Пособие от 23.10.2015
Автор: Осипова Т.

Изменения и дополнения по отдельным налогам, предусмотренные проектом Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Акцизы

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

Земельный налог

Экологический налог

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

Гербовый сбор

Государственная пошлина

Патентные пошлины

Курортный сбор

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Сбор за осуществление ремесленной деятельности

Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

Особенности налогообложения в свободных экономических зонах

 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАЛОГАМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПРОЕКТОМ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Акцизы

Проектом Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее - Проект) на 2016 год предусматривается:

1) в отношении алкогольной продукции:

- сохранение в первом полугодии 2016 года ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки на уровне 2015 года с ее последующим ежеквартальным увеличением на 3 % (в целом на 6 %);

- опережающая индексация ставки акцизов на вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии с целью поэтапного установления ставки акцизов на них на одном уровне с крепкими алкогольными напитками (ежеквартально на 3-5 %, в целом на 20 %);

- поэтапное увеличение со II квартала 2016 г. ставок акцизов на иные виды алкогольной продукции в пределах прогнозируемого параметра инфляции (ежеквартально около 4 %, в целом на 12 %);

- сохранение ставок акцизов на пиво на уровне 2015 года;

2) в отношении табачных изделий - поэтапное увеличение ставок акцизов на сигареты с учетом выхода на согласованные в рамках Евразийского экономического союза параметры гармонизации (в целом на 10-23 % в зависимости от ценового сегмента с разбивкой по полугодиям);

3) в отношении нефтепродуктов:

- сохранение ставок акцизов на бензины автомобильные и дизельное топливо на уровне 2015 года;

- поэтапная индексация ставок акцизов на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, а также масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в пределах прогнозируемого параметра инфляции (в целом на 12 % с разбивкой по полугодиям).

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

Предлагаемые изменения в ст.87 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) обусловлены сближением подходов, изложенных в подп.1.12.6 п.1 ст.146 НК, с положениями ст.33 НК, а также приведением терминологии действующей редакции ст.146 НК в соответствие с общегосударственным классификатором ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (далее - ОКРБ 005-2011), который вводится в действие с 1 января 2016 г.

Проектом предлагается внести корректировки в п.4 ст.146 НК, предусматривающие установление для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, освобождение от налогообложения доходов, полученных от предоставления данными иностранными организациями кредитов, займов.

Такое освобождение предлагается применять при условиях, что постоянное местонахождение таких иностранных организаций на день начисления налоговым агентом дохода (платежа) иностранной организации подтверждается сведениями международного справочника «The Bankers Almanac» (издательство Reed Business Information) и согласно этим сведениям они не находятся в оффшорных зонах, перечень которых утвержден Президентом Республики Беларусь.

Проектом предусматривается установление льготного порядка налогообложения на временной основе в отношении доходов, день начисления которых будет приходиться на период с 1 января 2016 г. по 1 января 2017 г.

По истечении 1-го полугодия 2016 г. будет проведен анализ применения данной налоговой преференции и представлены предложения о целесообразности (либо отсутствии таковой) ее продления или закрепления на постоянной основе.

Предусмотренные Проектом дополнения в ст.147 НК позволят применять при отчуждении, погашении облигаций порядок определения налоговой базы налога на доходы при отчуждении ценных бумаг, номинированных в валюте, аналогичный установленному при отчуждении акций, а также увеличат для иностранных организаций привлекательность приобретения белорусских облигаций, поскольку позволят устранить влияние изменений курса белорусского рубля на сумму дохода, возникающего при их отчуждении, погашении.

С учетом практики применения налоговыми органами положений ст.151 НК в нее предлагается внести ряд дополнений, направленных на совершенствование действующих правил по устранению двойного налогообложения в части налога на доходы, и изложить в ее новой редакции.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Земельный налог

Проектом предлагается исключить из НК положение, устанавливающее персональное освобождение Академии управления при Президенте Республики Беларусь (далее - Академия) и учреждений образования Национального банка Республики Беларусь от земельного налога.

 

Справочно

Академия является бюджетной организацией, финансируется из республиканского бюджета и уже на этой основе не признается плательщиком земельного налога.

