Пособие от 01.02.2018
Автор: Лимож Н.

Изменение порядка изъятия и предоставления земельных участков: Указ Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463


СОДЕРЖАНИЕ

 

Возмещение убытков в связи с изъятием земельных участков

Обмен землеустроительными материалами в электронном виде

Совершенствование процедуры изъятия и предоставления земельных участков осуществлено по следующим направлениям

Порядок согласования места размещения земельного участка

Приведение Указа № 667 в соответствие с ранее принятыми нормативными актами

Определение кадастровой стоимости в белорусских рублях

Меры, направленные на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств

Снижение финансовой нагрузки на сельскохозяйственные организации и лесохозяйственные учреждения

Изъятие и предоставление земельных участков из земель, образующих особо охраняемые природные территории

Плата за право заключения договоров аренды для некоторых категорий арендаторов

Дисциплинарная ответственность председателей местных исполнительных комитетов

Введение новой обязанности землеустроительной службы

Совершенствование системы государственного контроля за охраной и использованием земель

Иные нововведения

 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ: УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 26.12.2017 № 463

С 1 января 2008 г. порядок изъятия и предоставления земельных участков на территории Республики Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ № 667). Однако развитие информационных технологий и возникновение на практике спорных ситуаций, которые нередко приводят к ненадлежащему и нерациональному использованию земель, потребовали его корректировки.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. Указ № 667 утратил силу Указом от 30.12.2022 № 466.

С 29 января 2023 г. действует постановление Совмина от 13.01.2023 № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З "Об изменении кодексов"».

 

В частности, в нормативном регулировании нуждались вопросы, связанные с введением механизмов совершенствования порядка изъятия и предоставления земельных участков, а также защиты прав землепользователей: введение электронного документооборота в части обмена материалами между исполкомами, землеустроительными организациями и агентствами по регистрации; определение сроков возмещения убытков землепользователю в случае изъятия участка, сокращение сроков предоставления земель, срока для отказа исполкомом в предоставлении земельного участка; предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, желающим улучшить принадлежащие им объекты недвижимости независимо от утвержденных генеральных планов.

Для решения этих и иных вопросов, а также для совершенствования законодательства об охране и использовании земель, приведения его в соответствие с принятыми в последнее время актами Главы государства и с учетом правоприменительной практики Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» (далее - Указ) в Указ № 667, в том числе и в Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденное Указом № 667 (далее - Положение), внесены соответствующие изменения и дополнения. Данные корректировки принципиально совершенствуют порядок изъятия и предоставления земельных участков.

Возмещение убытков в связи с изъятием земельных участков

Из-за отсутствия в Указе № 667 нормативного закрепления сроков возмещения убытков в связи с изъятием земельных участков землепользователей на практике имеют место споры и обращения в суд по вопросам нарушения имущественных прав землепользователей.

Определены сроки возмещения землепользователям убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, в случаях принятия местными исполнительными и распорядительными органами решений по изъятию для государственных нужд земельных участков на территории усадебной жилой застройки и с ограничениями прав собственников по распоряжению расположенными на этих земельных участках объектами недвижимого имущества (часть пятая п.125 Указа № 667).

Так, лицо, которому предоставляется земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, подлежащими сносу, после определения фактического размера убытков, причиняемых землепользователям изъятием или временным занятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, и до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка возмещает землепользователям причиняемые убытки (часть десятая п.125 Указа № 667).

Одновременно в целях защиты прав землепользователей введена норма, позволяющая землепользователям до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд пользоваться земельными участками с расположенными на них объектами недвижимости без ограничений форм и способов улучшения этих объектов и их эксплуатации независимо от перспективного развития территории, подтвержденного генеральными планами города и иного населенного пункта, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с требованиями законодательством (часть шестая п.125 Указа № 667).

Обмен землеустроительными материалами в электронном виде

Уровень развития в системе Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (далее - Госкомимущество) информационно-телекоммуникационных технологий позволил нормативно закрепить обязанность субъектов информационного взаимодействия использовать обмен землеустроительными материалами в электронном виде между организациями по землеустройству и территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также предоставить такую возможность местным исполнительным комитетам (п.30 Положения, п.14 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утвержденного Указом № 667 (далее - Положение № 667)).

