Справочная информация от 15.01.2010
Автор: Бурдюк О.

Изменения в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в 2010 году в связи с принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В 2010 ГОДУ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

С 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса РБ (далее - НК), в главе 12 которой изложен порядок исчисления и уплаты НДС. Рассмотрим положения Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (далее - Закон) и других нормативных правовых актов и главы 12 Особенной части НК, по-разному регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС.

   

Закон и другие нормативные правовые акты
Глава 12 Особенной части НК
Комментарий
Статья 2 Закона.
Для целей Закона:
нематериальными активами являются созданные и приобретенные активы, учитываемые на счетах бухгалтерского учета в составе нематериальных активов;
основными средствами являются амортизируемые объекты, учитываемые на счетах бухгалтерского учета в составе основных средств, объекты аренды (лизинга), полученные арендатором (лизингополучателем) по договорам аренды (лизинга), предусматривающим переход права собственности на объект по истечении определенного срока, а также товары, приобретаемые для передачи их в аренду (лизинг), за исключением:
объектов аренды (лизинга), приобретаемых арендодателями (лизингополучателями) для передачи по договорам аренды (лизинга), предусматривающим переход права собственности на объект по истечении определенного срока;
предметов залога, получаемых кредиторами в счет исполнения обязательств в случаях, предусмотренных законодательством, не предназначенных для использования самим кредитором в качестве основных средств;
товаров (отступного), получаемых кредиторами взамен исполнения обязательств, не предназначенных для использования самим кредитором в качестве основных средств;
товаров, приобретаемых в целях безвозмездной передачи;
оборудования к установке
-
Невключение в Особенную часть НК данных норм не изменит порядок исчисления НДС
Пункт 11 ст.2 Закона.
В целях Закона к товарам не относятся деньги и имущественные права
-
Отсутствие данной нормы в 2010 г. может быть рассмотрено как необходимость обложения полученных процентов по счетам в банке, а также процентов по займам. У банков, как и в 2009 г., такие операции освобождаются от НДС
Пункт 11 ст.2 Закона.
Для целей Закона термин «реализация» имеет значение, определенное Законом как оборот по реализации
-
В 2009 г. на основании данной нормы операции по прочему выбытию и безвозмездной передаче товаров облагались по пониженным ставкам и льготировались, если продажа таких товаров подлежала обложению по пониженным ставкам и льготированию. В 2010 г. операции по прочему выбытию и безвозмездной передаче товаров могут облагаться только по ставке 20 %. Необходимо отметить, что в комментариях Министерства по налогам и сборам РБ, размещенных на официальном сайте, это исключение никак не комментируется. Поэтому не исключено, что будет подготовлено разъяснение, устанавливающее порядок, действовавший в 2009 г.
Подпункт 2.2 ст.3 Закона.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь медицинских услуг по предоставлению медико-социальной помощи по уходу за больными при стационарном лечении, оказываемых плательщиками, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности
Подпункт 1.2 ст.94.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом РБ
В 2010 г. освобождение от НДС будет применяться не только в отношении медицинских услуг по предоставлению медико-социальной помощи по уходу за больными при стационарном лечении, а по всем медицинским услугам, перечень которых будет утвержден Президентом РБ
Подпункт 2.5 ст.3 Закона.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения
Подпункт 1.6 ст.94.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учреждений образования, учреждений здравоохранения и социальной защиты
С 2010 г. освобождение от НДС будет касаться также продуктов питания, произведенных учреждениями социальной защиты
Подпункт 2.9 ст.3 Закона.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (за исключением подакцизных), а также услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий
Подпункт 1.9 ст.94.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь религиозными организациями в рамках религиозной деятельности:
услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;
религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (кроме подакцизных)
Льгота по НДС в отношении оборотов по реализации религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения будет применяться в 2010 г. только религиозными организациями
Подпункт 2.10 ст.3 Закона.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь по номинальной цене почтовых марок (за исключением коллекционных), маркированных открыток и конвертов, акцизных марок для маркировки и перемаркировки алкогольных изделий и табачной продукции, контрольных и специальных марок для маркировки алкогольных изделий и табачной продукции, контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров, контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов, счетов-справок на реализацию автомототранспорта и инструкций (методических указаний) по контролю их подлинности в комплекте с идентификатором скрытого латентного изображения, марок пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь
Подпункт 1.10 ст.94.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь по номинальной цене почтовых марок, маркированных открыток и конвертов, акцизных марок для маркировки и перемаркировки алкогольных изделий и табачной продукции, контрольных и специальных марок для маркировки алкогольных изделий и табачной продукции, контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров, контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов, счетов-справок на реализацию автомототранспорта и инструкций (методических указаний) по контролю их подлинности в комплекте с идентификатором скрытого латентного изображения, марок пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством
В 2010 г. не будут облагаться НДС коллекционные почтовые марки
Подпункт 2.19 ст.3 Закона.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля
Подпункт 1.18 ст.94.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров магазинами беспошлинной торговли:
в зоне таможенного контроля;
под таможенным контролем для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений
В 2010 г. освобождение от НДС будет распространяться на реализацию товаров магазинами беспошлинной торговли под таможенным контролем для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений
Подпункт 2.33 ст.3 Закона.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь твердого топлива и сжиженного газа физическим лицам и топливоснабжающим организациям Республики Беларусь для продажи физическим лицам
Подпункт 1.24 ст.94.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь твердого топлива и сжиженного газа физическим лицам для коммунально-бытового потребления и топливоснабжающим организациям для продажи физическим лицам
В 2010 г. уточняется, что льгота применяется только при реализации топлива и газа физическим лицам для коммунально-бытового потребления
-
Подпункт 1.40 ст.94.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ по перечню таких работ, утверждаемому Президентом РБ
Введена новая льгота, которая будет действовать по работам, выполненным с 1 января 2010 г.
-
Подпункт 1.41 ст.94.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь ломбардами операций по предоставлению физическим лицам краткосрочных займов под залог имущества
Введена новая льгота, которая будет действовать с 1 января 2010 г.
-
Подпункт 1.43 ст.94.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь населению услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров
Введена новая льгота, которая будет действовать по услугам, оказанным с 1 января 2010 г.
Пункт 4 ст.6 Закона.
При реализации основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, приобретенных на стороне товаров, имущественных прав (за исключением нематериальных активов) по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения
Пункт 3 ст.97.
При реализации амортизируемых объектов основных средств налоговая база определяется исходя из цены реализации таких объектов
Изменен порядок определения налоговой базы при реализации амортизируемых объектов основных средств при их реализации ниже остаточной стоимости. В 2010 г. она определяется исходя из цены реализации основного средства. В 2009 г. исчисление НДС производилось от остаточной стоимости
Пункт 15 ст.7 Закона.
Налоговая база при реализации транспортных средств, указанных в подп.1.111 ст.4 Закона, определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих транспортных средств. При этом цена реализации и цена приобретения определяются с учетом налога на добавленную стоимость. Данное положение применяется также при реализации транспортных средств с территории свободных складов
-
Указанная норма будет действовать в 2010 г. до тех пор, пока будет действовать Указ Президента РБ от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь»
Пункт 16 ст.7 Закона.
При наличии у некоммерческих организаций оборотов по реализации товаров, освобожденных от налога либо от уплаты налога при их ввозе на территорию Республики Беларусь, налоговая база определяется как стоимость этих товаров, уменьшенная на величину таможенной стоимости, таможенной пошлины, таможенных сборов за таможенное оформление
-
Некоммерческие организации будут в 2010 г. исчислять НДС по ввозимым товарам, также как и коммерческие организации
Пункт 8 ст.10 Закона.
Моментом отгрузки товаров признается день их помещения под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом РБ. Если в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, моментом отгрузки товаров признается день их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке
Пункт 1 ст.100.
Днем отгрузки товаров признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке
С 2010 г. датой отгрузки товаров в государства, с которыми применяются таможенный контроль и таможенное оформление, признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке, а не дата таможенного оформления
