


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
С 1 января 2017 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380), который отменил действовавший до этого Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) и внес ряд изменений в порядок выбора процедур закупок, осуществляемых в строительной сфере.
Указом № 380 внесено изменение в понятие строительства, используемое для целей Указа № 380. Теперь под строительством понимаются в том числе возведение, реконструкция, ремонт, реставрация, благоустройство и снос объектов. Как видно из приведенного определения, в отличие от Указа № 591 к строительству относятся не только работы по капитальному ремонту объектов, но и иные виды ремонта, в том числе и текущий ремонт.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
Процедуры закупок при строительстве
Указом № 380 определен перечень процедур, применяемых для закупки работ, услуг и товаров при строительстве.
Как и прежде, закупки работ, услуг при строительстве должны осуществляться путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380. При этом Указом № 380 несколько расширен перечень процедур, применяемых при осуществлении закупок товаров. Так, закупки товаров при строительстве должны осуществляться путем проведения торгов, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.
Напомним, что и ранее в ряде случаев для закупок товаров при строительстве использовались биржевые торги. Несмотря на то что в отличие от Указа № 380 в Указе № 591 данная процедура не упоминалась, соответствующая норма содержится в п.49 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.
Таким образом, в соответствии с нормой подп.1.5 п.1 Указа № 380, как и ранее, при строительстве объектов, для заключения договоров о строительстве которых обязательным является проведение подрядных торгов, обязательной также является закупка товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством о товарных биржах, если стоимость каждого их вида составляет 3 000 базовых величин и более. Перечень таких товаров в настоящее время определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах».
Государственные закупки в строительной сфере
Из установленного Указом № 380 перечня процедур закупок, применяемых при строительстве, установлено исключение в отношении централизованных государственных закупок медицинских изделий. Как следует из норм Указа № 380, данные закупки осуществляются в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.
Напомним, что в 2016 году при осуществлении любых государственных закупок (то есть закупок товаров, работ и услуг полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, осуществляемых получателями таких средств), в том числе закупок для строительства, применялись процедуры государственных закупок в соответствии с законодательством о государственных закупках (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве»).
Однако, как следует из норм Указа № 380, с 1 января 2017 г. законодательство о государственных закупках в строительной сфере будет применяться только в отношении централизованных государственных закупок медицинских изделий. К таким изделиям относятся изделия и вспомогательные материалы, используемые для профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, протезирования населения, научно-исследовательских работ в области здравоохранения, и медицинские аппараты, приборы и оборудование, применяемые отдельно, в комплексах или системах в медицинских целях для профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, протезирования населения, научно-исследовательских работ в области здравоохранения (абзац 15 части первой ст.1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», абзацы 5 и 7 п.2 Положения о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2008 № 1269).
Закупка товаров для текущего ремонта
Еще одно изменение внесено Указом № 380 в понятие «закупки товаров при строительстве». В соответствии с подстрочным примечанием к Указу № 380 под закупкой товаров при строительстве понимается приобретение товаров, осуществляемое на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами.
Таким образом, в отличие от Указа № 591, Указом № 380 прямо определено, что закупка товаров для текущего ремонта, осуществляемая на основании дефектного акта, также относится к закупке товаров для строительства и должна осуществляться в соответствии с нормами Указа № 380.
Ряд нормативных актов при проведении закупок не применяется
При проведении закупок при строительстве не применяются нормы Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)» (подп.1.3 п.1 Указа № 380). В частности, снят запрет на установление и взимание с участников конкурса платы за организацию, проведение либо участие в конкурсе, в том числе за подачу заявки на участие в нем и представление документации, необходимой для его проведения.
Также при закупках в строительстве не применяется ст.57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Таким образом, в числе прочего снят запрет на участие в процедурах закупок при строительстве:
• учредителя, участника, собственника имущества организатора процедур закупок;
• дочернего унитарного предприятия, дочернего или зависимого хозяйственного общества, обособленного структурного подразделения (филиала) организатора процедур закупок;
• юридических лиц, находящихся в процессе реорганизации;
• юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), находящихся в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в том числе признанных в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом).
При этом подп.1.9 п.1 Указа № 380 установлен запрет на участие в процедурах закупок субъектов предпринимательской деятельности, включенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
Порядок выбора процедур закупок при строительстве
Указом № 380 внесен ряд изменений в порядок выбора процедур закупок, применяемых при строительстве.
Так, подп.1.4 п.1 Указа № 380 определено, что обязательным является проведение подрядных торгов при заключении договоров о строительстве жилых домов при стоимости строительства 6 000 базовых величин и более вне зависимости от источника финансирования такого строительства.
