


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 30.12.2015 № 343-З «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»: ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
В сравнительной таблице приведены изменения и дополнения, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее - Закон) по вопросу исчисления и уплаты земельного налога.
Изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) сопровождаются комментариями с обоснованиями и разъяснениями.
Нормы, которые исключены из главы 18 «Земельный налог» НК, выделены жирным зачеркнутым шрифтом, внесены (изменены) в данную главу, - жирным шрифтом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы исчисления и уплаты земельного налога регулируются главой 20 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Налоговый кодекс Республики Беларусь | |
Статья 194. Освобождение от земельного налога | |
Пункт 1 | |
Освобождаются от земельного налога: | |
подпункт 1.4 | |
земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), полоса отвода, а также земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования | земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования, железнодорожными и трамвайными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), полоса отвода, а также земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, железнодорожных и трамвайных путей общего пользования |
Комментарий. Ранее освобождались от земельного налога земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), полоса отвода, а также земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования. На период реконструкции земельные участки, занятые трамвайными путями общего пользования, предоставляются предприятиям, осуществляющим такую реконструкцию и уплачивающим земельный налог с этих объектов. Вместе с тем трамвайные пути относятся к элементам дороги (подп.2.78 п.2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551). Таким образом, трамвайные пути являются частью дороги общего пользования и при реконструкции, наряду с автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями, должны освобождаться от уплаты земельного налога. В связи с этим в подп.1.4 п.1 ст.194 НК внесены изменения, которые позволят применять освобождение от земельного налога земельных участков, занятых трамвайными путями общего пользования | |
подпункт 1.7 | |
земельные участки организаций, осуществляющих |
земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета, земельные участки организаций, получающих субсидии из бюджета, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений, земельные участки организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, а также земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности |
Комментарий. Ранее от земельного налога освобождались в том числе земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность. Применение данной льготы основывалось на использовании терминов и понятий, содержащихся в подп.9.4.4 п.9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1475, которые с 2016 года утратили силу в связи с истечением срока действия. Согласно данному документу к отраслям социально-культурной сферы относятся здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм. Закон сохраняет применение вышеуказанной налоговой льготы только в отношении земельных участков организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, спорта, физической культуры (за исключением деятельности по оказанию услуг турецких бань, саун и парных бань) и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сфере образования, спорта, физической культуры, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленных им в пользование для осуществления уставной деятельности. Закон не предусматривает отдельного освобождения от земельного налога организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, поскольку государственные учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы и т. п.) являются бюджетными организациями, которые не признаются плательщиками этого налога на основании п.5 ст.192 НК, а функционирующие в этой сфере частные организации с учетом их значительных доходов не требуют дополнительного налогового стимулирования | |
подпункт 1.16 | |
земельные участки, предоставленные в пользование |
земельные участки, предоставленные в пользование учреждениям образования потребительской кооперации |
Комментарий. Академия является бюджетной организацией, финансируется из республиканского бюджета и уже на этой основе не признается плательщиком земельного налога. С 2014 года финансирование расходов на функционирование университета, включая расходы на функционирование лицея, универсального спортивного комплекса и учебно-медицинского центра, производится за счет средств республиканского бюджета, Национального банка Республики Беларусь, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством, в связи с чем университет вправе воспользоваться освобождением от уплаты земельного налога на общих основаниях, как бюджетная организация | |
подпункт 1.21 | |
земельные участки, занятые объектами |
земельные участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии, земельные участки, занятые водохранилищами, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также земельные участки, предоставленные на период строительства (реконструкции) таких объектов основных средств |
Комментарий. Подпункт 1.21 п.1 ст.194 НК приведен в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии». Одновременно предусмотренное данным подпунктом освобождение по земельному налогу уточнено в отношении земельных участков, занятых водохранилищами, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также в отношении таких участков, предоставленных на период строительства (реконструкции) гидроэлектростанций | |
подпункт 1.24 | |
