


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»
Комментируемый Декрет № 7 (далее - Декрет № 7) - наиболее масштабный акт законодательства из «либерализационного пакета» нормативных правовых актов.
Условно изменения, предусмотренные Декретом № 7, можно разделить на семь групп, а именно изменения:
1) в порядке осуществления хозяйственной деятельности;
2) в области технического нормирования и стандартизации;
3) в налоговом и таможенном законодательстве;
4) в порядке использования недвижимого имущества;
5) в экологическом законодательстве;
6) в порядке привлечения к ответственности руководителей и «лиц, принимающих решения»;
7) в процедурах трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для Декрета № 7 характерна разномоментность вступления в силу его структурных единиц: изменения (правила), указанные в подп.3.4 п.3 таблицы вступили в силу с 26 ноября 2017 г. (фактически применяются с 1 января 2018 г.), остальные изменения (правила) вступят в силу с 26 февраля 2018 г.
Таблица
Изменение (правило) | Содержание | Правовая норма |
1. Изменения в порядке осуществления хозяйственной деятельности | ||
1.1. Установлены общие принципы взаимодействия государства и бизнеса | Определены принципы взаимодействия государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с субъектами хозяйствования, в том числе: 1) презумпция добросовестности субъектов хозяйствования; 2) саморегулирование бизнеса и минимизация вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования; 3) сочетание заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности; 4) необходимость получения специального разрешения (лицензии) только для осуществления экономической деятельности, потенциально сопряженной с угрозами причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан; 5) персонализация ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, и др. |
Пункт 1 Декрета № 7 |
1.2. Введен уведомительный принцип начала осуществления отдельных видов экономической деятельности | Установлен закрытый перечень наиболее распространенных видов экономической деятельности, до начала осуществления которых субъектом хозяйствования должно быть предоставлено уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган (далее - уведомление) путем: - подачи письменного уведомления через службу «одно окно»; - направления письменного уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; - в электронном виде с использованием единого портала электронных услуг. Предоставлением уведомления презюмируется соответствие субъекта хозяйствования, его работников, осуществляемой им деятельности и предназначенных для использования в процессе ее осуществления земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов требованиям, предусмотренным законодательством. Установлены два исключения из уведомительного принципа: 1) в случае осуществления деятельности по производству пищевой продукции - субъект хозяйствования, направивший уведомление, обязан в течение месяца со дня направления такого уведомления обратиться в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, за получением санитарно-гигиенического заключения; 2) в случае если законодательными актами или в соответствии с ними предусмотрена необходимость прохождения субъектом хозяйствования иных административных процедур |
Подпункты 3.1, 3.2, абзац 1 подп.3.4 п.3 Декрета № 7, перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом № 7 (далее - Перечень) |
1.3. Исключено применение законодательства СССР и БССР | Нормативные правовые акты СССР и БССР, в том числе технические нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия осуществления экономической деятельности, не являются обязательными для применения (соблюдения) на территории Республики Беларусь, за исключением правовых актов СССР, устанавливающих требования к обеспечению безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии | Подпункт 3.10 п.3 Декрета № 7 |
1.4. Установлена возможность осуществления деятельности без печатей | Субъектам хозяйствования предоставлено право не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь | Подпункт 3.11 п.3 Декрета № 7 |
1.5. Утверждены общие требования пожарной безопасности | Утверждены общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие требования пожарной безопасности), которые субъекты хозяйствования обязаны соблюдать в процессе осуществления экономической деятельности. Иные требования пожарной безопасности, содержащиеся в ТНПА, за исключением технических регламентов Республики Беларусь (далее - ТР), подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования: данные требования могут не соблюдаться при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено Декретом № 7 и иными решениями Президента Республики Беларусь |
Подпункт 2.2 п.2, подп.3.5 п.3 Декрета № 7, Общие требования пожарной безопасности |
1.6. Утверждены общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие санитарно-эпидемиологические требования) | Общие санитарно-эпидемиологические требования субъекты хозяйствования обязаны соблюдать в процессе осуществления экономической деятельности. Иные санитарно-эпидемиологические требования, содержащиеся в ТНПА, за исключением ТР, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования: данные требования могут не соблюдаться при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено Декретом № 7 и иными решениями Президента Республики Беларусь |
