Комментарий от 03.03.2018
Автор: Лимож Н.

Изменения в административной ответственности за правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З


 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З

31 января 2018 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее - Закон). Указанным нормативным правовым актом внесены некоторые изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), касающиеся административной ответственности за совершение правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также ведения административного процесса по данной категории дел.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

С 1 марта 2021 г. действует новый ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь.

Изменения и дополнения в КоАП

1. Санкция части 5 ст.18.3 КоАП (проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте) дополнена административным взысканием в виде предупреждения, и из нее исключен нижний предел штрафа.

Данное изменение внесено в целях обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушения и связано с тем, что в ряде случаев, в том числе на участках железной дороги, расположенных вне населенных пунктов, железнодорожные пешеходные переходы отсутствуют, а железнодорожные переезды находятся на значительном удалении друг от друга, что является предпосылкой к совершению таких проступков.

 

2. Из ст.18.12 КоАП исключена часть 2 (выпуск в эксплуатацию должностным лицом государственной или иной организации, имеющей долю государственной собственности, или сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) техники с неисправными спидометрами).

Названная норма не связана с обеспечением безопасности дорожного движения и изначально была направлена на охрану экономических интересов государства. Совершение указанных в ней действий может свидетельствовать о совершении либо подготовке к совершению хищения, которые при наличии оснований должны квалифицироваться соответствующим образом.

 

3. Частью 5 ст.18.12 КоАП предусмотрена ответственность за управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр. Данная часть статьи изложена в новой редакции в целях корреспондирования с подп.10.3 п.10 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее - ПДД), согласно которому запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении (далее - допуск). В данной редакции также учитывается, что для участия в дорожном движении допуск обязателен для всех транспортных средств, а отдельные категории транспортных средств освобождены от техосмотра (например, те, с года выпуска которых прошло не более 2 лет).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться подп.10.3 п.10 ПДД в ред. Указа от 18.04.2022 № 145.

 

Это обуславливает замену в абзаце 1 ст.18.24 «Допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, имеющего неисправности» КоАП слов «не прошедшего государственного технического осмотра» на слова «в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении».

 

4. На фоне снижения общего количества нарушений ПДД с начала 2016 года отмечается рост случаев управления транспортными средствами лицами, не имеющим права управления.

 

справочно

Справочно

В Брестской области число таких нарушений возросло на 21 %, в Минске - на 14 %. Каждый девятый, скончавшийся в результате дорожно-транспортного происшествия, погиб по вине водителей, не имевших права управления автомобилем, в том числе лишенных такого права за управление в состоянии опьянения.

 

В связи с этим законодатель ужесточил ответственность таких водителей путем введения дополнительного квалифицирующего признака в часть 10 ст.18.14 КоАП.

Таким образом, к ответственности за невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения, повлекшие создание аварийной обстановки, будут привлекаться в том числе и лица, не имеющие права управления транспортным средством.

 

5. Закон излагает в новой редакции ст.18.17 «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия» КоАП. В новой редакции статья предусматривает ответственность за нарушение ПДД, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия. В сравнении с ранее действовавшей нормой:

- исключается специальная норма в отношении нарушений, повлекших лишь материальный ущерб. При этом ответственность может наступать по общей норме КоАП, предусматривающей ответственность за конкретное нарушение ПДД;

- сохраняется ответственность за нарушение ПДД, повлекшее легкие телесные повреждения, что обусловлено характером последствий правонарушения. При этом условием начала административного процесса за такое правонарушение остается выраженное в установленном порядке требование потерпевшего.

Кроме того, глава 18 КоАП дополнена примечанием, согласно которому не является административным правонарушением нарушение ПДД лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение ДТП, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в ГАИ, в случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников ГАИ (п.85 Закона).

Реализация этих новаций направлена на обеспечение соразмерности ответственности тяжести проступка, исключение конкуренции норм об ответственности за нарушение ПДД и формирование единообразной правоприменительной практики.

