


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В 2012 ГОДУ
Общие положения
С 30 июня 2012 г. изменились правила лицензирования, установленные Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указом Президента РБ от 21.06.2012 № 284 (далее - Указ № 284) внесены изменения и дополнения в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное вышеназванным Указом № 450 (далее - Положение). Изменения коснулись как общих правил лицензирования, так и правил лицензирования отдельных видов деятельности. В частности, затронуты правила лицензирования:
• ветеринарной деятельности;
• деятельности в области автомобильного транспорта;
• деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
• деятельности в области промышленной безопасности;
• деятельности в области связи;
• деятельности в сфере игорного бизнеса;
• деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
• деятельности по технической защите информации, в т.ч. криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи;
• деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду;
• деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
• деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей, сбором и распространением (в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства;
• деятельности, связанной с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий;
• медицинской деятельности;
• образовательной деятельности;
• деятельности по оказанию юридических услуг;
• оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий;
• охранной деятельности;
• розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями;
• страховой деятельности;
• фармацевтической деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны были до 1 октября 2012 г. обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом № 284, если такие требования и условия изменяются по отношению к ранее действовавшим лицензионным требованиям и условиям. Помимо того, в указанный срок лицензиаты обязаны представить в лицензирующие органы информацию об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий. Несоблюдение названных обязанностей влечет приостановление с 1 октября 2012 г. действия специальных разрешений (лицензий) (далее - лицензия) на осуществление соответствующих видов деятельности (подп.2.4 п.2 Указа № 284).
Изменения в правилах хранения документов
Указом № 284 с года до 5 лет увеличен срок хранения документов (их копий), представленных соискателем или лицензиатом лицензии для ее получения, продлен срок ее действия, внесения в нее изменений или дополнений, а также других документов, относящихся к лицензированию деятельности, непосредственно в лицензирующем органе. Напомним, течение срока начинается со дня принятия соответствующего решения об отказе в выдаче лицензии, прекращения ее действия или ее аннулирования. По истечении данного срока документы передаются на хранение в архивы лицензирующих органов, а не в государственные архивные учреждения, как было ранее (п.10 Положения).
Изменения в действиях лицензиатов при их реорганизации
Указом № 284 четко определены действия лицензиатов в случае их реорганизации в форме выделения либо присоединения (п.70 Положения).
Изменения коснулись действия лицензиатов, реорганизуемых в форме присоединения.
Так, в случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое имеет лицензию на аналогичный вид деятельности, последнее из них:
• вправе продолжить осуществление соответствующей лицензируемой деятельности на основании ранее выданной лицензии, если указанные в ней сведения не изменились;
• обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения, если указанные в ней сведения изменились. Такие изменения или дополнения вносятся реорганизованным юридическим лицом в месячный срок со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) записи об исключении из него присоединенного юридического лица.
![]() |
Справочно Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст.192 Гражданского кодекса РБ). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п.3 ст.193 вышеназванного кодекса). |
В данном случае таким событием будет день, следующий за днем внесения в ЕГР записи об исключении из него присоединенного юридического лица.
![]() |
Пример Юридическое лицо «А», имеющее право на осуществление розничной торговли алкогольными напитками на основании лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями в 2 торговых объектах «А1» и «А2», реорганизовано в форме присоединения к юридическому лицу «В», имеющему аналогичную лицензию в торговом объекте «В1». При этом юридическое лицо «В» намерено осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками во всех 3 торговых объектах «А1», «А2» и «В1». Очевидно, что в лицензии юридического лица «В» указания на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками в торговых объектах «А1» и «А2» нет. Следовательно, юридическое лицо «В» обязано в данном случае внести соответствующие дополнения в эту лицензию. |
![]() |
Пример Юридическое лицо «А», имеющее право на осуществление оптовой торговли алкогольными напитками на основании лицензии на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, реорганизовано в форме присоединения к юридическому лицу «В», имеющему право на розничную торговлю алкогольными напитками на основании лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями. При этом юридическое лицо «В» намерено осуществлять оптовую торговлю алкогольными напитками. Очевидно, что лицензии у реорганизуемых юридических лиц разные. Следовательно, в этом случае юридическое лицо «В» обязано получить новую лицензию на право осуществления оптовой торговли алкогольными напитками. |
В случае подачи в установленные сроки заявления о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений либо о выдаче новой лицензии лицензиат (соискатель лицензии) до получения лицензии, оформленной на новом бланке, либо новой лицензии осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что срок ее действия не истек, а соответствующая деятельность осуществляется с соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату (п.73 Положения). Ранее данная норма действовала только в случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имело.