Подпункт 2.3 п.2, подп.3.5 п.3 Декрета № 7, Общие санитарно-эпидемиологические требования |
1.7. Утверждены общие требования в области охраны окружающей среды | Утверждены общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие требования в области охраны окружающей среды), которые субъекты хозяйствования обязаны соблюдать в процессе осуществления экономической деятельности. Иные требования в области охраны окружающей среды, содержащиеся в ТНПА, за исключением ТР, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования: данные требования могут не соблюдаться при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено Декретом № 7 и иными решениями Президента Республики Беларусь |
Подпункт 2.4 п.2, подп.3.5 п.3 Декрета № 7, Общие требования в области охраны окружающей среды |
1.8. Утверждены общие требования в области ветеринарии | Утверждены общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие требования в области ветеринарии), которые субъекты хозяйствования обязаны соблюдать в процессе осуществления экономической деятельности. Иные требования в области ветеринарии, содержащиеся в ТНПА, за исключением ТР, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования: данные требования могут не соблюдаться при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено Декретом № 7 и иными решениями Президента Республики Беларусь |
Подпункт 2.5 п.2, подп.3.5 п.3 Декрета № 7, Общие требования в области ветеринарии |
1.9. Смягчены требования к размещению наружной рекламы | Субъектам хозяйствования предоставлено право не разрабатывать проектную документацию для размещения средства наружной рекламы. | Абзац 2 подп.4.6 п.4 Декрета № 7 |
Отменено согласование наружной рекламы, рекламы на транспорте. Исключение: реклама, связанная со специфическими товарами (работами, услугами). |
Абзац 4 подп.4.6 п.4 Декрета № 7 | |
Разрешение на размещение средства наружной рекламы, продление действия этого разрешения и его переоформление осуществляется через местный исполнительный и распорядительный орган по принципу «одно окно» с сокращением сроков соответствующих административных процедур. | Абзац 3 подп.4.6 п.4 Декрета № 7 | |
Субъектам хозяйствования предоставлено право проводить рекламные мероприятия в маркетинговых целях в объектах общественного питания, осуществлять бесплатное (безвозмездное) распространение пива и слабоалкогольных напитков в объеме не более 5 литров одному лицу в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий в объектах общественного питания. | Абзац 5 подп.4.6 п.4 Декрета № 7. От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 октября 2021 г. следует руководствоваться подп.4.6 п.4 Декрета № 7 с учетом изменений, внесенных Декретом от 06.07.2021 № 3. Комментарий см. здесь | |
Либерализована процедура проведения выставок и ярмарок путем предоставления субъектам хозяйствования права: 1) самостоятельно организовывать и проводить выставки на территории Республики Беларусь; 2) организовывать и проводить ярмарки по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами только по месту их проведения |
Подпункт 4.2 п.4 Декрета № 7 | |
1.10. Смягчены требования к осуществлению транспортной деятельности | Исключена обязанность оформления путевых листов при выполнении автомобильных перевозок. | Абзац 2 подп.4.5 п.4 Декрета № 7 |
Исключена обязанность оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства при перевозке отходов производства (при наличии товарно-транспортной накладной). Исключение: перевозка опасных грузов, которая осуществляется с соблюдением международных договоров Республики Беларусь. |
Абзац 3 подп.4.5 п.4 Декрета № 7 | |
Субъектам хозяйствования предоставлено право допускать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей независимо от стажа работы в качестве водителя транспортных средств или составов транспортных средств соответствующей категории. | Абзац 4 подп.4.5 п.4 Декрета № 7 | |
Субъектам хозяйствования предоставлено право производить контроль состояния водителей механических транспортных средств перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов с использованием тест-полосок и экспресс-пластин без проведения предрейсовых и иных медицинских обследований. | Абзац 5 подп.4.5 п.4 Декрета № 7 | |
Отменена плата за проезд по платным автомобильным дорогам в отношении приобретенных субъектами хозяйствования в собственность и ввозимых на территорию Республики Беларусь своим ходом транспортных средств с временными (транзитными) регистрационными знаками, выданными в иностранном государстве | Подпункт 5.13 п.5 Декрета № 7 | |
1.11. Смягчены требования к осуществлению строительной деятельности | Отменена необходимость получения разрешительной документации, а также аттестата заказчика для собственников объектов, для выполнения строительных работ при капитальном ремонте, работ по технической модернизации. Данные виды работ выполняются на основании проектной документации, а в отношении капитального ремонта - при условии направления предварительного уведомления в местный исполнительный и распорядительный орган. |
Абзац 2 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 |
Субъекты хозяйствования обязаны получать технические условия (далее - ТУ) на инженерно-техническое обеспечение объекта, включенные в состав разрешительной документации на строительство объекта. Установлены требования к содержанию ТУ. | Абзац 3 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 | |