земельные участки, предоставленные военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах» | земельные участки, предоставленные военнослужащим срочной военной службы, гражданам, проходящим альтернативную службу, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах» |
подпункт 1.25 | |
Земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц | |
часть третья | |
Не учитываются (при наличии подтверждающих документов) в составе трудоспособных лиц физические лица: | |
абзац 3 | |
временно не проживающие по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц военнослужащие срочной военной службы и (или) лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы | временно не проживающие по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц военнослужащие срочной военной службы, граждане, проходящие альтернативную службу, и (или) лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы |
подпункт 1.31 | |
до 1 января |
до 1 января 2020 года земельные участки научных организаций и научно-технологических парков |
Комментарий. В рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы запланировано дальнейшее создание субъектов инновационной инфраструктуры. Так, в указанный период планируются к реализации девять бизнес-проектов развития субъектов инновационной инфраструктуры, которые при сохранении действующих льгот обеспечат к 2019 году ввод в эксплуатацию в четыре раза больше площадей (с 21,7 тыс. м2 до 87,5 тыс. м2), что позволит увеличить рост количества резидентов как минимум в четыре раза. Это обусловлено тем, что стратегия развития инновационной инфраструктуры на период до 2020 года направлена на рост количества инновационных предприятий и объемов выпуска и реализации новой или усовершенствованной продукции. К 2020 году ожидается увеличение количества инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в технопарках, объемов выпускаемой и экспортируемой ими продукции, создание рабочих мест и, как следствие, увеличение сумм уплаченных в бюджет налогов резидентами технопарков. Учитывая изложенное, а также то, что центры трансфера технологий не применяют льготу по земельному налогу, установленную подп.1.31 п.1 ст.194 НК, по причине отсутствия объектов налогообложения, Законом предусмотрено продление действия этой льготы до 1 января 2020 г. для научных организаций и научно-технологических парков | |
подпункт 1.32 | |
Норма исключена | |
подпункт 1.38 | |
Норма отсутствовала | земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов строительство объектов, включенных в государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и города Минска, - на период их строительства |
Комментарий. В рамках реализации мероприятий, предусматривающих согласно Государственной инвестиционной программе строительство новых объектов, заказчиками строительства, как правило, выступают управления капитального строительства местных органов власти, которым переданы соответствующие функции и денежные средства. В целях недопущения увеличения расходов бюджета, а также упрощения механизма взаиморасчетов между заказчиками и исполнителями (генеральными подрядчиками) Законом п.1 ст.194 НК дополнен нормой, предусматривающей, что от земельного налога освобождаются земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим за счет средств бюджета строительство объектов, включенных в Государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и г. Минска, - на период их строительства | |
Пункт 2 | |
Освобождени |
Освобождение от земельного налога, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на земельные участки: |
подпункт 2.1 | |
предоставленные лицам, |
предоставленные физическим лицам, если эти участки используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или заняты капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, машино-местами, предназначенными и (или) используемыми для осуществления предпринимательской деятельности |
подпункт 2.3 | |
Норма отсутствовала | занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, в том числе на части таких земельных участков |
Статья 195. Налоговая база земельного налога | |
От редакции «Бизнес-Инфо» О порядке определения налоговой базы для исчисления и уплаты земельного налога в 2018 году см. п.7 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 | |
Пункт 51 | |
Норма отсутствовала | Налоговая база земельного налога на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, определяется в размере кадастровой стоимости земель лесного фонда, установленной Советом Министров Республики Беларусь |
Пункт 8 | |
Норма отсутствовала | Расчет площади частей земельного участка, приходящихся на соответствующее функциональное использование, по которым предусмотрены разные ставки земельного налога, производится путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест с соответствующим функциональным использованием, по которому установлена отдельная ставка налога |
Комментарий. На практике имеют место случаи, когда на одном земельном участке расположены как находящееся в эксплуатации здание, так и строящееся, по которому превышены сроки строительства, установленные проектной документацией, то есть объект сверхнормативного незавершенного строительства, в отношении которого при исчислении налога на недвижимость применяется ставка, увеличенная на коэффициент 2. При этом методика, позволяющая рассчитать сумму земельного налога по разным ставкам, отсутствует. В целях восполнения этого пробела глава 18 дополнена положениями, устанавливающими порядок расчета земельного налога в описанной ситуации | |
Статья 196. Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения | |
Пункт 2 | |
Ставка земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами, устанавливается в размере |
Ставка земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами, устанавливается в размере 7 460 белорусских рублей за гектар. |