С 2014 года финансирование расходов на функционирование университета, включая расходы на функционирование лицея, универсального спортивного комплекса и учебно-медицинского центра, производится за счет средств республиканского бюджета, Национального банка Республики Беларусь, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством, в связи с чем университет вправе воспользоваться освобождением от земельного налога на общих основаниях как бюджетная организация.

 

В настоящее время в соответствии с подп.1.7 п.1 ст.194 НК от земельного налога освобождаются в том числе земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность.

Применение данной льготы основывается на использовании терминов и понятий, содержащихся в подп.9.4.4 п.9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1475, которые с 2016 года утратят свою силу в связи с истечением срока действия.

Согласно данному документу к отраслям социально-культурной сферы относятся:

• здравоохранение;

• образование;

• культура;

• физическая культура;

• спорт и туризм.

Проектом предлагается сохранить применение вышеуказанной налоговой льготы только в отношении земельных участков организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, спорта, физической культуры (за исключением деятельности по оказанию услуг турецких бань, саун и парных бань) и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сфере образования, спорта, физической культуры, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности.

Проектом не предусматривается установление отдельного освобождения от земельного налога организациям, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения, поскольку государственные учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы и т. п.) являются бюджетными организациями, которые не признаются плательщиками этого налога на основании п.5 ст.192 НК, а функционирующие в этой сфере частные организации, учитывая их значительные доходы, не требуют дополнительного налогового стимулирования.

В соответствии с подп.1.4 п.1 ст.194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), полоса отвода, а также земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования.

На период реконструкции земельные участки, занятые трамвайными путями общего пользования, предоставляются предприятиям, осуществляющим реконструкцию, которые производят уплату земельного налога с этих объектов.

Вместе с тем в соответствии с подп.2.78 п.2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, трамвайные пути относятся к элементам дороги.

Таким образом, трамвайные пути являются частью дороги общего пользования и при реконструкции, наряду с автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями, должны освобождаться от уплаты земельного налога.

В связи с изложенным в подп.1.4 п.1 ст.194 НК вносятся изменения, которые позволят применять освобождение от земельного налога земельных участков, занятых трамвайными путями общего пользования.

Подпункт 1.21 п.1 ст.194 НК приводится в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии». Одновременно предусмотренное подп.1.21 п.1 ст.194 НК освобождение по земельному налогу уточняется в отношении земельных участков, занятых водохранилищами, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также в отношении таких участков, предоставленных на период строительства (реконструкции) гидроэлектростанций.

Учитывая то, что центры трансфера технологий не применяют льготу по земельному налогу, установленную подп.1.31 п.1 ст.194 НК, по причине отсутствия объектов налогообложения, Проектом предусматривается продление действия этой льготы до 1 января 2020 г. для научных организаций и научно-технологических парков.

В рамках реализации мероприятий, предусматривающих согласно Государственной инвестиционной программе строительство новых объектов, заказчиками строительства, как правило, выступают управления капитального строительства местных органов власти, которым переданы соответствующие функции и денежные средства.

В целях недопущения увеличения расходов бюджета, а также упрощения механизма взаиморасчетов между заказчиками и исполнителями (генеральными подрядчиками) Проектом предлагается дополнить п.1 ст.194 НК нормой, предусматривающей, что от земельного налога освобождаются земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим за счет средств бюджета строительство объектов, включенных в Государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и г. Минска, на период их строительства.

При строительстве объекта собственными силами для выполнения отдельных видов работ по строительству могут привлекаться сторонние организации, вследствие чего ст.196 НК предлагается дополнить положением, устанавливающим порядок определения площади земельного участка, занятого объектом сверхнормативного незавершенного строительства, строительство которого осуществляется собственными силами.

На практике имеют место случаи, когда на одном земельном участке находятся как здание, находящееся в эксплуатации, так и строящееся здание, по которому превышены сроки строительства, установленные проектной документацией, то есть объект сверхнормативного незавершенного строительства, в отношении которого при исчислении налога на недвижимость применяется ставка, увеличенная на коэффициент 2.

В свою очередь, методика, позволяющая осуществить расчет суммы земельного налога по разным ставкам, в настоящее время отсутствует.

В этой связи главу 18 НК предлагается дополнить положениями, устанавливающими порядок расчета земельного налога в описанной ситуации.