Исключено проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры. | Абзац 4 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 | |
Исключено проведение государственной экологической экспертизы в отношении перечня объектов строительства, установленного абзацами 6-13 подп.4.4 п.4 Декрета № 7. | Абзац 5 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 | |
Субъектам хозяйствования предоставлено право при строительстве объектов «под ключ» оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг, кроме осуществления технического надзора за строительством, а также «закрытого» перечня функций, которые относятся к компетенции заказчика и при выполнении которых не требуется получение аттестата соответствия заказчика, установленного абзацами 16-20 подп.4.4 п.4 Декрета № 7. | Абзац 15 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 | |
Субъектам хозяйствования предоставлено право при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг, в том числе получать разрешительную документацию, за исключением «закрытого» перечня функций заказчика, не подлежащих передаче инженерной организации, указанного в абзацах 22-26 подп.4.4 п.4 Декрета № 7. | Абзац 21 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 | |
Установлены единые правила определения продолжительности гарантийных сроков: на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы применяется гарантийный срок не менее 5 лет, то есть субъектами хозяйствования могут устанавливаться и большие гарантийные сроки. Исключения: - технологическое, инженерное, сантехническое, электротехническое и другое оборудование, материалы и изделия, использованные для строительства объектов (выполнения строительных работ), гарантийный срок на которые устанавливается законодательством или изготовителем; - работы по текущему ремонту, пусконаладочные работы, гарантийный срок на которые устанавливается не менее 2 лет. |
Абзац 27 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 | |
Установлены единые правила определения продолжительности и суммы резервирования денежных средств: на 2 года в размере 1,5 % стоимости выполненных на объектах строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения работ в целях устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества. | Абзац 30 подп.4.4 п.4 Декрета № 7. От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 февраля 2021 г. абзац 30 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 26.02.2021 № 58. | |
Исключена обязанность применять законодательство о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок при: 1) финансировании за счет собственных средств (без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь (далее - Совет Министров), кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров, облисполкомов и Минского горисполкома); 2) осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений). |
Абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 | |
Субъектам хозяйствования предоставлено право осуществлять разработку предпроектной (предынвестиционной) документации без наличия аттестата соответствия. |
Абзац 36 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 | |
Упрощены требования к получению заключений государственных органов при приемке объекта в эксплуатацию: заключения государственных органов и организаций получаются исключительно на предмет соответствия объектов строительства разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности | Абзац 37 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 | |
1.12. Смягчены требования к осуществлению торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения | Исключена обязанность субъектов хозяйствования согласовывать режим работы с местными исполнительными и распорядительными органами. Исключение: режим работы в ночное время (после 23:00 и до 7:00). Субъектам хозяйствования предоставлено право: |
Абзац 3 подп.4.1 п.4 Декрета № 7 |
- создавать объекты общественного питания без подразделения их на типы и классы, а также самостоятельно разрабатывать для них ассортиментные перечни продукции общественного питания; | Абзац 4 подп.4.1 п.4 Декрета № 7 | |
- создавать стационарные торговые объекты, объекты общественного питания, торговые центры вне зависимости от наличия таких объектов на схемах размещения, разрабатываемых и утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами, если при этом не нарушаются требования градостроительной документации; - самостоятельно определять порядок: |
Абзац 2 подп.4.1 п.4 Декрета № 7 | |
1) оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей в объектах общественного питания; | Абзац 5 подп.4.1 п.4 Декрета № 7 | |
2) заказов на бытовые услуги и учета материалов, используемых при их оказании. Исключение: бытовые услуги по химической чистке, окраске и (или) интенсификации цвета изделий, в области производства ювелирных изделий и аналогичной продукции, по ремонту ювелирных изделий, техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств; |
Абзац 9 подп.4.1 п.4 Декрета № 7 | |
- без получения специального разрешения (лицензии) и без необходимости обязательного подтверждения соответствия изготавливать и реализовывать в объектах общественного питания продукцию общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7 % путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами; | Абзац 6 подп.4.1 п.4 Декрета № 7 | |