Указом № 284 из п.83 Положения исключена норма о прекращении действия лицензии в случае нарушения лицензиатом срока обращения в лицензирующий орган для внесения в нее изменений и (или) дополнений. Предусмотрено, что действие лицензии прекращается только в 2 случаях:
• по истечении срока, на который она выдана;
• по решению лицензирующего органа или суда о прекращении действия лицензии.
Указом № 284 также оговорено, что действие лицензии не прекращается по решению лицензирующего органа при реорганизации лицензиата - юридического лица в форме выделения либо присоединения к нему другого юридического лица (абзац 2 части первой п.84 Положения).
Однако в случае реорганизации лицензиата - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу действие лицензии прекращается по решению лицензирующего органа со дня внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенного лицензиата - юридического лица. Исключение - случай, когда юридическое лицо, реорганизованное в форме присоединения к нему лицензиата - юридического лица и продолжившее осуществление лицензируемого вида деятельности этого лицензиата, в установленный срок обратилось с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию либо с заявлением о выдаче новой лицензии. В этом случае действие лицензии прекращается со дня получения таким юридическим лицом лицензии, оформленной на новом бланке, или новой лицензии на данный вид деятельности. Соответствующие изменения внесены Указом № 284 в абзац 3 подп.86.1 п.86 Положения.
Изменения в правилах лицензирования деятельности в некоторых областях
Автомобильный транспорт
Изменения правил лицензирования деятельности в области автомобильного транспорта коснулись такой категории лицензиатов, как индивидуальные предприниматели.
Указом № 284 внесено дополнение в части перечня лицензионных требований и условий в подп.121.3 п.121 Положения, которым предусмотрено, что наличие соответствующего уровня профессиональной подготовки у соискателя лицензии - индивидуального предпринимателя необязательно при условии, что таким профессиональным уровнем обладает привлеченное и назначенное соискателем лицо, ответственное за организацию и выполнение автомобильных перевозок.
При этом индивидуальный предприниматель для получения лицензии дополнительно представляет копии документов, подтверждающих назначение такого лица (абзац 2 п.123 Положения).
Использование атомной энергии и источников ионизирующего излучения
Указом № 284 правила лицензирования деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения дополнены нормой, согласно которой в лицензии указываются конкретные виды работ и (или) услуг, которые имеет право осуществлять лицензиат (в т.ч. объекты использования атомной энергии и (или) радиационные объекты, устройства и установки, источники ионизирующего излучения, технологическое оборудование и средства радиационной защиты, в отношении которых эти работы и (или) услуги выполняются (оказываются)) (п.1271 Положения).
Из общих лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю данной лицензии (подп.128.1 п.128 Положения) исключено требование о наличии разрешения на право работы с источниками ионизирующего излучения (санитарного паспорта), выданного уполномоченными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор. Требование о наличии такого разрешения сохранилось для соискателей лицензии в части следующих составляющих лицензируемую деятельность работ и услуг для деятельности:
• в области использования атомной энергии;
• в области использования источников ионизирующего излучения;
• по обращению с радиоактивными отходами;
• по проектированию и изготовлению технологического оборудования и средств радиационной защиты.
Соответствующие дополнения внесены в подп.128.2 и 128.3 п.128 Положения.
Что касается деятельности по проведению экспертизы безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, то для получения лицензии на право ее осуществления наличие указанного разрешения не требуется.
