


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»
Общая характеристика изменений
Предпринимательство в Республике Беларусь проходит сложный и тернистый путь развития в рамках рыночной экономики с одной стороны и государственным администрированием - с другой. Проблемы, возникающие на этом пути, неоднократно обсуждались на уровне Главы государства с принятием соответствующих правовых решений (например, издание Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»).
В 2017 году предпринята очередная попытка правовыми методами сформировать благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы и творческого потенциала граждан. В частности, кардинальные изменения претерпело законодательство о ремесленной деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»), агроэкотуризме (Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 365 «О развитии агроэкотуризма»), самозанятости (Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц»), Совете по развитию предпринимательства (Указ Президента Республики Беларусь от 10.10.2017 № 370).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. перечень объектов налогообложения единым налогом для плательщиков - физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, приводится в п.3 ст.337 Налогового кодекса Республики Беларусь. С 7 ноября 2019 г. Указ № 337 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении». Следует руководствоваться Указом от 04.10.2022 № 351 «О развитии агроэкотуризма». Порядок вступления в силу изменений указан в п.23 Указа № 351. Комментарий см. здесь. |
Отдельно необходимо отметить либерализацию контрольной (надзорной) деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»).
Вместе с тем, по мнению специалистов, ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране является Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»
Изданию Декрета предшествовала значительная работа, включавшая в том числе сбор предложений граждан и субъектов хозяйствования посредством Национального правового интернет-портала Республики Беларусь, а также изучение и обсуждение имеющихся у предпринимателей проблем.
Цель принятого нормативного правового акта Президента Республики Беларусь - развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности за счет исключения излишних требований, предъявляемых к бизнесу, а также минимального вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования.
Декрет формирует правовое регулирование, предусматривающее кардинальное изменение механизмов взаимодействия государства и предпринимательства, способов саморегулирования бизнеса и его ответственности перед обществом за безопасную работу.
Так, в Декрете закреплены основания и условия применения уведомительного порядка начала осуществления деятельности субъектами хозяйствования, обязанности субъектов хозяйствования по соблюдению общих требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и ветеринарии, установлены требования к подготовке и распространению технических нормативных правовых актов, а также условия их соблюдения; предусмотрены некоторые права и обязанности субъектов хозяйствования в части: использования печатей (штампов), осуществления деятельности в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, при организации работы торговых центров, рынков; организации и проведения выставок и ярмарок; производства продукции; строительства; транспортной деятельности; рекламной деятельности; культуры и массовой информации; экономической несостоятельности (банкротства), а также ряд иных прав и обязанностей субъектов хозяйствования. Декретом определены условия ответственности по долгам юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), установлен мораторий на повышение налоговых ставок и введение налоговых сборов (пошлин), введена ответственность руководителя юридического лица.
Новацией законодательства, реализованного в Декрете, является закрепление ряда принципов, определяющих взаимоотношения государственных органов и субъектов хозяйствования в сфере осуществления экономической деятельности. В частности, к ним относятся:
• саморегулирование бизнеса и минимизация вмешательства государственных органов, их должностных лиц в экономическую деятельность субъектов хозяйствования;
• презумпция добросовестности субъектов хозяйствования, которая представляет собой утверждение, что субъект хозяйствования является невиновным, если не доказано обратное;
• профилактика правонарушений как приоритет в работе контролирующих (надзорных) органов, а не исключительно привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения;
• персонализация ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
• соразмерность наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям и т. п.
Вместе с тем, наряду с декларативными позициями, наибольший интерес представляют вопросы регулирования Декретом порядка осуществления субъектами хозяйствования экономической деятельности и их взаимоотношений с государством, которые более подробно рассмотрены ниже с разграничением отдельных направлений.
Введен уведомительный порядок осуществления некоторых видов деятельности
Декретом введен уведомительный порядок осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности (п.3 Декрета).
Перечень таких видов экономической деятельности определен в приложении к Декрету (подп.2.1 п.2 Декрета). В него включены: бытовые, туристические, социальные услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозок пассажиров и багажа (в нерегулярном сообщении), производство сельхозпродукции, стройматериалов и иные распространенные виды деятельности.
![]() |
Справочно Перечень составлен с учетом того, что именно в этих сферах сосредоточено порядка 95 % мелкого и среднего бизнеса. |
Для занятия указанными видами деятельности гражданину достаточно будет подать уведомление в исполком через службу «одно окно»
В течение месяца со дня направления уведомления об осуществлении деятельности по производству пищевой продукции субъект хозяйствования обязан обратиться в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, за получением санитарно-гигиенического заключения, выдаваемого по результатам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, которая проводится исключительно на предмет соответствия деятельности субъекта хозяйствования установленным требованиям.
Иные административные процедуры субъект хозяйствования вправе проходить после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности (подп.3.2 п.3 Декрета).