Проектом предлагается установить право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать, но не более чем в 10 раз, ставки земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, неиспользуемым (неэффективно используемым), определяемыми в соответствии с частью пятой ст.188 НК.

Это позволит обеспечить единый порядок применения имущественных налогов в отношении неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (в настоящее время такой механизм предусмотрен по налогу на недвижимость), а также стимулировать плательщиков к использованию или повышению эффективности использования объектов налогообложения.

В международной практике такие объекты, как рынки, торговые центры (комплексы), включая автостоянки, классифицируются в качестве коммерческой недвижимости. Как правило, они используются в сферах деятельности, приносящих высокие доходы, и расположены на значительных площадях земельных участков. Земельные участки под такими объектами представляют особую ценность и их стоимость, особенно в крупных административных центрах, может многократно превышать остаточную стоимость расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений).

Учитывая изложенное, предлагается увеличить налоговую нагрузку по таким объектам коммерческой недвижимости путем установления повышенной ставки земельного налога по земельным участкам, на которых расположены рынки и торговые центры (комплексы), включая автостоянки.

По результатам анализа деятельности организаций, располагающих указанными объектами, предлагается ставку земельного налога за земельные участки, используемые для размещения рынков, торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти объекты, установить в размере 1,1 %.

Бюджетные организации признаются плательщиками земельного налога только в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест. При этом доход, полученный от сдачи в аренду такого имущества, является внереализационным.

В случае возмещения сумм земельного налога при передаче имущества в безвозмездное пользование ссудодатель учитывает полученные от ссудополучателя суммы также в составе внереализационных доходов.

Следовательно, земельный налог, исчисленный при сдаче в аренду (в безвозмездное пользование) вышеперечисленного имущества, бюджетным организациям целесообразно включать в состав внереализационных расходов, а не затрат. На основании изложенного предлагается внести в ст.203 НК соответствующие изменения.

В главу 18 НК также вносятся редакционные корректировки, направленные на систематизацию ее положений.

В связи с необходимостью индексации ставок земельного налога приложения 2 и 3 к НК предлагается изложить в новой редакции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

На 2018 год ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения установлены согласно приложению 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29).

На 2018 год средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь установлены согласно приложению 3 к Указу № 29.

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Экологический налог

Из объектов налогообложения экологическим налогом предлагается исключить ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции. Это позволит обеспечить упрощение механизма взимания экологического налога.

Согласно п.2 ст.63 НК налоговая декларация (расчет) представляется плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде, если иное не установлено НК.

На основании вышеизложенного действующая редакция подп.1.1 п.1 ст.205 НК позволяет сделать вывод о том, что обязанность представлять декларацию по экологическому налогу за выбросы возникает также в случае, если производятся выбросы загрязняющих веществ от нестационарных, мобильных источников или от стационарных источников, по которым разрешения не выдаются.

При этом налоговая база экологического налога за выбросы согласно ст.206 НК определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.

Таким образом, при наличии выбросов только от нестационарных и (или) мобильных источников (касается подавляющего большинства организаций) формально плательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по экологическому налогу за выбросы с нулевой налоговой базой.

В целях исключения необходимости представления таких «пустых» налоговых деклараций в подп.1.1 п.1 ст.205 НК предлагается внести дополнение, согласно которому объектами налогообложения экологическим налогом признаются только те выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые указаны в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.

В связи с необходимостью индексации ставок экологического налога приложения 6-8 к НК предлагается изложить в новой редакции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

На 2018 год ставки экологического налога по перечисленным объектам налогообложения установлены в размерах согласно приложениям 4-6 к Указу № 29.

 

Ежегодно проводится увеличение ставки экологического налога за хранение крупнотоннажных отходов с целью достижения в течение 10 лет единой ставки за хранение таких отходов и отходов 4-го класса опасности.

В этой связи Проектом предусмотрена более существенная индексация ставки налога за размещение твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса и шлама химической полировки стекла по сравнению с иными видами отходов.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

В связи с необходимостью индексации ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов приложение 10 к НК предлагается изложить в новой редакции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

На 2018 год ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены согласно приложению 7 к Указу № 29.

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

До 1 января 2015 г. перечень отдельных видов международных перевозок грузов и пассажиров, на которые не требуется наличие разрешений, выданных иностранным государствам на проезд по территории Республики Беларусь, содержался только в международных договорах Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении.

