая превысила изначальную цену договора на 10 %. 1. Необходимо ли Заказчику проходить повторно экспертизу ПСД? 2. Может ли Подрядчик в связи с изменением объема и стоимости работ требовать внесения дополнительных условий к договору (например, текущие авансы или оплата материалов по фактических ценам)? |
1. Повторная экспертиза при двухстадийном проектировании объекта в рассматриваемой ситуации необходима, если в архитектурный проект внесены изменения.
Строительный проект либо отдельные проектные решения строительного проекта при двухстадийном проектировании также подлежат государственной экспертизе.
В случае финансирования строительства с привлечением бюджетных средств строительный проект при двухстадийном проектировании подлежит государственной экспертизе (абзац 4 подп.6.1.2 п.6 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 (далее - Положение № 791)) (за исключением проектной документации согласно приложению 3 к Положению № 791).
В случае финансирования строительства без привлечения бюджетных средств требуется проведение государственной экспертизы отдельных проектных решений строительного проекта при двухстадийном проектировании объектов первого - четвертого классов сложности, оценка соответствия (основная и (или) дополнительная) которых возможна после их детальной проработки (за исключением проектной документации согласно приложению 4 к Положению № 791). В данном случае решение об объеме представляемой на рассмотрение проектной документации отражается в выводах заключений государственной экспертизы по архитектурному проекту (абзац 4 подп.6.1.4 п.6 Положения № 791).
Повторная государственная экспертиза проводится, если:
• выдано отрицательное заключение государственной экспертизы;
• необходимо повторное утверждение документации с внесенными в нее изменениями;
• заявитель принял решение о необходимости проведения дополнительной оценки соответствия объекта государственной экспертизы требованиям, определенным заявителем в соответствии с приложением 2 к Положению № 791 (п.31 Положения № 791).
При этом при двухстадийном проектировании утверждению подлежит архитектурный проект (абзац 2 п.42 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 января 2021 г. в абз.2 п.42 Положения № 1476 внесено изменение постановлением Совмина от 16.12.2020 № 726: утверждению подлежат архитектурный проект (при проектировании в две стадии), строительный проект (при проектировании в одну стадию). |
Учитывая вышеизложенное, повторная экспертиза при двухстадийном проектировании объекта в рассматриваемой ситуации необходима в случае внесения изменений в архитектурный проект.
2. Подрядчик вправе требовать изменения отдельных существенных условий договора.
В процессе исполнения договора заказчик или подрядчик имеет право требовать изменения существенных условий договора в случае существенного увеличения стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) вследствие внесения заказчиком изменений в проектную документацию или изменения налогового законодательства (абзац 4 п.73 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450)).
![]() |
Справочно Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (часть вторая п.1 ст.421 Гражданского кодекса Республики Беларусь). |
То есть в случае указанного увеличения неизменной договорной цены подрядчик вправе требовать изменения отдельных существенных условий договора.
![]() |
Справочно К существенным условиям договора строительного подряда относятся: • предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы); • указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков; • сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки); • договорная (контрактная) цена или способ ее определения; • порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров; • порядок расчетов за выполненные строительные работы; • источники и объемы финансирования по каждому из источников, в том числе с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год; • ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств; • обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора; • форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством (п.10 Правил № 1450). |
29.11.2019
Виктор Василенко, инженер-строитель