Промышленная безопасность
Указом № 284 предусмотрено, что не требуется получения лицензии на деятельность в области промышленной безопасности для выполнения работ и (или) оказания услуг по монтажу технических устройств на объектах магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления, осуществляемых лицензиатами, имеющими лицензию на осуществление составляющих лицензируемую деятельность работ и (или) услуг по монтажу соответствующих объектов (часть третья п.137 Положения). Под объектами магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления в данном случае понимаются объекты магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления, подконтрольные Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ (далее - Госпромнадзор) (абзац 7 п.136 Положения). В этой связи внесены изменения и в наименование составляющей лицензируемый вид деятельности работы и услуги, указанный в подп.6.2.3 п.6 приложения 1 к Положению.
В лицензии указываются конкретные виды работ и (или) услуг (в т.ч. технические устройства, объекты и (или) материалы, в отношении которых эти работы и (или) услуги выполняются (оказываются)), которые имеет право осуществлять лицензиат.
Таким образом, при наличии у лицензиата указанного специального разрешения (лицензии) на право монтажа объектов магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления, для выполнения работ или оказания услуг по монтажу на этих объектах технических устройств получения лицензии не требуется.
При этом предусмотрено, что юридические лица, выполняющие проектирование (конструирование), монтаж, наладку, обслуживание, диагностирование, ремонт технических устройств на основании лицензий на осуществление деятельности в области промышленной безопасности, выданных до 1 января 2011 г., обязаны, если со дня получения соответствующей лицензии или прохождения ими экспертизы соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям, проводимой Госпромнадзором, истекло 2 года, в установленном порядке обратиться за проведением названной экспертизы до 1 декабря 2012 г.
Указом № 284 предусмотрено, что лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности, выданные до 1 января 2011 г., подлежат обмену до 1 октября 2012 г., если соответствующая лицензия включает:
• только составляющие работы и (или) услуги, которые отнесены к работам и (или) услугам, составляющим деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, - на лицензию на осуществление деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
• составляющие работы и (или) услуги, которые отнесены к работам и (или) услугам, составляющим деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, и иные составляющие работы и (или) услуги, не подлежащие лицензированию, - на лицензию на осуществление деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
• составляющие работы и (или) услуги, которые отнесены к работам и (или) услугам, составляющим деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, и иные составляющие работы и (или) услуги, отнесенные к работам и (или) услугам, составляющим деятельность в области промышленной безопасности, - на лицензию на осуществление деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения и лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности.
Лицензии, выдаваемые в результате произведенного обмена:
• оформляются на оставшийся срок действия лицензии, взамен которой выдаются;
• должны включать указание на составляющие работы и (или) услуги, сведения о которых содержатся в обмениваемой лицензии и которые подлежат лицензированию.
Государственная пошлина за выдачу лицензий в результате произведенного обмена не взимается.
С 1 октября 2012 г. осуществление деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, а также деятельности в области промышленной безопасности на основании лицензий, подлежащих обмену, является незаконным и запрещается (подп.2.1 п.2 Указа № 284).
Из лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату в области промышленной безопасности, согласно п.139 Положения исключено требование по соблюдению сроков проведения технического диагностирования и (или) технического освидетельствования эксплуатируемых транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов.
Связь
Указом № 284 уточнено, что в лицензии на деятельность в области связи указываются конкретные виды работ и (или) услуг, которые имеет право осуществлять лицензиат. Лицензируемые работы и услуги в области связи указаны в п.7 приложения 1 к Положению.
К лицензионным требованиям и условиям, перечисленным в подп.149.8 п.149 Положения, при оказании услуг сотовой подвижной электросвязи помимо требования об обеспечении абоненту и (или) пользователю услуги соединения с абонентами и (или) пользователями услуг сети электросвязи общего пользования и доступа к экстренным службам Указом № 284 добавлено требование об обеспечении непрерывности связи на территории, указанной в лицензии, независимо от местонахождения абонента и (или) пользователя, в т.ч. при его передвижении.
Указом № 284 также уточнено, что при оказании услуг почтовой связи общего пользования требуется не обеспечение доступности услуг почтовой связи, а оказание этих услуг на всей территории Республики Беларусь (подп.149.9 п.149 Положения).
Указом № 284 внесено дополнение в части предоставления права Министерству связи и информатизации РБ до принятия решения по вопросам лицензирования проводить оценку и (или) назначать проведение экспертизы соответствия лицензионным требованиям и условиям возможностей как соискателя лицензии, так и лицензиата.
