


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ.
Комментарий к постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций»
Каждый субъект хозяйствования, занимающийся внешнеэкономической деятельностью, постоянно сталкивается с необходимостью регистрации (перерегистрации) сделки, представления в обслуживающий банк сведений о поступивших денежных средствах, документов, необходимых для проведения валютной операции, информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и т. п.
Основополагающими нормативными правовыми актами Республики Беларусь в сфере валютного контроля являются Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2021 г. Закон изложен в новой редакции Законом от 30.06.2020 № 36-З. Комментарии см. здесь. С 9 июля 2021 г. действует постановление Правления Нацбанка от 31.05.2021 № 147 «О проведении валютных операций». Комментарий см. здесь. С 9 июля 2021 г. действует Инструкция о регистрации резидентами валютных договоров, утв. постановлением Правления Нацбанка от 12.02.2021 № 37. |
В 2019 году Национальный банк Республики Беларусь (далее - Нацбанк) продолжит имеющимися в его распоряжении инструментами принимать меры, оказывающие влияние на снижение уровня долларизации экономики Республики Беларусь (п.13 Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2018 № 484 (далее - Основные направления)). Одновременно действия Нацбанка будут направлены на формирование новой законодательной базы, предусматривающей снятие ограничений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, а также открытие счетов резидентами Республики Беларусь за пределами страны, отмену ограничений сроков репатриации валютной выручки и установление сроков возврата валютной выручки во внешнеторговых договорах, создание системы валютного мониторинга. Снижение уровня долларизации экономики Республики Беларусь увеличит востребованность использования организациями нефинансового сектора инструментов хеджирования валютных рисков.
Конкретизацию идей Основных направлений можно найти в постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций»
Изменение терминологии
1. Сведения - информация о валютной операции, необходимая банку для контроля и отражения в формах отчетности, оформленная резидентом в виде одного документа, заверенного подписью клиента (при электронном документообороте может быть заверена не только электронной цифровой подписью, но и иным способом) (абзац 5 части первой п.2 Инструкции № 46 в редакции от 01.03.2019 (далее - новая редакция)).
2. С 01.03.2019 меняется значение термина «регистрируемая сделка». Это уже не только внешнеторговый договор, предусматривающий возмездную передачу товаров на общую стоимость с учетом приложений и дополнений к этому договору, определенную в части первой подп.1.11 п.1 Указа № 178, но и внешнеэкономический договор, предусматривающий проведение валютных операций, связанных с движением капитала.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2021 г. подп.1.11 п.1 Указа № 178 исключен Указом от 08.07.2021 № 265. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Внешнеэкономический договор - соглашение между резидентом и нерезидентом об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (с учетом дополнений и приложений к нему) (абзац 6 части первой п.2 Инструкции № 46 в новой редакции). Внешнеторговый договор - договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (абзац 2 подп.1.1 п.1 Указа № 178).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2021 г. внешнеторговый договор - валютный договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров (в том числе по договорам комиссии и сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), имущества в аренду (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, возмездное выполнение работ, оказание услуг (абз.3 подп.1.1 п.1 Указа № 178 в ред. Указа от 08.07.2021 № 265). |
Дело в том, что со вступлением в силу постановления № 612 валютные операции, связанные с движением капитала, которые сейчас осуществляются с разрешения Нацбанка, будут осуществляться в регистрационном порядке, то есть требовать регистрации сделки. Таким образом, с 01.03.2019 регистрация сделки будет необходима:
1) в случаях, предусмотренных подп.1.11 п.1 Указа № 178: по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более;
2) в случае осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, проводимых в регистрационном порядке: валютные операции, указанные в п.18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72):
- приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения;
- приобретение у нерезидента ценных бумаг, эмитированных (выданных) нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
- приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, в том числе на основании договоров, предусматривающих создание объектов долевого строительства, за исключением перемещаемого имущества, приравненного к недвижимым вещам в соответствии с законодательными актами;
- размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передача денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;
- предоставление займов;
- расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка), являющегося поручителем, гарантом, перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;
- получение кредитов и (или) займов.
Функции банков как агентов валютного контроля
Одна из функций банков как агентов валютного контроля - контроль за соответствием порядка проведения клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства.
- При выполнении данной функции банки осуществляли контроль в том числе за (часть вторая подп.6.1 п.6 Инструкции № 46 в новой редакции):
• правомерностью проведения расчетов в иностранной валюте, ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте между резидентами. С 01.03.2019 банки будут осуществлять контроль лишь за правомерностью проведения расчетов в иностранной валюте между резидентами;
• правомерностью внесения наличных белорусских рублей в кассу банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных операций - нерезидентов либо получения наличных белорусских рублей при снятии со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов. С 01.03.2019 банки не осуществляют валютный контроль в данной части.
