Комментарий от 28.11.2016
Автор: Ерилин Г.

Изменения в Законе Республики Беларусь «О защите растений». Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2016 № 398-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Новые определения

Изменение уже используемых терминов и международное регулирование карантина

Разделение объектов: область карантина и область защиты растений

Обязанности субъектов в области карантина и защиты растений

Изменения в правилах представления отчетности и финансирования

Полномочия законодательных органов

Порядок ввоза подкарантинной продукции

Правила проведения подкарантинной экспертизы и государственной регистрации средств защиты растений

 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ».
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2016 № 398-З

Комментируемым Законом внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений» (далее - Закон), которые вступят в силу с 22 января 2017 г. В новой редакции изложено название Закона - «О карантине и защите растений». Изменение связано с областью применения Закона.

 

Справочно

Карантин растений - правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и растительной продукции от карантинных объектов.

Ранее - система правовых, организационных и фитосанитарных мероприятий, направленных на предупреждение занесения и распространения вредных организмов, а также на выявление, локализацию и ликвидацию очагов заражения такими организмами.

 

Таким образом, новая редакция Закона определяет понятие карантина и понятие защиты растений как определенные правовые режимы.

Новые определения

Законом введены такие определения, как:

карантинная фитосанитарная безопасность - обеспечение состояния защищенности территории Республики Беларусь от рисков, возникающих при проникновении и (или) распространении карантинных объектов;

карантинные фитосанитарные мероприятия - система мероприятий по выявлению карантинных объектов, локализации и ликвидации их очагов, а также по недопущению распространения карантинных объектов на территории Республики Беларусь;

качество средств защиты растений - соответствие средств защиты растений по составу, химическим и физическим свойствам и препаративной форме установленным обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами критериям;

мероприятия по защите растений - комплекс методов и способов по снижению численности особо опасных вредных организмов, в том числе при достижении экономического порога вредоносности, по уменьшению их воздействия на растения и (или) растительную продукцию;

особо опасные вредные организмы - вредные организмы, способные при достижении экономического порога вредоносности снижать качество и потребительскую ценность растений и растительной продукции и включенные в перечень особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков, определенный Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее - Минсельхозпрод) по согласованию с Национальной академией наук Беларуси;

тарная (упаковочная) этикетка - информация об упакованном средстве защиты растений, его изготовителе, рекомендациях по применению, перевозке и хранению, номере государственной регистрации, номере партии, дате изготовления, сроках хранения и иных сведениях, необходимых для безопасного обращения с ним, представленная на материальном носителе, прикрепляемом к упаковке, или нанесенная на нее;

экономический порог вредоносности - численность, интенсивность развития и распространения особо опасных вредных организмов, наличие которых приведет к такой степени повреждения растений, при которой необходимо осуществлять реализацию мероприятий по защите растений в целях уменьшения потерь растений и (или) растительной продукции.

Изменение уже используемых терминов и международное регулирование карантина

В связи с применением нового подхода к карантину и защите растений как к правовому режиму и распространением Закона не только на ввоз продукции, но и ее вывоз, а также в целях унификации норм Закона и существующих норм законодательства в целом внесены изменения в термины «карантин растений», «защита растений», «обращение со средствами защиты растений», «подкарантинная продукция», «средства защиты растений», «фитосанитарное состояние», «фитосанитарный сертификат».

Не используются термины «фитосанитарная безопасность» и «фитосанитарные мероприятия».

Внесены также изменения, связанные с законодательством в области технического нормирования и стандартизации, указано, что необходимо соблюдать нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов:

• в области карантина растений;

• в области защиты растений.

Ранее обязательность соблюдения касалась всех ТНПА.

В соответствующих статьях Закона отражены международные нормы регулирования карантина и защиты растений международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. В связи с этим из текста Закона исключены дополнительные нормы (так, из ст.3 Закона исключено, положение, согласно которому правила, установленные Законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц).

Термин «государственный карантинный фитосанитарный контроль» определяется как надзор, что связано с приведением понятия контрольно-ревизионной деятельности (осуществляет государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (далее - инспекция)) в соответствие с терминологией Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Указанные изменения внесены во все статьи Закона, определяющие полномочия инспекции и иных контролирующих и надзорных органов, а также обязанности субъектов. При этом инспекция - официальная национальная организация по карантину и защите растений.