Игорный бизнес
Изменения в правилах лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса затронули стаж работы, предъявляемый к руководителю или заместителю руководителя юридического лица - соискателя лицензии. Стаж работы в сфере игорного бизнеса лиц в должности руководителя или заместителя руководителя юридического лица Республики Беларусь либо в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, должен составлять не менее 3 лет. До внесения изменений - 7 лет (абзац 2 п.159 Положения). Напомним, работа по совместительству в данном случае не учитывается.
Несоблюдение указанного требования исключено из перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (п.165 Положения).
Обеспечение пожарной безопасности
Правила лицензирования деятельности по обеспечению пожарной безопасности дополнены обязанностью лицензиата уведомлять Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ (далее - МЧС) об обеспечении выполнения мероприятий, предусмотренных в перспективном плане мероприятий по обеспечению соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Уведомление представляется письменно не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения наиболее позднего по времени срока реализации таких мероприятий (часть седьмая п.181 Положения).
Кроме того, Указом № 284 предусмотрено, что оценка и (или) экспертиза соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям назначаются МЧС ситуациям не позднее 2 рабочих дней со дня получения МЧС указанного уведомления. При этом срок проведения такой оценки (экспертизы) ограничен - 15 рабочих дней со дня получения этого уведомления (часть восьмая п.181 Положения).
Техническая защита информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи
Указом № 284 дополнен субъектный состав лиц, которым предоставлено право на осуществление отдельных составляющих работ и услуг лицензируемой деятельности по технической защите информации, в т.ч. криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи. Некоторое изменение претерпели отдельные составляющие этот вид деятельности работы и услуги.
Так, с учетом дополнений и изменений данную лицензируемую деятельность теперь вправе осуществлять не только государственные юридические лица Республики Беларусь, но и хозяйственные общества, 100 % акций (долей в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, по следующим составляющим работам и (или) услугам (п.204 Положения):
• аттестация объектов информатизации, а также аттестация систем защиты информации информационных систем, если владельцем соответствующего объекта информатизации (информационной системы) является государственный орган или государственная организация и такой объект информатизации (информационная система) содержит информацию, отнесенную к государственным секретам;
• проведение работ по выявлению специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Воздействие на окружающую среду
Указом № 284 уточнено, в каких случаях при использовании отходов 1-3 классов опасности что не требуется получения лицензии на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду (часть вторая п.214 Положения):
• в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также образовавшихся в результате проведения таких работ;
• юридическим лицом, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем, если такие отходы образовались в результате деятельности этого юридического лица, иностранной организации, индивидуального предпринимателя.
Производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий
Указ № 284 внес изменения в перечень требований и условий, предъявляемых к лицензиату, осуществляющему деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.
Теперь к таким требованиям относится наличие сертифицированной системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, или сертифицированной системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по ИСО 22000, или сертифицированной системы анализа риска и критических контрольных точек (НАССР), а при осуществлении производства спирта этилового из пищевого сырья, вин виноградных, вин плодовых - сертифицированной системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по ИСО 22000 или сертифицированной системы анализа риска и критических контрольных точек (НАССР). Наличие указанных информационных систем должно быть обеспечено не позднее чем через 12 месяцев после принятия решения о выдаче лицензии (абзац 3 п.284 Положения).
Ранее данное требование заключалось во внедрении и сертификации системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, или системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по ИСО 22000, или сертифицированной системы анализа риска и критических контрольных точек (НАССР) не позднее чем через 6 месяцев после принятия решения о выдаче лицензии.
При этом юридические лица, осуществляющие производство спирта этилового из пищевого сырья, вин виноградных, вин плодовых на основании ранее выданных лицензий, обязаны обеспечить выполнение лицензионного требования (условия) по наличию сертифицированной системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по ИСО 22000 или сертифицированной системы анализа риска и критических контрольных точек (НАССР) не позднее 30 июня 2013 г. (подп.2.6 п.2 Указа № 284).
