Комментарий от 09.02.2016
Автор: Штейнер А.

Изменения в порядке лицензирования в области атомной энергии и источников ионизирующего излучения. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475


СОДЕРЖАНИЕ

 

Срок действия лицензии

Подача заявления о выдаче лицензии

Полномочия Госатомнадзора

Изменены требования к соискателю лицензии

Изменены лицензионные условия и требования к лицензиату

Документы, необходимые для получения лицензии

Действия Госатомнадзора и соискателя при проведении экспертизы

Нарушения законодательства о лицензировании

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ И ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475

Комментируемым Указом внесены изменения и дополнения в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение о лицензировании), которые вступают в силу с 1 марта 2016 г.

Существенно дополнены нормы главы 13 Положения о лицензировании, регулирующей порядок лицензирования деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 октября 2021 г. Указом от 05.04.2021 № 137 гл.13 (пп.126-133) Положения о лицензировании исключена. С этой даты вступило в силу Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, утв. Указом от 05.04.2021 № 137.

 

Необходимо отметить, что в новой редакции Положения о лицензировании вместо термина «технические нормативные правовые акты» используется термин «обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов».

Срок действия лицензии

Со вступлением в силу новой редакции Положения о лицензировании будет снято ограничение по сроку действия лицензии. Так, согласно п.56 Положения о лицензировании лицензия действует со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче и сроком не ограничивается.

Подача заявления о выдаче лицензии

Детализирован порядок подачи заявления о выдаче лицензии.

Установлено, что заявление о выдаче лицензии (с прилагаемыми к нему необходимыми документами), получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, уведомление об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии, а также уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности предоставляются соискателем лицензии (лицензиатом) именно в Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госатомнадзор) (п.1272 Положения о лицензировании).

Полномочия Госатомнадзора

В новой редакции Положения о лицензировании приведены полномочия Госатомнадзора в сфере лицензирования:

• принимает указанные в пп.1272 и 1274 Положения о лицензировании документы в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании;

• извещает соискателя лицензии (лицензиата) о принятых в отношении его лицензирующим органом решениях;

• выдает оформленные в установленном порядке лицензии их соискателю (лицензиату);

• формирует и ведет реестр лицензий, предоставляет содержащиеся в нем сведения;

• рассматривает вопрос о прекращении действия лицензии в порядке, установленном в п.851 Положения о лицензировании, и направляет соответствующие предложения в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС) (п.1273 Положения о лицензировании).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2019 г. следует руководствоваться п.851 Положения о лицензировании с учетом изменений, внесенных Указом от 02.09.2019 № 326, не повлиявших на суть материала. Комментарии см. здесь.

 

В случае вынесения лицензиату требования (предписания) об устранении выявленных нарушений сообщения о факте вынесения такого требования (предписания), а также о результатах оценки устранения указанных в нем нарушений представляются вынесшим это предписание контролирующим (надзорным) органом в Госатомнадзор (п.1274 Положения о лицензировании).

Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь обязан хранить документы (их копии), представленные соискателем лицензии (лицензиатом) для получения лицензии, внесения в нее изменений и (или) дополнений, другие документы, относящиеся к лицензированию деятельности лицензиата.

Также установлена обязанность лицензиата при прекращении действия, аннулировании лицензии, оформлении лицензии на новом бланке сдать ранее выданную ему лицензию (ее дубликат) в порядке, установленном Положением о лицензировании, в Госатомнадзор (п.1275 Положения о лицензировании).

С 1 марта 2016 г. предоставлено право Госатомнадзору до принятия решения по вопросам лицензирования провести оценку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата при обращении в лицензирующий орган с заявлением о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений) лицензионным требованиям и условиям, также он вправе определять состав комиссии для проведения экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Изменены требования к соискателю лицензии

Расширены лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии для деятельности в области использования атомной энергии.

Обязательным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии, является осуществление наблюдений за характеристиками площадки размещения ядерной установки и (или) пункта хранения и учет результатов этих наблюдений при проектировании и сооружении таких объектов, конструировании, изготовлении, монтаже и наладке важных для безопасности систем (элементов), обеспечении их нормального функционирования на протяжении установленных сроков эксплуатации и вывода из эксплуатации (абзац 11 подп.128.2 п.128 Положения о лицензировании).

Внесены изменения в лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии, для деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, деятельности по обращению с радиоактивными отходами, деятельности по проектированию и изготовлению технологического оборудования и средств радиационной защиты.