Таким образом, прослеживается постепенное сужение функций банков как агентов валютного контроля. Это очень позитивные изменения, так как существует сфера ответственности клиента и за все действия, подпадающие в данную сферу, должен отвечать клиент, а не банк. На банки не должны возлагаться несвойственные им функции проверки правомерности действий клиентов. В конце концов, существует административная и уголовная ответственность, к которой будут привлечены клиент или его должностные лица при совершении административных правонарушений или преступлений.
Документы, необходимые для целей валютного контроля
1. С 01.03.2019 клиенты обязаны будут при осуществлении валютных операций представить в банк документы, определенные в акте валютного законодательства, или сведения о поступивших денежных средствах при отсутствии установленного перечня документов (п.7 Инструкции № 46 в новой редакции).
2. Постановлением № 612 закреплено, что при проведении валютных операций субъектами валютных операций с использованием наличной иностранной валюты в банк должен быть представлен договор либо иной документ, являющийся основанием для осуществления валютной операции (подп.7.8 п.7 Инструкции № 46 в новой редакции). Данная норма вытекает из п.3 Правил № 72.
3. С 01.03.2019 клиенты при проведении валютных операций обязаны будут представить по требованию банка:
- разрешение Нацбанка, уведомление о валютной операции, если необходимость оформления разрешения либо уведомительный порядок предусмотрены актами валютного законодательства;
- документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации резидента - отправителя денежных средств;
- договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (дополнения к договору, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу;
- иные документы, необходимые банку для осуществления функций агентов валютного контроля (п.8 Инструкции № 46 в новой редакции).
Таким образом, перечень документов, представляемых клиентом в банк, сократился. Хотя нужно понимать, что термин «разрешение Нацбанка» будет включать и разрешение Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала (это касается физических лиц в части совершения валютных операций, связанных с движением капитала, которые указаны в ст.10 Закона), и разрешение Нацбанка на проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь.
Регистрация (перерегистрация) сделки
1. Для регистрации сделки резидент (то есть не только экспортер или импортер, но и иной резидент (субъект валютных операций), например, заключивший договор займа с нерезидентом) представляет в один из банков, в котором открыт счет, режим функционирования которого позволяет осуществлять расчеты в рамках внешнеэкономического (внешнеторгового) договора, заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки согласно приложению 1 к Инструкции № 46 в двух экземплярах, оригинал или копию внешнеэкономического (внешнеторгового) договора (при электронном документообороте - внешнеэкономический (внешнеторговый) договор и заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в виде электронного документа (сообщения, электронной копии)) (часть первая п.10 Инструкции № 46 в новой редакции).
2. При регистрации (перерегистрации) сделки с использованием электронного документооборота банк направляет клиенту электронный документ (сообщение) с регистрационным номером сделки (часть третья п.10 Инструкции № 46 в новой редакции).
3. Постановлением № 612 закреплено, что регистрация сделки по внешнеэкономическим договорам осуществляется банком в порядке, аналогичном для регистрации сделки по внешнеторговым договорам (часть четвертая п.10 Инструкции № 46 в новой редакции).
4. Обращаем внимание на сроки регистрации сделки по внешнеэкономическому договору:
- по внешнеэкономическому договору, предусматривающему проведение резидентом платежей, резидент обязан зарегистрировать сделку до их проведения;
- по внешнеэкономическому договору, предусматривающему поступление платежей от нерезидента, резидент обязан зарегистрировать сделку до их поступления либо не позднее 7 рабочих дней с даты поступления первого платежа (часть пятая п.10 Инструкции № 46 в новой редакции).
Таким образом, формулировки постановления № 612 «до их проведения», «до их поступления» в корне отличаются от формулировок Указа № 178 «до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей». Следовательно, схема «пришел в банк - зарегистрировал внешнеэкономический договор - в тот же день заплатил» вполне соответствует валютному законодательству.
5. Постановлением № 612 продублирована норма Указа № 178 о том, что плата за регистрацию (перерегистрацию) сделки не взимается (часть шестая п.10 Инструкции № 46 в новой редакции).
6. Вниманию банков: постановлением № 612 вносятся изменения в п.11 Инструкции № 46 в новой редакции, регламентирующий регистрационный номер сделки и его структуру.
7. При регистрации сделки на первом листе оригинала или копии не только внешнеторгового, но и внешнеэкономического договора будет проставляться оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка (п.12 Инструкции № 46 в новой редакции).
8. Ранее Инструкция № 46 предоставляла право экспортеру (импортеру) обратиться в банк в случае утери внешнеторгового договора для повторного проставления отметки о регистрации (перерегистрации) сделки на дубликате или копии данного договора. С 01.03.2019 аналогичное право будет предоставлено резиденту при утере внешнеэкономического договора (п.14 Инструкции № 46 в новой редакции).