Теперь оговорена возможность приостановления или прекращения действия лицензии не только по установленному в пп.76 и 87 Положения общему правилу, т.е. не только по указанным в ней одному или нескольким обособленным подразделениям (в т.ч. филиалам), в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но и по одному или нескольким указанным видам (группам) продукции (часть первая п.292 Положения). При этом действие лицензии сохраняется в непрекращенной части (часть вторая п.76 Положения).
Медицинская деятельность
Указом № 284 перечень требований и условий, предъявляемых к соискателю - индивидуальному предпринимателю лицензии на право осуществления медицинской деятельности, дополнен требованием о наличии у него, а также у привлеченных им медицинских работников стажа работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность, не менее 5 лет, 3 из которых непосредственно предшествуют дню подачи заявления о выдаче лицензии. При этом не засчитывается в указанный 5-летний стаж время длительного (более 3 лет) перерыва в работе по специальности в связи с болезнью, нахождением в социальном отпуске, призывом на военную службу, иными причинами (абзац 4 подп.322.3 п.322 Положения).
Аналогичное требование предъявляется и к не менее чем одному работнику на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую медицинскую деятельность, во всех местах осуществления юридическими лицами этой деятельности (абзац 4 подп.322.2.2 п.322 Положения).
Образовательная деятельность
Указом № 284 уточнено, что право на получение лицензии на образовательную деятельность имеют учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых, учебно-педагогические комплексы, специальные профессионально-технические училища закрытого типа, специальные лечебно-воспитательные профессионально-технические училища закрытого типа, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (часть первая п.332 Положения).
Данное изменение и иные изменения положений, регламентирующих правила лицензирования образовательной деятельности, внесены в целях приведения применяемой в Положении терминологии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Оказание юридических услуг
Изменения в правила лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг касаются лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии для оказания риелторских услуг в части численности риелторов. Поскольку количество агентов по операциям с недвижимостью увязано с количеством риелторов, изменения коснулись и количества агентов.
С учетом внесенных изменений в штате юридического лица - соискателя специального разрешения (лицензии) должно быть (абзац 2 подп.346.3 п.346 Положения):
1) со штатной численностью (за исключением технического и вспомогательного персонала) следующее количество риелторов:
30 и более работников - не менее 5 риелторов;
от 20 до 30 работников - не менее 4 риелторов;
от 10 до 20 работников - не менее 3 риелторов;
до 10 работников - не менее 2 риелторов.
В штате обособленного подразделения юридического лица должен состоять как минимум 1 риелтор. Ранее данное требование заключалось в наличии в штате юридического лица не менее 5 риелторов (для обособленного подразделения - не менее одного);
2) такое количество агентов по операциям с недвижимостью, которое не превышает количества риелторов более чем в 3 раза.
Оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий
Изменения и дополнения, внесенные Указом № 284, коснулись лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии на право оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта.
Значительно смягчились такие требования к оптово-логистическим и транспортно-логистическим центрам.
Новшество заключается в том, что владельцу транспортно- или оптово-логистического центра для осуществления оптовой торговли алкогольными напитками, непищевым этиловым спиртом необязательно иметь складские помещения площадью 1 000 кв.м на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а достаточно иметь их в пользовании на правах аренды (абзац 3 подп.370.1 п.370 Положения).
Кроме того, соискатели лицензии - владельцы транспортно- или оптово-логистического центра освобождены Указом № 284 от установленного требования по периоду осуществления оптовой торговли (5 лет - для осуществления оптовой торговли алкогольными напитками, непищевым этиловым спиртом и 3 года - для осуществления оптовой торговли непищевой спиртосодержащей продукции) (абзац 4 подп.370.1 и абзац 4 подп.370.2 п.370 Положения).
Одновременно Указом № 284 введены определения логистического центра, оптово-логистического центра, транспортно-логистического центра (п.3681 Положения).
В этой связи Совету Министров РБ поручено в 3-месячный срок разработать и установить специальные требования к осуществлению логистической деятельности в транспортно- и оптово-логистических центрах, в т.ч. к техническому оснащению таких центров (подп.4.1 п.4 Указа № 284).