Данные корректировки также позволяют исключить излишнее государственное администрирование и связанные с ним расходы в случаях, когда вопросы возмещения имущественного вреда разрешаются участниками ДТП самостоятельно.

 

справочно

Справочно

В настоящее время около 25 % страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляются на основании так называемых европротоколов.

 

6. До принятия Закона специалисты отмечали явную несоразмерность установленной в КоАП ответственности характеру деяния и степени вреда за управление транспортным средством без документов, предусмотренных ПДД.

В связи с этим из КоАП исключена ст.18.18 «Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения». Ответственность за указанное правонарушение будет предусмотрена частью 5 ст.18.22 «Нарушение иных правил дорожного движения» КоАП, устанавливающей менее строгое взыскание (предупреждение или штраф до 0,5 БВ).

 

7. В целях реализации принципа индивидуализации административного взыскания, вытекающего из закрепленных в ст.4.2 КоАП принципов административной ответственности и установленных в ст.7.1 КоАП общих правил наложения административного взыскания, предусмотренные частями 1, 2 и 4 ст.18.20 КоАП абсолютно-определенные санкции заменены на относительно-определенные.

Так, в старой редакции части 1 ст.18.20 КоАП предусматривалась ответственность за эксплуатацию в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде наложения штрафа в размере 5 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - 15 БВ. В новой редакции части 1 ст.18.20 за эти же действия предусмотрено наложение штрафа в размере от 3 до 5 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 10 до 15 БВ.

«Вилка» ответственности установлена также и в санкциях частей 2 и 4 ст.18.20 КоАП.

 

8. Часть 1 ст.18.25 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения» КоАП изложена в новой редакции, в которой предусмотрена замена термина «освидетельствование» на термины «обследование» и «контроль» для согласования с положениями Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении», поскольку ст.34 названного Закона обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверять в установленном порядке состояние водителей в форме обследования или контроля, а не в форме освидетельствования.

 

9. В новой редакции изложена ст.18.26 «Нарушение установленного режима труда и отдыха и требований к его учету при выполнении автомобильных перевозок» КоАП. При этом:

- конкретизированы квалифицирующие признаки правонарушения в части 1 ст.18.26 КоАП с учетом предписаний Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, от 01.07.1970;

- в целях обеспечения соразмерности ответственности характеру деяния скорректированы в сторону снижения размеры штрафа за отдельные нарушения при использовании контрольного устройства (тахографа) и за нарушение сроков хранения информации о режиме труда и отдыха водителя (части 2 и 4 ст.18.26 КоАП).

 

10. Усилена ответственность за безбилетный проезд пассажиров на всех видах городского транспорта, в поездах городских линий, а также прохождение контрольного турникета (линии контроля) в метрополитене без наличия документа, подтверждающего право на проезд (ст.18.30 «Безбилетный проезд» КоАП). Абсолютно-определенная санкция в виде наложения штрафа в размере 0,5 БВ изменена на относительно-определенную: от 0,5 до 1 БВ. Это предоставит возможность привлекать «зайцев-рецидивистов» к более строгой ответственности, чем в случае однократного нарушения пассажиром платы за проезд.

 

11. Статья 18.31 «Неоплаченный провоз багажа» КоАП изложена в новой редакции, в том числе изменено название статьи на «Неоплаченный провоз ручной клади», в связи с тем, что норма, устанавливающая ответственность за неоплаченный провоз багажа, не востребована правоприменителем. В едином государственном банке данных о правонарушениях за последние 5 лет зарегистрированы единичные случаи ее применения.