9. Важно: перерегистрация сделки по внешнеэкономическим договорам не осуществляется (часть четвертая п.15 Инструкции № 46 в новой редакции). Эта норма снимает большое количество потенциальных проблем и вопросов.
Обязанность банка потребовать документы от клиента
При проведении клиентами валютных операций банк обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля.
Конкретный перечень документов определяется банком самостоятельно с учетом требований не только пп.7 и 8 Инструкции № 46, но и локального нормативного правового акта банка (п.16 Инструкции № 46 в новой редакции).
Таким образом, в развитие Инструкции № 46 банки обязаны разработать локальный нормативный правовой акт, устанавливающий конкретный перечень документов, необходимых в целях валютного контроля.
Проведение валютных операций без представления документов (сведений)
1. В п.17 Инструкции № 46 в новой редакции закреплен ряд случаев, когда банк не требует от клиентов представления документов (сведений). Однако согласно постановлению № 612 в любом случае банк требует:
- документы, предусмотренные подп.7.4 п.7 Инструкции № 46;
- документ, удостоверяющий личность, при осуществлении физическим лицом платежа по любому банковскому переводу без открытия счета;
- документы, необходимые банку для исполнения законодательства в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (часть первая п.17 Инструкции № 46 в новой редакции).
2. Ранее не требовалось представление документов (сведений) при проведении платежей физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в иностранной валюте и белорусских рублях с использованием банковских платежных карточек посредством систем дистанционного банковского обслуживания, сети Интернет и мобильной связи.
С 01.03.2019 банк не требует документов (сведений) при представлении физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в банк платежной инструкции на осуществление банковского перевода в иностранной валюте и белорусских рублях посредством систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе с использованием банковских платежных карточек, платежных терминалов (платежных терминалов самообслуживания), предназначенных для совершения операций при использовании банковских платежных карточек (за исключением переводов по валютным операциям, проводимым на основании разрешений Нацбанка либо в уведомительном порядке, а также по внешнеэкономическим (внешнеторговым) договорам, подлежащим регистрации в соответствии с валютным законодательством) (абзац 9 части первой п.17 Инструкции № 46 в новой редакции).
Таким образом, клиенты вправе представить в банк любую платежную инструкцию на осуществление любого банковского перевода в иностранной валюте и белорусских рублях с любого счета посредством систем дистанционного банковского обслуживания без представления документов (сведений). Однако клиент обязан представить документы, а банк - их потребовать, если данные переводы проводятся:
• на основании разрешений Нацбанка;
• в уведомительном порядке;
• по договорам, требующим регистрации.
3. С 01.03.2019 банк не требует документов (сведений) при:
- перечислении (возврате) иностранной валюты в (с) депозит(а) нотариуса, суда, органа принудительного исполнения или органа уголовного преследования, если использование иностранной валюты в отношениях между должником и кредитором предусмотрено законодательством;
- изъятии, аресте, конфискации, обращении в доход государства иным способом иностранной валюты с последующим внесением на счет в банке Республики Беларусь;
- снятии (возврате) иностранной валюты при проведении оперативно-розыскных мероприятий и досудебного производства уполномоченными в соответствии с законодательными актами государственными органами и должностными лицами (абзацы 10-12 части первой п.17 Инструкции № 46 в новой редакции).
4. С 01.03.2019 при внесении в установленном порядке физическим лицом - резидентом, не выступающим при проведении валютных операций в качестве индивидуального предпринимателя, наличной иностранной валюты на счет иного физического лица, при проведении безналичных переводов в иностранной валюте между физическими лицами физическое лицо - плательщик представляет банку информацию о валютной операции, раскрывающую предмет операции (предоставление (возврат) займа, дарение и др.) либо подтверждающую соответствие валютной операции между физическими лицами требованиям валютного законодательства. Данная информация указывается физическим лицом - плательщиком либо работником банка со слов физического лица - плательщика в поле «Назначение платежа» платежной инструкции, приходного кассового ордера и заверяется подписью физического лица - плательщика. Документы, подтверждающие заключение данных сделок, в банк не представляются. Физическое лицо, совершающее вышеуказанные операции, от имени иного физического лица на основании доверенности представляет в банк документ, удостоверяющий личность, а также доверенность (части вторая, третья п.17 Инструкции № 46 в новой редакции).
5. При осуществлении физическими лицами безналичных переводов в иностранной валюте с использованием банковских платежных карточек банк-эмитент вправе определить в договоре об использовании банковской платежной карточки случаи, в которых в соответствии с валютным законодательством разрешается использование иностранной валюты между физическими лицами на территории Республики Беларусь (часть четвертая п.17 Инструкции № 46 в новой редакции).