Для получения лицензии владельцы транспортно- или оптово-логистического центра обязаны указать в заявлении о ее выдаче сведения о принадлежащих им транспортно- или оптово-логистического центрах и соответствии данных центров требованиям, установленным Советом Министров РБ (абзацы 2 и 6 п.373 Положения).
От установленного требования по периоду осуществления оптовой торговли Указом № 284 освобождены также соискатели лицензии на право хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта (подп.370.3 п.370 Положения).
Указом № 284 также внесены изменения в перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиатам. В частности, к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиатам лицензии для осуществления оптовой торговли алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом, отнесено требование по наличию складских помещений общей площадью в размерах и на законных основаниях, указанных в подп.370.1 и 370.2 п.370 Положения (абзац 3 подп.371.2 п.371 Положения).
Указом № 284 внесено уточнение в порядок приостановления и прекращения действия лицензии на право оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий. Действие лицензии может быть приостановлено или прекращено как в общеустановленном порядке, предусмотренном в пп.76 и 87 Положения (по указанным в ней одному или нескольким обособленным подразделениям, в т.ч. филиалам, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории), так и по одному или нескольким указанным в этой лицензии торговым объектам, включая складские помещения (часть первая п.377 Положения).
Охранная деятельность
Изменения в правилах лицензирования охранной деятельности затронули лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии на данную деятельность. Указом № 284 внесено уточнение в части требования к соискателям по наличию в штате не менее 3 специалистов с необходимой в соответствии с законодательством квалификацией для осуществления каждой заявленной работы и (или) услуги, составляющих лицензируемую охранную деятельность, в каждом обособленном подразделении, в т.ч. филиале, прошедших оценку знаний в установленном Министерством внутренних дел РБ (далее - МВД) порядке, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы (абзац 3 части первой п.381 Положения).
Указом № 284 уточнены также общие лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату. Одно из требований, предъявляемое к лицензиату, - осуществление лицензируемой деятельности работниками, прошедшими оценку знаний в установленном МВД порядке, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, а выполнение лицензируемой охранной деятельности - их непосредственной обязанностью (абзац 3 подп.382.1 п.382 Положения). Выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую охранную деятельность, работниками, не соответствующими указанным требованиям, отнесено к грубым нарушениям законодательства о лицензировании (абзац 9 п.385 Положения).
Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату лицензии для охраны юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества), дополнены требованием о представлении в МВД не позднее 1 месяца со дня приема под охрану новых объектов (имущества) сведений о местонахождении таких объектов (имуществе) с приложением копий документов, подтверждающих их принадлежность лицензиату на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании (абзац 3 подп.382.3 п.382 Положения).
Лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату при проектировании, монтаже, наладке и техническом обслуживании средств и систем охраны дополнены требованием о наличии системы контроля качества осуществления лицензируемой деятельности (абзац 11 подп.382.4 п.382 Положения).
Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями
Правила лицензирования розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями дополнены лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю соответствующей лицензии. К таким требования и условиям отнесены:
• размещение торговых объектов и (или) торговых объектов общественного питания, на которых предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, в местах, где такая торговля не запрещена актами законодательства;
• объект, в котором предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, должен являться магазином (павильоном с торговым залом), размер площади торгового зала которого составляет не менее 50 кв.м. Данное требование не распространяется на торговые объекты юридических лиц системы потребительской кооперации, специализированные (фирменные) магазины юридических лиц, осуществляющих производство и (или) импорт алкогольных напитков, магазины беспошлинной торговли, а также расположенные в сельской местности магазины организаций Управления делами Президента РБ;
• выбор формы торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, при которой такая торговля в соответствии с законодательными актами не запрещена (если соискатель лицензии не имеет торговых объектов и (или) торговых объектов общественного питания) (п.4071 Положения).
Указом № 284, так же как и к соискателю, изменены лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиатам лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. К общим лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиатам, добавлено требование об осуществлении лицензируемой деятельности в летних, сезонных кафе в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, если о предоставлении такого права указано в лицензии (абзац 3 подп.408.1 п.408 Положения).
Указом № 284 оговорено, что при осуществлении лицензируемой деятельности в летних, сезонных кафе указания в лицензии их местонахождения не требуется (часть вторая п.409 Положения).