- самостоятельно определять наценку общественного питания на производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь в объектах общественного питания в розлив алкогольные напитки крепостью свыше 28 %. | Абзац 7 подп.4.1 п.4 Декрета № 7 | |
Исключена обязанность предоставлять сведения о розничном и (или) оптовом товарообороте для включения в Торговый реестр Республики Беларусь. | Абзац 8 подп.4.1 п.4 Декрета № 7 | |
Субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, самостоятельно рассчитывают свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах области, г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год | Абзац 8 подп.4.1 п.4 Декрета № 7 | |
2. Изменения в области технического нормирования и стандартизации | ||
2.1. Ужесточены требования к юридическому качеству и доступности ТНПА | Технические нормативные правовые акты, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования, подлежат: 1) обязательной юридической экспертизе в Национальном центре правовой информации на предмет их соответствия законодательным актам и постановлениям Совета Министров, а также наличия в них положений, требующих урегулирования на уровне НПА, не являющихся техническими; 2) включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официальному опубликованию на www.pravo.by, а также размещению на иных информационных интернет-ресурсах |
Подпункт 3.6 п.3 Декрета № 7 |
2.2. Либерализован порядок разработки и использования ТУ | Субъектам хозяйствования предоставлено право: 1) при разработке ТУ на продукцию (работы, услуги) самостоятельно определять срок действия разработанных ими ТУ (изменений в них); 2) не согласовывать с государственными органами ТУ (изменения в них) на продукцию (работы, услуги) |
Подпункт 5.8 п.5 Декрета № 7 |
2.3. Ограничены случаи обязательного соблюдения ТКП и ГОСТов | Технические кодексы установившейся практики обязательны для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в законодательных актах, ТР, иных нормативных правовых актах Совета Министров, а также если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения. Государственные стандарты Республики Беларусь обязательны для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в ТР, а также если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения |
Подпункт 3.9 п.3 Декрета № 7 |
2.4. Ограничены случаи разработки и сфера действия ТР | Технические регламенты Республики Беларусь разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные для соблюдения требования в рамках ЕАЭС и в отношении которой не вступили в силу или на которую не распространяются технические регламенты ТС и ЕАЭС. | Подпункт 3.7 п.3 Декрета № 7 |
В ТР должны содержаться только основополагающие технические требования, предъявляемые к продукции либо к продукции и процессам, связанным с жизненным циклом продукции | Подпункт 3.8 п.3 Декрета № 7 | |
2.5. Либерализованы требования в части обязательного подтверждения соответствия | Обязательное подтверждение соответствия может быть предусмотрено только ТНПА Республики Беларусь, ТС и ЕАЭС либо введено Президентом Республики Беларусь или в порядке, им определяемом, в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования. Иные формы обязательной оценки соответствия могут быть предусмотрены только техническими регламентами Таможенного союза или ЕАЭС | Подпункт 4.3 п.4 Декрета № 7 |
3. Изменения в налоговых и таможенных правоотношениях | ||
3.1. Установлен мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) | До 2020 года не допускаются повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин). Исключения: - случаи, когда соответствующие обязательства Республики Беларусь предусмотрены международными договорами; - индексация налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам |
Подпункт 5.1 п.5 Декрета № 7 |
3.2. Введен срок давности по налоговым обязательствам | Взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты. Исключения: - случаи, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 лет; - представление субъектами хозяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями |
Подпункт 5.4 п.5 Декрета № 7 |
3.3. Уменьшена в два раза сумма подлежащих уплате таможенных платежей и пеней при добровольной уплате | Уменьшены в два раза суммы таможенных платежей, специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, уплата пеней, начисленных на такие суммы, подлежащих уплате плательщиком в случае, если их уплата производится: - до принятия таможенными органами решения о взыскании или решения по акту таможенной проверки или - до истечения 10 рабочих дней со дня получения плательщиком указанных решений |
Подпункт 5.3 п.5 Декрета № 7. От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2019 г. в подп.5.3 п.5 Декрета № 7 внесено изменение Декретом Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 № 4 (далее - Декрет № 4). Изменение не повлияло на суть материала |
3.4. Возвращено право интернет-магазинов работать с применением упрощенной системы налогообложения | С 1 января 2018 г. субъекты хозяйствования вправе применять УСН: - при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин; - при оказании (предоставлении) посредством информационного ресурса в сети Интернет услуг (прав), связанных с размещением на ресурсе информации о субъекте торговли или о продаже им товаров, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина или адресацию (гиперссылку) на него |
Подпункт 5.2 п.5 Декрета № 7. От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2019 г. подп.5.2 п.5 Декрета № 7 исключен Декретом № 4 |
4. Изменения в порядке использования недвижимого имущества | ||
4.1. Предоставлено право использовать гаражи в качестве мастерских | Субъектам хозяйствования предоставлено право использовать гараж в качестве мастерской для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств без согласия общего собрания членов (собрания уполномоченных членов) гаражного кооператива | Абзац 10 подп.4.1 п.4 Декрета № 7 |
4.2. Предоставлено право использовать помещения, не соответствующие ТНПА | Субъектам хозяйствования предоставлено право использовать для размещения производственных, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, офисных помещений объекты недвижимого имущества (далее - помещения), не соответствующие требованиям к их проектированию и строительству, предусмотренным ТНПА, если на дату ввода в эксплуатацию такие объекты недвижимого имущества соответствовали заявленным требованиям | Абзац 2 подп.5.12 п.5 Декрета № 7 |
4.3. Предоставлено право использовать помещения по назначению, отличному от целевого назначения | Субъектам хозяйствования предоставлено право использовать помещения по назначению, отличному от назначения, указанного в документах Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования. Исключение: в нежилых помещениях жилых домов не допускается размещение объектов, предусмотренных в части первой п.9 ст.21 Жилищного кодекса Республики Беларусь. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.9 ст.21 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З |
Абзац 3 подп.5.12 п.5 Декрета № 7 |
4.4. Упрощен порядок изменения назначения объектов недвижимого имущества | Принятие решения о возможности изменения назначения объектов недвижимого имущества, принадлежащих субъектам хозяйствования, без проведения строительно-монтажных работ, а также решения об изменении целевого назначения земельных участков, на которых такие объекты расположены, осуществляется исполкомами по заявлению субъекта хозяйствования в рамках выполнения одной административной процедуры | Подпункт 5.11 п.5 Декрета № 7 |
5. Изменения в экологическом законодательстве | ||
5.1. Предоставлено право не разрабатывать индивидуальные технологические нормативы водопользования | При осуществлении видов экономической деятельности, включенных в Перечень, субъекты хозяйствования - ИП и микроорганизации - вправе не разрабатывать индивидуальные технологические нормативы водопользования, если они осуществляют водопользование (водопотребление и водоотведение) только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов | Подпункт 5.14 п.5 Декрета № 7 |
5.2. Предоставлено право не проводить локальный мониторинг окружающей среды | При осуществлении видов экономической деятельности, включенных в Перечень, субъекты хозяйствования - ИП и микроорганизации - вправе не проводить локальный мониторинг окружающей среды, объектами которого являются поверхностные, подземные и сточные воды, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух | Абзац 3 подп.5.14 п.5 Декрета № 7 |
5.3. Предоставлено право не разрабатывать и не получать ряд документов по охране атмосферного воздуха | При осуществлении видов экономической деятельности, включенных в Перечень, субъекты хозяйствования вправе: 1) не разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 2) не получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
Абзац 4 подп.5.14 п.5 Декрета № 7 |
5.4. Предоставлено право не осуществлять документальное оформление обращения с отходами | При осуществлении видов экономической деятельности, включенных в Перечень, субъекты хозяйствования - ИП и микроорганизации - вправе не назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами, не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами производства и нормативы их образования, а также не вести учет отходов и не проводить их инвентаризацию | Абзац 5 подп.5.14 п.5 Декрета № 7 |
6. Изменения в порядке привлечения к ответственности руководителей и лиц, принимающих решения | ||
6.1. Установлен принцип виновной субсидиарной ответственности | Собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц | Подпункт 5.6 п.5 Декрета № 7 |
6.2. Введена персональная ответственность руководителя организации | Непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями влечет наложение штрафа в размере от 10 до 200 БВ при наличии в совокупности следующих условий: - причинен вред государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан; - в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления |
Пункт 6 Декрета № 7. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.24.58 КоАП от 06.01.2021 № 91-З |
7. Изменения в процедурах трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства | ||
7.1. Отменены разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специальные разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь для высококвалифицированных работников | Отменена обязанность получения разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь для трудоустройства иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, являющихся победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности | Подпункт 5.7 п.5 Декрета № 7 |
01.02.2018
Мария Жариловская, юрист