Обязанность клиента представить документы (сведения) после получения денежных средств
С 01.03.2019 при поступлении на счета клиентов денежных средств, причем только по валютной операции, или направлении денежных средств клиентами (без их зачисления на свои счета) на оплату обязательств перед банком, за исключением случаев, предусмотренных в п.17 Инструкции № 46, клиент представляет в банк в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления денежных средств документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля (часть первая п.20 Инструкции № 46 в новой редакции).
Таким образом, при поступлении резиденту белорусских рублей от другого резидента нет необходимости отчитываться перед банком о поступивших денежных средствах.
Обязанность резидента уведомить банк о завершении всех операций по договору
Ранее в развитие Указа № 178 Инструкция № 46 обязывала экспортера (импортера) представить информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору в банк, осуществлявший регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления).
С 01.03.2019 аналогичная обязанность появляется у резидентов относительно внешнеэкономических договоров (часть третья п.20 Инструкции № 46 в новой редакции).
Содержание документов, платежных инструкций, сведений, представляемых в банк
Инструкция № 46 в редакции до 01.03.2019 устанавливала требования к содержанию документов, платежных инструкций, сведений, представляемых в банк в рамках внешнеторговых договоров. С 01.03.2019 данные требования будут касаться и внешнеэкономических договоров (часть третья п.20 Инструкции № 46 в новой редакции).
Документы, платежные инструкции, сведения, представляемые в банк, должны будут содержать:
• не учетный номер плательщика - экспортера (импортера) или структурного подразделения экспортера (импортера), а учетный номер плательщика либо получателя денежных средств - резидента;
• дату и номер не только внешнеторгового договора, но и внешнеэкономического.
С 01.03.2019 в документах, платежных инструкциях, сведениях, представляемых в банк, не требуется указывать признак оплаты (0 - предоплата, 1 - оплата по факту) (п.25 Инструкции № 46 в новой редакции).
Перевод представляемых документов
С 01.03.2019 документы, предусмотренные пп.7 и 8 Инструкции № 46, в случаях, когда это необходимо банку как агенту валютного контроля, могут быть переведены на русский либо белорусский язык и заверены подписью руководителя юридического лица либо уполномоченного им лица (индивидуального предпринимателя, физического лица). При этом банк, как и прежде, не несет ответственности за правильность перевода документов, представляемых клиентом (п.26 Инструкции № 46 в новой редакции).
Отказ банком в проведении валютной операции
Перечень оснований для отказа в проведении валютной операции подвергся корректировке.
1. Изменен подп.28.3 п.28 Инструкции № 46: банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае получения от клиента платежного поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение платежного поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента.
2. С 01.03.2019 исключаются следующие основания для отказа в проведении валютной операции:
- в случае намерения клиента снять наличную иностранную валюту со счета, режим функционирования которого не предусматривает совершения валютной операции;
- в случае снятия наличных белорусских рублей со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов в банке, если возможность использования наличных белорусских рублей не предусмотрена валютным законодательством (ранее эти основания содержались в подп.28.51, 28.6 п.28 Инструкции № 46).
Уведомление Комитета государственного контроля о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства
С 01.03.2019 банки обязаны будут уведомлять Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК) о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, в случае непредставления информации о платежах, предусмотренной п.25 Инструкции № 46, не только по внешнеторговым, но и по внешнеэкономическим договорам.
Приложения к Инструкции № 46
1. Заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки изложено в новой редакции, что дает возможность зарегистрировать внешнеэкономический договор (приложение 1 к Инструкции № 46 в новой редакции).
2. С 01.03.2019 формуляр учета поступления денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства (приложение 2 к Инструкции № 46 в новой редакции), направляемый в КГК, не требует подписи главного бухгалтера либо уполномоченного им лица.
Переходные положения
По валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым ранее на основании разрешений Нацбанка и переводимым в регистрационный порядок их проведения, сроки по которым не истекли и обязательства не исполнены, субъекты валютных операций - резиденты обязаны в установленном порядке зарегистрировать сделки в течение 6 месяцев с даты вступления в силу постановления № 612 (последний день - 02.09.2019 включительно).
Разрешения по валютным операциям, связанным с движением капитала, переводимым в регистрационный порядок их проведения, прекращают действие с даты регистрации сделки в установленном порядке.
По валютным операциям, связанным с получением кредитов и (или) займов, осуществляемым ранее в уведомительном порядке, по которым обязательства не исполнены, субъекты валютных операций - резиденты обязаны в установленном порядке зарегистрировать сделки в течение 6 месяцев с даты вступления в силу постановления № 612 (последний день - 02.09.2019 включительно) (п.6 постановления № 612).
14.03.2019
Денис Сафаревич, юрист