Подпункт 1.3 ст.11 Закона.
Ставка НДС в размере 18 % применяется:
по товарам (работам, услугам), имущественным правам, не указанным в подп.1.1, 1.2, 1.5 и 1.6 данной статьи;
при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, не указанных в подп.1.2.2 данной статьи, либо при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения в соответствии со ст.4 Закона;
при поступлении сумм, увеличивающих налоговую базу в соответствии со ст.8 Закона
Подпункт 1.3 ст.102.
Ставка НДС в размере 20 % применяется:
при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в подп.1.1, 1.2 и 1.4-1.6, а также при реализации имущественных прав;
при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, не указанных в подп.1.2.2;
при поступлении сумм, указанных в п.18 ст.98 Особенной части НК, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в подп.1.3.1 и 1.3.2. Подпункт 1.4 ст.102.
Применяется ставка НДС в размере 9,09 %
(10 / 110 х 100 %) или 16,67 % (20 / 120 х 100 %) - при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость, а также при поступлении сумм, указанных в п.18 ст.98 Особенной части НК, при реализации товаров, названных в данном подпункте
Ставка НДС в размере 20 % применяется вместо ставки 18 %. Новая ставка будет применяться по товарам, работам, услугам, имущественным правам, отгруженным, выполненным, оказанным, переданным с 1 января 2010 г.
Кроме того, по суммам увеличения налоговой базы, которые облагались по ставке 18 %, будет применяться ставка НДС в размере 20 %. В этом случае новая ставка будет применяться по суммам, связанным с реализацией, облагаемой по ставке 20 %. При поступлении в 2010 г. сумм, увеличивающих налоговую базу, по операциям, которые облагались по ставке 18 %, увеличение налоговой базы также будет облагаться по ставке 18 %
Пункт 11 ст.7 Закона.
Организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязаны, за исключением случая, установленного частью пятой данного пункта, исчислить и уплатить в бюджет Республики Беларусь соответствующую установленным ставкам сумму налога вне зависимости от того, являются ли они плательщиками налога по своей деятельности
Пункт 8 ст.103.
Организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, кроме отдельных категорий плательщиков, указанных в п.1 ст.329 и в п.1 ст.330 Особенной части НК, при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязаны, за исключением случая, установленного частью второй данного пункта, исчислить по установленным ставкам и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость независимо от того, являются ли они плательщиками по своей деятельности
С 2010 г. коллегии адвокатов, Нацбанк РБ и его структурные подразделения не будут уплачивать НДС при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав у иностранных организаций, не осуществляющих деятельности через постоянное представительство
Подпункт 1.1 Указа Президента РБ от 24.09.2009 № 465.
Установлено, что обороты продавца - налогового резидента Республики Беларусь по реализации товаров собственного производства (далее - товары) согласно договору купли-продажи с лизингодателем - налоговым резидентом Республики Беларусь (далее - лизингодатель), приобретающим товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа, налогом на добавленную стоимость не облагаются. При представлении в налоговый орган копий документов, перечисленных в части третьей указанного подпункта, обороты по реализации товаров лизингодателю с применением установленных в данном подпункте льготы и вычета отражаются в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость за тот отчетный период, в котором эти документы получены, либо следующий за ним отчетный период
Подпункт 1.44 ст.94.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства продавцом - налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли-продажи с лизингодателем - налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.
При представлении в налоговый орган копий документов, указанных в части второй данного подпункта, обороты по реализации товаров лизингодателю - налоговому резиденту Республики Беларусь с применением установленного указанным подпунктом освобождения от налога на добавленную стоимость отражаются в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость того отчетного периода, когда срок ее представления следует после получения соответствующего документального подтверждения, либо того отчетного периода, в котором получено соответствующее документальное подтверждение
Срок применения указанной льготы переносится на один месяц раньше
Пункт 4 Положения о порядке применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации экспортируемых работ (услуг), а также при реализации на территорию Российской Федерации товаров, не происходящих с территории государств - участников Таможенного союза, утвержденного Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 397.
К работам (услугам) по сопровождению, погрузке, перегрузке экспортируемых товаров и иным подобным работам (услугам), непосредственно связанным с реализацией этих товаров, относятся работы (услуги):