Обмен землеустроительными материалами между указанными организациями и местными исполнительными комитетами согласно Указу будет осуществляться в электронном виде посредством Геопортала земельно-информационной системы Республики Беларусь (далее - Геопортал) (примечание).

Закреплен статус содержащихся в Геопортале документов в электронном виде. В частности, документом в электронном виде является электронное отображение документа на бумажном носителе, подписанное электронной цифровой подписью организации по землеустройству, изготовившей такое электронное отображение.

Функционирование Геопортала позволит решать обозначенные вопросы в максимально короткие сроки, сократить бумажный документооборот между указанными органами и организациями.

Совершенствование процедуры изъятия и предоставления земельных участков осуществлено по следующим направлениям

Указом в п.37 Положения внесены дополнения, которые объединили процедуру разработки проекта отвода земельного участка и процедуру установления его границы на местности в одну процедуру.

Разработка проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении земельного участка позволит:

• сократить срок выполнения землеустроительных работ и оформления землеустроительных материалов юридическим лицам на 8 дней;

• указывать в направляемом организацией по землеустройству в землеустроительную службу проекте решения точную площадь изымаемого и предоставляемого земельных участков, полученную в результате геодезических измерений, а также точные сведения о наличии ограничений (обременений) прав на земельный участок, суммы потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, убытков, платы за право заключения договора аренды или платы за предоставление земельного участка в частную собственность;

• местному исполнительному комитету принимать решение об изъятии и предоставлении земельного участка при наличии информации об отсутствии земельных споров, что до принятия Указа зачастую становилось известным после принятия такого решения на этапе выполнения работ по установлению границы земельного участка.

Такие же изменения внесены в Положение № 667 и Положение о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, утвержденные Указом № 667.

Установлен срок принятия местным исполнительным комитетом решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований для такого отказа, который не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка (часть вторая п.15 Положения).

Закреплена обязанность заинтересованного лица обратиться в организацию по землеустройству, которая осуществляла подготовку земельно-кадастровой документации, для разработки проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности (часть первая п.24 Положения). При невыполнении названного требования акт выбора места размещения земельного участка для строительства признается утратившим силу.

Порядок согласования места размещения земельного участка

Положением (часть вторая подп.18.4 п.18) установлено, что при согласовании организацией по землеустройству копии земельно-кадастрового плана (части плана) с нанесенными границами земельного участка по предполагаемому месту размещения земельного участка с заинтересованными органами и организациями такие органы и организации должны предоставлять свои заключения в течение 3 рабочих дней со дня поступления к ним документов на согласование, за исключением Уполномоченного по делам религий и национальностей.

На практике юридическое лицо, в соответствии с учредительными документами которого дача такого заключения возможна только после принятия соответствующего решения общим собранием участников юридического лица или его коллегиальным исполнительным органом, соблюсти сроки получения такого заключения (3 рабочих дня) не может, в связи с чем предусмотрено получение заключения такого юридического лица в порядке и в срок, установленные законодательством.

Поэтому часть вторая подп.18.4 п.18 Положения предусматривает, что заключение юридического лица, в соответствии с учредительными документами которого выдача такого заключения возможна только после принятия соответствующего решения общим собранием участников юридического лица или его коллегиальным исполнительным органом, представляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.

С учетом специфики получения необходимых согласований места размещения земельных участков для строительства и (или) обслуживания ряда объектов (аэродромов и взлетно-посадочных площадок; базовых станций и вышек сотовой связи; ветроэнергетических установок и ветропарков; комплексов зданий, сооружений, инженерной инфраструктуры и т. п.) и невозможности предоставления упомянутого заключения организации по землеустройству в течение 3 рабочих дней установлен срок выдачи соответствующего заключения в течение 14 рабочих дней со дня поступления к ней необходимых материалов.

Из Положения исключена часть третья подп.18.4 п.18, которая предоставляла возможность заинтересованному лицу самостоятельно согласовать место размещения земельного участка с соответствующими органами и организациями с передачей ему земельно-кадастрового плана (части плана).

Приведение Указа № 667 в соответствие с ранее принятыми нормативными актами

Указ № 667 приведен в соответствие с рядом принятых ранее нормативных правовых актов. В нем реализованы положения Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь»; далее - Декрет № 10).