Разделение объектов: область карантина и область защиты растений

Объекты Закона разделены на объекты отношений в области карантина (карантинные, подкарантинные объекты) и объекты отношений в области защиты растений (вредные организмы, подкарантинные объекты, средства защиты растений). Таким же образом определены и меры. Так, карантин растений обеспечивается посредством:

• принятия (утверждения) и реализации нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области карантина растений;

• реализации карантинных фитосанитарных мероприятий;

• осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Защита растений обеспечивается посредством:

• принятия (утверждения) и реализации нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области защиты растений;

• осуществления надзора в области защиты растений;

• организации научных исследований по разработке новых средств защиты растений, способов и технологий обращения с ними;

• государственной регистрации средств защиты растений;

• организации производства средств защиты растений;

• реализации мероприятий по защите растений;

• создания и использования резервного фонда средств защиты растений;

• формирования и использования фонда данных по защите растений.

Законодательством могут быть предусмотрены иные меры по обеспечению карантина и защиты растений.

Обязанности субъектов в области карантина и защиты растений

С учетом указанных выше требований и подходов откорректированы и обязанности субъектов в области карантина и защиты растений, в том числе при осуществлении обращения со средствами защиты растений. Расширены обязанности физических лиц. Так, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с подкарантинными объектами, обязаны:

• соблюдать нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, в области карантина растений;

• обеспечивать доступ должностных лиц, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), к подкарантинным объектам;

• представлять должностным лицам, осуществляющим государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), сведения и документы, необходимые для осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

• не препятствовать осуществлению государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

• извещать инспекцию о прибытии ввозимой в Республику Беларусь подкарантинной продукции в места назначения (доставки);

• не допускать очистки и (или) обеззараживания транспортных средств, перевозящих подкарантинную продукцию, в пути следования, а также в местах, не предназначенных для санитарной обработки транспортных средств;

• обеспечивать обеззараживание или уничтожение подкарантинных объектов при выявлении карантинных объектов;

• проводить обследования подкарантинных объектов и в случае выявления очагов массового распространения карантинных объектов информировать об этом инспекцию;

• осуществлять перевозку подкарантинной продукции средствами и способами, исключающими возможность заражения территории карантинными объектами;

• соблюдать карантинный режим;

• планировать по согласованию с территориальными организациями инспекции карантинные фитосанитарные мероприятия, своевременно и качественно их реализовывать;

• осуществлять финансирование карантинных фитосанитарных мероприятий, предусмотренных частью второй ст.8 Закона.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение со средствами защиты растений, обязаны:

• соблюдать нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, в области защиты растений;

• обеспечивать доступ должностных лиц, осуществляющих надзор в области защиты растений, в места, связанные с обращением со средствами защиты растений;

• представлять должностным лицам, осуществляющим надзор в области защиты растений, сведения и документы, необходимые для осуществления надзора в области защиты растений;

• не препятствовать осуществлению надзора в области защиты растений;

• представлять в инспекцию информацию, подлежащую включению в фонд данных по защите растений;

• вести учет наличия средств защиты растений и реализации мероприятий по защите растений;

• осуществлять финансирование мероприятий по защите растений, предусмотренных частью второй ст.8 Закона;

• осуществлять обращение только со средствами защиты растений, прошедшими государственную регистрацию и включенными в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст.22 Закона;

• прекратить обращение с пришедшими в негодность и (или) запрещенными к применению средствами защиты растений и обеспечить их обезвреживание.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с подкарантинными объектами и (или) со средствами защиты растений, обязаны соблюдать иные требования, предусмотренные законодательством в области карантина и защиты растений.

Физические лица, осуществляющие обращение с подкарантинными объектами и (или) со средствами защиты растений, обязаны соблюдать нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, в области карантина и защиты растений.

Изменения в правилах предоставления отчетности и финансирования

Законом больше не регулируется обязанность субъектов по представлению отчетности, так как вопрос отчетности регулируется законодательством о государственной статистике.

Финансирование карантинных фитосанитарных мероприятий в карантинной фитосанитарной зоне, обеззараживание и уничтожение подкарантинных объектов, возврат в страну-экспортер подкарантинной продукции, проведение карантинной фитосанитарной экспертизы подкарантинной продукции, проведение анализа на выявление скрытых форм возбудителей болезней растений и (или) растительной продукции, испытаний средств защиты растений на биологическую и хозяйственную эффективность, определение качества средств защиты растений, обезвреживание пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению средств защиты растений и тары (упаковки) из-под них осуществляются за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ранее предусматривалось также финансирование некоторых мероприятий за счет республиканского бюджета).

Полномочия законодательных органов

Изменены полномочия Совета Министров Республики Беларусь (далее - Совет Министров). Так, добавлены полномочия по определению единой государственной политики в области карантина и защиты растений, однако больше не в компетенции указанного органа установление порядка, условий и перечня по ряду позиций при перемещении через государственную границу Республики Беларусь (полномочия - у Государственного таможенного комитета Республики Беларусь).