по сопровождению товаров, включая услуги по охране;
по погрузке, разгрузке и перегрузке (кроме трубопроводного транспорта) товаров;
по хранению товаров;
таможенных агентов.
Основанием для применения нулевой ставки налога по перечисленным работам (услугам) является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки его на учет копий:
договоров (контрактов) на выполнение (оказание) указанных работ (услуг), заключенных как с иностранными, так и с белорусскими организациями;
документов, подтверждающих выполнение (оказание) таких работ (услуг), с указанием в них реквизитов свидетельства о помещении товаров под таможенный режим экспорта и разрешения на таможенный транзит вывозимых товаров
Пункт 3 ст.102.
К работам (услугам) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иным подобным работам (услугам), непосредственно связанным с реализацией товаров, указанных в абзаце 2 подп.1.1.1 данной статьи, относятся работы (услуги):
по сопровождению товаров, включая услуги по охране;
по погрузке, разгрузке и перегрузке (кроме трубопроводного транспорта) товаров;
по хранению товаров;
таможенных агентов.
Основанием для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 % по этим работам (услугам) является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет этого плательщика копий следующих документов:
договоров (контрактов) на выполнение (оказание) указанных работ (услуг), заключенных как с иностранными, так и с белорусскими организациями;
документов, подтверждающих выполнение (оказание) этих работ (услуг), с указанием в них реквизитов свидетельства о помещении товаров под таможенный режим экспорта, реэкспорта и разрешения на таможенный транзит вывозимых товаров, а в отношении товаров, вывозимых на территорию Российской Федерации, - с указанием реквизитов транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке вывозимого товара на территорию Российской Федерации
С 2010 г. предоставляется возможность применения ставки НДС в размере 0 % по работам (услугам), непосредственно связанным с экспортом товаров в Российскую Федерацию
Положение о порядке возврата сумм налога на добавленную стоимость, утвержденное Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 397.
Решение о проведении возврата превышения сумм налоговых вычетов принимается налоговым органом не позднее 10 рабочих дней со дня представления плательщиком налоговой декларации (расчета) и заявления о возврате. При этом, если превышение сумм налоговых вычетов составляет более 3 000 базовых величин, установленных на день представления плательщиком указанного заявления, решение о проведении возврата принимается налоговым органом после проверки обоснованности возврата этих сумм. Срок проведения такой проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а при наличии у плательщика в проверяемом периоде оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов - 5 рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате.
Оставшаяся после проведения зачета сумма подлежит возврату плательщику из бюджета не позднее 1 месяца со дня окончания срока, установленного для проведения зачета
Пункт 6 ст.103.
Решение о проведении возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, принимается налоговым органом не позднее 2 рабочих дней со дня представления плательщиком налоговой декларации (расчета) и заявления о возврате. При этом, если разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет более 3 000 базовых величин, установленных на день представления плательщиком указанного заявления, налоговый орган вправе по собственной инициативе либо по инициативе плательщика провести внеплановую тематическую выездную налоговую проверку обоснованности возврата этих сумм, которая проводится по поручению руководителя налогового органа. Срок проведения такой проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а при наличии у плательщика в проверяемом периоде оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов - 5 рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате.
Оставшаяся после проведения зачета сумма подлежит возврату плательщику из бюджета не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока, установленного для проведения зачета
В 2010 г. сокращаются некоторые сроки, касающиеся процедуры возврата плательщику сумм превышения налоговых вычетов по НДС, а именно:
срок вынесения налоговым органом решения о проведении возврата - с 10 до 2 рабочих дней;
срок, в течение которого налоговые органы сообщают плательщику о проведенном зачете, - с 10 до 5 рабочих дней;
срок возврата из бюджета сумм, оставшихся после проведения зачета, - с 1 месяца до 5 рабочих дней.
Исключена обязанность проведения проверки обоснованности заявленных плательщиком к возврату сумм НДС, превысивших 3 000 базовых величин

   

15.01.2010 г.

   

Олег Бурдюк, аудитор

 

От редакции: В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) и от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» на основании указов Президента РБ от 04.04.2011 № 130 (с 1 мая 2011 г.) и от 17.01.2012 № 36 (с 24 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.