Страховая деятельность
Указом № 284 внесены изменения и дополнение в перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату.
Общие лицензионные требования и условия дополнены требованием об осуществлении лицензируемой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность (подп.418.1 п.418 Положения).
Одновременно из лицензионных требований и условий исключено требование о соответствии собственного капитала определенным размерам для осуществления следующих видов деятельности (подп.418.2.1, 418.2.2, 418.4, 418.7, 418.8 п.418 Положения):
• страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
• медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь;
• добровольное страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, гражданской ответственности судовладельцев, гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих, воздушных судов, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, морского страхования;
• добровольное страхование грузов (при государственной закупке или поставке товаров на условиях CIF и CIP (в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции);
• добровольного страхования предпринимательского риска, финансовых рисков, риска непогашения кредита.
Для осуществления добровольного страхования предпринимательского риска, финансовых рисков, риска непогашения кредита исключено также ранее действующее лицензионное требование об осуществлении деятельности на рынке страховых услуг Республики Беларусь не менее 1 года.
Указом № 284 уточнены перечни особых лицензионных требований и условий, а также грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. Теперь нарушение общих лицензионных требований и условий к соискателю не входит в перечень грубых нарушений (п.419 Положения).
Правила лицензирования страховой деятельности также дополнены нормами о порядке приостановления, прекращения действия лицензии, ее аннулирования (п.4221 Положения).
В частности, уточнено, что действие лицензии может быть приостановлено или прекращено как по одному или нескольким обособленным подразделениям, в т.ч. филиалам, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, так и по одному или нескольким указанным в этой лицензии видам обязательного и (или) добровольного страхования.
При этом оговорены действия лицензиата при приостановлении, прекращении действия лицензии, ее аннулировании.
В случае приостановления действия лицензии лицензиат принимает очередные части страховых взносов по ранее заключенным им действующим договорам страхования и (или) выполняет обязательства по осуществлению страховых выплат по ранее заключенным этим лицензиатом договорам страхования.
При прекращении действия лицензии лицензиат обязан:
• передать обязательства по ранее заключенным им договорам добровольного страхования другой страховой организации либо произвести расторжение таких договоров;
• возвратить страхователю часть страхового взноса пропорционально времени, оставшемуся до окончания страхования, обусловленного заключенным договором добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, а по договорам добровольного страхования, относящимся к страхованию жизни, - часть страхового взноса в соответствии с условиями правил добровольного страхования, на которых они были заключены;
• исполнить обязательства по осуществлению страховых выплат, возникшие до расторжения договоров добровольного страхования.
В случае аннулирования лицензии лицензиат обязан произвести:
• расторжение ранее заключенных им договоров страхования;
• возврат страхователям страховых взносов.
При этом средства страховых резервов могут быть использованы лицензиатом исключительно для возврата страхователям страховых взносов.
Фармацевтическая деятельность
Указом № 284 дополнен перечень документов, представляемых соискателем лицензии на фармацевтическую деятельность. Так, для получения лицензии для работ и услуг, связанных с промышленным производством лекарственных средств и их оптовой реализацией, соискатели дополнительно представляют согласованную с Департаментом фармацевтической промышленности Министерства здравоохранения РБ номенклатуру заявляемых к производству лекарственных средств, которая вносится в лицензию (абзац 6 подп.428.1 п.428 Положения).
Из перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий исключено нарушение требования о несоответствии фактически используемых площадей установленным законодательством нормам. Одновременно данный перечень дополнен следующим положением: систематическое (2 раза и более в течение 12 месяцев подряд) нарушение требований законодательства в части:
• превышения разрешенного к реализации количества лекарственных средств (доз, упаковок), реализуемых без рецепта врача;
• отсутствия в аптеке лекарственных средств, включенных в перечень лекарственных средств белорусского (российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств, установленный Министерством здравоохранения РБ (абзацы 7-9 п.432 Положения).
Заключение
Указом № 284 внесены также уточняющие изменения в правила лицензирования ветеринарной деятельности, деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением информации о физических лицах в целях их знакомства, которые носят редакционный характер.
29.12.2012 г.
Яна Глинская, экономист