Поскольку Декретом № 10 установлено, что в период действия инвестиционного договора инвестор (инвесторы) и (или) организация, реализующая инвестиционный проект, освобождаются от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, в Указ № 667 внесены соответствующие изменения.

В частности, согласно п.4 Указа потери сельскохозяйственного производства не возмещаются при изъятии сельскохозяйственных земель:

• для реализации резидентами специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» инвестиционных проектов в границах парка (подп.4.15);

• для реализации резидентами свободных экономических зон инвестиционных проектов в границах свободных экономических зон (подп.4.16);

• для строительства и (или) обслуживания транспортной и инженерной инфраструктуры в границах свободных экономических зон (подп.4.17);

• при предоставлении земельных участков инвестору (организации, реализующей инвестиционный проект) для строительства и (или) обслуживания объектов, предусмотренных инвестиционными договорами с Республикой Беларусь, в период действия таких договоров (подп.4.18).

В Указе № 667 предусмотрены положения, вытекающие из Декрета № 10, которые определяют основания изъятия у инвестора и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, в установленном порядке земельного участка, предоставленного без проведения аукциона для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным договором, а также принятия местным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков решения о предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона на право заключения договора аренды с внесением платы за право заключения договора аренды земельного участка и, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, без предоставления рассрочки ее внесения по заявлению инвестора (инвесторов), с которыми прекращен инвестиционный договор, и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, для завершения строительства объекта с учетом степени его строительной готовности и оценки финансовых возможностей.

Согласно подп.7.20 п.7 Указа № 667 при расторжении инвестиционного договора предоставление земельных участков инвестору (организации, реализующей инвестиционный проект) без проведения аукционов для завершения строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, допускается в случаях, установленных законодательными актами в сфере инвестиций. При решении данных вопросов следует применять нормы Декрета № 10, Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 года № 63-З «О концессиях».

В частности, вопросы определения юридической судьбы земельного участка, предоставленного для реализации инвестиционного проекта, и построенного капитального объекта содержатся в подп.6.2, 6.3 п.6 Декрета № 10.

Предусмотрена возможность предоставления инвестору и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, дополнительного земельного участка, размер которого не превышает 10 % размера первоначального земельного участка, предоставленного инвестору и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, если в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным договором, требуется земельный участок большего размера, без включения его в перечень земельных участков для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям, реализующим инвестиционный проект, для строительства объектов, предусмотренных инвестиционными договорами с Республикой Беларусь, при условии внесения соответствующих изменений в инвестиционный договор и корректировки градостроительного паспорта на такой земельный участок (часть вторая п.123 Указа № 667).

Данная норма комплексно дополняет норму о предоставлении инвестору и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, дополнительного земельного участка, установленную частью первой п.23 Положения, согласно которой возможно предоставление дополнительного земельного участка заинтересованному лицу, если в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера. Если размер дополнительного земельного участка превышает 10 % размера первоначального земельного участка, заинтересованное лицо обращается с заявлением в соответствующий местный исполнительный комитет за согласованием места размещения дополнительного земельного участка.

В Указе № 667 учтены положения Лесного кодекса Республики Беларусь (далее - Лесной кодекс).

Лесным кодексом существенно изменена система классификации лесов. Вместо двух групп, 15 категорий защитности и 18 видов особо защитных участков леса Лесным кодексом предусмотрено деление лесов на четыре категории: 1) природоохранные леса, 2) рекреационно-оздоровительные леса, 3) защитные леса и 4) эксплуатационные леса. В зависимости от категории лесов определяются режимы лесопользования.

С учетом норм, установленных Лесным кодексом, скорректированы нормы Указа № 667, касающиеся изъятия земельных участков лесных земель лесного фонда, в части указания категорий лесов, определенных Лесным кодексом (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов), и режимов лесопользования.

В решении об изъятии и предоставлении земельного участка будут указываться группы лесов и категории их защитности, отнесение лесов к особо защитным участкам леса или категории лесов, а также их тип при изъятии и предоставлении земельных участков из земель лесного фонда (п.2 Указа № 667).

Указом учтены положения Кодекса Республики Беларусь о культуре.

В частности, уточнена норма, позволяющая гражданам без проведения аукционов получать земельные участки для народных художественных ремесел (подп.7.8 п.7 Указа № 667).

В связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 № 276-З «Об альтернативной службе» уточнена норма, позволяющая многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим троих и более детей в возрасте до 23 лет, не вступивших в брак и проживающих совместно с родителями, включая проходящих альтернативную службу, получать без проведения аукциона и вне очереди земельные участки в г. Минске (подп.7.7 п.7 и подп.15.3 п.15 Указа № 667).

В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» уточнена норма о нераспространении Указа № 667 на отношения по отчуждению недвижимого имущества в процессе исполнения исполнительных документов (часть вторая п.18 Указа № 667).

Для исключения дублирования правовых норм Указа № 667 и Кодекса Республики Беларусь о земле (далее - Кодекс о земле) часть правовых норм Указа № 667, имеющих стабильный, устоявшийся характер, перенесена в Кодекс о земле. В связи с этим из Указа № 667 исключены нормы:

• определяющие требования по формированию перечней свободных (незанятых) земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства, и по формированию перечней земельных участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям, реализующим инвестиционные проекты, а также требования к информации, содержащейся в перечнях участков для реализации инвестиционных проектов, за исключением условий заключения, инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (пп.4 и 41 Указа № 667);

• не допускающие изменения границ земельных участков, предоставленных по результатам аукционов, предусматривающего увеличение площади таких земельных участков (часть четвертая п.6 Указа № 667);

• регулирующие порядок взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков в случае нарушения нормативных сроков строительства возводимых объектов (часть пятая п.6 Указа № 667);

• определяющие требования по взиманию платы за право заключения договоров аренды земельных участков при заключении таких договоров на новый срок (часть шестая п.6 Указа № 667);

• предусматривающие уплату платежей за пользование рассрочкой внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков или платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность (часть восьмая п.6 Указа № 667);

• устанавливающие размеры земельных участков, предоставляемых для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, расположенных в пригородных зонах г. Минска, областных центров и городов областного подчинения (часть тринадцатая п.6 Указа № 667);

• о недопущении изменения целевого назначения земельных участков и изменения вида вещного права на земельные участки, находящиеся у граждан в аренде, если за такие участки внесена плата за право заключения договора аренды, на право пожизненного наследуемого владения (часть четырнадцатая п.6 Указа № 667);

• о зачете внесенной платы (сумм внесенных плат) за право заключения договора аренды земельного участка при внесении платы за земельный участок, предоставляемый в частную собственность (часть восемнадцатая п.6 Указа № 667);

• об обязанности землепользователей занимать земельные участки в соответствии с целью и условиями их предоставления, выполнять иные условия их отвода, обращаться за государственной регистрацией прав на земельные участки, а также особенностях предоставления земельных участков сроком до одного года (части первая-одиннадцатая п.7 Указа № 667);

• определяющие порядок действий местных исполнительных комитетов при невыполнении землепользователями условий отвода земельных участков, в том числе в случае замены застройщиков, и порядок осуществления в связи с этим государственной регистрации прекращения прав на земельные участки, за исключением государственной регистрации прекращения прав на земельные участки на основании предписаний местного исполнительного комитета или копии решения суда (п.8 Указа № 667);

• определяющие случаи, в которых не допускается раздел и изменение целевого назначения земельных участков, а также нормы о недопущении создания новых садоводческих товариществ, дачных кооперативов в пригородной зоне г. Минска и предоставлении свободных земельных участков в существующих садоводческих товариществах, дачных кооперативах в данной зоне по результатам аукционов (части четвертая и шестая  п.11 Указа № 667);

• устанавливающие особенности отчуждения земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и расположенных на них объектов (п.111 Указа № 667).

Внесены соответствующие изменения в Указ № 667 в части предоставления облисполкомам полномочий на принятие решений об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов) без согласования с Президентом Республики Беларусь мест размещения таких земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» и освобождения администраций свободных экономических зон от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства при строительстве транспортной и инженерной инфраструктуры на территории свободных экономических зон.