Декрет также отменяет необходимость использования печатей (штампов), за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (подп.3.11 п.3). Вместе с тем следует учитывать, что согласно требованиям части третьей п.1 ст.161 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) законодательством и соглашением сторон могут устанавливаться требования, которым должна соответствовать форма сделки (в том числе и скрепление печатью). В этих случаях использование печати будет по-прежнему необходимо.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. в ч.3 п.1 ст.161 ГК внесено изменение Законом от 17.07.2018 № 135-З. Необходимость скрепления доверенности печатью организации исключена. |
Утверждены общие (единые) требования к осуществлению различных видов деятельности
Декретом утверждены общие (единые) требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Эти требования максимально систематизированы и сокращены. В частности, из действующих 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц сохранено лишь 62 пункта. Большой пласт санитарных требований к бизнесу (14 документов, включающих более 1 100 пунктов) реализован в виде 81 пункта.
Во избежание чрезмерного применения отсылочных норм общие требования к безопасности изложены в Декрете максимально полно и последовательно. Упростился язык изложения, чтобы, ознакомившись с ними, любой субъект хозяйствования имел четкое представление обо всех требованиях, которые он должен соблюдать для обеспечения безопасности своей деятельности.
Предусмотренный в Декрете перечень требований является обязательным для соблюдения в ходе осуществления экономической деятельности. Положения иных технических нормативных правовых актов будут носить для субъекта хозяйствования рекомендательный характер до их отмены (подп.3.5 п.3 Декрета). Все обязательные для осуществления предпринимательской деятельности технические нормативные правовые акты будут включены в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и находиться в свободном доступе на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь и иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет (абзацы 3, 4 подп.3.6 п.3 Декрета).
Для этой цели технические нормативные правовые акты, за исключением технических нормативных правовых актов, утверждаемых субъектами хозяйствования, подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Национальным центром правовой информации (абзац 2 подп.3.6 п.3 Декрета).
Оптимизированы некоторые административные процедуры
Упраздняются административные барьеры, связанные с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации. Отменяются излишние и экономически затратные требования и ограничения для бизнеса в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли и др.
Так, предприятиям сферы торговли и общественного питания не нужно будет обращаться в исполкомы за согласованием режима работы магазинов, ресторанов и кафе (абзац 3 подп.4.1 п.4 Декрета). Исключение сделано только для заведений, работающих в ночное время (с 23 до 7 ч.).
Субъекты хозяйствования могут самостоятельно организовывать и проводить выставки на территории Республики Беларусь. Проведение ярмарок согласовывается лишь с местными исполнительными и распорядительными органами по месту их проведения (подп.4.2 п.4 Декрета).
В сфере рекламной деятельности не нужно согласование содержания размещаемой наружной рекламы и рекламы на транспорте (за исключением рекламы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), в связи с тем, что в Законе Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» и постановлениях Правительства Республики Беларусь определены необходимые требования к ее содержанию и предусмотрена ответственность в случае нарушения указанных требований) (подп.4.6 п.4 Декрета).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 октября 2021 г. следует руководствоваться подп.4.6 п.4 Декрета с учетом изменений, внесенных Декретом от 06.07.2021 № 3. Комментарий см. здесь. |
Разрешено использовать личные гаражи в качестве станций технического обслуживания без согласия членов гаражного кооператива (абзац 10 подп.4.1 п.4 Декрета).
В сфере транспортной деятельности (подп.4.5 п.4 Декрета) исключается обязательное требование об оформлении путевых листов.
Субъекты хозяйствования самостоятельно проводят контроль состояния водителей механических транспортных средств перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, без проведения предрейсовых и иных медицинских обследований (абзац 5 подп.4.5 п.4 Декрета).
Значительно упрощен порядок осуществления строительных работ.
Исключается необходимость получения разрешительной документации для выполнения строительных работ при капитальном ремонте, работ по технической модернизации объекта. Кроме того, данная деятельность осуществляется собственниками объектов без наличия аттестата соответствия заказчика (подп.4.4 п.4 Декрета).
Также отпадает необходимость:
• обращаться за проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры (за исключением объектов, на которых не осуществляется государственный строительный надзор);
• за проведением государственной экологической экспертизы в отношении объектов, перечисленных в абзаце 5 подп.4.4 п.4 Декрета.
Эти и другие нововведения направлены на снижение административной нагрузки на бизнес. Освобождение государственных органов от соответствующих согласований, в свою очередь, позволит использовать ресурсы на осуществление других необходимых функций.
Принято решение о формировании исчерпывающего перечня административных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении субъектов хозяйствования, будет утвержден Президентом Республики Беларусь (часть вторая подп.3.4 п.3 Декрета).
В настоящее время государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются административные процедуры, перечень которых утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
Данный документ имеет неподдающееся подсчету количество редакций с внесенными в него изменениями (дополнениями). Такая ситуация, связанная с активным правотворчеством государственных органов, подчиненных Правительству Республики Беларусь, не должным образом сказывается на стабильности экономических правоотношений.
Оптимальным в этой связи выглядит порядок осуществления государственными органами и иными организациями административных процедур по заявлениям граждан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200.
По мнению законодателя, утверждение на уровне Президента Республики Беларусь единого перечня административных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет способствовать обеспечению его стабильности и недопустимости чрезмерного разрастания.
Субъектам хозяйствования предоставлены некоторые налоговые «послабления»
В частности, установлен запрет на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) до 2020 года (подп.5.1 п.5 Декрета).