К полномочиям местных Советов депутатов отнесено обеспечение надлежащего фитосанитарного состояния территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Порядок ввоза подкарантинной продукции

Ввозимая в Республику Беларусь подкарантинная продукция подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (местах прибытия) и (или) местах назначения (доставки) в порядке, установленном законодательством, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Ранее данная ситуация рассматривалась только в контексте ввоза указанной продукции неэкономического характера, который допускался при наличии импортного карантинного разрешения инспекции (Совет Министров устанавливал по согласованию с Президентом Республики Беларусь порядок и условия выдачи таких разрешений). Продукция подлежала государственному фитосанитарному контролю в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и (или) в местах назначения в порядке, установленном Советом Министров.

В целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности Советом Министров могут вводиться временные карантинные фитосанитарные меры (запреты, ограничения и др.) в отношении ввоза в Республику Беларусь и (или) вывоза из Республики Беларусь, в том числе перемещения транзитом, подкарантинной продукции в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Подкарантинная продукция, ввозимая в Республику Беларусь и зараженная карантинными объектами, подлежит обеззараживанию или уничтожению, если проведение обеззараживания или уничтожения подкарантинной продукции допустимо, а при невозможности их проведения либо отказе собственника подкарантинной продукции от проведения ее обеззараживания или уничтожения - возврату в страну-экспортер в порядке, установленном Минсельхозпродом. Ранее речь шла об обеззараживании или очистке, а возврат в страну-экспортер предусматривался как альтернативная мера.

Правила проведения подкарантинной экспертизы и государственной регистрации средств защиты растений

Четко определен случай, когда проводится карантинная фитосанитарная экспертиза: если при визуальном обследовании и (или) анализе образцов (проб) подкарантинной продукции в ходе осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) обнаружены организмы, сходные по морфологическим признакам с карантинными объектами, а также для выявления в подкарантинной продукции скрытой зараженности карантинными объектами. Ранее порядок определялся Минсельхозпродом.

Определена процедура государственной регистрации средств защиты растений. Средства защиты растений подлежат государственной регистрации на основании положительных результатов испытаний средств защиты растений, проводимых юридическими лицами, аттестованными Минсельхозпродом в порядке, установленном Советом Министров, а также токсиколого-гигиенической оценки, проводимой юридическими лицами, которые аккредитованы Министерством здравоохранения Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров. Ранее Закон не определял однозначно роль Минсельхозпрода в данной процедуре.

Обязанности производителей средств защиты растений теперь также соответствуют действующему законодательству. Указано на определяющее действие санитарных правил при производстве средств защиты растений. Среди обязанностей производителя названо обеспечение обезвреживания средств защиты растений (ранее предусматривалась обязанность по обезвреживанию как таковому, что не всегда могло быть выполнено из-за отсутствия у производителя объектов обезвреживания отходов, каковыми становятся испорченные и просроченные средства защиты растений).

При реализации средств защиты растений продавец (поставщик) обязан обеспечить на каждой единице емкости со средством защиты растений наличие рекомендаций по его применению, перевозке и хранению (на тарной (упаковочной) этикетке или в специальном приложении) с указанием номера государственной регистрации (ранее информация указывалась только на таре или упаковке). Продавцы средств защиты растений осуществляют торговлю на основании лицензии на оптовую торговлю и обязаны иметь на каждую партию средств защиты растений документ, подтверждающий качество средства защиты растений, выданный производителем. В этом документе указываются сведения о:

• наименовании средства защиты растений и содержании в нем действующих веществ;

• производителе (полное наименование юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя) и товарном знаке средства защиты растений (при его наличии);

• дате изготовления средства защиты растений (день, месяц, год) и его сроке годности (месяц, год);

• номере партии;

• массе нетто или объеме партии;

• количестве упаковочных единиц в партии;

• результатах проведенных испытаний средства защиты растений и заключении о качестве средства защиты растений.

Ввоз в Республику Беларусь средств защиты растений, не входящих в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, производится на основании разрешения, выдаваемого Минсельхозпродом (ранее, помимо этого, требовалось, чтобы указанные средства входили в специальный утвержденный перечень).

В Республике Беларусь ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений в случаях, предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, осуществляется на основании лицензии либо заключения (разрешительного документа). В Республике Беларусь выдача лицензии осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Минсельхозпродом в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а выдача заключения (разрешительного документа) - Минсельхозпродом в соответствии с указанными актами, а также в порядке и на условиях, установленных Советом Министров. В Республике Беларусь ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений физическими лицами в качестве товаров для личного пользования запрещен.

Указанные требования применяются в отношении средств защиты растений, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный международно-правовым актом, составляющим право Евразийского экономического союза.

Введена также норма, согласно которой применение средств защиты растений производится с учетом природоохранных требований.

 

28.11.2016

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»