


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563
19 июля 2016 г. Советом Министров Республики Беларусь принято, а с 28 июля вступило в силу постановление № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (далее - постановление № 563).
Постановление № 563 устанавливает порядок заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, заключаемых в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8, которым был изложен в новой редакции Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10).
Напомним, что инвестиционный договор с Республикой Беларусь является соглашением, заключаемым между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, на основании которого инвестор приобретает ряд льгот и преференций в обмен на обязательство инвестора реализовать инвестиционный проект, например, по строительству того или иного объекта (гостиница, завод и др.).
Инвесторами могут быть как граждане и юридические лица Беларуси, так и иностранные граждане и юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Сравнительная таблица ограничений и льгот при реализации инвестиционных договоров
Критерий сравнения | До 15 мая 2016 г. (дата вступления в силу Декрета № 10) | С 15 мая 2016 г. |
Ограничения при реализации инвестиционных проектов | ||
Ограничения на осуществление софинансирования строительства объектов, предусмотренных инвестиционными проектами, до окончания их строительства третьими лицами путем заключения предварительных договоров купли-продажи, участия в долевом строительстве и т. д. (примечание 1) |
+ |
- |
Условие реализации инвестиционных проектов в рамках приоритетных видов деятельности (реализации проектов в приоритетных секторах экономики) (примечание 2) |
- |
+ |
Ограничения на проведение реорганизаций, изменение собственников имущества или состава участников инвесторов (организаций, созданных инвесторами) (примечание 3) |
- |
+ |
Льготы и преференции | ||
Освобождение от необходимости проведения любых процедур закупок при строительстве |
- |
+ |
Освобождение подрядчиков, разработчиков проектной документации, участвующих в реализации инвестиционных проектов, от уплаты пошлины за выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью; ускоренный порядок рассмотрения документов для их получения |
- |
+ |
Право на вычет в полном объеме сумм НДС, предъявленных при приобретении на территории Беларуси (уплаченных при ввозе на территорию Беларуси) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором |
+ |
+ |
Освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему |
+ |
+ |
Освобождение от уплаты земельного налога или арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство |
+ |
+ |
Возможность параллельного проектирования и строительства объектов |
+ |
+ |
Примечание 1. Ограничение было предусмотрено абзацем 3 подп.2.1 п.2 Декрета № 10 в редакции от 31.01.2013.
Примечание 2. Приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2016 № 372 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики) для осуществления инвестиций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2014 г. № 197».
Примечание 3. Ограничение установлено абзацем 7 подп.2.1 п.2 Декрета № 10 в редакции от 15.05.2016. Отметим, что ограничение не касается возможности изменения состава участников или собственника имущества самих участников инвестора.
Изменения в правовом регулировании порядка заключения и исполнения инвестиционных договоров
Постановление № 563 содержит в первую очередь ряд уточненных процедурных моментов, а поэтому особое внимание на его нормы следует обратить лицам, которые только планируют заключить инвестиционные договоры, так как вместо ранее действующего Положения о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 (далее - Положение № 1058), необходимо применять утвержденные постановлением № 563:
1) Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее - Положение о порядке заключения договоров);
2) Положение о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;
3) Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;
4) Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;
5) Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее - Положение о льготах).
Изменения в порядке заключения инвестиционных договоров
Говоря об изменениях в порядке заключения инвестиционных договоров, отметим, что Положение о порядке заключения договоров расширяет перечень документов, которые инвестор должен представить на этапе подачи заявления (предложения) о заключении инвестиционного договора (п.4).
Так, среди прочих документов подлежат представлению:
1) копия аудиторского заключения (заключения по результатам проведения финансового Due Diligence), содержащего оценку финансового состояния инвестора (инвесторов), его (их) возможностей по осуществлению заявленных инвестиций;
2) выписка банка об остатке денежных средств на банковском счете, письма банков и (или) иные документы, подтверждающие намерения других лиц предоставить средства инвестору для реализации инвестиционного проекта (при наличии).
![]() |
Справочно Ранее действовавшее законодательство (часть вторая п.5 Положения № 1058) требовало представления вышеуказанных документов, только если инвестор претендовал на получение дополнительных льгот (прямо не предусмотренных Декретом № 10). |
Указанное требование едино и обязательно для всех инвесторов. Можно говорить о том, что государство теперь будет более взвешенно подходить к выбору будущих инвесторов в целях недопущения ситуаций, когда инвестиционные договоры заключаются, но в дальнейшем не исполняются.
Изменения в порядке освобождения и (или) предоставления рассрочки возмещения сумм льгот и (или) преференций, уплаты неустойки, предусмотренной инвестиционным договором
Характеризуя Положение о льготах, отметим, что его нормами определяется ряд процедурных вопросов освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (например, установлено, что инициировать эту процедуру должен сам инвестор путем направления заявления).
![]() |
Обратите внимание! В то же время конкретные основания, при которых должно приниматься соответствующее решение об освобождении и (или) о предоставлении рассрочки, не установлены. |
Проанализировав перечень документов, которые в случае инициирования соответствующих процедур предоставления освобождения и (или) рассрочки (отсрочки) должен представить инвестор (п.6 Положение о льготах), можно предположить, что такими основаниями (критериями) будут:
• степень готовности объекта;
• объем и характеристика выполненных работ в рамках реализации инвестиционного проекта;
• объем вложенных инвестиций и т. д.
Представляется, что конкретные основания должны быть разработаны и утверждены каждым из государственных органов, которые от имени Республики Беларусь заключают инвестиционные договоры.
Порядок разъяснения норм Декрета № 10 и постановления № 563
В случае если какие-либо нормы Декрета № 10 и постановления № 563 будут нуждаться в разъяснении, п.2 постановления № 563 предоставляет право (а следовательно, и обязанность) их разъяснять следующим республиканским органам государственного управления:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 апреля 2020 г. в п.2 постановления № 563 внесено изменение постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.04.2020 № 193. Изменение не повлияло на суть материала. |
• Министерству экономики Республики Беларусь (вопросы порядка заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров, ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, проведения конкурса по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора, возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором);
• Государственному таможенному комитету Республики Беларусь (таможенное регулирование);
• Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь (вопросы налогообложения);
• Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь (вопросы, относящиеся к сфере земельных отношений, а также вопросы порядка продажи не завершенных строительством незаконсервированных объектов с публичных торгов);
• Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь (вопросы архитектурной и строительной деятельности);
• Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов).
Специальные сроки подготовки разъяснений постановлением № 563 не установлены, поэтому, полагаем, применимы общие сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, установленные п.3 ст.17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (не более 15 дней (месяца - для обращений, требующих дополнительного изучения и проверки)).
02.09.2016
Александр Антонов, юрист практики строительства и недвижимости юридической компании Revera