При этом, как и ранее, обязательным является проведение подрядных торгов при заключении договоров о строительстве объектов, финансирование строительства которых осуществляется полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (далее - бюджетные и приравненные к ним средства), при стоимости строительства 6 000 базовых величин и более.
Несколько изменился порядок выбора процедуры закупки при заключении договоров о строительстве объектов, за исключением жилых домов, финансирование которых осуществляется без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств.
Так, проведение подрядных торгов при заключении договоров о строительстве таких объектов является обязательным только в случае, когда финансирование строительства таких объектов осуществляется полностью или частично за счет средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, при стоимости строительства 100 000 базовых величин и более (абзац 5 подп.1.4 п.1 Указа № 380).
Таким образом, Указом № 380 исключена обязанность проведения подрядных торгов при строительстве объектов, финансирование которого осуществляется полностью за счет средств негосударственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых не находятся в государственной собственности.
Однако это не значит, что в этом случае заключение договоров может осуществляться полностью без проведения процедур закупок.
В соответствии с подп.1.1 п.1 Указа № 380 закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380.
Таким образом, отмена обязанности проведения подрядных торгов не влечет полной отмены обязанности проведения процедур закупок, предусмотренных Указом № 380, а предоставляет право негосударственным организациям и хозяйственным обществам, акции (доли в уставном фонде) которых не находятся в государственной собственности, применить процедуру переговоров вместо процедуры подрядных торгов.
Как и ранее, при строительстве объектов, для заключения договоров о строительстве которых обязательным является проведение подрядных торгов, обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов (в отношении товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством о товарных биржах), если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства заказов на:
• разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
• выполнение проектных и изыскательских работ;
• закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3 000 базовых величин и более;
• оказание инженерных услуг, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3 000 базовых величин и более.
Случаи, когда проведение подрядных торгов, торгов или биржевых торгов не обязательно
Подпунктом 1.6 п.1 Указа № 380 несколько расширен перечень случаев исключений из норм, устанавливающих обязательность проведения подрядных торгов, торгов или биржевых торгов. Так, теперь не является обязательным проведение таких процедур в случаях, когда:
1) подрядные торги, торги, биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
2) генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении (оказании) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству;
3) заключаются договоры:
- о выполнении работ по текущему ремонту;
- о строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства, в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен или в состав, систему которого входит заказчик, либо осуществляющим управление принадлежащими государству акциями (долями) в уставном фонде заказчика, а в случае отсутствия такого органа (организации) - по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения заказчика);
- на ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность).
Во всех вышеуказанных случаях закупки товаров (работ, услуг) могут осуществляться по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов (подп.1.7 п.1 Указа № 380).
Случаи, когда закупки в строительстве могут осуществляться без проведения процедур закупок
Подпунктом 1.8 п.1 Указа № 380 определены случаи, когда закупки в строительстве могут осуществляться без проведения процедур, установленных Указом № 380. Так, без проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и без проведения процедур государственных закупок в соответствии с законодательством о государственных закупках Указом № 380 предоставлено право определять:
• генеральную подрядную организацию при строительстве жилых домов из конструкций панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения, осуществляющую строительство жилых домов из указанных конструкций собственного производства, если такое строительство обусловлено требованиями разработанной в установленном порядке градостроительной документации, - в решении местного исполнительного и распорядительного органа об изъятии и предоставлении земельного участка;
• генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, инженера (инженерную организацию) при строительстве объектов, включенных в государственные инвестиционные программы, - Совету Министров Республики Беларусь;
• генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, субподрядные проектные, строительные и иные организации при заключении договоров о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства таких объектов в соответствии с перечнем объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, - Совету Министров Республики Беларусь;
• специализированные организации, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, при проведении работ по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территориях населенных пунктов, в отношении которых принимались решения об отселении, - Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Кроме того, подп.1.11 п.1 Указа № 380 установлено, что его требования не применяются при строительстве:
• одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
• объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;
• газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, строительство которых полностью финансируется за счет их средств.
Как и ранее, подп.1.10 п.1 Указа № 380 Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур товаров (работ, услуг) собственного производства, а также товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Срок действия Указа № 380
Действие рассмотренных норм Указа № 380 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2017 г.
При этом процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2017 г.
Кроме того, срок действия Указа № 380 - до 1 января 2019 г.
31.01.2017
Максим Бенсман, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»