Пункт 5 | |
часть третья | |
Норма отсутствовала | Площадь земельного участка (его части), занятого объектом сверхнормативного незавершенного строительства, строительство которого осуществляется собственными силами, определяется путем деления стоимости объекта сверхнормативного незавершенного строительства, сформированной за счет работ, выполненных собственными силами, на общую стоимость объекта сверхнормативного незавершенного строительства и умножения на общую площадь земельного участка |
часть четвертая | |
Норма отсутствовала | Площадь части земельного участка, занятой объектом сверхнормативного незавершенного строительства, определяется по площади под застройкой в соответствии с подтверждающими документами |
Комментарий. При строительстве объекта собственными силами для выполнения отдельных видов работ могут привлекаться сторонние организации. В связи с этим ст.196 НК дополнена положениями, устанавливающими порядок определения площади земельного участка, занятого объектом сверхнормативного незавершенного строительства, строительство которого осуществляется собственными силами | |
Статья 197. Ставки земельного налога на земли населенных пунктов | |
Пункт 1 | |
Ставки земельного налога на земельные участки в границах населенных пунктов: | |
подпункт 1.1 | |
для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, иных объектов, а также для производственной зоны: | |
абзац 2 | |
при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 000 000, 218 000 000 и 109 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливаются в размере |
при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 000 000, 218 000 000 и 109 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливаются в размере 1 380 000 белорусских рублей за гектар |
подпункт 1.2 | |
для жилой многоквартирной зоны: | |
абзац 2 | |
при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливается в размере |
при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливается в размере 92 000 белорусских рублей за гектар |
подпункт 1.3 | |
для жилой усадебной зоны: | |
абзац 2 | |
при кадастровой стоимости земельных участков менее 160 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливается в размере |
при кадастровой стоимости земельных участков менее 160 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливается в размере 184 000 белорусских рублей за гектар |
Статья 198. Ставки земельного налога на земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов | |
Пункт 1 | |
Ставки земельного налога на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, земельные участки садоводческих товариществ и дачных кооперативов: | |
подпункт 1.1 | |
для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, иных объектов, а также для производственной зоны: | |
абзац 2 | |
при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 000 000, 218 000 000 и 109 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливаются в размере |
при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 000 000, 218 000 000 и 109 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливаются в размере 1 380 000 белорусских рублей за гектар |
подпункт 1.2 | |
для жилой многоквартирной зоны: | |
абзац 2 | |
при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливается в размере |
при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливается в размере 92 000 белорусских рублей за гектар |
подпункт 1.3 | |
для жилой усадебной зоны: | |
абзац 2 | |
при кадастровой стоимости земельных участков менее 160 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливается в размере |
при кадастровой стоимости земельных участков менее 160 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливается в размере 184 000 белорусских рублей за гектар |
Статья 201. Ставки земельного налога на земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения | |
Пункт 1 | |
Ставки земельного налога на земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения: | |
абзац 2 | |
при кадастровой стоимости земельных участков менее 120 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливаются в размере |
при кадастровой стоимости земельных участков менее 120 000 000 белорусских рублей за гектар устанавливаются в размере 1 380 000 белорусских рублей за гектар |
Статья 2011. Право местных Советов депутатов на увеличение (уменьшение) ставок земельного налога | |
Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в два с половиной раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято. |
Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в два с половиной раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков, за исключением случая, указанного в части четвертой настоящей статьи. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога, принятые в соответствии с частью первой настоящей статьи, не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, а также на газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению. Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми в соответствии с частью первой настоящей статьи, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение. Областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (но не более чем в десять раз) ставки земельного налога на земельные участки (части земельного участка), занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов, принятыми в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, производятся с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение. При принятии в течение налогового периода областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами решений о включении в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества земельных участков (частей земельного участка), занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, земельный налог по таким земельным участкам (их частям) исчисляется исходя из ставки земельного налога, увеличенной в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, рассчитанной на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года, и уплачивается с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение. Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, прекращаются с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение областного (Минского городского) Совета депутатов или по его поручению областного (Минского городского) исполнительного комитета об исключении земельных участков (частей земельного участка), занятых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, из перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. В случае, если на земельном участке расположены несколько капитальных строений (зданий, сооружений), из которых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) являются одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений) либо их частей, то часть земельного участка, занятая неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, определяется путем умножения общей площади земельного участка на отношение площади застройки неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений) (площадей застройки капитальных строений (зданий, сооружений), приходящихся на их неиспользуемые (неэффективно используемые) части) к общей площади застройки капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке. В случае, если на земельном участке расположено одно капитальное строение (здание, сооружение), у которого не используется (неэффективно используется) его часть, то площадь части земельного участка, занятой неиспользуемой (неэффективно используемой) частью капитального строения (здания, сооружения), определяется путем умножения общей площади земельного участка на отношение площади застройки капитального строения (здания, сооружения), приходящейся на его неиспользуемую (неэффективно используемую) часть, к общей площади застройки капитального строения (здания, сооружения), расположенного на этом земельном участке. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога, принятые в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, не распространяются на: организации и индивидуальных предпринимателей, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней; организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги населению; газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению; организации, получающие субсидии из бюджета; организации, реализующие планы модернизации, при условии их включения в перечень организаций, которым Советом Министров Республики Беларусь определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации |
Статья 202. Налоговый период земельного налога. Порядок исчисления и уплаты, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты земельного налога | |
Часть двенадцатая п.14 | |
Норма отсутствовала | Организации, руководствуясь положениями частей пятой и шестой статьи 2011 настоящего Кодекса, представляют налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение областного (Минского городского) Совета депутатов или по его поручению областного (Минского городского) исполнительного комитета |
Пункт 15 | |
Уплата земельного налога производится: | |
часть первая подп.15.1 | |
организациями (за исключением садоводческих товариществ): | |
абзац 6 | |
Норма отсутствовала | за земельные участки в случаях, определенных частями пятой и шестой статьи 2011 настоящего Кодекса, уплата земельного налога производится не позднее даты, соответствующей ближайшему законодательно установленному сроку уплаты после представления налоговой декларации (расчета) по земельному налогу в соответствии с частью двенадцатой пункта 14 настоящей статьи |
Статья 203. Включение сумм земельного налога в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении |
Статья 203. Включение сумм земельного налога в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, а также в состав внереализационных расходов |
Пункт 1 | |
Суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении | Суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи |
Пункт 2 | |
Бюджетные организации в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей суммы земельного налога |
Бюджетные организации в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест суммы земельного налога включают в состав внереализационных расходов |
Комментарий. Бюджетные организации признаются плательщиками земельного налога только в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест. При этом доход, полученный от сдачи в аренду такого имущества, является внереализационным. В случае возмещения сумм земельного налога при передаче имущества в безвозмездное пользование ссудодатель учитывает полученные от ссудополучателя суммы также в составе внереализационных доходов. Следовательно, земельный налог, исчисленный при сдаче в аренду (в безвозмездное пользование) вышеперечисленного имущества, бюджетным организациям целесообразно включать в состав внереализационных расходов, а не затрат | |
Пункт 4 | |
Не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога: | |
подпункт 4.4 | |
Норма отсутствовала | возмещаемые ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента Республики Беларусь |
подпункт 4.5 | |
Норма отсутствовала | исчисленные за земельные участки (части земельного участка) в соответствии с частью четвертой статьи 2011 настоящего Кодекса |
пункт 5 | |
Норма отсутствовала | Для целей настоящей статьи площадь части земельного участка, занятой возводимым объектом, в том числе объектом сверхнормативного незавершенного строительства, определяется по площади под застройкой в соответствии с подтверждающими документами |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций. |
15.01.2016
Тамара Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»