Поскольку постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2014 № 746 «Об утверждении градостроительной документации» утверждена градостроительная документация «Генеральный план специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал". Зонирование территорий. Схемы развития маршрутов автомобильного, водного транспорта и пешеходных связей», в Указ № 667 включены нормы, согласно которым не требуется согласование с Президентом Республики Беларусь места размещения земельных участков, изымаемых из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов) и предоставляемых для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», а также возмещение потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных земель или земель лесного фонда для строительства администрацией свободной экономической зоны транспортной и инженерной инфраструктуры в границах свободной экономической зоны (абзац 5 части первой п.2, подп.4.15-4.17 п.4 Указа № 667).

Определение кадастровой стоимости в белорусских рублях

Во исполнение мероприятий по дедолларизации экономики в Указе предусмотрено, что размер платы, вносимой за земельные участки, определяется в белорусских рублях исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату подачи такого заявления, - в случае, если кадастровая стоимость определена не позднее 1 января 2015 г., либо в белорусских рублях на дату оценки и проиндексированной в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, - в случае, если кадастровая стоимость определена после 1 января 2015 г., что позволит поэтапно перейти к определению кадастровой стоимости в белорусских рублях (часть первая п.121 Указа № 667).

Меры, направленные на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств

Развитию и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств будет способствовать установление порядка, предусматривающего осуществление разработки проекта отвода земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства землеустроительной службой местного исполнительного комитета на основании заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства, заинтересованных в предоставлении им земельного участка для указанной цели.

Предусматривается, что при предоставлении земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства разработка проекта отвода земельного участка осуществляется землеустроительной службой в порядке, определенном Положением (часть седьмая п.36 Положения).

При этом граница такого земельного участка будет устанавливаться организацией по землеустройству на основании разработанного землеустроительной службой проекта отвода земельного участка за счет средств республиканского бюджета, направленных на эти цели, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня оплаты этих работ (часть восьмая п.36 Положения).

В целях недопущения необоснованного отнесения местными исполнительными комитетами сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения к другим видам в части первой п.16 Положения о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, утвержденного Указом № 667, определено, что сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены райисполкомами к другим видам только при создании и обновлении земельно-информационных систем.

Снижение финансовой нагрузки на сельскохозяйственные организации и лесохозяйственные учреждения

В целях снижения финансовой нагрузки на сельскохозяйственные организации и лесохозяйственные учреждения принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2016 № 515 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156», которым с 1 июля 2016 г. в два раза снижен размер платы, взимаемой за государственную регистрацию в отношении второго и каждого последующего земельного участка, предоставленного для ведения сельского либо подсобного сельского хозяйства, а также для ведения лесного хозяйства, при одновременной подаче регистратору двух и более заявлений о государственной регистрации в отношении таких земельных участков.

В соответствии с п.70 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь за выдачу юридическим лицам документов, удостоверяющих право пользования, право аренды, право собственности на земельные участки, взимается государственная пошлина в размере 2 базовых величин.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.87 приложения 22 к вышеназванному Кодексу, изложенному в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Размер государственной пошлины не изменился.

 

В связи с тем что еще не завершен процесс оптимизации сельскохозяйственных организаций, до 1 января 2020 г. освобождаются сельскохозяйственные организации, государственные лесохозяйственные учреждения, организации местных исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесного (лесопаркового) хозяйства, от уплаты государственной пошлины за выдачу (оформление) правоудостоверяющих документов на земельные участки, предоставленные таким организациям для ведения сельского хозяйства и лесного (лесопаркового) хозяйства (п.1 Указа).

Изъятие и предоставление земельных участков из земель, образующих особо охраняемые природные территории

В практике известны случаи изъятия местными исполнительными комитетами земельных участков из земель, образующих особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники и т. п.), и их предоставления для целей, противоречащих режиму охраны и использования таких территорий.

Поэтому определено, что изъятие и предоставление земельных участков из земель, образующих особо охраняемые природные территории, допускается только в случаях, если цели и условия изъятия и предоставления этих земельных участков не противоречат режиму охраны и использования особо охраняемых природных территорий (часть вторая п.2 Указа № 667).

Плата за право заключения договоров аренды для некоторых категорий арендаторов

Установлено требование о взимании платы за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых в аренду собственникам имущества совместного домовладения, товариществам собственников, уполномоченным лицам по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения, за исключением платы, приходящейся на часть земельного участка, соответствующую доле, занимаемой жилыми помещениями и иным имуществом, предназначенным для обеспечения обслуживания и эксплуатации этих помещений в объекте недвижимого имущества совместного домовладения (часть вторая п.122 Указа № 667).