Вместе с тем законодательством установлены нормы бесплатного провоза ручной клади на железнодорожном транспорте и размеры платы за провоз ручной клади сверх этих норм (Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2015 № 609). На Белорусской железной дороге наблюдается рост нарушений правил перевозки ручной клади. В 2014 году контролерами-ревизорами пассажирских поездов выявлен 1 121 случай провоза неоплаченной ручной клади сверх установленных норм, в 2015 году - 2 136, за 4 месяца 2016 года - 489 (за 4 месяца 2015 года - 278). Норма, позволяющая привлечь лицо, допустившее провоз неоплаченной ручной клади, в КоАП до принятия Закона отсутствовала.

В этой связи в ст.18.31 КоАП установлена ответственность за неоплаченный провоз ручной клади.

 

12. Статья 18.41 «Нарушение правил использования воздушного пространства» КоАП изложена в новой редакции, в том числе изменено название статьи на «Нарушение правил использования воздушного пространства либо правил использования авиамоделей», во исполнение предписания подп.2.1 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2016 № 81 «Об использовании авиамоделей», касающегося административной ответственности за нарушение правил использования авиамоделей.

 

13. В новой редакции также изложена ст.18.42 «Осуществление международной автомобильной перевозки без разрешения или международного сертификата технического осмотра» КоАП. Республика Беларусь является участником Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров от 13.11.1997 (далее - Соглашение). При осуществлении международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь транспортные средства, принадлежащие иностранным перевозчикам, обязаны иметь международный сертификат технического осмотра. Пунктом 4 Добавления 2 к Соглашению предусмотрено, что в качестве альтернативы международного сертификата технического осмотра могут использоваться протоколы периодических осмотров, применяемые сторонами Соглашения. Так, в Российской Федерации альтернативой является диагностическая карта, в Украине - национальный протокол. В связи с этим в новой редакции части 2 ст.18.42 КоАП уточняется перечень документов о техническом состоянии транспортного средства, отсутствие которых влечет ответственность.

Данная норма распространяется на перевозки грузов и пассажиров. Новая редакция ст.18.42 КоАП разрешает проблему применения мер ответственности к водителям порожних транспортных средств, не имеющим в предусмотренных законодательством случаях международного сертификата технического осмотра транспортного средства (приравненного к нему документа).

 

14. В целях обеспечения соразмерности ответственности характеру деяния снижен нижний предел штрафа (с 20 до 5 БВ) в ст.18.43 «Нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств» КоАП.

Изменения и дополнения в ПИКоАП

1. С учетом сферы контрольной деятельности Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Транспортная инспекция) к ее подведомственности (ст.3.17, п.13 части 1 ст.3.30 ПИКоАП) дополнительно отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.18.2 и 18.25 КоАП.

Подведомственные Транспортной инспекции правонарушения в большинстве случаев выявляются в местах, значительно удаленных от областных центров, в которых располагаются должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Субъектами таких правонарушений нередко являются иностранные перевозчики. В связи с этим в целях повышения оперативности административного процесса, сокращения документооборота, снижения расходов заинтересованных лиц на проезд к месту рассмотрения дела расширен перечень должностных лиц Транспортной инспекции, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (п.1 части 2 ст.3.17 ПИКоАП).

 

2. Часть 2 ст.8.9 ПИКоАП изложена в новой редакции, которой установлен запрет на изъятие талона к водительскому удостоверению как меры обеспечения административного процесса. Соответствующие корректировки внесены в части 1 и 3 ст.17.2 ПИКоАП.

Нововведение направлено на сокращение количества процессуальных документов и связанных с этим издержек, а также позволит избавить граждан от необходимости посещения подразделений ГАИ для возврата указанного талона.

 

3. В целях повышения эффективности пресечения нарушений правил стоянки транспортных средств положения ст.8.10 «Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства» ПИКоАП распространены на случаи совершения таких нарушений с использованием грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа.

Задержание и принудительная отбуксировка транспортного средства и доставление его на охраняемую стоянку при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения вправе осуществлять работник ГАИ, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями КоАП: 18.16 «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)» и 18.19 «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления».

