


Материал помещен в архив


ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН.
Комментарий к статье 1 Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 № 16-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования доходов и имущества»
Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 № 16-З (далее - Закон № 16-З) внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 04.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. Закон о декларировании утратил силу Законом от 31.12.2021 № 141-З. Следует руководствоваться ст.7 Закона № 141-З и НК. НК дополнен ст.731 «Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица». Комментарий см. здесь. |
В соответствии со ст.4 Закона № 16-З изменения вступают в силу с 15 июля 2017 г.
Внесенные Законом № 16-З в Закон о декларировании изменения направлены на совершенствование действующего порядка декларирования доходов и имущества граждан, а также порядка проведения контрольных мероприятий в этой сфере.
Сфера действия Закона о декларировании
Из Закона о декларировании исключены положения, регулирующие порядок декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными обязанными лицами, представляющими декларации в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 апреля 2021 г. следует руководствоваться вышеназванными декларациями с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.04.2021 № 189. |
![]() |
Справочно Порядок декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными обязанными лицами предусмотрен ст.28-32 Закона о борьбе с коррупцией. |
Доходы и имущество, подлежащие декларированию
Законом № 16-З:
1. Уточнено, что не подлежат декларированию коммерческие займы.
![]() |
Справочно Согласно ст.770 Гражданского кодекса Республики Беларусь под коммерческим займом понимаются аванс, предварительная оплата, отсрочка и рассрочка оплаты товаров, работ или услуг. |
2. Перечень имущества, подлежащего обязательному декларированию, дополнен объектом «машино-место».
![]() |
Справочно Данное дополнение обусловлено нормами Закона Республики Беларусь от 03.06.2011 № 271-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним"», согласно которому перечень объектов недвижимого имущества дополнен таким видом недвижимого имущества, как машино-место. |
Одновременно сокращен перечень иного имущества, подлежащего обязательному декларированию. Так, с учетом внесенных в Закон о декларировании изменений не требуется декларировать произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также строительные материалы.
![]() |
Справочно Данные изменения вызваны необходимостью упростить заполнение декларации о доходах и имуществе, а также отсутствием возможности контролировать полноту указания сведений об имуществе, право собственности на которое не подлежит регистрации в уполномоченных органах.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2017 г. следует применять форму декларации о доходах и имуществе согласно приложению к Положению о порядке истребования налоговым органом декларации о доходах и имуществе, осуществления контроля в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2017 № 516. |
3. Декларированию подлежат находящиеся в собственности физических лиц на дату представления декларации о доходах и имуществе доли в уставных фондах (акции) хозяйственных товариществ и обществ, предприятия как имущественные комплексы на сумму, превышающую 2 000 (ранее 15 000) БВ (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 г., - 2 000 минимальных заработных плат) на дату приобретения.
4. Из перечня доходов и имущества, подлежащих декларированию, исключены:
- вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе в виде процентов;
- товары, полученные в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров;
- доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и (или) иных аналогичных программ;
- скидки с цены (тарифа) товаров (работ, услуг);
- купонный или процентный доход по облигациям.
5. Исключены нормы, предусматривающие возможность не декларировать:
- сведения о доходах, ранее отраженных в предыдущей декларации (при условии ее представления в этот же налоговый орган);
- имущество, если его состав по сравнению с ранее задекларированным не изменился (при условии ее представления в этот же налоговый орган).
Основания для направления требования о представлении декларации о доходах и имуществе
Законом № 16-З установлен исчерпывающий перечень оснований, допускающих направление гражданам требования о представлении деклараций о доходах и имуществе.
Так, Законом о декларировании в редакции от 15.07.2017 установлено, что декларация о доходах и имуществе может быть истребована у физического лица только в следующих случаях:
• при наличии в налоговом органе информации о превышении стоимости имущества, принадлежащего физическому лицу, и расходов этого лица над его доходами, полученными из законных источников, в размере не менее 250 БВ исходя из размера базовой величины, установленной на день установления такого превышения;
• на основании письменного запроса органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - Комитет государственного контроля), органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов прокуратуры и Следственного комитета Республики Беларусь (далее - Следственный комитет).