С 1 января 2015 г. согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, международные автомобильные перевозки грузов осуществляются на безразрешительной основе:

• между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом;

• транзитом через территории других государств-членов;

• между другими государствами-членами (приложение 24).

С учетом данного обстоятельства предлагается уточнить перечень отдельных видов международных перевозок грузов и пассажиров, на которые не требуется наличие разрешений в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении: как двусторонними Соглашениями о международном автомобильном сообщении, так и названным выше Договором.

Кроме того, установленный НК перечень случаев уплаты сбора за проезд по ставкам, предусмотренным в приложении 11 к НК (то есть без увеличения на коэффициент 20), не содержит случай прекращения срока действия разрешений, выданных на условиях освобождения от уплаты сбора за проезд и используемых при порожнем проезде.

С целью неприменения коэффициента 20 в случае, который возникает по объективной причине (например, ввиду наступления в ходе выполняемого рейса нового календарного года), предлагается уточнить редакцию соответствующей формулировки НК.

Кроме того, при уплате сбора за проезд владельцами (пользователями) автомобильных транспортных средств, следующих с территории Российской Федерации, имеются случаи фактического отсутствия разрешений. Номер регистрации предъявления товаров в пункте ввоза в рассматриваемом случае также отсутствует. Единственным параметром, по которому в данной ситуации можно идентифицировать уплату сбора за проезд, является регистрационный знак автомобильного транспортного средства.

В этой связи Проектом предлагается дополнить абзац 2 п.4 с.225 НК нормой, предусматривающей возможность указания в платежном документе, подтверждающем уплату сбора, помимо номера разрешения на проезд регистрационного знака автомобильного транспортного средства.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Гербовый сбор

Проектом предлагается внести корректировки в ст.237 НК, предусматривающие, что объектом обложения гербовым сбором не признается передача белорусскими организациями векселей иностранным организациям в качестве обеспечения исполнения обязательств по предоставленным ими кредитам и займам.

Такое освобождение предлагается применять при условиях, что постоянное местонахождение иностранных организаций подтверждается сведениями международного справочника «The Bankers Almanac» (издательство Reed Business Information) и согласно таким сведениям они не находятся в оффшорных зонах, перечень которых утвержден Президентом Республики Беларусь.

Проектом предусматривается установление льготного порядка налогообложения на временной основе: на период с 1 января 2016 г. по 1 января 2017 г.

По истечении первого полугодия 2016 г. будет проведен анализ применения данной налоговой преференции и представлены предложения о целесообразности (либо отсутствии таковой) ее продления или закрепления на постоянной основе.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Государственная пошлина

В Проект включены дополнительные объекты обложения и ставки государственной пошлины по ним.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Патентные пошлины

В настоящее время уплата патентной пошлины предусмотрена за регистрацию соответствующего договора или изменений в него. В случае отказа в регистрации заявители требуют возврата патентной пошлины, несмотря на затраты, которые понесло государство при рассмотрении заявлений на регистрацию соответствующего договора или изменений в него.

В этой связи Проектом предлагается установить, что патентные пошлины взимаются не за регистрацию соответствующего договора или изменений в него, а за рассмотрение заявления на регистрацию.

Кроме того, ст.262 НК и приложение 23 к НК предлагается дополнить новым объектом обложения патентными пошлинами, предусматривающим ее взимание за рассмотрение заявления на регистрацию изменений в лицензионный договор, договор о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), расторжение указанных договоров.

Внесение дополнения в часть третью п.1 ст.263 НК направлено на компенсацию средств, затрачиваемых на международную пересылку заявок на изобретения.

Предусмотренное Проектом изменение п.32 приложения 23 к НК направлено на приведение его норм в соответствие с п.3 ст.11 и п.5 ст.13 Закона Республики Беларусь от 13.04.1995 № 3725-XII «О патентах на сорта растений».

В главу 28 также вносятся редакционные корректировки, направленные на систематизацию и улучшение ее положений.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Курортный сбор

В целях решения вопросов, возникающих в практике применения курортного сбора, Проектом предусматривается внесение корректировок в ст.278 НК, уточняющих понятие «оздоровительные организации, на которые возложены функции по взиманию курортного сбора с физических лиц», и налоговую базу курортного сбора.

