Пособие от 23.08.2012
Автор: Толкун И.

Изменение срока полезного использования при переходе на новый классификатор


 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ КЛАССИФИКАТОР

Ситуация

Постановление Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее - постановление № 161) предусматривает утверждение нормативных сроков службы основных средств и возможность в отношении объектов, числившихся в составе основных средств до 1 января 2012 г., использовать:

• нормативные сроки службы основных средств, установленные п.1 постановления № 161;

• нормативные сроки службы основных средств, примененные для указанных объектов в соответствии с актами законодательства, действовавшими до вступления в силу настоящего постановления (в т.ч. Временным классификатором амортизируемых основных средств и нормативными сроками их службы, утвержденными постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 (далее - Временный классификатор)).

Вместе с тем постановление № 161 не содержит норм относительно пересмотра сроков полезного использования.

Организация с 1 января 2012 г. приняла решение использовать нормативные сроки службы основных средств, установленные постановлением № 161.

Необходимо ли в обязательном порядке пересматривать ранее установленные сроки полезного использования?

Организации имеют право по основным средствам, числившимся на начало 2012 года, использовать нормативные сроки службы, установленные ранее

Постановлением № 161, которое вступило в силу с 1 января 2012 г., утверждены новые нормативные сроки службы основных средств.

В соответствии с п.2 постановления № 161 организации имеют право по основным средствам, числившимся на начало 2012 г., использовать нормативные сроки службы, установленные ранее в соответствии с Временным классификатором, либо перейти полностью или частично к применению норм постановления № 161.

Организация, которая решила перейти на новый классификатор, должна присвоить объектам основных средств соответствующие новые шифры амортизации. В отдельных случаях новым шифрам амортизации соответствуют нормативные сроки службы, отличающиеся от сроков Временного классификатора.

Постановление № 161 не определяет подходы к установлению сроков полезного использования при пересмотре нормативных сроков службы с 1 января 2012 г., поскольку это не является предметом регулирования данного постановления.

Изменение нормативного срока службы при переходе на новый классификатор не во всех случаях влечет обязательный пересмотр срока полезного использования

В данном случае необходимо руководствоваться общими подходами по установлению (пересмотру) сроков полезного использования, предусмотренными Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее - Инструкция № 37/18/6).

Пунктом 21 Инструкции № 37/18/6 предусмотрено, что срок полезного использования устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов по группам амортизируемых объектов основных средств. Нижняя и верхняя границы диапазона срока полезного использования рассчитываются путем умножения нормативного срока службы на соответствующий коэффициент, указанный в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6.

С целью соблюдения указанной нормы срок полезного использования должен находиться в пределах границ диапазона, рассчитанного на базе нового (в соответствии с постановлением № 161) нормативного срока службы.

Таким образом, изменение нормативного срока службы при переходе на новый классификатор не во всех случаях влечет обязательный пересмотр срока полезного использования.

1. Если срок полезного использования, установленный ранее в пределах диапазона согласно Временному классификатору, не выходит за границы диапазона, рассчитанного согласно новому классификатору, то организация может не пересматривать ранее установленный срок полезного использования.

2. В случае если при переходе к нормам постановления № 161 ранее выбранный срок полезного использования не попадает в диапазон, соответствующий новому нормативному сроку службы, придется пересматривать срок полезного использования объекта, установив его в пределах нового диапазона.

 

Пример

Нормативный срок службы оборудования, числящегося по состоянию на 1 января 2012 г., согласно Временному классификатору составлял 8 лет, диапазон срока полезного использования соответственно - от 4 до 12 лет (рассчитан умножением 8 лет на 0,5 и 1,5). При переходе к постановлению № 161 изменился нормативный срок службы - 6 лет. Новому нормативному сроку службы соответствует диапазон от 3 до 9 лет.

Если организация ранее установила срок полезного использования по верхней границе диапазона - 12 лет, то такой срок уже не попадает в новый диапазон (от 3 до 9 лет) и его придется пересмотреть.

Если организация ранее установила срок полезного использования, равный нормативному, - 8 лет, то такой срок попадает в новый диапазон (от 3 до 9 лет) и его можно не пересматривать.

 

23.08.2012 г.

 

Ирина Толкун, консультант управления финансовой политики Министерства экономики Республики Беларусь