 

4. Штраф, налагаемый в соответствии с частью 2 ст.15.3 ПИКоАП в упрощенном порядке, предусмотренном частью 3 ст.10.3 ПИКоАП (без составления протокола об административном правонарушении), должен быть уплачен в течение 5 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания либо может быть уплачен на месте. Согласно части 5 ст.10.3 ПИКоАП при неуплате штрафа в пятидневный срок такое постановление утрачивает силу, составляется протокол об административном правонарушении и административный процесс по данному факту ведется по общей процедуре. Практика применения данного упрощенного порядка показала, что в случае неуплаты штрафа на месте оперативно отследить соблюдение указанного пятидневного срока в большинстве случаев невозможно, что существенно затрудняет своевременное принятие соответствующих процессуальных действий и решений в этой связи.

Для разрешения данной проблемы внесены соответствующие корректировки в часть 6 ст.6.5 КоАП, п.9 части 1 ст.9.6 ПИКоАП, изложены в новой редакции части 3 и 4 ст.10.3 ПИКоАП, исключена часть 5 ст.10.3 и часть 2 ст.15.3 ПИКоАП. Согласно данным изменениям при упрощенном порядке наложения административного взыскания будет действовать не специальный (5 дней), а общий срок добровольной уплаты штрафа (1 месяц), а в случае неуплаты в месячный срок штраф увеличится на 2 БВ.

Исключение части 5 ст.10.3 и части 2 ст.15.3 ПИКоАП, определяющих обязательность составления протокола об административном правонарушении, если лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа (в упрощенном порядке) не уплатило штраф в установленный срок, а также признания такого постановления утратившим силу и ведение административного процесса по данному факту в общем порядке позволит обеспечить процессуальную экономию (экономию материальных и временных затрат), поскольку отпадет необходимость вновь начинать административный процесс при неуплате штрафа в установленный срок.

Увеличение суммы штрафа направлено на повышение мотивации правонарушителей к своевременной уплате штрафа, сокращение количества материалов, направляемых на принудительное исполнение.

Наряду с этим также необходимо отметить включение в часть 2 ст.2.15 ПИКоАП п.13, наделяющего прокурора полномочием при осуществлении надзора за исполнением законодательных актов при ведении административного процесса отменять своим постановлением противоречащее законодательным актам постановление о наложении административного взыскания, вынесенное в порядке, предусмотренном частью 3 ст.10.3 ПИКоАП.

 

5. При взимании штрафа на месте совершения правонарушения согласно ст.15.5 ПИКоАП выдается квитанция установленного образца, являющаяся документом строгой финансовой отчетности. В этой связи необходимо учитывать, что на сегодняшний день в республике активно внедряются безналичные формы платежей. Уплата штрафа на месте совершения правонарушения осуществляется не только наличными денежными средствами, но и с использованием платежных терминалов с предоставлением карт-чека (в качестве документа, подтверждающего уплату штрафа). Так, в целях сокращения документооборота и государственных расходов, связанных с использованием документов строгой финансовой отчетности, в ст.15.5 ПИКоАП слова «квитанция установленного образца, являющаяся документом строгой финансовой отчетности» заменены словами «документ, подтверждающий уплату штрафа».

 

6. В завершение в качестве позитивного момента следует отметить исключение из ст.2.1 и 2.9 ПИКоАП положений, закрепляющих обязательность наложения административного взыскания за совершенное административное правонарушение, подчеркивающие преимущественно карательную направленность административного процесса. Данная корректировка обусловлена несогласованием положений указанных статей в этой части с базовыми положениями КоАП, которые направлены на предупреждение административных правонарушений и установление оснований для освобождения от административной ответственности.

Таким образом, перечисленные выше изменения в административной ответственности за совершение административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также оптимизация административного процесса по данной категории дел направлены на повышение безопасности дорожного движения, снижение количества дорожно-транспортных происшествий и повышение культуры участников дорожного движения.

 

03.03.2018

 

Николай Лимож, юрист