Перечень государственных органов, по письменному запросу которых налоговые органы направляют гражданам требование о предоставлении декларации о доходах и имуществе, дополнен органами Следственного комитета. При этом установлено, что указанные выше запросы, направляемые в налоговые органы органами предварительного следствия, должны быть подписаны Председателем Следственного комитета и его заместителями, начальниками управлений Следственного комитета по областям и г. Минску и их заместителями, начальниками районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов Следственного комитета и их заместителями;
• в иных случаях по решению Министра по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместителей.
Кроме того, Законом № 16-З:
• определены случаи, при которых органами Комитета государственного контроля, органами внутренних дел, органами государственной безопасности, органами прокуратуры и Следственного комитета могут быть направлены запросы об истребовании деклараций о доходах и имуществе, - только в связи с ведением административного процесса, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях;
• ограничен круг должностных лиц правоохранительных органов, наделенных правом направлять в налоговые органы запросы об истребовании деклараций о доходах и имуществе. Такими правом больше не обладают начальники главных управлений Комитета государственного контроля и их заместители, начальники главных управлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь и их заместители, начальники главных управлений органов государственной безопасности и их заместители, а также начальники управлений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь;
• закреплены права налоговых органов на истребование декларации о доходах и имуществе, а также на проведение сопоставления расходов и доходов не только за полный календарный год, но за истекший период текущего календарного года.
Данная норма позволит налоговым органам контролировать соответствие расходов и доходов граждан в отношении расходов, понесенных в текущем календарном году.
До 15 июля 2017 г. налоговые органы вправе требовать представления декларации о доходах и имуществе только за полный календарный год или несколько полных календарных лет. Соответственно, осуществление контроля за соответствием расходов физического лица доходам также возможно только за полный календарный год (несколько полных календарных лет), что не позволяет осуществлять контроль за расходами, понесенными в текущем календарном году (для проведения проверки необходимо ожидать окончания календарного года).
Порядок и сроки представления декларации о доходах и имуществе
Законом № 16-З:
• изменен подход к определению срока представления декларации о доходах и имуществе по требованию налогового органа. Так, декларация о доходах и имуществе будет представляться в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вручения физическому лицу требования о ее представлении.
В действующей редакции Закона о декларировании декларация о доходах и имуществе представляется в срок, установленный в письменном требовании, который не может быть менее 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь.
Данные изменения вызваны практикой применения указанной нормы, когда физические лица требование о представлении декларации о доходах и имуществе получали за несколько дней до указанного в нем срока ее представления либо после него;
• из Закона о декларировании исключены положения, регламентирующие порядок направления налоговым органом требования о представлении декларации о доходах и имуществе, случаи переноса срока представления декларации о доходах и имуществе, а также отмены такого требования. Указанные технические вопросы теперь будут устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.
![]() |
Справочно Согласно ст.3 Закона № 16-З Совету Министров Республики Беларусь необходимо до 15 июля 2017 г. обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с этим Законом; |
• предусмотрено право физического лица указать в декларации о доходах и имуществе сведения (пояснения) об источниках и размерах доходов, за счет которых приобретено (получено) имущество, указанное в декларации о доходах и имуществе, а также за счет которых произведены расходы, суммы которых указаны в требовании о представлении декларации о доходах и имуществе.
Осуществление контроля в сфере декларирования
1. В целях определения правового статуса проводимого налоговыми органами контроля в сфере декларирования доходов и имущества Законом № 16-З установлено, что данный контроль проводится в форме камеральной проверки, что, в свою очередь, потребует составления справки либо акта проверки и решения по нему и, следовательно, ознакомления физического лица с ее результатами с правом обжалования решения налогового органа в случае несогласия с ним.
Кроме того, Законом № 16-З детально регламентированы сроки проведения такого контроля.