Интернет-магазины при осуществлении розничной торговли вправе применять упрощенную систему налогообложения (подп.5.2 п.5 Декрета).
Регламентируются порядок уплаты плательщиком сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, уплаты пеней, начисленных на такие суммы (подп.5.3 п.5 Декрета); особенности взыскания с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды (подп.5.4 п.5 Декрета); порядок исчисления пени за неуплату и излишнюю уплату суммы налога, сбора (подп.5.5 п.5 Декрета).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2019 г. подп.5.2 и 5.5 п.5 Декрета исключены Декретом Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 № 4. С 25 июля 2022 г. подп.5.3 п.5 Декрета № 7 на основании Указа от 28.02.2022 № 73 утратил силу. |
Реализация на практике указанных выше мер будет содействовать стабилизации финансовой деятельности предприятий.
Расширены права субъектов хозяйствования в организации своей деятельности
Декретом расширены права субъектов хозяйствования в организации своей деятельности, в частности, по:
• привлечению иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь (подп.5.7 п.5 Декрета);
• разработке технических условий на продукцию (работы, услуги) (подп.5.8 п.5 Декрета);
• использованию для оценки соответствия и получения разрешительных документов протоколов испытаний и иных документов об испытаниях, выданных испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, независимо от их ведомственной подчиненности (подп.5.9 п.5 Декрета).
Введена административная ответственность руководителя
Наряду с расширением прав, введена административная ответственность руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия.
Руководители предприятий должны обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм труда в соответствии со ст.89 Трудового кодекса Республики Беларусь (часть третья подп.3.5 п.3 Декрета). Вместе с тем за неприятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, установлена административная ответственность (п.6 Декрета).
Так, если ответственность за такое деяние не предусмотрена статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и в этом деянии нет состава преступления, предусмотрено применение штрафных санкций в размере от 10 до 200 базовых величин. Право составлять протоколы об административном правонарушении на основании ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предоставлено должностным лицам (в пределах их компетенции), а рассматривать дела - районному (городскому) суду.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.3.30 ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь. |
Данные деяния по своей сути представляют собой форму бездействия должностного лица и до принятия Закона Республики Беларусь от 15.07.2009 № 42-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уголовной ответственности и оперативно-розыскной деятельности» являлись уголовно-наказуемыми (часть 1 ст.425 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
![]() |
Справочно Следует отметить, что в настоящее время ст.23.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.24.1 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. |
Таким образом, наряду с либерализацией требований к предпринимателям, данная мера направлена на повышение ответственности бизнеса за свою деятельность перед обществом и государством.
Следует также упомянуть о включении в текст Декрета нормы части второй п.3 ст.52 ГК, согласно которому граждане, контролирующие деятельность (к таким гражданам Декрет относит собственника имущества, его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе руководителя юридического лица, имеющих право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия (подп.5.6 п.5 Декрета)) юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), при недостаточности имущества юридического лица несут субсидиарную ответственность только в случае наличия причинной связи между виновными (умышленными) действиями таких лиц и наступившими последствиями (экономической несостоятельности (банкротством) юридического лица).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2023 г. следует руководствоваться ч.2 п.3 ст.52 ГК в ред. Закона от 13.12.2022 № 227-З: «Собственник имущества юридического лица, признанного банкротом, его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам такого юридического лица при недостаточности у него имущества только в случае, когда банкротство юридического лица было вызвано виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено законодательными актами». Комментарии см. здесь. |
![]() |
Справочно Субсидиарная ответственность - вид гражданской ответственности лиц, которые наряду с должником дополнительно отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства. |
Механизм реализации на практике норм Декрета
В целях создания механизма реализации на практике норм Декрета компетентным государственным органам выданы соответствующие поручения о (об):
• разработке методических рекомендаций по осуществлению субъектами хозяйствования наиболее распространенных видов экономической деятельности для малого и среднего предпринимательства; оптимизации (сокращении) перечня объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, а также видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), которые осуществляются субъектами хозяйствования при наличии аттестатов соответствия; корректировке обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в части периодичности и объема контроля уполномоченными организациями продукции в процессе ее производства (подп.9.1 п.9 Декрета);
• внесении необходимых изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты (подп.9.2 п.9 Декрета);
• разработке проекта закона о совершенствовании мер уголовной ответственности (п.11 Декрета).
Заключительные положения
Декрет вступает в силу через 3 месяца после официального опубликования. Нормы, требующие внесения изменений и дополнений в Законы, будут действовать до корректировки соответствующих нормативных правовых актов.
В целом при рассмотрении Декрета в его взаимосвязи с принятыми ранее нормативными правовыми актами прослеживается четкая тенденция внедрения в сферу правового регулирования подхода о минимальном вмешательстве государства в экономическую деятельность субъекта хозяйствования при повышении личной ответственности его руководителя. По мнению законодателя, нормы Декрета позволят придать необходимый импульс развитию предпринимательской инициативы, стимулировать деловую активность граждан и в целом улучшить инвестиционный климат в стране.
05.12.2017
Николай Лимож, юрист