Так, с 1 марта 2016 г. исключается требование к соискателю такой лицензии о наличии порядка проведения контроля за обеспечением радиационной безопасности, согласованного с МЧС и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Изменены лицензионные условия и требования к лицензиату

Установлены более жесткие условия и требования, предъявляемые к лицензиату, осуществляющему деятельность в области использования атомной энергии.

Введение новых, дополнительных требований к лицензиату обусловлено необходимостью обеспечить безопасность возводимой в Беларуси атомной электростанции (далее - АЭС). Также необходимо отметить, что поставщиком ядерных технологий для белорусской АЭС является Российская Федерация. Вносимые изменения и дополнения направлены в том числе на унификацию законодательства в сфере лицензирования деятельности в области использования атомной энергии в Республике Беларусь и в Российской Федерации.

Ввиду перечисленных обстоятельств подп.129.2 п.129 Положения о лицензировании, устанавливающий лицензионные условия и требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, существенно дополнен новыми требованиями и условиями.

Документы, необходимые для получения лицензии

С 1 марта 2016 г. согласно п.130 Положения о лицензировании соискателю лицензии кроме ранее представляемых документов следует представлять новый документ - копию аттестата соответствия соискателя лицензии квалификационным требованиям к осуществлению видов строительной деятельности (их составляющих) на объектах использования атомной энергии, выданного Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь (для выполнения работ и предоставления эксплуатирующим организациям услуг по строительству объектов).

Также вместо сведений об имеющейся системе управления и (или) контроля качества осуществления лицензируемой деятельности следует представлять программы обеспечения качества при выполнении работ и предоставлении услуг по заявляемой деятельности.

Действия Госатомнадзора и соискателя при проведении экспертизы

С 1 марта 2016 г. Положение о лицензировании дополнено п.1321, который конкретизирует порядок действий Госатомнадзора и соискателя лицензии при проведении экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

В результате проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, и (или) оценки, и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям осуществления деятельности в области использования атомной энергии, Госатомнадзор может вынести заключение, свидетельствующее о необходимости принятия организационно-технических мер по компенсации дефицитов безопасности объекта использования атомной энергии.

В течение 3 рабочих дней со дня принятия такого заключения Госатомнадзор направляет соискателю лицензии письменное уведомление с предложением о представлении плана мероприятий по устранению и (или) компенсации отступлений, влияющих на безопасность (далее - план мероприятий).

Уведомление Госатомнадзора должно содержать сведения обо всех подлежащих устранению несоответствиях соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также рекомендации по проведению необходимых для этого мероприятий.

Соискатель лицензии не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления должен предоставить в Госатомнадзор план мероприятий по форме, утверждаемой МЧС.

План мероприятий должен включать мероприятия, направленные на устранение всех имеющихся несоответствий соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также сведения о сроках реализации этих мероприятий.

По результатам рассмотрения плана мероприятий МЧС принимает решение о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю.

Решение о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю принимается МЧС не позднее 3 рабочих дней со дня представления плана мероприятий, а в случае его непредставления - в срок не позднее 3 рабочих дней со дня истечения этого срока (не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления).

Выполнение мероприятий, предусмотренных в плане мероприятий, является для лицензиата особым лицензионным требованием (условием).

Об обеспечении выполнения плана мероприятий лицензиат обязан письменно уведомить Госатомнадзор не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем истечения срока реализации каждого мероприятия.

Оценка и (или) экспертиза соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям назначаются Госатомнадзором не позднее 2 рабочих дней со дня получения уведомления о реализации мероприятия и должны быть завершены не позднее 15 рабочих дней со дня получения этого уведомления.

Нарушения законодательства о лицензировании

Расширен перечень нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, которые являются грубыми.

С 1 марта 2016 г. к таким нарушениям относят:

• нарушения лицензионных требований и условий, указанных в п.129 Положения о лицензировании, ставшие причиной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, повлекших создание чрезвычайной ситуации;

• выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, работниками, не соответствующими требованиям, указанным в абзаце 2 подп.128.1 п.128 Положения о лицензировании;

• использование оборудования и технических устройств, являющихся источниками ионизирующего излучения, не разрешенных к применению в Республике Беларусь (за исключением оборудования и технических устройств, используемых в технологических процессах атомной электростанции в соответствии с проектной, конструкторской и технологической документацией);

• использование и (или) хранение радиационных устройств, радиационное и (или) техническое состояние которых не соответствует обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов и (или) эксплуатационной документации;

• выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, не указанных в лицензии (п.133 Положения о лицензировании).

 

09.02.2016

 

Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда