Пособие от 22.03.2018
Автор: Ерилин Г.

Изменения в правилах выдачи разрешений на выбросы с 26 февраля 2018 года


 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОСЫ С 26 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА

В постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия» (далее - постановление № 664), регулирующее вопросы получения разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, были внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2018 № 151, которые вступили в силу с 26 февраля 2018 г.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия изложено в новой редакции постановлением Совмина от 25.03.2022 № 175.

 

В соответствии с предыдущей редакцией постановления № 664 получение разрешения на выбросы было необходимо при эксплуатации заявителем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случаях, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляли:

• более 0,1 т в год независимо от состава выбросов;

• менее 0,1 т в год, но в их составе присутствовали загрязняющие вещества, отнесенные в установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь порядке к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,000 1 т в год.

При осуществлении экономической деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, субъекты хозяйствования обязаны проводить инвентаризацию и нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за исключением случаев, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют 3 т и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют 10 кг и менее в год (п.5 Общих требований в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 (далее - Общие требования)). В действующей редакции постановления № 664 необходимость получения разрешения рассматривается исходя из тех же правил, которые приведены в указанном п.5. При этом раньше постановление № 664 устанавливало порог нормируемых выбросов, а сейчас такого порога нет (то есть в ситуации, когда валовый выброс составляет более 3 т, а нормируемый - менее 0,1 т, требуется получать разрешение).

Сравнительный анализ требований для обязательного получения разрешения на выбросы см. в таблице:

 

Предыдущая редакция постановления № 664 (до 26 февраля 2018 г.) Пункт 5 Общих требований Новая редакция постановления № 664 (с 26 февраля 2018 г.)
Эксплуатация заявителем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случаях, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют:
• более 0,1 т в год независимо от состава выбросов;
• менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные в установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь порядке к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,000 1 т в год
Согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют более 3 т в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год Эксплуатация заявителем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случае, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют более 3 т в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год

 

справочно

Справочно

Перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установлен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 31.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 ноября 2020 г. следует руководствоваться перечнем объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, видов деятельности, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19.10.2020 № 21.

 

Следует отметить, что если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют 3 т и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют 10 кг и менее в год, то ранее выданные разрешения на выбросы прекращают свое действие.

При выдаче комплексного природоохранного разрешения в соответствии с изменением, внесенным в п.31 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденного постановлением № 664, действие разрешения на выбросы также прекращается. Указанная норма соответствует норме подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2011 № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях».

Согласно новой редакции постановления № 664 в разрешении на выбросы может указываться нормативное содержание кислорода. Это соответствует положениям экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности» (утверждены и введены в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т) (далее - ЭкоНиП). Так, подп.10.1.2-10.1.6 п.10.1, пп.10.2, 10.4 ЭкоНиП предусматривают нормирование выбросов в привязке к нормативному содержанию кислорода в дымовых газах, при этом нормы установлены в миллиграммах в метре кубическом. Соответствующие указания есть в таблицах приложения Е ЭкоНиП.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2023 г. ЭкоНиП изложены в новой редакции постановлением Минприроды от 21.11.2022 № 23-Т. Комментарий см. здесь.

 

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при количестве источников более 20 по правилу п.28 приложения А к ЭкоНиП оформляются отдельным приложением в виде таблицы, в которой указано в том числе нормативное содержание кислорода. В таблицу вносятся сведения о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в тоннах в год) для стационарных источников выбросов, доля выбросов загрязняющего вещества от которых более 10 % от выбросов данного загрязняющего вещества в целом от объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарные источники выбросов, выброс загрязняющего вещества от которых составляет более 1 т в год.

Также в таблицу вносятся сведения о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в миллиграммах в метре кубическом) для стационарных источников выбросов:

• для которых определены требования по предельным значениям выбросов в таблицах Е.2-Е.24, Е.29-Е.42 (приложение Е);

• для которых предусматриваются проектные решения, основанные на наилучших доступных технических методах, а также проектные решения по оснащению организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками и иные решения по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• оснащенных газоочистными установками.

Сведения об объеме газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов и о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в миллиграммах в метре кубическом) для стационарных источников выбросов при нормальных условиях приводятся к температуре 273 К, давлению 101,3 кПа и нормативному содержанию кислорода (%), указанному в таблицах Е.2-Е.24, Е.29-Е.42 (приложение Е).

 

справочно

Справочно

Концентрация кислорода в дымовых газах используется при проведении расчетов выбросов. Так, в соответствии с п.5.7 ТКП 17.08-01-2006 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок определения выбросов при сжигании топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.02.2006 № 2/10) и п.5.7 ТКП 17.08-04-2006 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок определения выбросов при сжигании топлива в котлах теплопроизводительностью более 25 МВт» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.06.2006 № 3-т) при проведении измерений соблюдается принцип единства измерений посредством приведения измеряемых величин к нормальным условиям (температура 273,15 К (0°С) и давление 101,3 кПа) при условном коэффициенте избытка воздуха 1,4 (соответствует концентрации кислорода в дымовых газах за котлом 6 %).

 

22.03.2018

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»