Так, срок осуществления контроля в сфере декларирования не может превышать 30 рабочих дней и начинается со дня, следующего за днем представления физическим лицом декларации о доходах и имуществе.
При наличии определенных Законом о декларировании обстоятельств проведение камеральной проверки может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств - не превышающий 6 месяцев).
Срок проведения камеральной проверки может быть однократно продлен, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих изучению, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий.
2. Законом № 16-З установлен предельный срок представления физическими лицами пояснений об источниках доходов при установлении налоговыми органами фактов превышения расходов над доходами.
Так, указанные пояснения необходимо подать в налоговый орган в письменной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения требования об их представлении. По истечении этого срока представленные пояснения не учитываются. Указанный срок может быть продлен на период временной нетрудоспособности физлица или нахождения его за пределами Республики Беларусь (при документальном подтверждении).
Данные положения введены в Закон о декларировании в связи с тем, что в настоящее время отсутствует норма, ограничивающая физических лиц в представлении дополнительных пояснений по истечении определенного срока (указанные пояснения подлежат рассмотрению налоговыми органами), что позволяет физическим лицам в целях избежания уплаты налога неоднократно представлять новые пояснения о других источниках доходов.
3. Законом № 16-З определен порядок проведения налоговыми органами сопоставления сумм расходов и доходов граждан, обязанных представить декларацию о доходах и имуществе, но не представивших ее (ст.12 Закона о декларировании в редакции от 15.07.2017). Данный порядок аналогичен порядку сопоставления расходов и доходов граждан, предоставивших в налоговые органы декларации о доходах и имуществе.
При этом за налоговыми органами сохраняется обязанность истребования у физического лица пояснений об источниках доходов при установлении фактов превышения расходов над доходами, а у физических лиц сохраняется право представлять пояснения об источниках доходов, направленных на приобретение имущества и на иные расходы.
Налогообложение доходов, исчисленных исходя из сумм превышения расходов над доходами, будет производиться только в случае, если физическое лицо не представит пояснения об источниках доходов по письменному требованию налогового органа или если представленные физическим лицом пояснения не позволят установить источник доходов.
Так, в случае получения физическим лицом требования о представлении декларации о доходах и имуществе и непредставления ее в течение 30 календарных дней со дня наступления установленного срока ее представления налоговый орган вправе осуществлять контроль в сфере декларирования на основании имеющейся в налоговом органе информации о доходах, имуществе и расходах физического лица без истребования декларации о доходах и имуществе.
При этом период, за который налоговый орган проводит сопоставление сумм расходов и доходов физического лица, представляет собой полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, предшествующий (предшествующих) месяцу, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, а также 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено такое требование.
Если налоговым органом при осуществлении контроля за соответствием расходов доходам физического лица установлено, что расходы физического лица превышают его доходы либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет физическому лицу требование о представлении пояснений об источниках доходов, которые должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в письменной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения данного требования.
Физическое лицо в этот же срок также вправе представить в налоговый орган документы, подтверждающие данные им пояснения, а также пояснения в письменной форме и (или) документы о расходах и их размере, если такие расходы не понесены или понесены им в размере, отличном от размера расходов, информация о которых имеется в налоговом органе.
В случае если физическим лицом в пояснениях об источниках доходов заявлены доходы, полученные в период, превышающий 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, сопоставление сумм расходов и доходов такого физического лица проводится налоговым органом также за период начиная с года, в котором получены доходы, указанные в таких пояснениях.
В случае если физическим лицом не представлены пояснения или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами.
![]() |
Обратите внимание! В отношении доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством, ставка подоходного налога с физических лиц установлена в размере 16 % (подп.4.2 п.4 ст.173 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК). При этом согласно п.5 ст.156 НК при налогообложении указанных доходов налоговые вычеты, предусмотренные ст.164-166 и 168 НК, не применяются.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Следует руководствоваться ст.199, 209-212, 214 новой редакции НК. |
06.06.2017
Марина Константинова, экономист