


Материал помещен в архив


ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ УСТАНОВКИ В КАССОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2018 № 514/9
Налоговый контроль за кассовым оборудованием: сроки изменились
Напомним, что СКНО будет использоваться для подключения к системе контроля кассового оборудования (далее - СККО) - технологии организации дистанционного контроля за выручкой путем передачи необходимых сведений по каналам связи в центр обработки данных.
С помощью СККО будут осуществляться учет и регистрация кассового оборудования, учет его состояния, учет субъектов предпринимательской деятельности, использующих кассовое оборудование, получение, фиксирование и обработка информации о событиях, связанных с приемом денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на зарегистрированном в СККО кассовом оборудовании.
Для обеспечения планомерной работы по установке в кассовое оборудование СКНО комментируемым постановлением № 514/9 (далее - постановление № 514/9) предусмотрен:
• перенос срока установки СКНО в кассовое оборудование для индивидуальных предпринимателей (ИП), за исключением указанных в абзацах 2-4 части первой подп.2.6 п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - постановление № 924/16):
с 1 декабря 2018 г. на 1 сентября 2019 г. - для находящихся в городах областного подчинения и г. Минске;
с 1 января на 1 октября 2019 г. - для находящихся в городах районного подчинения;
с 1 февраля на 1 ноября 2019 г. - для находящихся на остальной территории Республики Беларусь.
![]() |
Справочно В абзацах 2-4 части первой подп.2.6 п.2 постановления № 924/16 указаны ИП, осуществляющие: 1) торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающие на автозаправочных станциях услуги; 2) деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси; 3) продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более. |
После указанных дат прием такими ИП наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием кассовых суммирующих аппаратов (КСА), в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин без установленного СКНО запрещен. Исключение составляют ИП, заключившие гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов.
![]() |
Справочно Установку, обслуживание, снятие СКНО вправе осуществлять РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», а также юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту КСА, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин в соответствии с законодательством, заключившие с этим предприятием соответствующий договор (подп.2.3 п.2 постановления № 924/16); |
• изменение сроков, в течение которых юридические лица и ИП, заключившие гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО, вправе осуществлять прием наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин без СКНО:
с 6 до 15 месяцев - для юридических лиц (за исключением осуществляющих торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающими на автозаправочных станциях услуги, деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси, продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более, а также оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования);
с 2 до 4 месяцев - для ИП (за исключением осуществляющих торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающими на автозаправочных станциях услуги, деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси, продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более).
Отдельные вопросы использования КСА. Изменения, продиктованные практикой применения
В числе прочего принятие постановления № 514/9 обусловлено двумя причинами.
1. Необходимостью урегулирования отдельных вопросов, связанных с использованием КСА.
Для этого постановлением № 514/9:
• предусмотрен перенос срока замены КСА (за исключением КСА, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации и запрета, связанного с данным сроком, с 1 июля 2018 г. на 1 января 2020 г.
Напомним, что кассовый аппарат, за исключением кассового аппарата с установленным СКНО, до его использования подлежит регистрации в налоговом органе в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, и используется в течение 6 лет с даты его первой регистрации (п.12 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16 (далее - Положение)).
![]() |
Обратите внимание! При этом установлен запрет на использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями такого кассового аппарата по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе (п.17 Положения). |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 апреля 2021 г. п.12 и абз.3 п.17 Положения исключены постановлением Совмина и Нацбанка от 07.04.2021 № 203/4. Комментарий см. здесь; |
• уточнено, что при продаже товаров (работ, услуг) с использованием автоматического электронного аппарата, торгового автомата со встроенным КСА необходимость по формированию и выдаче покупателю (потребителю) платежного документа (проездной документ (билет)) возникает только при использовании кассового суммирующего аппарата со встроенным СКНО (п.31 Положения);
• скорректирован перечень случаев, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров (работ, услуг) и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
Так, после вступления в силу постановления № 514/9 к таким случаям будет относиться розничная торговля медицинскими работниками государственных организаций здравоохранения или их структурных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (подп.35.8 п.35 Положения).
Напомним, что согласно подп.35.8 п.35 Положения право осуществлять прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов имеют медицинские работники государственных организаций здравоохранения или их структурных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки, только при осуществлении розничной торговли лекарственными средствами.
2. Необходимостью корректировки постановления и утвержденного им Положения с учетом практики применения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 июня 2020 г. постановлением Совмина и Нацбанка от 29.11.2019 № 819/16 изменено название Положения: «Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа». |
Для этого постановлением № 514/9:
• внесены изменения в подп.35.18 п.35 Положения в части исключения наименований квитанции о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) формы 1-СУ и квитанции о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, формы 1-СУо, при выдаче которых субъекты хозяйствования, осуществляющие страховую деятельность, вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 декабря 2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях осуществления страховой деятельности, посреднической деятельности по страхованию с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанций о приеме наличных денежных средств по формам, установленным Минфином (подп.35.18 п.35 Положения в ред. постановления № 819/16). |
С учетом внесенных изменений прием наличных денежных средств в этом случае без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов может осуществляться при условии выдачи страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанции о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) по формам, установленным Министерством финансов Республики Беларусь.
![]() |
Справочно В соответствии с п.13 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, Министерство финансов Республики Беларусь устанавливает формы квитанций о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) и порядок их заполнения и использования. |
Указанные изменения позволят не вносить точечные корректировки в Положение при утверждении в дальнейшем Министерством финансов Республики Беларусь новых форм квитанций о приеме наличных денежных средств (страховых взносов);
• уточнен порядок использования программной кассовой системы.
Возможность использования субъектами хозяйствования с 7 июля 2018 г. для приема наличных денежных средств (банковских платежных карточек в случае осуществления расчетов в безналичной форме) программной кассовой системы предусмотрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2017 № 1040/17.
![]() |
Справочно Программная кассовая система представляет собой комплекс, включающий программные кассы, программно-аппаратные средства оператора программной кассовой системы и иные элементы, предназначенные для учета кассовых операций и взаимодействия с СККО (п.2 Положения). |
С учетом внесенных постановлением № 514/9 в часть пятую п.18 Положения изменений уточнено, что в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» будет размещаться информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, используемых в Республике Беларусь.
![]() |
Справочно Требования к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы, сферы применения программных касс, а также порядок работы комиссии по оценке оператора программной кассовой системы, программной кассовой системы и программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям, определены Положением, утвержденным постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 июля 2023 г. следует руководствоваться Положением № 10 с изменениями, внесенными постановлением МНС от 29.12.2022 № 41. |
Напомним, что согласно части пятой п.18 Положения размещению подлежала информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, соответствующих определенным Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь требованиям.
Постановление № 514/9 вступило в силу с 8 июля 2018 г., за исключением положений, касающихся переноса срока использования КСА (кроме КСА, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, а также запрет, связанный с данным сроком, которые вступают в силу после официального опубликования постановления № 514/9.
27.07.2018
Марина Константинова, экономист