Так, для целей главы 32 НК к таким организациям предлагается относить:

• профилактории;

• оздоровительные центры (комплексы);

• образовательно-оздоровительные центры;

• оздоровительные лагеря;

• спортивно-оздоровительные лагеря;

• дома (базы) отдыха;

• пансионаты вне зависимости от наличия у них государственной аттестации.

Предлагается с 1 января 2016 г. увеличить предел ставки курортного сбора с 3 до 5 %.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Положения Проекта направлены на дальнейшее совершенствование порядка взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, приведение главы 35 НК в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 30.03.2015 № 143 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 143), а также с ОКРБ 005-2011.

Указом № 143 установлен запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, осуществление реализации товаров, за исключением разовой реализации произведений живописи, графики, скульптуры, предметов народных промыслов, продукции растениеводства и пчеловодства по специальным разрешениям, выдаваемым в соответствии с законодательными актами.

В этой связи Проектом предусматривается внесение соответствующих изменений в подп.1.3 п.1 ст.294 НК.

В связи с переходом с 1 января 2016 г. на ОКРБ 005-2011 Проектом предусматривается внесение изменений в названия видов деятельности, перечни которых определены ст.295 и 296 НК.

С доходов, полученных от сдачи на длительный период в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны уплачивать подоходный налог в фиксированных суммах, конкретные ставки которого установлены решениями областных и Минского городского Советов депутатов на соответствующей административно-территориальной единице, а индивидуальные предприниматели по выбору применяют общую или упрощенную систему налогообложения.

При этом фиксированные суммы подоходного налога в разы превышают сумму подоходного налога, уплачиваемого индивидуальным предпринимателем при применении общей системы налогообложения или налога при упрощенной системе налогообложения.

В целях создания равных условий налогообложения Проектом предусматривается дополнить перечень видов деятельности, определенный ст.296 НК, таким видом предпринимательской деятельности, как сдача на длительный период в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест, и установить ставки единого налога в размерах, аналогичных размерам ставок подоходного налога в фиксированных суммах.

Для сокращения объемов «теневого» оборота предлагается в абзац 14 п.1 ст.295 НК внести дополнение, согласно которому граждане без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя будут вправе реализовывать только продукцию цветоводства, декоративные растения, их семена и рассаду, выращенные на земельном участке, предоставленном плательщику или близким лицам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела.

В связи с переходом с 1 января 2016 г. на ОКРБ 005-2011 и необходимостью индексации базовых ставок единого налога, установленных в белорусских рублях, приложение 25 к НК предлагается изложить в новой редакции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

На 2018 год базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц установлены согласно приложению 8 к Указу № 29.

 

В главу 35 НК также вносятся редакционные корректировки, направленные на уточнение редакции и урегулирование возникающих на практике вопросов взимания единого налога.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

В главу 36 НК вносятся корректировки, направленные на уточнение порядка определения валовой выручки.

Одновременно с целью установления единообразных подходов к формированию налоговой базы единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции при сдаче имущества в аренду (лизинг) и сдаче организациями в наем жилых помещений абзац 3 части четвертой п.2 ст.304 НК предлагается дополнить предложением, предусматривающим, что правила определения налоговой базы, установленные абзацем 3 части четвертой п.2 ст.304 НК в отношении сдачи имущества в аренду (лизинг), применяются также при сдаче организациями в наем жилых помещений (в отношении сумм платы за пользование жилым помещением и расходов, не включенных в состав такой платы).

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Сбор за осуществление ремесленной деятельности

Предлагается увеличить ставку сбора за осуществление ремесленной деятельности до 4 базовых величин (БВ) за налоговый период.

Одновременно предлагается сохранить ставку в размере 1 БВ в год для плательщиков-инвалидов, плательщиков, достигших пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет).

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

В целях уточнения случаев, при которых будет производиться доплата сбора за оказание услуг в сфере агроэкотуризма, предлагается п.5 ст.323 НК дополнить нормой, согласно которой такая доплата будет производиться только в случаях, когда при декларировании доходов и имущества субъектом агроэкотуризма в качестве доходов, за счет которых им приобретено дорогостоящее имущество (квартиры, жилые дома, транспортные средства и т. п.), неиспользуемое при оказании услуг в сфере агроэкотуризма, будут указаны доходы, полученные от осуществления деятельности по оказанию услуг в данной сфере.

Проектом также предлагается увеличить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма до 1 БВ за каждый календарный месяц.

Одновременно предлагается уплату сбора осуществлять двумя способами (за год и ежемесячно).

При ежемесячной уплате Проект предусматривает установление обязанности уплаты сбора непосредственно за месяцы, в которых фактически осуществляется деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, по аналогии с порядком уплаты подоходного налога в фиксированных суммах с доходов от сдачи жилых помещений внаем. В этом случае лица, осуществляющие деятельность сезонно, например, 3 месяца в году, будут производить уплату сбора только за 3 месяца. Если же деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не будет осуществляться, например, в связи с ремонтом жилья или по другим основаниям, обязанность по уплате сбора будет отсутствовать.

Статью 325 НК предлагается дополнить пп.4 и 5, устанавливающими порядок расчета сумм сбора, подлежащих зачету или возврату сельскохозяйственным организациям. Поскольку сбор платится перед месяцем осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма, у плательщика, которого не проверили за какой-либо месяц, в силу специфики деятельности (наличных расчетов с агроэкотуристами) всегда есть возможность требовать возврат (зачет в другие платежи или на будущее) этой суммы, ссылаясь на неосуществление деятельности в таком месяце. В этой связи предлагается установить ограниченный перечень случаев, когда сельскохозяйственным организациям производятся зачеты и возвраты.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Особенности налогообложения в свободных экономических зонах

Предлагаемые изменения в главу 42 НК обусловлены необходимостью совершенствования действующего законодательства, регулирующего деятельность резидентов свободных экономических зон (далее - СЭЗ), в связи с новыми условиями осуществления деятельности субъектами хозяйствования.

После подписания Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 значительно ухудшилась инвестиционная привлекательность СЭЗ в Республике Беларусь.

В этой связи в Проекте предусматривается увеличение срока освобождения резидентов СЭЗ от налога на прибыль до 10 лет с даты объявления прибыли (то есть дополнительно еще на 5 календарных лет).

Также предусматривается освобождение резидентов СЭЗ от уплаты налога на недвижимость в течение 3 лет, исчисляемых начиная с квартала, на который приходится дата регистрации организаций в качестве резидентов СЭЗ, по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, приобретенным (возникшим) в указанный трехлетний период (за исключением объектов недвижимости, взятых и (или) сданных резидентом СЭЗ в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, а также зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства), независимо от направления их использования. По истечении данного трехлетнего периода указанное освобождение предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествовавшем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась деятельность, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.

 

Справочно

В соответствии с действующей редакцией п.4 ст.327 НК резидент СЭЗ, находящийся в стадии реконструкции и (или) строительства и не осуществляющий производство и реализацию продукции, вынужден исчислять и уплачивать налог на недвижимость по приобретенному имуществу.

Как показывает практика, затраты по новому строительству сопоставимы с затратами на реконструкцию и инвестор, как правило, отдает предпочтение новому строительству. Кроме того, при реконструкции объектов недвижимости и отсутствии хозяйственной деятельности (выручки от реализации товаров, работ, услуг) источником уплаты налога являются средства инвестора. Таким образом, денежные средства направляются не на реализацию инвестиционного проекта по созданию производства, а увеличивают налоговую нагрузку на инициаторов проекта.

Кроме того, отнесение исчисленных сумм налога на недвижимость на финансовые результаты деятельности влечет убыточность организации на начальной стадии ее инвестиционной деятельности.

 

Принятие данной нормы будет способствовать более активному вовлечению в хозяйственный оборот длительное время неиспользуемого (неэффективно используемого) недвижимого имущества.

Принятие предложенных Проектом мер позволит частично компенсировать резидентам СЭЗ потери от отмены перечня импортозамещающих товаров и от упраздняемых с 2017 года таможенных льгот, а также повысить инвестиционную привлекательность СЭЗ Республики Беларусь для потенциальных инвесторов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В НК на основании Законов Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З, от 18.10.2016 № 432-З и от 09.01.2017 № 15-З внесены изменения и дополнения. 

 

23.10.2015

 

Татьяна Осипова, экономист