Дисциплинарная ответственность председателей местных исполнительных комитетов

В целях усиления контроля со стороны местных исполнительных комитетов за выполнением решений, принимаемых ими по вопросам изъятия и предоставления земельных участков, в Указ № 667 включены положения, предусматривающие дисциплинарную ответственность председателей местных исполнительных комитетов за отсутствие контроля за выполнением таких решений (п.14 Указа № 667).

Кроме того, предусматривается, что председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов, главы администраций свободных экономических зон и специальных туристско-рекреационных парков несут персональную ответственность за принятие решений об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов) для целей, не связанных с назначением этих земель, и о переводе таких земель в другие категории в границах свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков.

Введение новой обязанности землеустроительной службы

Для исключения случаев несвоевременного возврата землепользователями земельных участков, предоставленных во временное пользование, а также их возврата в ненадлежащем состоянии, усиления контроля за сроками временного пользования введена обязанность землеустроительной службы за один месяц до окончания срока временного пользования земельным участком направлять землепользователю такого земельного участка уведомление о необходимости его возврата (часть вторая п.45 Положения).

Совершенствование системы государственного контроля за охраной и использованием земель

В целях совершенствования системы государственного контроля за охраной и использованием земель п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 11.12.2009 № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» изложен в новой редакции. Так, в целях безусловного выполнения возложенных законодательством на землеустроительные службы местных исполнительных комитетов задач и функций (государственный контроль за охраной и использованием земель, ведение государственного учета земель и др.) введено требование об обязательном согласовании с Госкомимуществом положений о землеустроительных службах областных и Минского городского исполнительных комитетов, утверждаемых соответствующими исполкомами.

Для создания действенной системы государственного контроля за охраной и использованием земель Госкомимущество наделено полномочиями в части согласования при назначении на должности и освобождении от них не только руководителей землеустроительных служб областных и Минского городского исполнительных комитетов, проводимых до издания Указа, но и на местах - руководителей землеустроительных служб районных, городских исполнительных комитетов, а также на установление квалификационных требований к руководителям и специалистам этих служб.

Необходимость правовой регламентации указанных вопросов вызвана недостаточным уровнем квалификации сотрудников землеустроительных служб. В настоящее время только 52 % специалистов землеустроительных служб имеют образование в области землеустройства.

Новые требования позволят назначать на руководящие должности на местах только квалифицированных руководителей, способных выполнять стоящие перед службой задачи, а также усилят ответственность за подбор кадров для землеустроительных служб местных исполнительных комитетов.

В целях обеспечения предусмотренного законодательством систематического повышения квалификации и уровня профессиональных знаний работников землеустроительных служб местных исполнительных комитетов установлено, что местные исполнительные комитеты не реже одного раза в 5 лет организуют за счет местных бюджетов повышение квалификации работников землеустроительных служб местных исполнительных комитетов на базе государственного учреждения образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов системы Госкомимущества».

Иные нововведения

Предусмотрено также:

упрощение порядка согласования места размещения земельных участков при их изъятии и предоставлении из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) для целей, не связанных с назначением этих земель;

• норма, согласно которой земельные участки, предоставленные в установленном порядке до 1 января 2008 г. и используемые организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, для обслуживания объектов недвижимого имущества жилищного фонда, в том числе находящихся в их хозяйственном ведении, в отношении которых правоудостоверяющие документы не были получены, не являются самовольно занятыми до оформления в установленном порядке таких документов (п.2 Указа).

Таким образом, совершенствование порядка изъятия и предоставления земельных участков в конечном итоге будет способствовать увеличению производства сельскохозяйственной продукции, реализации инвестиционных проектов, развитию экономики, созданию новых рабочих мест, а также улучшению качества жизни населения.

 

Примечание. Геопортал - комплекс программно-технических средств, баз пространственно-атрибутивных данных, каналов информационного обмена и других ресурсов, обеспечивающий автоматизацию накопления, обработки, хранения и предоставления сведений государственного земельного кадастра в электронном виде, в том числе с использованием средств геоинформационных технологий (примечание к п.30 Положения).

 

01.02.2018

 

Николай Лимож, юрист